Скачать 94.43 Kb.
|
Клюев, В.К. Библиотечная магистратура – это реальность / В.К. Клюев // Библиотеки Москвы - юношеству: практика работы, проекты, информация / ЦГЮБ имени М. А. Светлова. - М., 2005. – Вып. 15. - С. 54-59. Заочный семинар в «Светловке» Владимир Константинович КЛЮЕВ, кандидат педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью БИИН МГУКИ БИБЛИОТЕЧНАЯ МАГИСТРАТУРА - ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ С 2004/05 учебного года на заочном отделении факультета библиотековедения, библиографии и информатики Библиотечно-информационного института (БИИН) МГУКИ начата подготовка магистров библиотечно-информационных ресурсов по программе «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности». Она базируется на Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области культуры и искусства - направление 531 000 «Библиотечно-информационные ресурсы», но учебный план максимально адаптирован к специфике заочного образования. В качестве объектов профессиональной деятельности выпускника профильной магистратуры выступают многоаспектные документно-информационные ресурсы общества и различные группы потребителей информации. Специальное обучение магистрантов-заочников циклу организационно-управленческих дисциплин ориентировано на получение ими фундаментальной менеджерской подготовки и обеспечение возможности успешно осуществлять профильную научно-исследовательскую, научно-методическую, экспертно-консультационную и практическую управленческую деятельность, а также заниматься соответствующей учебно-педагогической работой. В данном контексте ведущие специалисты выпускающей кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью (в рамках магистерской программы «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и с учетом организационно-методических условий заочного отделения) определили проблемное поле профильной подготовки магистра библиотечно-информационных ресурсов: • теоретико-методологические аспекты науки управления библиотечно-информационной деятельностью (отечественные и зарубежные школы);
• методика формирования организационной культуры и внедрения профессиональных инноваций;
Освоение такой образовательной программы осуществляется в течение 2,5 лет (в период двух полномасштабных сессий в год) посредством последовательного изучения блока организационно-управленческих дисциплин - теоретико-прикладных курсов «Библиотечно-информационное право», «Стратегический менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Управление инновационной деятельностью библиотеки», «Кадровый менеджмент в библиотеке», «Психология управления персоналом библиотеки», «Библиотечно-информационный маркетинг», «Рекламная деятельность библиотеки», «Микроэкономика современной библиотеки», «Фандрейзинг в практике библиотеки» и др. Для целевой менеджерской подготовки магистрантов разработаны проблемные лекции, сформулированы комплексная тематика аналитических рефератов и проблематика семинарских занятий в форме учебных конференций, составлены апробированные задания практикумов и конкретно-деловых ситуаций. В результате специального обучения выпускники заочной магистратуры получат необходимую совокупность знаний и умений, чтобы успешно стратегически планировать библиотечно-информационную деятельность, применять мотивационные подходы к управлению коллективом, проводить микроэкономический анализ результатов работы и потенциала библиотеки, использовать правовые регуляторы и маркетинговый инструментарий в практике управления библиотекой, реализовывать эффективные технологии самоменеджмента. Специально для магистрантов-заочников педагогами кафедры составлены и деканатом оперативно тиражированы эксклюзивные программно-методические материалы по ключевым учебным курсам. Это предоставляет возможность осуществлять самостоятельную познавательную деятельность в межсессионные периоды (в соответствии с индивидуализированной программой обучения в магистратуре). Соответствующие методические указания посвящены подготовке итоговой магистерской диссертации. Среди основных индикаторов овладения профессиональными навыками научно-исследовательской деятельности магистрантами заочной формы обучения определены такие умения, как: формулировать и решать задачи, требующие углубленных профессиональных знаний; выбирать адекватные методы исследования, исходя из задач конкретной научной работы (в том числе модифицировать существующие и разрабатывать новые); обрабатывать полученные исследовательские результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных источников; вести библиографическую работу с использованием современных информационных технологий; предоставлять промежуточные и итоговые результаты научно-исследовательской деятельности в виде рефератов, статей и других соответствующим образом оформленных текстов (с привлечением средств редактирования и печати). Важно, чтобы тематика курсовых рефератов и магистерских диссертаций была максимально профилирована с учетом конкретного практического опыта исполнителя. Магистранты имеют возможность самостоятельно формулировать тему работы, исходя из обозначенной курирующим педагогом проблематики, профессиональных интересов и имеющегося в их распоряжении материала. Наиболее целесообразно выполнять магистерские диссертации по заказам библиотечно-информационных учреждений. В следующем (200б/07)учебном году на заочном отделении БИИНа состоится первый выпуск магистрантов-менеджеров с присвоением степени «Магистр библиотечно-информационных ресурсов» (на дневном отделении БИИНа он был в июне 2004 года - первый в России и тоже по кафедре управления информационно-библиотечной деятельностью). Среди будущих «библиотечных магистров» - представители библиотек различных типов и видов: С. А. Бушова (главный библиотекарь Дмитровской ЦРБ, Московская область), В. В. Иночкин (заведующий читальным залом НБ Зап.-Каз. ГУ, Казахстан), В. Г. Мусиенко (заместитель заведующей Библиотекой Учебного центра ВМФ России, г. Обнинск Калужской области), И. А. Царев (старший научный сотрудник отдела обслуживания абонентов ГНПБ им. К. Д. Ушинского РАО, Москва). Данное событие станет важной вехой на пути перехода высшего профессионального библиотечно-информационного образования к многоуровневой системе подготовки специалистов. Предлагаемый далее материал подготовлен автором для специализированного семинара-совещания «Перспективы кадрового обеспечения информационных интеллект-центров», посвященного актуальным проблемам становления и развития ИИЦ, который проходил в мае сего года. Из-за ограниченного круга участников семинара представленные доклады и выступления не стали пока достоянием широких кругов профессиональной общественности. Редакция сборника «Библиотеки Москвы - юношеству» публикует тезисы доклада Владимира Константиновича Клюева, представленные автором на семинар и озвученные перед участниками. Думается, размышления профессора В. К. Клюева по кадровому оснащению информационных интеллект-центров будут интересны нашим читателям и побудят их к практическим действиям. ПЕРСПЕКТИВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТРОВ Кардинально изменившаяся социально-политическая и экономическая ситуация, расширение и усложнение информационного обмена в условиях становления в нашей стране гражданского общества предопределяют необходимость трансформации деятельности публичных библиотек. Они должны быть адекватны требованиям времени и предоставлять оптимальные условия для комплексного универсального культурно-информационного обслуживания всех групп населения, обеспечивать доступность информации с целью повышения общекультурного и образовательного уровня различных категорий пользователей библиотечными ресурсами. Импульсом для модернизации и актуализации работы публичных библиотек, развития современных форм библиотечно-информационного обслуживания, расширения спектра новых видов услуг и формирования комфортной среды для пользователей объективно становится создающаяся в московском мегаполисе на базе сети публичных библиотек система Интеллект-центров. После успешного локального эксперимента Правительством Москвы была принята «Целевая комплексная программа развития публичных библиотек города Москвы как Информационных интеллект-центров на 2004-2006 гг.» (8 июня 2004 г.). Предусмотрено интенсивное создание многофункциональных (информационно-образовательных, культурно-просветительных, досуговых) библиотечных комплексов, сочетающих ресурсы традиционной библиотеки и медиацентра (в том числе аудио- и видеоматериалов, мультимедиадокументов и других электронных носителей информации), а также возможности специализированной (правовой, социально-психологической и пр.) служб. Наряду с типовой моделью Центра предлагаются вариативные возможности функционирования: в зависимости от местонахождения, характеристики фонда, обслуживаемого контингента. Специализация интеллект-центров может осуществляться с учетом возрастных или социальных параметров пользователей, тематических приоритетов деятельности, видов базовых информационных ресурсов, ведущих форм профильной работы. Обозначенные выше основные организационно-содержательные подходы к постановке деятельности информационных интеллект-центров по предоставлению общественного доступа к информации и знаниям обусловливают потребность в их особом кадровом обеспечении. Во-первых, ситуационно меняется (расширяется!) традиционная номенклатура предусмотренных для библиотек должностей. Очевидна необходимость квалифицированных специалистов не библиотечной сферы, в частности - разнопрофильных информационно-технических кадров, педагогов и психологов, юристов. В ряде случает важно привлекать в качестве штатных консультантов Центров культурно-досуговых и музыкальных работников, экспертов пол оздоровительно-просветительной деятельности. Во-вторых, требуется специальная подготовка и переподготовка собственно библиотечных кадров по приоритетным направлениям работы, обучение их современным информационным технологиям и ориентация на внедрение профессиональных инноваций. В данном контексте логично обучение специалистов для Информационных интеллект-центров в рамках пяти ведущих организационных форм: Группы профилированной («индивидуально-контрактной») подготовки студентов (заочно или очно-заочно) на базе Библиотечно-информационного института Московского государственного университета культуры и искусств (по аналогии с успешно реализуемой программой подготовки кадров для Публичных центров правовой информации).
В качестве наиболее значимых профессиональных вопросов для овладения сотрудниками - специалистами библиотечного профиля информационных интеллект-центров могут быть выделены:
В плане локальной нормативно-правовой регламентации управления персоналом информационных интеллект-центров представляется важным разработка пакета скорреспондированных должностных инструкций для сотрудников, отражающих квалификационные требования к конкретным специалистам. |
В библиотеках округа Выпуск 28 Библиотеки Югры – молодежи: практика работы, проекты, информация / Гос б-ка Югры, Науч метод отд.; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск... | Государственное бюджетное учреждение культуры Профессиональные штудии. Вып. Открытая библиотека в пространстве мегаполиса. – М. Гбук г. Москвы «цунб им. Н. А. Некрасова», 2013.... | ||
1. Дунаевская, С. М. Система автоматизации библиотек ирбис: развитие... Ирбис: развитие информационно-технологического обеспечения в последних версиях системы (2004. 2 и 2005. 1) [Текст] / С. М. Дунаевская,... | Гбоу города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная... Задачи библиотеки направлены на содействие учебно-воспитательному, коррекционному процессу в школе | ||
Издания Центральная библиотека №120 имени Б. А. Лавренева, Центральная детская библиотека №65 имени В. М. Загорского Библиотеки №№101, 114,... | Педагогическая практика содействия развитию критического мышления в условиях библиотеки Введение. Роль и значение школьной библиотеки в условиях модернизации образовательных учреждений | ||
План работы библиотеки начальной школы на 2012-2013 учебный год Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной... | Информация о результативности методической работы в мо технологии за 2005 2006 уч год | ||
План работы школьной библиотеки Муниципального бюджетного образовательного... Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной... | Отчёт о работе Центральной городской детской библиотеки имени С. Т. Аксакова Имидж библиотеки. Формирование привлекательного образа книги, чтения, читателя в глазах общества. 39 | ||
План работы библиотеки на 2012-2013 учебный год План работы библиотеки является частью плана работы школы и призван решать следующие основные задачи | Патентам и товарным знакам (19) Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса. Сборник научных статей, вып. 5, том I. М.: Ооо «Азбука-2000»,... | ||
План работы Трёхбалтаевской сельской библиотеки на 2012 год Основные задачи работы библиотеки Доставка документов в оригиналах и копиях по запросам пользователей из фондов других библиотек | План работы библиотеки мбоу открытой (сменной) общеобразовательной... Главной задачей библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в | ||
Программа Международной научно-практической конференции «Инклюзивное... Калина И. И. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы | Проек т фантастический город Продолжительность проекта: краткосрочный сочетание классных (8 уроков) и внеклассных (консультации групповые и индивидуальные) форм... |