Социальный институт российский государственный социальный университет





НазваниеСоциальный институт российский государственный социальный университет
страница1/22
Дата публикации10.11.2014
Размер3.38 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ СЛАВЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК, ОБРАЗОВАНИЯ,

ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ (ЗСО)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
 

РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Всероссийский научный круглый стол, посвящённый

Международному дню социального педагога

2 октября 2013 г.

Москва

2013

УДК

ББК

ISBN

Ресурсы социальной педагогики в формировании нового человека и общества. Всероссийский научный круглый стол, посвящённый Международному дню социального педагога (2 октября 2013г.) / под ред. А.В. Иванова и А.М. Егорычева – М.: МГПУ, 2013. - с.

ISBN
Материалы участников Всероссийского научного круглого стола, посвящённого Международному дню социального педагога «Ресурсы социальной педагогики в формировании нового человека и общества» рассматривают проблемы и вопросы, имеющие определяющее значение для современной России, её социального развития. Материалы круглого стола представляют интерес как для исследователей социально-педагогического направления, так и для практиков социальной сферы.

© МГПУ (Социальный институт, каф. социальной педагогики)
CОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………
ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
Иванов А.В. Культурная среда школы как важнейший ресурс социальной педагогики в формировании личности ребёнка…………………………

Егорычев А.М. Потенциал социальной педагогики в формировании российского человека и общества………………………………………

Мардахаев Л.В. Статус социального педагога: роль в воспитании, защите прав и личного достоинства ребенка………………………………………

Быков А.К. Принципы модернизации современной системы дополнительного профессионального педагогического образования……

Рожков М.И., Сапожникова Т.Н. Сущность воспитания в русле идей экзистенциальной педагогики………………………………………………

Димухаметов Р.С., Мунарбаева Б.Г. Компоненты эталонной модели креативной фасилитационной образовательной среды…………………………..

СЕКЦИОННЫЕ ДОКЛАДЫ
РАЗДЕЛ I. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ
Сергеева В.П. Механизмы развития креативной среды в процессе социализации обучающихся……………………………………………………

Сороковых Г.В. Креативная образовательная среда школы как личностное пространство школьника: социальный аспект…………………

Шумская Л.И. Актуальные тенденции социализации студентов
в условиях личностно значимой микросреды……………………………

Калашникова Л.А. Социокультурная среда в системе формирования основ социальной зрелости личности учащегося общеобразовательного учреждения………………………………………………………………………..

Умеркаева С.Ш. Художественно-эстетическое воспитание детей и юношества в условиях воспитательной среды учреждений социально-культурного профиля………………………………………………………………….
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ

РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Леденев В.В. Социальная педагогика как социокультурное явление……..

Федосеева И.А. Духовно-нравственный потенциал как фундамент подготовки будущего учителя……………………………………………….

Макаров М.И. Этико-педагогические представления о добродетельной жизни в педагогике русского космизма как ресурс формирования нового образа человека и общества…………………………………………………

Ахтян А.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников………

Шафикова Р.Ш. Художественная культура в современном образовании как возможность одухотворения личности студента дизайнера…………
РАЗДЕЛ III. ВЫСШАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА:

РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ

ЧЕЛОВЕКА НОВОГО ОБЩЕСТВА
Егорычев А.М., Дайкер А.Ф. Образование как определяющий фактор в формировании человека и общества………………………………………

Бакланова Н.К. Формирование личности социального педагога в процессе профессиональной подготовки…………………………………………………

Чижова К.И. Теоретические аспекты изучения эмоционально-волевой устойчивости педагога…………………………………………………………

Жундрикова С.В. Современная образовательная политика РФ: некоторые аспекты реализации………………………………………………………….

Сырецкий Г.А. Образовательная система технического вуза: системный инжиниринг…………………………………………………………….

Безденежных Л.В. Особенности формирования педагогической культуры у студентов – бакалавров факультета иностранных языков………………

Филатова Т.В. Современная система российского образования: национальные основы………………………………………………………….

Лаврентьева О.С. Личностно-ориентированный подход в подготовке бакалавров дизайна к сотрудничеству……………………………………….
РАЗДЕЛ IV. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА: ТВОРЧЕСТВО

И ИННОВАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Москвина Т.В. Ресурсы использования проектной методики в формировании нового человека и общества современным учителем начальных классов……………………

Калуцкая Н.А. Социальное воспитание как фактор формирования социально значимых качеств личности старшего школьника……………

Таржуманян Н.В. Подходы и направления профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы в условиях новой России………
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
Ковалев В.Г. К вопросу о типах социализации…………………………..

Лазарева М.В. Формирование социальной активности молодежи как актуальная социально-педагогическая задача……………………………….

Юлтаева Р.К. Степень сформированности социальной ответственности у сельских подростков: результаты диагностики…………………………

Крюкова Н.Ю. Особенности работы социального педагога по профилактике аддиктивного поведения……………………………………………..

Харитонов А.С. Феномен самоуправления………………………………
РАЗДЕЛ VI. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
Никитина Н.И., О.А. Щанкина. Некоторые аспекты формирования в вузе профессионально-этической культуры социальных педагогов……..

Пралиев С.Ж., Иманбаева С.Т., Шахгулари В.В. Творчество и компетентность в деятельности специалистов с высшим педагогическим образованием……………………………………………………………………….

Лаврентьева Е.Ю. Профессиональная культура педагогических работников образовательных учреждений интернатного типа: компетентностный подход………………………………………………………………….

Жаркова Е.П. Профессиональная компетентность социального педагога – путь к успешной социализации несовершеннолетних матерей……………
РАЗДЕЛ VII. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В УСЛОВИЯХ ВОЗРОЖДАЮЩЕЙСЯ РОССИИ
Блинков Ю.А., Брынцева О.С. Технологии обеспечения социального благополучия семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации……

Алексеева О.А. Деятельность специалистов социозащитных учреждений по поддержке и сопровождению замещающих семей……………………

Сокольский А.Э. Современные социально-педагогические технологии в практике работы с молодыми семьями «группы риска» (из опыта работы Центра социальной помощи семье и детям «Берегиня»)…………………….

Пинчук Д.Ю. Социальное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной педагогики…………………………………………

Белолипецких Н.В. Гендерное воспитание старших подростков в строительном колледже: статистика и перспективы……………………

Жданова М.Г. Наставничество в медицинской организации: типы и стили обучения………………………………………………………………….


ПРЕДИСЛОВИЕ
Рассматривая проблему формирования нового человека и общества, необходимо, прежде всего, обратиться к сущности ключевых понятий этого сложного теоретического конструкта. Дело в том, что любое понятие в течение времени наполняется новыми смыслами, иногда диаметрально противоположными первоначальному.

Благодаря мощной социокультурной динамике, постоянному росту научных знаний и процессам гобализации, наблюдаемых во всех сферах жизнедеятельности человека, происходит как рождение абсолютно новых терминов, так и существенное пополнение уже существующих. Иногда, существующие понятия начинают использоваться представителями наук, где оно, в связи со своими специфическими смыслами, никогда не использовалось. Представители, какой либо науки поступают очень просто – наполняют понравившийся термин новыми смыслами и включают его в научный оборот. Со временем это понятие с добавленными смыслами начинает новую жизнь, т.е. его используют (трактуют и объясняют) как с прежних позиций, так и с новой позиции (в какой либо конкретной науке, научном направлении, научной школе). Сами категории начинают уже осмысливаться в контексте перехода к новым смыслам и значениям, к абстракциям.

Нельзя не отметить одно важное обстоятельство – результаты различных логических разработок в социогуманитарных науках конца XX - начала XXI века несут принципиальный, идейно-технологический характер, мало добавляя прозрачности в социально-философское осмысления категорий, в их сущностные разъяснения.

В социально-педагогическом мышлении использование понятий из других наук вполне закономерно и, в частности, является внутренним требованием развития самой науки. В практике познания науки социальной педагогики, в её научной форме осуществления, достаточно быстро происходит процесс освоения понятий из других дисциплин, прежде всего философии, социологии, психологии, истории. Тем самым, преодолевается недостаточность существующих первичных образов в социальной педагогике. Проблема заключается, прежде всего, в том, что зачастую, используя вполне исторически «зрелые» понятия, социальные педагоги начинают упрощать его изначальный философский смысл. Появляется стихия конструирования упрощённых синтетических значений, что в конечном итоге приводит к формализму и обеднению научного поля социальной педагогики.

Любое научное понятие либо категория, взятые для замещающей схематизации социально-педагогического материала, соответствуют какой-либо научной теории. Иначе говоря, новые конструкторские порождения, в трактовке какого либо понятия должны быть особым образом предельно согласованы. Генетическая конструкция сущности понятия начинает выступать не простым обозначением объекта, явления или процесса, а как онтологическая картина, замещающая самые различные эмпирические описания. Создаваемая картина является прочным кирпичиком в структуре научного предмета социальной педагогики. Все её ключевые (базовые) понятия как раз и организуют онтологическое поле, от которого зависит смысл познавательных целей и задач, постановка проблем и гипотез. Описательной конструкции любого понятия соответствует идеальный объект, а само описание – соответствующей теории.

Любое описание – есть важней момент научного познания, требующее коррекции языка. Как известно язык выступает средством мышления и познавательной деятельности, что предполагает определённую двойственность своих функций: функции средства и отражения. А это порождает проблемность истинности. Само «обновлённое» понятие, возникшее в ходе развития и творения научных парадигм и схематизации социально-педагогических знаний, начинает участвовать в стимулировании постановки проблем и выдвижении гипотез, в целом – активизации познавательной деятельности.

Таким образом, понятия выступают как необходимые механизмы (средства) познания. В практике научного познания они (понятия), имеющие определённое содержание, начинают постепенно менять свой онтологический статус, всё более приобретая оперативные, технологические характеристики, иногда даже с потерей высоких философских смыслов. Всё зависит от общей научной теории, господствующей парадигмы, её развитости и соответствия историческим реалиям конкретного общества.

К огромному сожалению, говорить сегодня о научном прорыве в области построения общей социально-педагогической теории не приходится. В большей мере социальные педагоги в своём научном поиске занимаются собиранием фактов, изучением множества факторов, условий и деталей без понимания сути и смысла наблюдаемых явлений и процессов и их обобщения. Если социальная педагогика будет ещё, какое либо время пребывать в таком состоянии, то она обрекает себя на обыкновенную служанку социальной политики государства, но никак не на статус научной дисциплины.

Кризис социальной педагогики проявляется, прежде всего: в увеличивающемся разрыве между стремительно растущими объёмами эмпирической информации, темпами и качеством её теоретического осмысления; в неоправданном крене в сторону собирания и изучения факторов, деталей и условий организации социально-педагогической деятельности, без их глубокого философского осмысления и анализа политических, экономических, социокультурных, национальных, региональных, иных причин проблем современности. Вместо выявления и постижения фундаментальных закономерностей социального развития, причин, обуславливающих процессы формирования гармоничного человека нового времени исследователи ограничиваются коллекционированием факторов и их интерпретацией, простым фиксированием тенденций и скучным описанием мелких незначимых деталей, т.е. предпочитают путь простого движения по поверхности научного поля социальной педагогики.

Главная причина такой ситуации нами усматривается, прежде всего, в том, что социальные педагоги до сих пор не сумели до конца осознать и принять социальную педагогику как социально-гуманитарно-педагогическую научную дисциплину, находящуюся в органическом единстве с философией, социологией и психологией.

Роль социальной педагогики нельзя оценить однозначно. С одной стороны, отечественная социальная педагогика как наука, отрасль знания и социальная практика, несомненно, обладает огромным созидательным, воспитательным потенциалом. С другой стороны – она не имеет на сегодняшний день высокого государственного статуса и практически не поддерживается высшими управленческими образовательными структурами. Социальная педагогика, бесспорно, развивается в неразрывной связи с эволюционными процессами, как конкретного общества, так и всей мировой культуры и цивилизации. Она, в своих научных изысканиях, теории и практической деятельности, опирается как на историю национальной социальной культуры конкретного общества, так и учитывает наиболее важные факторы, особенности и тенденции современной эпохи. Отечественная социальная педагогика, в своём истинном выражении, есть важная духовно-нравственная составляющая эволюционной траектории российского общества, его рождения, становления и социального развития.

Необходимо отметить, что социальная педагогика, несмотря на присущий ей универсализм в понимании механизмов, факторов и особенностей развития всего человечества, его культуры, тем не менее, в своих основных научных, теоретических и практических ориентирах имеет национальный характер. Для каждой культуры мировой цивилизации характерна своя философия жизни её народа, культурные традиции, этнические стереотипы взаимоотношений, формы организации жизнеустройства, что и обуславливает сущность национального характера социальной педагогики.

Социальная педагогика как наука, отрасль знания и социальная практика может решать сложные, противоречивые и многоплановые задачи, касающиеся формирования человека и общества, гармонизации всей системы сложных социальных отношений и взаимосвязей. В построении своей общей теории социальная педагогика естественно использует многие понятия других научных дисциплин, несущих свои утвердившиеся смыслы. Тем самым, заимствованные понятия являются важными предметными средствами, позволяющими обогащать предметную парадигму, насыщать её новыми свойствами. Всё это возможно лишь при условии сохранения прежних высоких смыслов понятия, а не их упрощение и формализация.

Термин «формирование» имеет производное слово - форма. Слово «форма» - сложное философское понятие, играющее важную роль в логике, теории познания, онтологии, этике, эстетике, истории, а также в теории и практике социальной педагогики. «Форма» (лат. forma) – есть внешнее выражение какого либо содержания, а также и внутреннее строение, структура, определённый и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его «аморфного» материала (материи), содержания или содержимого. С этим различием связано философское понятие формы. Аристотель считал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и формы, причём форма является как активным фактором, благодаря которому вещь становится действительной (causa fotmalis), так и целью процесса становления (causa finalis). Форма, по мнению Аристотеля – это последнее видовое различие вещи, то, что её отличает от других вещей. Согласно Фоме Аквинскому, сущность и существование всех вещей возникает из формы. В целом, учение о «форме» способствовало развитию теории понятий.

Сегодня, концепт «форма» интерпретируется как совокупность конкретных признаков вещи (объекта, или какого-либо процесса), что позволяет отличить их от других объектов изучения и познания. Определяющее значение всегда отводилось сущности формы, его содержанию. Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Так К.Маркс и Ф. Энгельс считали, что содержанием является не сам по себе субстрат, а его внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс.

Диалектико-материалистическое понимание формы предполагает рассмотрение её как развивающейся. В своём развитии неизбежно происходит замена старого содержания формы новым. Разрешение противоречий между содержанием и формой протекает по-разному – от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание начиняет её подчинять также как и новую форму.

Таким образом, в обсуждении взятой проблемы, раскрытии частных вопросов, обосновании подходов и положений, участники круглого стола будут использовать следующие понятия: «формирование», «воспитание», «развитие», «человек», «личность», «образ», «общество», «социум», «ресурс», «потенциал», а также другие. Приведённые понятия несут свой изначальный сакральный смысл, который в руках исследователя приобретает авторское звучание. Будем надеяться, что авторское звучание будет таким же глубоким и обоснованным как и изначальное.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальный институт российский государственный социальный университет iconРоссийский государственный социальный университет
Приведите ваши доводы в пользу проживания взрослых детей с родителями или без них
Социальный институт российский государственный социальный университет iconИзучение эпидемиологии хронической сердечной недостаточности и вклада...
Работа выполнена в фгу "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Росмедтехнологии" (Москва) и гоу...
Социальный институт российский государственный социальный университет iconРоссийской Федерации Российский государственный социальный университет
Однако на практике в учебной среде этот термин применяется достаточно редко. В дальнейшем мы будем применять термин «диплом», так...
Социальный институт российский государственный социальный университет iconРоссийский государственный социальный университет филиал в г. Электросталь
Когда умцик накопил достаточный опыт и достиг наглядных результатов в практической и научной деятельности, Министерство здравоохранения...
Социальный институт российский государственный социальный университет iconГоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»...
Дисциплина относится к разделу «Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть» в соответствии с фгос впо по направлению...
Социальный институт российский государственный социальный университет iconКазанский (Приволжский) федеральный университет Институт геологии...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Социальный институт российский государственный социальный университет iconФгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
Социальный институт российский государственный социальный университет iconП р о г р а м м а по курсу
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Социальный институт российский государственный социальный университет iconСловарь урока социальный статус
Социальный статус – относительно устойчивое положение человека или группы в социальной структуре общества, совокупность некоторых...
Социальный институт российский государственный социальный университет iconI. Общие сведения
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Социальный институт российский государственный социальный университет iconБиосфера и её структура
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Социальный институт российский государственный социальный университет iconЛеонардо да Винчи
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Социальный институт российский государственный социальный университет iconПрограмма учебной дисциплины
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Социальный институт российский государственный социальный университет iconИсследование эвтрофирования водоемов
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Социальный институт российский государственный социальный университет iconУрок 1 Прямая и отрезок
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Социальный институт российский государственный социальный университет iconОлимпиада по окружающему миру
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск