В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59





Скачать 94.43 Kb.
НазваниеВ. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59
Дата публикации01.05.2015
Размер94.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Клюев, В.К. Библиотечная магистратура – это реальность / В.К. Клюев // Библиотеки Москвы - юношеству: практика работы, проек­ты, информация / ЦГЮБ имени М. А. Светлова. - М., 2005. – Вып. 15. - С. 54-59.

Заочный семинар в «Светловке»

Владимир Константинович КЛЮЕВ,

кандидат педагогических наук, профессор,

заместитель заведующего кафедрой управления

информационно-библиотечной

деятельностью БИИН МГУКИ
БИБЛИОТЕЧНАЯ МАГИСТРАТУРА - ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ

С 2004/05 учебного года на заочном отделении факультета библиотековедения, библиографии и информатики Библиотечно-информационного института (БИИН) МГУКИ начата подготовка магистров библиотечно-информационных ресурсов по программе «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности». Она базируется на Государственном образовательном стандарте выс­шего профессионального образования в области культуры и искус­ства - направление 531 000 «Библиотечно-информационные ре­сурсы», но учебный план максимально адаптирован к специфике заочного образования.

В качестве объектов профессиональной деятельности выпуск­ника профильной магистратуры выступают многоаспектные доку­ментно-информационные ресурсы общества и различные группы потребителей информации.

Специальное обучение магистрантов-заочников циклу органи­зационно-управленческих дисциплин ориентировано на получение ими фундаментальной менеджерской подготовки и обеспечение возможности успешно осуществлять профильную научно-исследо­вательскую, научно-методическую, экспертно-консультационную и практическую управленческую деятельность, а также заниматься соответствующей учебно-педагогической работой. В данном кон­тексте ведущие специалисты выпускающей кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью (в рамках магис­терской программы «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и с учетом организационно-методических условий заочного отделения) определили проблемное поле профильной под­готовки магистра библиотечно-информационных ресурсов:

• теоретико-методологические аспекты науки управления библиотечно-информационной деятельностью (отечественные и зарубежные школы);

  • объективные закономерности, правовая база, принципы ор­ганизации, функционирования и оптимизации систем управления библиотечно-информационным учреждениям;

  • уровни профильного менеджмента;

  • сущность и особенности отраслевого маркетинга;

• методика формирования организационной культуры и внедрения профессиональных инноваций;

  • социально-психологические аспекты управления библиотеч­ным персоналом;

  • ключевые составляющие ресурсного комплекса современной библиотеки.

Освоение такой образовательной программы осуществляется в течение 2,5 лет (в период двух полномасштабных сессий в год) посредством последовательного изучения блока организационно-управленческих дисциплин - теоретико-прикладных курсов «Библиотечно-информационное право», «Стратегический менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Управление инно­вационной деятельностью библиотеки», «Кадровый менеджмент в библиотеке», «Психология управления персоналом библиотеки», «Библиотечно-информационный маркетинг», «Рекламная деятель­ность библиотеки», «Микроэкономика современной библиотеки», «Фандрейзинг в практике библиотеки» и др.

Для целевой менеджерской подготовки магистрантов разрабо­таны проблемные лекции, сформулированы комплексная тематика аналитических рефератов и проблематика семинарских занятий в форме учебных конференций, составлены апробированные зада­ния практикумов и конкретно-деловых ситуаций.

В результате специального обучения выпускники заочной магист­ратуры получат необходимую совокупность знаний и умений, чтобы успешно стратегически планировать библиотечно-информационную деятельность, применять мотивационные подходы к управлению коллективом, проводить микроэкономический анализ результатов работы и потенциала библиотеки, использовать правовые регулято­ры и маркетинговый инструментарий в практике управления библио­текой, реализовывать эффективные технологии самоменеджмента.

Специально для магистрантов-заочников педагогами кафедры составлены и деканатом оперативно тиражированы эксклюзив­ные программно-методические материалы по ключевым учебным курсам. Это предоставляет возможность осуществлять самостоя­тельную познавательную деятельность в межсессионные периоды (в соответствии с индивидуализированной программой обучения в магистратуре).

Соответствующие методические указания посвящены подготов­ке итоговой магистерской диссертации. Среди основных индика­торов овладения профессиональными навыками научно-исследо­вательской деятельности магистрантами заочной формы обучения определены такие умения, как: формулировать и решать задачи, требующие углубленных профессиональных знаний; выбирать адекватные методы исследования, исходя из задач конкретной на­учной работы (в том числе модифицировать существующие и разрабатывать новые); обрабатывать полученные исследовательские результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющих­ся литературных источников; вести библиографическую рабо­ту с использованием современных информационных технологий; предоставлять промежуточные и итоговые результаты научно-ис­следовательской деятельности в виде рефератов, статей и других соответствующим образом оформленных текстов (с привлечением средств редактирования и печати).

Важно, чтобы тематика курсовых рефератов и магистерских диссертаций была максимально профилирована с учетом конкрет­ного практического опыта исполнителя. Магистранты имеют воз­можность самостоятельно формулировать тему работы, исходя из обозначенной курирующим педагогом проблематики, профессио­нальных интересов и имеющегося в их распоряжении материала. Наиболее целесообразно выполнять магистерские диссертации по заказам библиотечно-информационных учреждений.

