Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку





Скачать 132.46 Kb.
НазваниеИспользование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку
Дата публикации19.08.2013
Размер132.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Шпехт Нина Александровна

учитель английского языка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия № 131

г. Барнаул, Алтайский край

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Использование компьютерных технологий в обучении в наше время имеет огромное значение, благодаря новым возможностям. 21 век – век информатизации, вносит свои коррективы в традиционное преподавание английского языка.

Интернет и компьютер относятся к тем техническим средствам обучения иностранным языкам, которые не были придуманы специально для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако в связи со своими большими возможностями они привлекают внимание преподавателей - практиков и методистов.

Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Это интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения, а также привитие интереса к иностранному языку.

Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению английским языком. Задачи учителя – активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль учителя здесь очень важна. Учитель подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и их развитие. Ведущим компонентом содержания обучения английскому языку является обучение различным видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и говорению. С помощью компьютера можно решать основные лингводидактические задачи обучения аспектам языка, формировать навыки и умения в различных видах речевой деятельности.

При обучении грамматике – формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования; формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи; контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ; оказание справочно – информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок).

При обучении лексике - формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования; формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи; контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение словарного запаса учащихся.

При обучении чтению - формирование навыков установления звукобуквенных соответствий; обучение технике чтения вслух; совершенствование навыков техники чтения; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов; обучение различным видам анализа текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию – формирование фонетических навыков аудирования; контроль правильности понимания прослушанного текста.

При обучении говорению - формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр.

При обучении переводу – формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода.

Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке навыков и умений учащихся.

Использование обучающих программ – наиболее доступный способ использования компьютера как на уроках, так и во внеурочное время. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.

Среди наиболее широко известных программ на CD – рекомендованный Министерством образования РФ компакт – диск «Профессор Хиггинс». Программа рассчитана на индивидуальную работу учащегося по фонетике и грамматике. Данный диск нашел применение в следующих видах работы:

- Отработка фонетики (с микрофоном).

- Постановка произношения пословиц, поговорок (с микрофоном).

- Работа с микродиалогами (отработка интонации).

- Индивидуальный зачет по изученным грамматическим темам, которые варьируются по уровню сложности, позволяя один и тот же грамматический материал отработать с учащимися разных классов, учитывая их подготовку.

Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из названных программ и использовать её фрагмент на уроке как вспомогательное  средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтению и письму, а так же, при тестировании.

Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания.

Обучающие программы предлагают широкий выбор различных упражнений и видов работы, при этом они имеют красочное оформление, что вызывает у учащихся большой интерес и желание выполнять задания. К таким программам относятся «Дракоша и занимательный английский», «Несерьезные уроки», «Витаминный курс» для 5,6,7,8 классов, TOEFL, «Английская грамматика», «Мышка Миа учит английский», Eurotalk, Worldtalk, CD “The Royal Family” и другие. Применение обучающих дисковых и компьютерных программ возможно для обучения учащихся любого возраста.

Уроки по компьютерным программам вызывают большой интерес и массу положительных эмоций у учащихся. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести выполнение задания до конца, опираясь на необходимую помощь. Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, а развивает их самостоятельность и создает благоприятную психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности. Компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как ответобоязнь. Работая на компьютере, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

В настоящее время существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся в овладении английским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико – интонационных произносительных навыков, оказывает программа «Профессор Хиггинс». Эту программу можно использовать при проведении фонетической зарядки. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат.  Она полезна как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах.  Я использую эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки.

Курс грамматики в обучающей программе «Профессор Хиггинс» представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из 130 уроков. Каждый урок посвящён определенной грамматической теме и разбит на две части – теоретическую и практическую. В теоретической части содержатся правила, схемы, поясняющие примеры. В практической части – тренировочные упражнения. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложения, подбери нужный ответ из данных, поставь слово в правильной форме и др. Выполняя упражнения, учащийся может тренировать данное правило и проверить, насколько хорошо он его понял. Прочитать теорию, соответствующую уроку, можно нажав кнопку “Theory”.

При работе на компьютере каждый ученик изучает вопрос и обдумывает ответ столько времени, сколько ему необходимо. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. Компьютерная программа «Профессор Хиггинс» дает учащимся три попытки выполнения задания, после чего учащемуся предлагается правильный вариант. По окончании работы в разделе Statistics показаны все выполненные упражнения и количество ошибок, допущенных учеником во время работы.

В период обучения грамматике велика роль тренировочных упражнений. В этом смысле, обучающие компьютерные программы предоставляют широкие возможности. Положительный момент состоит и в том, что можно сразу узнать, правильно ли выполнено то или иное упражнение. Анализируя результаты обобщающих уроков по изучению грамматики, можно сделать вывод о том, что объём выполненных заданий больше того, что было бы сделано на обычном уроке. Ученики с удовольствием работают на компьютерах, не боятся делать ошибки и оценки получают только положительные.

Особенно нравится работать с компьютерными программами учащимся начальных классов. Для них предусмотрены компьютерные программы «Дракоша и занимательный английский», «Несерьезные уроки» и другие. «Витаминный курс» для 5 класса тоже можно выборочно использовать в начальной школе.

Обучающая компьютерная программа «Витаминный курс» предусматривает обучение всем четырем видам деятельности: аудированию, чтению, письму и говорению. Задания в этой программе необычные, интересные, красочные. Обучающая компьютерная программа «Витаминный курс» пользуется у учащихся особым интересом и наиболее любима ими.

Обучающую программу TOEFL можно использовать как для формирования практических навыков, так и для контроля навыков аудирования, чтения, письма. Для контроля навыков чтения в этой программе предусмотрено 3 разных уровня: тексты легкого, среднего и сложного уровней. Для обучения аудированию предлагаются диалоги на различные темы и лекции по определенным темам. В разделе «Письмо» учащиеся учатся писать эссе. Кроме того, программа TOEFL предлагает большое разнообразие лексико – грамматических упражнений.

Обучающая компьютерная программа «Английская грамматика» для 5 – 9 классов кроме тренировочных и тестовых грамматических заданий предлагает упражнения для отработки фонетики, лексические упражнения, а также материалы по страноведению Великобритании, что очень важно в изучении английского языка. При прохождении темы «Семья королевы» я использую компьютерную обучающую программу “The Royal Family”, которая предоставляет учащимся уникальную возможность изучать и совершенствовать английский в обществе особ королевской крови – хранителей вековых традиций и классического литературного языка. Программа содержит основные данные о членах британской королевской семьи. Достаточно щелкнуть одну из фотографий и ученик узнает полное имя, титул, дату рождения того, кто на ней изображен. Кроме того данная программа позволяет использовать целый комплекс средств для представления информации (текста, звука, графики, видео). Просмотрев видеозапись публичного выступления королевы, учащиеся становятся свидетелями важнейших событий из жизни монархов, смогут видеть королеву, слышать ее речь на классическом английском языке. В этой программе есть возможность параллельного использования словаря, текстового процессора, справочных материалов. Учащиеся могут пользоваться словарем и могут послушать, как правильно произносятся эти слова в исполнении диктора и, если необходимо, увидеть перевод.

Обучающую компьютерную программу «Подготовка к ЕГЭ» можно использовать, начиная с 9 класса. Учащимся предлагаются задания по аудированию, чтению, лексико – грамматические задания в соответствии с форматом ЕГЭ. После выполнения заданий компьютер оценивает знания учащихся, выставляя баллы, как на настоящем экзамене.

Кроме использования обучающих компьютерных программ на уроках английского языка можно решать целый ряд дидактических задач с помощью Интернета: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся, формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Для контроля сформированных лексических и грамматических навыков тоже можно использовать Интернет. Учащиеся 10-х, 11-х классов выполняют различные задания в формате ЕГЭ, демоверсии и варианты которого в изобилии имеются в Интернете. Интернет предоставляет огромную возможность для подготовки к урокам страноведения Великобритании и США, предлагая аутентичный материал.

Еще одна возможность компьютера - это презентация в Power Point. Использование презентаций дает возможность анимации, выделения наиболее значимой информации при помощи цвета, шрифта, наклона, размера и т.д. В презентации можно использовать фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.

Компьютерные обучающие программы оказывают огромную помощь не только на уроках английского языка, но и при проведении индивидуально – групповых занятий. В соответствии со статусом гимназии с углубленным изучением иностранных языков учащиеся 9-10 классов ежегодно проходят языковую практику в течение двух недель в июне. Во время практики учащиеся занимаются английским языком по компьютерным программам «Professor Higgins», TOEFL и выполняют различные тренировочные упражнения и тесты в режиме on-line. Основной задачей языковой практики является приобретение учащимися практических навыков в употреблении основных лексико-грамматических явлений, систематизация знаний и тренировка речевых навыков, приобретенных в процессе обучения.

На протяжении нескольких лет на базе школьного лагеря работает летний лагерь «Лингва» для детей младшего и среднего школьного возраста. Для этих учащихся предлагается модуль «Занимательный английский». Основной задачей модуля является приобретение практических навыков по грамматике английского языка и расширению лексического запаса. Наряду с этим предусматривается ознакомление детей с компьютером и приобретение первоначальных навыков работы на нем. Такие занятия способствуют поддержанию интереса к изучению английского языка, расширяют кругозор, дополняют школьную программу. Для работы в летнем лагере используются компьютерные программы «Worldtalk», «Eurotalk», «Несерьёзные уроки», в которых предлагается больше игр, а не упражнений по грамматике.

При использовании компьютерных технологий в работе меняется и роль учителя, основная задача которого заключается в том, чтобы поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

Информационные технологии способны сделать учебный процесс для ученика личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Анализ существующего программного обеспечения информационных технологий в области преподавания английского языка выявил, что выбранные дидактические компьютерные программы адекватны разработанным моделям обучения. При сравнении компьютерных учебных материалов и печатных учебных пособий, аудио- и видео курсов, в первую очередь следует отметить предоставляемые компьютером технологические и методические преимущества:

- индивидуализация обучения;

- оперирование большими объёмами информации;

-комплексное мультисенсорное воздействие на различные каналы восприятия путём использования текста, звука, мультипликации, видео;

- неограниченное количество обращений к заданиям;

- немедленное предоставление обратной связи и др.

Я сейчас не могу представить свою работу без использования компьютера. Он необходим при составлении календарно – тематического планирования, подготовке к урокам, для распечатывания раздаточного материала (карточек, таблиц, схем, тестов), при подготовке наглядного материала к урокам, оформления проектов и т.д.

Применение обучающих компьютерных программ стало неотъемлемой частью урока. Особенно успешно обучение иностранному языку стало развиваться с популяризацией обучающих компьютерных программ и сети Интернет. Использование обучающих компьютерных программ в обучении иностранному языку повышает интерес к предмету, усиливает мотивацию, повышает самооценку у учащихся, создаёт условия для самостоятельной работы и комфортной среды обучения. Из опыта работы с информационно – коммуникационными технологиями я могу сказать, что они ускоряют процесс обучения, формируют индивидуальные, творческие и познавательные способности учащихся.
Литература

1.Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе № 4, 2008, 36 – 40 с.

2. Кочергина И.Г. Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий в обучении английскому языку. Иностранные языки в школе № 3, 2009, 45 – 49 с.

3. Матвеева Н.В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранным языкам. Информатика и образование № 6, 2006, 72 – 76 с.

4. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени. Иностранные языки в школе № 5, 2005, 57 – 60 с.

5. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе № 5, 2003, 25 – 31 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроке
Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный...
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconКонспект внеклассного мероприятия по английскому языку с использованием...

Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку icon«Интегрирование информационно-коммуникационных технологий через использование...
Бартош Д. К., зав кафедрой немецкого языка и современных технологий обучения (сто) иия гоу впо мгпу, к п н., доцент
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconРеферат Использование информационно-коммуникационных технологий в...
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconПрименение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы
Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический...
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconТема недели
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconСочетание традиционных и информационно-коммуникационных технологий...
Хнологиям. Применение информационно-коммуникационных технологий – вопрос до сих пор еще спорный. Есть много сторонников новейших...
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconГбоу спо «Волгоградский социально-экономический техникум»
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по учебной дисциплине «химия»
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconСправка о наличии оборудования для использования информационно-коммуникационных...
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №18» имеется...
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconСовременные методы развития познавательной активности с использованием...
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовании,...
Использование информационно – коммуникационных технологий в обучениии английскому языку iconОтрасли права. Урок обобщения по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе
Номинация: Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовательном процессе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск