Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы





Скачать 388.56 Kb.
НазваниеИркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы
страница1/3
Дата публикации23.04.2015
Размер388.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3
Исторические этапы развития массовых коммуникаций

Реферат подготовила: студентка группы: 14212 Слуднева М. К.

Иркутский Государственный Университет

Факультет Сервиса и рекламы

Иркутск 2003г.

I Введение

Тема моего реферата: Исторические этапы развития массовых коммуникаций и прежде чем говорить о их развитии надо сначала понять что такое массовая коммуникация. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающаяся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе.

Я взяла именно эту тему для реферата, так как я считаю, что она очень интересна и важна особенно для меня ведь моя будущая специальность РЕКЛАМА, и я должна хорошо разбираться в развитии и средствах массовой коммуникации. Ведь Массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения сегодня, а также тесно связана с рекламой.

При написании своей работы я использовала литературу ("Радио в Интернете", Виктория Сухарева, "Среда", № 10, Ноябрь, 1999; http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2405; Н.Т.Петрович, "Поговорим об информации", М.1973) в которой рассказывается о том как появлялись и развивались различные средства массовых коммуникаций, а также в каком состоянии они находятся сейчас и что ждет их в будущем. В издании Н.Т.Петрович, "Поговорим об информации" пишется о том, как появлялись и развивались различные средства передачи информации; в http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2405 рассказывается о развитии МК и СМК как в США, так и в России; в "Радио в Интернете" о появлении радио и Интернета о том как они совершенствуются, как сочетаются вместе и что ожидает их в будущем.

В начале своей работы я расскажу о том, какие существуют типы коммуникаций и об основных фазах информационного обмена о том как они появлялись и развивались. Затем по отдельности об особенностях различных средств массовых коммуникаций и о том, что их ожидает. А заключительной частью моей работы является вывод из приведенного выше.

II. Главная часть

1. Коммуникации: история, современность перспективы

Два типа средств коммуникации:

1. естественно возникший (язык, мимика, жесты)

2. искусственно созданный (технический)

а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность)

б) типично современный (радио, телевидение, кинематограф).

В ходе анализа исторических этапов развития системы средств массовой коммуникации в исследовании особое внимание уделяется рассматрению двух взаимоисключающих точек зрения. Согласно первой - возникновение системы средств массовой коммуникации связывается с появлением типично современных средств, появлением радио, кинематографа и телевидения. На этом основании отрицается, в свою очередь, наличие "спорадически" возникающего процесса массовой коммуникации в общественных формациях. Согласно второй - предпосылки появления процесса массовой коммуникации и обеспечивающих его средств рассматриваются в связи с процессом становления и развития культуры человеческого общества.

Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций.

Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект техники, служащей определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде.

Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, неводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов и т.д., она выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве.

Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические утопии).

Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.1

Информационный обмен в обществе и его эволюция.

Типы обменов в обществе:

- материальный;

- энергетический;

- информационный (актуален с середины ХХ века).

Целостная система характеризуется обменом между элементами (В.Г.Афанасьев).

Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

Основными фазами информационного обмена являются:

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация”[10]. Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:

Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит;

Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации  109 бит;

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;

Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит;

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит.

Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование эффективности информационного обмена.

Устная фаза

Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф.Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу”.

Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени.

Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации.

Ю.В.Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

- приметы, включая симптоматику народной медицины;

- гадания;

- предзнаменования (знаменья);

- язык;

- изобразительная группа: музыка; графико-живописная изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;

- прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;

- измерительная группа: меры;

- пространственные ориентиры;

- сигналы в контуре управления;

- обряды.

К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н.э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения. В Древнем Китае пользовались гонгами, а аборигены Африки и Америки пользовались деревянными барабанами-тамтамами, ударяя по ним то быстрее, то медленнее, то с разной силой, комбинируя звуки, можно было передавать известия с достаточной быстротой и на значительные расстояния.

Звуковая сигнализация сохранялась многие столетия. Благодаря "барабанному телеграфу" сведения о продвижении неприятельских войск распространялись на значительные расстояния и опережали официальные донесения курьеров. Средством звуковой сигнализации были также рожки, трубы, колокола, а после изобретения пороха выстрелы из ружей и пушек. Колокольный звон на Руси возвещал о пожаре, о торжествах и печали.

