АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (В МЕНЕДЖМЕНТЕ)»
Методические рекомендации
БАРНАУЛ 2011 УДК 378.385:004.3(076)
Составитель: Колюжов Ю.И.
Выполнение курсовых проектов (работ) по специальности «прикладная информатика (в менеджменте) : метод. рекомендации / [сост.: Ю.И. Колюжов] ; АФ МГУКИ - Барнаул, 2011. - 57 с.
В пособии содержатся подробные требования к выполнению, оформлению и защите курсовых работ по дисциплинам кафедры прикладной информатики, приводятся возможные темы проектов и списки рекомендуемой литературы.
Предназначено для студентов специальности «Прикладная информатика (по областям применения)», направления «Прикладная информатика»
Печатается по решению научно-методического совета АФ МГУКИ
ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ) ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «пРИКЛАДНАЯ
Методические рекомендации
Составители: КОЛЮЖОВ Юрий Иванович
Редактор Ю.И. Колюжов
Подписано в печать 15.11.11. Формат 60x84 1/16 Усл. печ. л. 3,15. Уч.-изд. л. 2,3. Тираж 100 экз.
Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, 656031, г. Барнаул, проспект Красноармейский,111
Отпечатано в Алтайской государственной академии культуры и искусств
1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)
Назначение курсового проекта. Выбор темы
Курсовой проект (работа) - одна из форм контроля (наряду с экзаменами, зачетами, контрольными работами и т. д.) за усвоением студентами знаний по дисциплинам кафедры прикладной информатики. Он является самостоятельным исследованием и может иметь научный характер. Цель - развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углубленного изучения информационных процессов различного вида и т. п.
Курсовой проект (работа) способствует формированию у студентов опыта самостоятельного научного творчества, повышению уровня теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.
При написании работы студент должен показывать практические навыки работы с персональным компьютером, анализировать литературные данные, делать обоснованные выводы и предложения.
Тема курсового проекта (работы) выбирается на основе утвержденного кафедрой примерного перечня тем по соответствующей учебной дисциплине. Выполнение работы контролирует преподаватель кафедры, назначаемый в качестве научного руководителя. Студент вправе самостоятельно сформулировать тему независимо от примерного перечня и обязательно согласовать ее с научным руководителем. Тема выбирается, как правило, по изученным или охватываемым учебным планом курса проблемам.
Следует иметь в виду, что выбор двух одинаковых тем работ не допускается. В этом случае к защите допускается работа того студента, который раньше подал заявление. Поэтому прежде чем выбирать тему, необходимо ознакомиться с уже имеющимися на кафедре заявлениями.
После выбора темы курсового проекта студент пишет заявление по установленной форме (прил. 1). Оно должно быть передано методисту очной (заочной) формы обучения.
Темы курсовых проектов и научные руководители (по распоряжению заведующего кафедрой) утверждаются протоколом заседания кафедры. После этого изменение темы допускается лишь в порядке исключения и только по согласованию с руководителем и заведующим кафедрой.
За время обучения в университете студент выполняет 3 курсовых работы (проекта) и одну дипломную работу (проект).
Первая курсовая работа выполняется студентами 2 курса очного отделения в 4 семестре (3 курса заочного, 6 семестр) всех специальностей по тематике одной из дисциплин ГСЭ, ЕН циклов: философии, социологии, отечественной истории, информатики, концепций современного естествознания.
Вторая курсовая работа выполняется студентами 3 курса очной формы, 6 семестр (4 курса заочной формы, 8 семестр) по тематике одной из дисциплин общепрофессионального цикла (ОПД): вычислительные системы, сети и телекоммуникации, операционные системы, среды и оболочки, базы данных, высокоуровневые методы информатики и программирования, разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий, информационные системы, информационные технологии, информационный менеджмент.
Третья курсовая работа выполняется студентами 4 курса очной формы, 8 семестр (5 курс заочной,10 семестр) по тематике одной из специальных дисциплин (СД): проектирование информационных систем, интеллектуальные информационные системы, мировые информационные ресурсы, информационная безопасность.
Дипломная работа (проект) является выпускной квалификационной работой (ВКР). Тема ВКР должна соответствовать специализации, на которой студент обучается. Подготовка курсового проекта
После выбора темы курсового проекта и назначения научного руководителя студент обращается к нему для согласования плана работы, списка литературы, сроков и порядка подготовки. Содержание должно соответствовать теме и плану.
Курсовой проект имеет следующую структуру:
титульный лист;
заявление;
задание;
рецензия;
краткое введение, в котором обосновывается актуальность темы, говорится о степени разработанности рассматриваемой проблемы;
основной текст: курсовой проект может состоять из глав, включающих параграфы, либо только из глав;
заключение;
список использованной литературы;
приложения.
При написании курсового проекта исследуются следующие источники:
специальная научная литература;
другие источники и материалы, необходимые в силу специфики работы и согласованные с научным руководителем. Они используются студентом по мере подготовки курсового проекта.
Написанию курсового проекта предшествует изучение студентом рекомендованных источников. Целесообразно делать выписки из книг, статей в отдельную рабочую тетрадь или журнал с указанием страниц и исходных данных источников, которые наиболее полезны и необходимы при освещении соответствующих вопросов исследуемой проблемы.
Написание курсового проекта - это систематизированное и отвечающее плану изложение студентом основных сведений по теме, отражающее понимание определенных научных и практических проблем. При цитировании литературных материалов ссылки на источники в тексте работы обязательны. Включение чужого текста без ссылки на него не допускается.
Оформление курсового проекта, его объем. Сроки сдачи и защиты
На кафедре имеются образцы курсовых проектов, к которым студенты могут обратиться при оформлении собственной работы. Ориентировочный объем курсового проекта зависит от дисциплины и может составлять 30-40 с. формата А4 машинописного текста (компьютерного исполнения), напечатанного (набранного) через полтора интервала. Шрифт 14. Необходимо оставить поля: слева – 3,0, справа - 1,5, сверху - 2, снизу - 2. Номера страниц размещаются в нижней части листа. Выполнение курсовых работ на листах школьных или общих тетрадей не разрешается. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением.
В курсовом проекте принята сплошная нумерация страниц. Первой страницей является титульный лист, второй - заявление и т. д. Введение и заключение работы, каждая глава, а также списки использованной литературы начинаются с отдельной страницы и снабжаются соответствующими заголовками или подзаголовками.
В списке использованной литературы источники указываются в строго определенной последовательности.
Все объемные таблицы, тексты программных модулей, графические изображения, носящие иллюстративный характер, следует выносить в приложения. Их отсутствие в основном тексте не должно нарушать логику изложения рассматриваемых вопросов.
Работа должна быть подписана студентом на последней странице после списка литературы.
Если курсовой проект предусматривает программную реализацию, то она обязательно прилагается на носителе информации и демонстрируется руководителю. Разработанные студентом реляционные таблицы должны быть заполнены данными, используемыми при выполнении запросов.
Срок сдачи курсового проекта - не позднее, чем за 1 месяц до начала экзамена. Это необходимо, чтобы преподаватель имел возможность проверить все работы, а студент - при необходимости исправить выявленные недостатки. Защита проходит за 2-3 недели до экзамена. Поступивший на кафедру курсовой проект регистрируется в журнале, после чего передается научному руководителю, который проверяет работу, определяет ее научный уровень, степень раскрытости исследуемой проблемы, соблюдение требований к оформлению, дает развернутый письменный отзыв на курсовую работу и допускает ее к защите.
При несоблюдении требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсового проекта научный руководитель возвращает его студенту для доработки и устранения недостатков.
Критериями оценки курсового проекта являются:
степень разработки темы;
полнота охвата научной литературы;
творческий подход к написанию;
правильность и научная обоснованность выводов;
стиль изложения;
аккуратность и правильность оформления.
Нарушение правил оформления курсовых работ может быть основанием для возврата ее на доработку, недопуска к защите или снижения оценки.
Курсовой проект защищается перед научным руководителем следующим образом: предварительно ознакомившись с письменным отзывом, студент дает пояснения по существу критических замечаний к работе, отвечает на вопросы, поставленные научным руководителем, обосновывает свои выводы. При оценке курсового проекта учитывается не только ее содержание, но и результаты защиты, владение студентом знаниями по данной проблеме. Научный руководитель определяет оценку и заносит ее в зачетную книжку студента, а также в ведомость.
Защищенные курсовые проекты студентам не возвращаются. Студенты, не сдавшие курсовые проекты или получившие на защите неудовлетворительные оценки, не допускаются к экзамену по дисциплине.
Порядок защиты и оценка курсового проекта
Защита курсового проекта является завершающим этапом исследования. Это ответственный этап учебного процесса, так как студент обосновывает собственную точку зрения, отстаивает свои идеи. Поэтому к докладу, в котором излагаются основные положения защищаемой работы, необходимо тщательно и серьезно подготовиться.
Рецензент, анализируя работу, пишет отзыв с указанием положительных сторон и критических замечаний. С рецензией студент должен быть ознакомлен не позднее, чем за день до защиты.
В докладе, рассчитанном не более чем на 5 минут, студент должен обосновать выбор темы исследования, сформулировать цель, раскрыть научное и практическое значение работы, привести общую характеристику объекта исследования, дать исчерпывающее изложение результатов проекта, составляющих предмет защиты.
Доклад рекомендуется написать, но во время защиты заглядывать в записи нежелательно, можно лишь пользоваться кратким планом. Дополнительно может быть подготовлен иллюстративный материал, с помощью которого студент защищает те или иные положения своей работы.
По окончании доклада могут быть заданы вопросы с целью выявления отдельных неясностей или спорных положений в работе, а также определения общего теоретического уровня подготовки студента в исследуемой области. Ответы должны быть продуманными, точными, лаконичными.
При оценке работы учитываются глубина и широта охвата темы, степень использования литературных и статистических источников, умение анализировать собранный материал, литературный стиль, грамотность, уровень технического оформления, а также качество доклада студента, его ответы на вопросы и критические замечания рецензента. В библиографическом списке указываются только те источники, на которые имеются ссылки по тексту. На защиту преподаватель может заранее потребовать представить один из использованных источников.
Неспособность студента четко изложить суть выполненной работы является достаточным основанием для неудовлетворительной оценки, несмотря на отличное содержание и оформление письменного отчета.
Работа оценивается по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Студент, получивший неудовлетворительную оценку, по решению научного руководителя дорабатывает курсовой проект (работу) или выполняет его по новой теме.
Ошибки студентов при выполнении проекта
Ошибки при выполнении курсового проекта приводят к снижению оценки. К числу типичных недостатков относятся следующие.
При названии проекта:
несоответствие темы курсового проекта, указанной на титульном листе, теме, обозначенной в списке рекомендуемых тем или в утвержденном заявлении;
несоответствие наименований глав (параграфов), указанных в оглавлении, формулировкам в тексте;
присвоение главам (параграфам) излишне длинных формулировок;
включение в качестве названия главы (параграфа) формулировки, выходящей за рамки работы;
выбор в качестве наименований глав (параграфов) проблем, не раскрывающих тему;
совпадение формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы;
пересечение названий параграфов курсового проекта;
перенос слов в заголовках глав (параграфов).
При написании введения:
формулирование актуальности темы через решение какого- либо вопроса;
изложение цели, задач, теоретической и практической значимости, которые не раскрыты в основной части работы;
указание информационной базы, фактически не использовавшейся в работе.
При выполнении основной части:
недостаточное количество ссылок на специальную литературу;
неверное определение понятий;
ошибки в формулировании предложений (голословность, неконкретность и др.);
неверное построение языковых конструкций (многословие, частое употребление местоимения «мы», употребление слов в несвойственном им значении и пр.);
включение в список источников, не использующихся в процессе выполнения курсового проекта.
В заключении:
отсутствие положений, показывающих достижение цели и задач проекта;
формулирование промежуточных результатов.
ТЕМЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРВОЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
(2 курс очной, 3 курс заочной форм обучения)
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Отечественная история»
Научный руководитель: доктор культурологии, профессор Бортников С.Д
Функции исторической науки.
Формационный и цивилизационный подходы.
Образование Древнерусского государства
Монголо-татарское нашествие и его последствия.
Реформы Петра Великого.
Феминократия в России XVIII в.
Реформы Александра II.
Развитие капитализма в России во второй половине XIX в.
Первая революция в России (1905 – 1907 гг.).
Февральская революция 1917 г.
Октябрьская революция 1917 г.
Учредительное собрание и его историческая судьба.
Советская страна в годы НЭПа (1921 – 1927 гг.).
Основные этапы Великой Отечественной войны.
Реформирование России в 90-е годы ХХ в.
|