«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников»





Скачать 63.77 Kb.
Название«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников»
Дата публикации02.05.2015
Размер63.77 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников»

(Занятие по основам информационной культуры)
Цель урока: пополнить знания школьников по терминологии, принятой в области журналистики, познакомить с новыми изданиями молодежной прессы.
Ход урока
Наш разговор сегодня пойдет о периодических изданиях, которые являются одной из главных средств массовой информации – (далее СМИ.)

Поток информации, постоянно поступающий и потребляемый всеми нами, стал для человека цивилизованного не просто важен, а жизненно необходим.
Давайте вместе с вами вспомним, что же входит в этот разнообразный мир СМИ?

- Пресса – периодические издания газетно-журнального типа (газеты журналы, информационные бюллетени);

- Аудиовизуальные СМИ – все разнообразие радио и телевидения;

- Огромные предприятия по сбору, переработке и распространению информации - информационные агентства.

Мы с вами назвали виды СМИ. А теперь давайте уточним, как мы получаем эту информацию.
Если произошло какое-то событие, например, террористический акт в США, в Нью-Йорке 11 сентября 2002 г., из какого источника вы впервые узнаете об этом? (радио и телевидение)

Вы об этом услышали и увидели, но вы-то хотите понять, почему это произошло? Как? Кто виноват? Возникает сразу множество вопросов. А комментария как такового в новостях нет.

«У факта не должно быть чувств»- такового кредо информационной службы телевидения.

Как вы думаете, кто поможет вам ответить на эти вопросы? (газеты и журналы)

Быстрее всего отреагируют ежедневные газеты. Они опишут, как это произошло. А вот еженедельники уже разъяснят, почему это произошло, сопоставят факты, установят причины. И только научные издания, которые выходят один раз в месяц, дадут уже научное обоснование, проведут полный анализ этого факта. Что такое терроризм? Какова его сущность? Почему именно в наше время это приобрело такие масштабы? И вот поэтому мы с уверенностью можем сказать, что периодические издания, пресса имеют очень большое значения для нашего информационного развития.

Представьте себе, что вы подошли к газетному киоску. Попробуйте перечесть все печатные издания, которые предстанут перед вашим пытливым взглядом.

Вы убедились, что это сделать очень сложно? Потому что современная пресса – это тысячи изданий, различных по тематике, целевому назначению, программе, периодичности, тиражу, региону распространения.

Посмотрите, сколько газет и журналов находятся только здесь, в читальном зале.

Наша библиотека выписывает 350 наименований газет и журналов.

288 – наименований журналов, 62 – газет.

В читальный зал поступают 62 – наименования журналов и 13 наименований газет.

Таким образом, на каких два больших отряда мы разделили всю прессу? (газеты и журналы)

Не вдаваясь в терминологические подробности, давайте скажем, чем отличается газета от журнала?

- Газета обладает большей оперативностью и актуальностью, большей универсальностью, она более информативна и представляет собой листовое издание.

- Журнал более аналитичен, т.е. анализирует события и публицистичен. В журналах впервые печатаются произведения, прежде чем они выйдут в свет отдельной книгой. Журналы согласно Госстандарту должны быть «сброшюрованы», т.е. печатные листы скреплены в корешке.

Согласно «Справочника журналиста» Вяземского: «Газета – это периодическое издание с оперативными материалами о текущих общественно-политических, экономико-производственных, культурных, спортивных и других событиях. В зависимости от типа и назначения они имеют разные сроки выхода, различные форматы и тиражи», «Журнал – это периодическое журнальное издание, содержащее статьи, материалы или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию.

Газета – это история мира за одни сутки. Сложно придумать лучшее определение для этого вида периодики.

Само слово «газета» по традиции связывают с названием итальянской монеты – gazzeta.

В середине XVI века она служила платой за листки, сообщавшие венецианским купцам торговые новости. История газетного дела ведет начало с 1609 года, именно тогда в Германии раз в неделю выходили газеты.

Первая русская газета «Куранты» появилась в 1621 году. Правда, она была рукописной, и читали ее только царь и бояре.