По мере развития человеческого общества звуковую сигнализацию постепенно оттесняла более совершенная - световая. Исторически первым средством световой сигнализации были костры. Костры служили сигналом древним грекам, римлянам, карфагенам и русским казакам в крестьянской войне 1670 - 1671 г. К огневой сигнализации по ночам или к дымовой - днём из сырой травы или сырых веток широко прибегали на южных границах России сторожевые посты казаков. При появлении неприятеля в Запорожской Сечи пользовались цепочкой костров, сооружённых на возвышенных местах, возвещая о грозящей опасности. Летопись световой сигнализации была бы неполной без упоминания о том, что жителя архипелага, отделённого Магеллановым проливом от южной оконечности Южно-американского материка, также пользовались сторожевыми кострами, что дало основание английскому мореплавателю Джеймсу Куку присвоить архипелагу название "Огненной Земли".

Язык костров и зеркал был хотя и быстр, но очень беден. Костры несли мало информации; дополнительно посылались гонцы с необходимыми подробными сообщениями. Способ "факельного телеграфа", основанного на сообщениях, передаваемых факелами в промежутках между зубцами стен, что соответствовало определённой букве кода, также не нашло применения на практике.

Французским механиком Клодом Шаппом был изобретён оптический, или семафорный, телеграф. Передача информации происходила с помощью вращения перекладины вокруг своей оси, прикрепленной к металлическому шесту на крыше башни. Русский механик-самоучка Иван Кулибин изобрёл систему семафорного телеграфа, которую он назвал "дальновещающей машиной", с оригинальным сигнальным алфавитом и слоговым кодом. Изобретение Кулибина было забыто царским правительством и в России пользовались изобретением французского инженера Шаппа

Письменная фаза

Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии).

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества.

Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде.23

Книжная фаза

Станок Гуттенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания.

Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564.

Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией.

“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский.

Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека.

Избыточность текста (проза, поэзия).

Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е. сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов передать больше информации. Академик А.Н.Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу - информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов - существенно ниже.

Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.

Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).

Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств для снятия информационного кризиса.

Книга в настоящее время приобретает электронную форму.

Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).

В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гуттенберга.

Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М. Е.Салтыкова-Щедрина, г.С.-Петербург).

Компьютерная фаза

Новый безбумажный4 этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника.

Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек”.

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги?

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального полилога5 и интертекста6.

Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней.

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы icon«иркутский государственный университет» Факультет сервиса и рекламы...
Составление карты вин и других напитков, а также других материалов по их продаже и продвижению
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconКаналы распространения рекламы
Государственный университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии отделение реклама
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconИркутский Государственный Университет Байкальский Институт Бизнеса...
Становление социологии произошло благодаря трем выдающимся мыслителям: Карлу Марксу, Максу Веберу и Эмилю Дюркгейму
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconИркутский Государственный Университет Сибирско-Американский Факультет...
В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество...
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconФгбоу впо «Иркутский государственный университет» реферат

Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconИздательства или провайдера
Доступ ко всем бд ebsco publishing имеют организации дво ран и Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; к...
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconИркутский государственный медицинский университет
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconТеоретические основы комплексной технологии окончательной влажно-тепловой...
«Орловский государственный технический университет» (Орелгту) и Государственном образовательном учреждении высшего профессионального...
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы icon«иркутский государственный университет»
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык)
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconМетодические указания для студентов
«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Выполнение проекта в материале» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62...
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа учебной дисциплины «Креативные технологии в сервисе» составлена в соответствии с требованиями ооп 100100. 62 Сервис...
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconКонкурсная работа ионы oh, sh, Seh в кристалле kcl
Иркутский Государственный Технический Университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconOxford University Press
Доступ имеют организации дво ран, Дальневосточный государственный технический университет, Владивостокский университет экономики...
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Компьютерные технологии в графическом дизайне» составлена в соответствии с требованиями...
Иркутский Государственный Университет Факультет Сервиса и рекламы iconРоссийской Федерации Владивостокский государственный университет...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Основы текстильного дизайна» составлена в соответствии с требованиями ооп: 072500. 62 Дизайн...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск