| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Преступления в сфере компьютерной информации. Административная и уголовная ответственность в сфере телекоммуникаций» для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Факультет права
Научно-учебная лаборатория по информационному праву
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Преступления в сфере компьютерной информации. Административная и уголовная ответственность в сфере телекоммуникаций» для направления 030900.68 «Юриспруденция» подготовки магистра
(магистерская программа «Правовая информатика») [авторская версия] Автор программы:
Яхин Юрий Алексеевич, y.yahin@pgplaw.ru Одобрена на заседании научно-учебной лаборатории по информационному праву НИУ ВШЭ 23 мая 2014 года
Зав. лабораторией профессор И.Ю.Богдановская _______________(подпись) Рекомендована секцией УМС факультета права ______________ 20__г.
Председатель А.С. Шаталов _______________(подпись) Утверждена Ученым советом факультета права ______________ 20__ г. Ученый секретарь УС С.А. Маркунцов _______________ (подпись)
Москва, 2014
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900.68 «Юриспруденция» по магистерской программе «Правовая информатика», изучающих дисциплину «Преступления в сфере компьютерной информации. Административная и уголовная ответственность в сфере телекоммуникаций».
Программа разработана в соответствии с:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 “Юриспруденция” (квалификация (степень) “магистр”) утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010. №1763;
Образовательным стандартом магистратуры НИУ ВШЭ по направлению 03.0900.68 «Юриспруденция», утвержденным Ученым советом НИУ ВШЭ 24 июля 2011 г. (Протокол № 26).
Базовым учебным планом по направлению 030900.62 «Юриспруденция» подготовки магистра.
Рабочим учебным планом Факультета Права по направлению 030900.62 «Юриспруденция», утвержденным Ученым советом Факультета Права в 2014 году.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Преступления в сфере компьютерной информации. Административная и уголовная ответственность в сфере телекоммуникаций» для лиц с неюридическим высшим образованием являются получение правовых знаний о видах и механизмах публично-правовой ответственности. Для лиц с базовым высшим юридическим образованием соответствующей целью выступает повышение специализации в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации. Цели дисциплины:
а) правотворческая деятельность:
разработка нормативных правовых актов;
б) правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
в) правоохранительная деятельность:
защита интеллектуальных прав;
г) экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
д) организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований по правовым проблемам;
участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин;
осуществление правового воспитания.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные виды правонарушений в сфере телекоммуникаций, составы указанных правонарушений, уголовно-правовые, криминологические и криминалистические характеристики преступлений, особенности процессуальных действий при привлечении к ответственности;
Уметь верно квалифицировать соответствующее правонарушение, отличать криминалистические методы;
Иметь навыки квалификации правонарушений, определения доказательственное значение следов, полученных при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по
ГОС
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| осознает социальную значимость своей будущей профессии; обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Общекультурные компетенции
| ОК-2
| добросовестно исполняет профессиональные обязанности, соблюдает принципы этики юриста
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Общекультурные компетенции
| ОК-3
| совершенствует и развивает свой интеллектуальный и общекультурный уровень
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Общекультурные компетенции
| ОК-4
| свободно пользуется русским и английским языками как средством делового общения
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Общекультурные компетенции
| ОК-5
| компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| разрабатывает нормативные правовые акты
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-2
| применяет нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывает нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-7
| квалифицированно толкует нормативные правовые акты
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-8
| принимает участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, дает квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-9
| принимает оптимальные управленческие решения
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-10
| воспринимает, анализирует и реализовывает управленческие инновации в профессиональной деятельности
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-11
| квалифицированно проводит научные исследования в области права
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-12
| преподает юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
| Профессиональные компетенции
| ПК-15
| эффективно осуществляет правовое воспитание
| Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин.
Для специализации «Правовая информатика» настоящая дисциплина является факультативной.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Информационное право
Правовые аспекты электронной коммерции
Административное право
Уголовное право
На основе данной дисциплины в совокупности с иными изученными дисциплинами магистрант сможет написать магистерскую диссертацию.
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
знать российское национальное законодательство в области гражданского, антимонопольного и процессуального права в сфере защиты интеллектуальных прав;
уметь анализировать судебно-арбитражную практику;
обладать навыками работы с научной литературой, аналитическими и статистическими материалами.
Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Преступления в сфере компьютерной информации.
| 13
| 2
| 1
|
| 10
| 2
| Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.
| 15
| 4
| 3
|
| 8
| 3
| Уголовно-процессуальные особенности расследования преступлений в сфере компьютерной информации
| 15
| 2
| 3
|
| 10
| 4
| Криминологическая характеристика и криминалистические особенности расследования преступлений в сфере компьютерной информации
| 17
| 4
| 3
|
| 10
| 5
| Иные преступления в сфере телекоммуникаций.
| 18
| 4
| 4
|
| 10
| 6
| Административные правонарушения в сфере телекоммуникаций
| 17
| 6
| 3
|
| 8
| 7
| Ответственность за правонарушения в сфере телекоммуникаций в зарубежных странах. Международное сотрудничество.
| 13
| 2
| 1
|
| 10
|
| Итого:
| 108
| 24
| 18
|
| 66
|
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Параметры **
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
| Реферат
|
|
| *
|
| Письменно, объем 10-20 страниц А4 type 14 intl 1, с применением иностранных источников
| Итоговый
| Экзамен
|
|
|
| *
| Устный, по материалам курса (включая самоподготовку)
|
Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Оценки по всем формам итогового контроля выставляются по 5-ти- и 10-ти балльной шкале.
Дистанционная поддержка при проведении всех форм текущего и итогового контроля не осуществляется. 6.1.1. Критерии оценки рефератов
Количество баллов
| Критерии оценки
| 10 баллов
| реферат был сдан и принят на кафедре в установленные сроки;
содержание реферата строго соответствует выбранной теме;
логически обоснована структура реферата;
четко просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
текст реферата оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.).
| 9 баллов
| реферат был сдан и принят на кафедре в установленные сроки;
содержание реферата строго соответствует выбранной теме;
логически обоснована структура реферата;
четко просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
текст реферата оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), но при этом в работе имеется не более 2 аккуратно сделанных исправлений.
| 8 баллов
| реферат был сдан и принят на кафедре в установленные сроки;
содержание реферата строго соответствует выбранной теме;
логически обоснована структура реферата;
четко просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
текст реферата оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), но при этом в работе имеется от 3 до 5 аккуратно сделанных исправлений.
| 7 баллов
| реферат был сдан и принят на кафедре в установленные сроки;
содержание реферата строго соответствует выбранной теме;
структура реферата не имеет четкой выраженности и логической обоснованности;
просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
текст реферата оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), при этом в работе допускаются аккуратно сделанные исправления, но не более 7.
| 6 баллов
| нарушаются установленные сроки принятия реферата на кафедру;
содержание реферата строго соответствует выбранной теме;
просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, а также видно умение автора логически мыслить – строить логическую цепочку рассуждений, дающую возможность провести правильный анализ материала;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
в реферате могут быть отступления от темы; мысли, уводящие от выбранной темы, и т.п.;
текст реферата оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), при этом в работе допускаются аккуратно сделанные исправления, но не более 7.
| 5 баллов
| нарушаются установленные сроки принятия реферата на кафедру;
содержание реферата соответствует выбранной теме, но при этом могут быть отступления от темы; мысли, уводящие от выбранной темы, и т.п.;
просматривается умение работать с научной литературой – вычленять проблему из контекста, но при этом явно ощущается нехватка (ограниченность) в разнообразии используемой литературы;
умение автора логически мыслить проявлено недостаточно, не просматривается логическая цепочка рассуждений;
студентом верно, без искажения передан используемый авторский материал;
текст реферата оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), но при этом в работе допускаются аккуратно сделанные исправления.
| 4 балла
| нарушаются установленные сроки принятия реферата на кафедру;
содержание реферата соответствует выбранной теме, но при этом использован материал не более трех научных источников;
отсутствует мнение студента и переработка им используемого материала;
текст реферата оформлен в полном соответствии с предъявляемыми требованиями (правильно оформлены сноски, правильно составлена библиография и т.д.), но при этом в работе допускаются аккуратно сделанные исправления.
| 3 балла
| содержание реферата соответствует выбранной теме, но при этом использован материал не более трех научных источников;
отсутствует мнение студента и переработка им используемого материала;
текст реферата оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.).
| 2 балла
| реферат подготовлен с использованием материала, содержащегося в одном или двух научных источниках, явно просматривается плагиат;
текст реферата оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.).
| 1 балл
| реферат подготовлен с использованием материала, содержащегося в одном научном источнике, - налицо явный плагиат;
текст реферата оформлен с нарушениями предъявляемых требований (неправильно оформлены сноски, неправильно составлена библиография и т.д.), при этом наличие библиографии свидетельствует о недостоверности информации, содержащейся в реферате.
| |