В следующем (200б/07)учебном году на заочном отделении БИИНа состоится первый выпуск магистрантов-менеджеров с присвоением степени «Магистр библиотечно-информационных ресурсов» (на днев­ном отделении БИИНа он был в июне 2004 года - первый в России и тоже по кафедре управления информационно-библиотечной дея­тельностью). Среди будущих «библиотечных магистров» - предста­вители библиотек различных типов и видов: С. А. Бушова (главный библиотекарь Дмитровской ЦРБ, Московская область), В. В. Иночкин (заведующий читальным залом НБ Зап.-Каз. ГУ, Казахстан), В. Г. Мусиенко (заместитель заведующей Библиотекой Учебного центра ВМФ России, г. Обнинск Калужской области), И. А. Царев (старший научный сотрудник отдела обслуживания абонентов ГНПБ им. К. Д. Ушинского РАО, Москва). Данное событие станет важной вехой на пути перехода высшего профессионального библиотечно-информационного образо­вания к многоуровневой системе подготовки специалистов.

Предлагаемый далее материал подготовлен автором для специа­лизированного семинара-совещания «Перспективы кадрового обеспе­чения информационных интеллект-центров», посвященного акту­альным проблемам становления и развития ИИЦ, который проходил в мае сего года. Из-за ограниченного круга участников семинара представленные доклады и выступления не стали пока достоянием широких кругов профессиональной общественности. Редакция сбор­ника «Библиотеки Москвы - юношеству» публикует тезисы доклада Владимира Константиновича Клюева, представленные автором на семинар и озвученные перед участниками. Думается, размышления профессора В. К. Клюева по кадровому оснащению информационных интеллект-центров будут интересны нашим читателям и побудят их к практическим действиям.
ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТРОВ

Кардинально изменившаяся социально-политическая и эконо­мическая ситуация, расширение и усложнение информационного обмена в условиях становления в нашей стране гражданского обще­ства предопределяют необходимость трансформации деятельности публичных библиотек. Они должны быть адекватны требованиям времени и предоставлять оптимальные условия для комплексного универсального культурно-информационного обслуживания всех групп населения, обеспечивать доступность информации с целью повышения общекультурного и образовательного уровня различ­ных категорий пользователей библиотечными ресурсами.

Импульсом для модернизации и актуализации работы публичных библиотек, развития современных форм библиотечно-информацион­ного обслуживания, расширения спектра новых видов услуг и форми­рования комфортной среды для пользователей объективно становится создающаяся в московском мегаполисе на базе сети публичных библио­тек система Интеллект-центров. После успешного локального экспери­мента Правительством Москвы была принята «Целевая комплексная программа развития публичных библиотек города Москвы как Инфор­мационных интеллект-центров на 2004-2006 гг.» (8 июня 2004 г.).

Предусмотрено интенсивное создание многофункциональных (информационно-образовательных, культурно-просветительных, досуговых) библиотечных комплексов, сочетающих ресурсы тра­диционной библиотеки и медиацентра (в том числе аудио- и ви­деоматериалов, мультимедиадокументов и других электронных но­сителей информации), а также возможности специализированной (правовой, социально-психологической и пр.) служб.

Наряду с типовой моделью Центра предлагаются вариативные возможности функционирования: в зависимости от местонахожде­ния, характеристики фонда, обслуживаемого контингента. Специ­ализация интеллект-центров может осуществляться с учетом воз­растных или социальных параметров пользователей, тематических приоритетов деятельности, видов базовых информационных ресур­сов, ведущих форм профильной работы.

Обозначенные выше основные организационно-содержательные подходы к постановке деятельности информационных интеллект-цент­ров по предоставлению общественного доступа к информации и зна­ниям обусловливают потребность в их особом кадровом обеспечении.

Во-первых, ситуационно меняется (расширяется!) традицион­ная номенклатура предусмотренных для библиотек должностей. Очевидна необходимость квалифицированных специалистов не библиотечной сферы, в частности - разнопрофильных информационно-технических кадров, педагогов и психологов, юристов. В ряде случает важно привлекать в качестве штатных консультантов Цент­ров культурно-досуговых и музыкальных работников, экспертов пол оздоровительно-просветительной деятельности.

Во-вторых, требуется специальная подготовка и переподготовка собственно библиотечных кадров по приоритетным направлениям работы, обучение их современным информационным технологиям и ориентация на внедрение профессиональных инноваций.

В данном контексте логично обучение специалистов для Инфор­мационных интеллект-центров в рамках пяти ведущих организа­ционных форм: Группы профилированной («индивидуально-кон­трактной») подготовки студентов (заочно или очно-заочно) на базе Библиотечно-информационного института Московского государ­ственного университета культуры и искусств (по аналогии с успеш­но реализуемой программой подготовки кадров для Публичных центров правовой информации).

  • Целевые группы переподготовки специалистов (с непрофиль­ным высшим или средним специальным образованием) в условиях Академии переподготовки работников искусства, культуры и ту­ризма (у педагогов кафедры библиотековедения и информатики Академии имеется подобный позитивный опыт обучения храните­лей библиотечного фонда).

  • Краткосрочные курсы повышения квалификации по актуаль­ным аспектам библиотечно-информационной деятельности (с при­влечением ведущих ученых и педагогов, известных практиков; с выдачей соответствующих свидетельств, например, Института дополнительного профессионального образования Московского го­сударственного университета культуры и искусств, Академии пере­подготовки работников искусства, культуры и туризма, Учебного центра послевузовского и дополнительного образования Россий­ской государственной библиотеки, Института повышения квали­фикации информационных работников и др.).

  • Проблемно-тематические обучающие мобильные (одно-трех­дневные) семинары (Школы, методические дни и т.п.), в том числе в рамках планового повышения квалификации - под эгидой город­ских, окружных и районных библиотек-методических центров).

  • Профильные разноуровневые научно-практические конферен­ции (секции, «круглые столы» по обмену опытом и пр.).

В качестве наиболее значимых профессиональных вопросов для овладения сотрудниками - специалистами библиотечного профиля информационных интеллект-центров могут быть выделены:

  • правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности;

  • современные подходы к управлению библиотекой или ее струк­турным подразделением (менеджмент первичного уровня, включая деловые коммуникации персонала библиотеки, самоменеджмент функциональных специалистов);

  • практический маркетинг в библиотеке (в том числе методика комплексного взаимодействия с общественностью, инструмента­рий маркетинговых исследований, рекламное сопровождение по­вседневной деятельности, технология фандрейзинга);

  • библиотечная микроэкономика (в частности, реальные и потен­циальные каналы ресурсных поступлений; основные направления инициативной хозяйственной деятельности, включая формирование номенклатуры дополнительных платных сервисных услуг, хозяйствен­но-договорные отношения, благотворительное финансирование);

  • комплектование и хранение документного фонда на различ­ных носителях информации;

  • электронные технологии в практике современной библиотеки;

  • социально-психологические и педагогические аспекты обслу­живания различных групп пользователей библиотеки;

  • инновационная деятельность в профессиональной практике;

  • организационная (корпоративная) культура и профессиональ­ная этика библиотечно-информационного специалиста.

В плане локальной нормативно-правовой регламентации управ­ления персоналом информационных интеллект-центров пред­ставляется важным разработка пакета скорреспондированных должностных инструкций для сотрудников, отражающих квалифи­кационные требования к конкретным специалистам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconВ библиотеках округа Выпуск 28
Библиотеки Югры – молодежи: практика работы, проекты, информация / Гос б-ка Югры, Науч метод отд.; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск...
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconГосударственное бюджетное учреждение культуры
Профессиональные штудии. Вып. Открытая библиотека в пространстве мегаполиса. – М. Гбук г. Москвы «цунб им. Н. А. Некрасова», 2013....
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 icon1. Дунаевская, С. М. Система автоматизации библиотек ирбис: развитие...
Ирбис: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2004. 2 и 2005. 1) [Текст] / С. М. Дунаевская,...
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconГбоу города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Задачи библиотеки направлены на содействие учебно-воспитательному, коррекционному процессу в школе
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconИздания
Центральная библиотека №120 имени Б. А. Лавренева, Центральная детская библиотека №65 имени В. М. Загорского Библиотеки №№101, 114,...
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconПедагогическая практика содействия развитию критического мышления в условиях библиотеки
Введение. Роль и значение школьной библиотеки в условиях модернизации образовательных учреждений
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconПлан работы библиотеки начальной школы на 2012-2013 учебный год
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconИнформация о результативности методической работы в мо технологии за 2005 2006 уч год

В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconПлан работы школьной библиотеки Муниципального бюджетного образовательного...
Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной...
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconОтчёт о работе Центральной городской детской библиотеки имени С. Т. Аксакова
Имидж библиотеки. Формирование привлекательного образа книги, чтения, читателя в глазах общества. 39
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconПлан работы библиотеки на 2012-2013 учебный год
План работы библиотеки является частью плана работы школы и призван решать следующие основные задачи
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconПатентам и товарным знакам (19)
Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. Сборник научных статей, вып. 5, том I. М.: Ооо «Азбука-2000»,...
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconПлан работы Трёхбалтаевской сельской библиотеки на 2012 год Основные задачи работы библиотеки
Доставка документов в оригиналах и копиях по запросам пользователей из фондов других библиотек
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconПлан работы библиотеки мбоу открытой (сменной) общеобразовательной...
Главной задачей библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconПрограмма Международной научно-практической конференции «Инклюзивное...
Калина И. И. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы
В. К. Клюев // Библиотеки Москвы юношеству: практика работы, проек­ты, информация / цгюб имени М. А. Светлова. М., 2005. Вып. 15. С. 54-59 iconПроек т фантастический город
Продолжительность проекта: краткосрочный сочетание классных (8 уроков) и внеклассных (консультации групповые и индивидуальные) форм...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск