Урок № 38
Тема: Роль средств массовой информации в политической жизни
Технология сотрудничества, подход «пила»
Цель образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние в политической жизни общества; определить, почему СМИ называют «четвертой властью», почему телевидение является одним из главных средств массовой информации в современном обществе;
Цель развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга;
Цель воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания;
Ход урока
Деятельность учителя и информационный момент
| Деятельность ученика
| 1.Мотивационно-целевой этап урока (5 мин.)
|
| Вопросы:
Какие заметные события происходят сегодня в мире?
Что происходит в Хабаровском крае?
Откуда мы узнаем о происходящих событиях?
Ответ: Мы живем в постоянно меняющемся мире, в эпоху перемен. И быть в курсе всех событий, особенно политических, нам помогают СМИ. Еще в XVIII в. французский просветитель Ш.Л. Монтескье предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. С переходом от постиндустриального общества к информационному, появилась версия, о том, что СМИ является четвертой ветвью власти.
Вопрос: Согласитесь ли вы с этой точкой зрения?
Ответ: Чтобы предоставить аргументы, отвечая на этот вопрос необходимо проанализировать ряд источников.
| Учащиеся вместе с учителем посредством рассуждения определяют цель урока: Выяснить, является ли СМИ четвертой ветвью власти?
| 2. Изучение нового материала (37 мин.)
|
| 1.Раздача заданий. Расположение групп.(2 мин.)
|
| Учащиеся по заранее составленным спискам рассаживаются на свои места до начала урока. После оглашения темы и формирования целей урока учитель объясняет задание для каждой группы.
| Примерная схема расположения учащихся по группам
| 1 группа
| Тема: понятие СМИ, его функции
вопросы: Что такое СМИ? Каковы функции СМИ? Что относится к СМИ? Чем и как регламентируется деятельность СМИ?
| 2 группа
| Тема: власть СМИ и интересы общества
вопросы: Насколько сильна власть СМИ? Какую роль в обществе играют СМИ? Можно ли сделать СМИ независимыми?
| группа
| Тема: роль СМИ. «Четвертая власть»
вопросы: Почему СМИ называют «четвертой властью»? Каковы основные задачи СМИ? Каков практический опыт СМИ?
| 4 группа
| Тема: политическое влияние СМИ. «Политическая пропаганда»
вопросы: Что такое политическая пропаганда? Каково политическое влияние СМИ на общество? Можно ли представить демократическое общество без СМИ?
| 5 группа
| Тема: телевидение — одно из главных средств массовой информации в современном обществе
вопросы: Почему огромная роль в СМИ отводится ТВ? Как телевидение влияет на политическую активность граждан? Какие проблемы возникают в мире в связи с расширением аудитории СМИ?
| У каждой группы на столе представлен блок необходимой информации, с помощью которой ученики выполняют задания. Общим для всех групп является:
Словарь урока
Статистические данные по СМИ
Материалы Закона РФ «О средствах массовой информации»
Газета (как один из видов СМИ)
Учебник «обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова
| Первый этап работы: знакомство с материалом (10 мин.)
|
| Учащиеся, получив задание, начинают работать в группах. Основная цель этого этапа – ознакомиться с представленной информацией, сообща выполнить задание.
|
| 1 группа
Понятие СМИ, его функции.
Для распространения идеологии широко используются средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории. В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждение людей к определенным политическим действиям.
Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ дает пресса. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создает «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Не случайно СМИ называют «четвертой властью».
К СМИ относятся:
пресса,
массовые справочники,
радио,
телевидение,
кино- и звукозапись, видеозапись.
В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).
Словарь урока
СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции…, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию…
К. С. Гаджиев Политология учебник
для высших учебных заведений, М. 2002 г.
СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.
Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке,
книга для учителя, под ред. Л.В. Полякова
Массовая информация – предназначенная для неограниченного круга лиц печатные, аудио -, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
СМИ – это периодическое печатное издание, радио -, теле -, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Закон РФ «О средствах массовой информации», М., 2008 г.
СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию.
Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 11 классов,
под ред. Л.Н. Боголюбова, М., 2006 г.
СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Человек и общество. Обществознание.
Учебник для учащихся 10-11 классов в 2-х частях,
под ред. Л.Н. Боголюбова Ю.А. Лазебниковой, М., 2008 г.
| Учащиеся первой группы должны выяснить:
Что такое СМИ?
(работа с информационным листом, анализ глоссария)
Каковы функции СМИ?
Информационная, политическая социализация, критика и контроль, представление различных общественных интересов, формирование общественного мнения, мобилизационная;
Что относится к СМИ?
пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.
Чем и как регламентируется деятельность СМИ?
(работа с Законом РФ «о СМИ»)
Законом РФ «О средствах массовой информации».
Например, Закон запрещает цензуру СМИ, с другой стороны СМИ запрещается законом воздействовать на подсознание людей или оказывать вредное влияние.
| 2 группа
Власть СМИ и интересы общества.
Постоянное повышение политической роли СМИ в информационном обществе происходит под лозунгом защиты «независимости СМИ» как одной из главных демократических свобод и признания их роли как «четвертой власти» в демократическом обществе. Эту свободу и эту роль вынуждены признавать все государства. Однако сами СМИ вполне зависимы не только от своих читателей, на чьи интересы и вкусы они ориентируются, но и от позиции своих владельцев, своих главных редакторов, от узких групп людей, определяющих политику СМИ. И эти люди благодаря контролируемым ими каналам информации обретают огромную власть над обществом, власть, которой они обычно распоряжаются не в общественных, а в своих частных, личных, групповых интересах.
Сознавая это, правительства всех стран пытаются тем или иным образом контролировать СМИ. В одних случаях это делается через ужесточение законодательного регулирования сферы СМИ, в других — через прямой государственный контроль над телеканалами и газетами. А иногда через скупку важнейших СМИ близкими к правительству бизнес-группами. Применяются и скрытое размещение в газетах и на телевидении заказанных правительством пропагандистских материалов, и привилегированный доступ к государственной информации только лояльных правительству изданий и каналов. Отказавшись от такого вторжения в сферу свободы СМИ, демократические правительства рискуют лишиться общественной поддержки в своих важнейших мероприятиях, а то и столкнуться с «пятой колонной» внутри общества. Начатая в 2003 г. война США против Ирака на первом этапе пользовалась довольно широкой поддержкой американцев во многом благодаря массированной кампании размещения в СМИ скрыто оплаченных правительством материалов, подающих события в Ираке в нужном свете. А сам повод к вторжению в Ирак дало сфабрикованное английскими спецслужбами «иракское досье», сообщавшее о якобы ведущейся Ираком разработке оружия массового поражения. Утечка в СМИ этого «досье» резко усилила антииракские настроения в США и Западной Европе, на волне которых и было объявлено решение американской администрации отстранить от власти иракского президента Саддама Хусейна военным путем.
Напротив, разоблачения военных преступлений американских солдат в оккупированном Ираке, сделанные американской прессой в 2005—2006 гг., породили волну возмущения в самих США и сильно сузили базу поддержки иракской политики президента Буша.
Особую актуальность приобретают вопросы регулирования СМИ в ситуации антитеррористической войны, которую сегодня ведут многие страны мира. Главной задачей террористов является создание атмосферы страха и панического ужаса в атакуемом ими обществе, его деморализация, силовой шантаж власти. Сделать это они пытаются, заставляя СМИ вольно или невольно работать на себя.
Пропаганда воинствующего исламского экстремизма, подготовившая целую серию кровавых террористических актов по всему миру, стала возможной во многом благо-царя арабоязычному спутниковому телеканалу «Аль-Джази-ра». Хотя официально этот канал придерживается независимой политики и принципа «факты и только факты», именно он неоднократно предоставлял трибуну лидеру террористов из «Аль-Каиды» Усаме бен Ладену, руководителям афганских талибов и других исламских террористов. Несмотря на все попытки США закрыть «Аль-Джазиру» или противопоставить ей альтернативные источники информации, она и сегодня является одним из наиболее популярных в арабском мире средств массовой информации.
Наиболее действенным и цивилизованным способом упорядочить работу СМИ, ограничив самоуправство их владельцев, вероятно, является внутренняя самоорганизация сферы массовой информации. Опираясь на авторитет профессионального сообщества, накладывающего на журналистов и издателей добровольные самоограничения и тщательно следящего за их исполнением, в разных странах государство пытается обеспечить саморегулирование СМИ. Средством для этого являются этические кодексы и хартии, добровольно принимаемые журналистскими союзами. Подписавшие их издатели обязуются следить за соответствием редакционной политики интересам всего общества, предотвращать невольное пособничество террористам, содействовать правоохранительным органам в борьбе с ними.
Тем не менее, именно СМИ, являясь средоточием политического влияния в информационном обществе, постоянно находятся в центре ожесточенных дискуссий о способах регулирования СМИ и непрерывной борьбы за контроль над ними.
| Учащиеся второй группы должны выяснить:
Насколько сильна власть СМИ?
Власть СМИ имеет большую силу, так как с помощью СМИ происходит формирование общественного мнения. Всякая власть стремиться контролировать СМИ (пример из газеты: В.В. Путин «Страна избежала кризисного шока» - может и нет никакого кризиса, а может страна не избежала кризисного шока, но судя по газете формируется определенное мнение).
Какую роль в обществе играют СМИ?
С помощью СМИ можно управлять общественным мнением, а значит и обществом. Успокоить народ, или как делают террористы посеять панику – тоже во власти СМИ.
Можно ли сделать СМИ независимыми?
Можно:
- ограничить самоуправство владельцев СМИ;
- добровольное принятие этических кодексов и хартий, журналистскими союзами;
| 3 группа
Роль СМИ. «Четвертая власть»
Основным инструментом воздействия на общество являются средства массовой информации. Демократическая теория отводит СМИ чрезвычайно важное место «четвертой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех официальных властей (исполнительной, законодательной и судебной). СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан».
На практике же СМИ зачастую действуют прямо противоположным образом. В одних случаях это позволяет гражданам узнать об истинной подоплеке действий власти, посмотреть на ее теневую сторону. В других случаях вмешательство СМИ мешает власти исполнять законно делегированные ей народом функции, заставляет ее принимать решения, исходя из неверных, чаще всего краткосрочных приоритетов. В такой ситуации, вместо того чтобы информировать власти о реакции граждан на те или иные ее планы и решения и тем самым гармонизировать отношения между властью и избирателями, СМИ многократно усиливают противоречия между ними. Превращают малозначительные инциденты в «скандалы века», а ошибки власти — в ее «преступления перед народом». Вместо того чтобы просвещать граждан, СМИ формируют у них искаженное, стереотипное представление о том, что происходит в стране и мире, искусственно раздувая одни события, темы, проблемы и «не замечая» других, быть может, гораздо более важных для страны и интересных для ее граждан.
Только то, о чем говорят СМИ, становится общественно признанным фактом, а то, о чем они умалчивают, как бы и «не происходит» вообще, во всяком случае, ничуть не влияет на политический процесс в стране.
Ярким примером такой манипулятивной политической роли СМИ стали события в югославском крае Косово в 1998 г. Представив дело так, что в Косово сербы безнаказанно и массово уничтожают мирных албанцев, западноевропейские и американские СМИ ничего не сообщали своим зрителям и читателям о деятельности албанских сепаратистов по изгнанию сербов из мест их исторического обитания в Косово. Ничего не говорилось о тесных связях сепаратистов с международной наркомафией и исламскими экстремистами. Эта интервенция нанесла стране громадный экономический и гуманитарный урон, привела к свержению ее законно избранного правительства, расчленению Югославии и превращению ее части — края Косово — в фактический протекторат НАТО.
| Учащиеся третьей группы должны выяснить:
Почему СМИ называют «четвертой властью»?
- согласно демократической теории СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех властей;
- на практике тот, кто владеет СМИ – тот владеет и тремя другими ветвями власти;
Каковы основные задачи СМИ?
- информирование общества о политических и других событиях, а также обратная связь – информирование о мнении избирателей;
( пример из источника: на первой полосе газеты «Хабаровские вести» есть напоминание жителям Хабаровского края о предстоящем политически важном событии – это связь от правительства к народу. А вот результаты выборов – будут являться обратной связью в ходе которых будет ясно кому доверились избиратели. Из чего власти должны сделать определенные выводы.+ листовка о выборах)
Каков практический опыт СМИ?
Практический опыт показывает, что не всегда манипуляция СМИ происходит в интересах общества.
| |