Журнал почти на полвека младше газеты. Это было в 1665 году в Париже, когда вышел первый номер издания. С тех пор прошло немало времени. Сейчас только в России зарегистрировано 21 тыс. газет и более 5 тыс. журналов.
По региону распространения прессу можно разделать на три большие группы:

-общенациональная, распространяющаяся по всей стране – «Казахстанская правда», «АиФ,», «Комсомольская правда», «Огонек», «Дружные ребята», «Сезон», «Аграрный Казахстан», «Воспитание школьника».

-региональная, распространяющаяся на территории региона, по ВКО «Рудный Алтай», «Дидар».

естная, охватывающая территорию города - «Устинка», «7 дней», «Деловой Усть-Каменогорск», «Казцинк».
Пресса может быть рассчитана либо на большинство потенциальных читателей, либо на конкретную группу:

для всего населения: «АиФ», «Комсомольская правда», «Знание – сила», «Огонек», «Gео», «Эхо планеты», «Вокруг света» и др.

для мужчин: «Медведь», «Оружие», «Автосалон», «Плейбой», «За рулем».

для девочек: «Штучка», «Маруся», «Лиза» «Работница», Крестьянка», «COOL GIRL», «Джульетта», «Золушка», «Искусство быть красивой» и др.

для молодежи: «Я молодой», «Ом», «Птюч», «Все звезды», «Ромео и Джульетта» «Ровесник», «Бумеранг».

для детей: «Веселые картинки», «Миша», «А почему?», «Левша», «Юный техник», «АБВГД», « Мурзилка» и др.

По тематическому направлению прессу можно разделить на следующие темы, посвященные проблемам:

здоровья: «Будь здоров», «АиФ Здоровье», «Здоровье детей», «Женское здоровье», «ЗОЖ», «Предупреждение», «Здоровье» и т.д.

спорта: «Спортэкспресс», «Спортклуб», «Трамплин», «Физкультура и спорт», «Сила и красота», «Спорт» и др.

техники: «Техника молодежи», «Юный техник», «Мир техники для детей», «Радио», «Радиолюбитель», «За рулем», «Автомобили» и т.д.

науки: «Наука и жизнь», «Знание - сила», «Наука и религия», «Мысль».

У газет и журналов разная периодичность. Строгая периодичность – одна из важнейших характеристик СМИ. Некоторые издания выходят каждый день, другие – раз в неделю, некоторые - раз в месяц.

Давайте рассмотрим, как же располагается материал в периодических изданиях. Например, газета «АиФ». Это еженедельник. Первый номер датируется январем 1978 года.

Лицо издания - его первая полоса (профессиональный журналист никогда не скажет «газетная страница»).

Здесь и логотип газеты, и его девиз. Логотип – это особый способ написания названия издания. Как правило, он становится фирменным знаком.

На первой полосе размещаются самые важные материалы, сенсационные фотоснимки. Посмотрите внимательно.

Что привлекло ваше внимание? Ну конечно, заголовок. Его главная задача – задержать наше внимание, заинтриговать. Иногда заголовок сопровождается кратким текстом, выделенный курсивом, который предваряет материал. Это и есть врез. Обычно это лозунг, цитата или комментарий, иногда краткое содержание материала, от которого зависит, будет ли читатель читать этот материал.

Ведь читая периодические издания, мы выбираем только то, что нам интересно, поэтому заголовок и врез стараются нас заинтересовать.

Под шапкой «Сегодня в номере» располагают самые важные темы номера. Иногда в газеты и журналы вложены листы, которые называются вкладка. Например: «АиФ» практикует региональные вкладки («АиФ Казахстан»). Журнал «GеО» в виде цветных вкладок издает красочные и познавательные карты и схемы.

Вкладка – это издание в издании, ее можно вынуть из газеты, не нарушив при этом целостности издания (программа ТВ).

Сплошной текст на широкой газетной или журнальной полосе читать было бы неудобно. Поэтому в издательской практике принято разбивать его на несколько колонок - вертикальных столбцов.

В каждом издании печатаются выходные данные, содержащие информацию об издателе, главном редакторе, периодичности выхода издания, тираже и т. д. Тираж «АиФ» в начале 90-х годов достиг 33 млн., что явилось настоящим мировым рекордом, и это было занесено в Книгу рекордов Гиннеса.

Существуют целые Издательские дома. Издательский Дом «АиФ» выпускает 16 газет и журналов. Издательский Дом «Первое сентября» выпускает предметно-методические газеты, которые с 2004 года выходят в обновленном виде (формат А4). Их удобно читать, хранить, носить, ксерокопировать. У всех этих газет появилась цветная обложка – суперобложка, которая каждый месяц меняет свой цвет.

В каждой газете и в каждом журнале есть свои постоянные рубрики – разделы. У рубрики свое место и оформление. Посмотрите, как оформлен журнал «Древо познания». Страницы журнала расшиваются и подшиваются по рубрикам в специальной папке. Это очень удобно. У каждого из вас, наверное, есть своя любимая рубрика. Например, кто-то из вас мечтает стать великим врачом-хирургом, и его интересуют вопросы биологии и анатомии, а кто-то историком, химиком. Тогда «Древо познания» для них просто находка. Им не нужно листать весь журнал, они при помощи разделительного листа сразу откроют свою любимую рубрику - «Организм человека» или «Всемирная история». Таким образом, со временем они смогут собрать целую коллекцию.

Сейчас предлагаем вам познакомиться с периодическими изданиями, представленными на выставке, и расскажите о своем журнале или газете.

Например:

Название журнала (газета)?

Какова тема журнала (газета)?

  1. С какого года издается?

Перечислите рубрики и охарактеризуйте их?

Познакомьте с выходными данными журнала, газеты?

Какие статьи интересные? и т.д.

  1. Больше читайте газет и журналов, чтобы быть в курсе всех важных событий в своей стране и во всем мире.

Составитель: главный библиотекарь отдела обслуживания Б. К. Раимханова





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Целью курса является формирование у студентов понимание основ массовой информации, функционирования конкретных средств ее распространения...
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconТеория и практика массовой информации
Политическая история российских сми. Структурно-функциональные особенности средств массовой информации в советский период. Роль сми...
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сми, их роль и влияние в политической жизни общества; определить, почему сми называют «четвертой властью», почему телевидение является...
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconПриказ от 21. 05. 2010 №366-од­­ Об итогах XIII городского конкурса...
Об итогах XIII городского конкурса детских и юношеских средств массовой информации
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconПамятка редколлегии для работы над выпуском. Положение о школьных...
Выдержка из Закона «О средствах массовой информации». Права и обязанности журналиста
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconБаза данных по проблеме правового регулирования отношений в области...
Средства массовой информации в Интернете. Ежедневная подборка актуальных статей, систематизированная по рубрикам. Каталог сми: „бумажные“,...
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconПримерная программа дисциплины техника и технология средств массовой...
Ситников Виталий Павлович, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры техники газетного дела и средств информации...
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconПлан проведения Всероссийской информационной кампании против насилия...
В средствах массовой информации и других средствах массовой коммуникации на территории
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconГлавного управления образования и молодежной политики а лтайского края
Конкурс научных, научно-публицистических и творческих работ, посвященных героям Великой Победы, предназначен молодёжи, студентам...
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconМассовой информации
Стилей речи, изучение системы жанров pr-текстов и форм их подачи в средства массовой информации. Кроме того, дисциплина содержит...
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconМой коммунальный стандарт обзор средств массовой информации 10-14 ноября, 2011 год
Приуральский район и Регламента предоставления информации на официальный сайт Администрации муниципального образования Приуральский...
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconПри центральной избирательной комиссии российской федерации электронный дайджест
Электронный дайджест публикаций средств массовой информации по выборной тематике подготовлен на основании открытой информации, размещенной...
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconПодписные периодические издания на 2013 г. Журналы
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» icon«Информационная безопасность»
Они стали предметом законотворческого процесса, привлекают пристальное внимание средств массовой информации
«Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников» iconМониторинг средств массовой информации 22 октября 2013 года
Конференция о доступности энергетической инфраструктуры пройдет в Екатеринбурге 5


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск