Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 251.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации27.11.2013
Размер251.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
Урок № 38

Тема: Роль средств массовой информации в политической жизни

Технология сотрудничества, подход «пила»

Цель образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние в политической жизни общества; определить, почему СМИ называют «четвертой властью», почему телевидение является одним из главных средств массовой информации в современном обществе;

Цель развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга;

Цель воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания;

Ход урока


Деятельность учителя и информационный момент

Деятельность ученика

1.Мотивационно-целевой этап урока (5 мин.)




Вопросы:

Какие заметные события происходят сегодня в мире?

Что происходит в Хабаровском крае?

Откуда мы узнаем о происходящих событиях?

Ответ: Мы живем в постоянно меняющемся мире, в эпоху перемен. И быть в курсе всех событий, особенно политических, нам помогают СМИ. Еще в XVIII в. французский просветитель Ш.Л. Монтескье предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. С переходом от постиндустриального общества к информационному, появилась версия, о том, что СМИ является четвертой ветвью власти.

Вопрос: Согласитесь ли вы с этой точкой зрения?

Ответ: Чтобы предоставить аргументы, отвечая на этот вопрос необходимо проанализировать ряд источников.

Учащиеся вместе с учителем посредством рассуждения определяют цель урока: Выяснить, является ли СМИ четвертой ветвью власти?

2. Изучение нового материала (37 мин.)




1.Раздача заданий. Расположение групп.(2 мин.)




Учащиеся по заранее составленным спискам рассаживаются на свои места до начала урока. После оглашения темы и формирования целей урока учитель объясняет задание для каждой группы.

Примерная схема расположения учащихся по группам



1 группа


Тема: понятие СМИ, его функции

вопросы: Что такое СМИ? Каковы функции СМИ? Что относится к СМИ? Чем и как регламентируется деятельность СМИ?

2 группа


Тема: власть СМИ и интересы общества

вопросы: Насколько сильна власть СМИ? Какую роль в обществе играют СМИ? Можно ли сделать СМИ независимыми?

  1. группа




Тема: роль СМИ. «Четвертая власть»

вопросы: Почему СМИ называют «четвертой властью»? Каковы основные задачи СМИ? Каков практический опыт СМИ?

4 группа


Тема: политическое влияние СМИ. «Политическая пропаганда»

вопросы: Что такое политическая пропаганда? Каково политическое влияние СМИ на общество? Можно ли представить демократическое общество без СМИ?

5 группа


Тема: телевидение — одно из главных средств массовой информации в современном обществе

вопросы: Почему огромная роль в СМИ отводится ТВ? Как телевидение влияет на политическую активность граждан? Какие проблемы возникают в мире в связи с расширением аудитории СМИ?


У каждой группы на столе представлен блок необходимой информации, с помощью которой ученики выполняют задания. Общим для всех групп является:

  1. Словарь урока

  2. Статистические данные по СМИ

  3. Материалы Закона РФ «О средствах массовой информации»

  4. Газета (как один из видов СМИ)

Учебник «обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова

Первый этап работы: знакомство с материалом (10 мин.)




Учащиеся, получив задание, начинают работать в группах. Основная цель этого этапа – ознакомиться с представленной информацией, сообща выполнить задание.




1 группа

Понятие СМИ, его функции.

Для распространения идеологии широко используют­ся средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распро­странения информационных сообщений в массовой ауди­тории. В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных собы­тиях, их комментировании и оценке. Функция политиче­ской социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Еще одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мне­ния. А мобилизационная функция выражается в побужде­ние людей к определенным политическим действиям.

Наиболее распространенные СМИ — радио, телевиде­ние, пресса. Между ними существует своеобразное разде­ление труда. При сообщении о политическом событии ра­дио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, по­чему случилось, наиболее полный ответ дает пресса. Воз­можность «приходить в каждый дом», наличие на телеви­дении видеоряда («картинки»), который создает «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздейст­вия на политическое сознание и поведение людей. Не слу­чайно СМИ называют «четвертой властью».

К СМИ относятся:

  • пресса,

  • массовые справочники,

  • радио,

  • телевидение,

  • кино- и звукозапись, видеозапись.

В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

Словарь урока

СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции…, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию…

К. С. Гаджиев Политология учебник

для высших учебных заведений, М. 2002 г.

СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.

Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке,

книга для учителя, под ред. Л.В. Полякова

Массовая информация – предназначенная для неограниченного круга лиц печатные, аудио -, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

СМИ – это периодическое печатное издание, радио -, теле -, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Закон РФ «О средствах массовой информации», М., 2008 г.

СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 11 классов,

под ред. Л.Н. Боголюбова, М., 2006 г.

СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Человек и общество. Обществознание.

Учебник для учащихся 10-11 классов в 2-х частях,

под ред. Л.Н. Боголюбова Ю.А. Лазебниковой, М., 2008 г.

Учащиеся первой группы должны выяснить:

  1. Что такое СМИ?

(работа с информационным листом, анализ глоссария)

  1. Каковы функции СМИ?

Информационная, политическая социализация, критика и контроль, представление различных общественных интересов, формирование общественного мнения, мобилизационная;

  1. Что относится к СМИ?

пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись.

  1. Чем и как регламентируется деятельность СМИ?

(работа с Законом РФ «о СМИ»)

Законом РФ «О средствах массовой информации».

Например, Закон запрещает цензуру СМИ, с другой стороны СМИ запрещается законом воздействовать на подсознание людей или оказывать вредное влияние.


2 группа

Власть СМИ и интересы общества.

Постоянное повышение политической роли СМИ в ин­формационном обществе происходит под лозунгом защи­ты «независимости СМИ» как одной из главных демокра­тических свобод и признания их роли как «четвертой влас­ти» в демократическом обществе. Эту свободу и эту роль вынуждены признавать все государства. Однако сами СМИ вполне зависимы не только от своих читателей, на чьи интересы и вкусы они ориентируются, но и от пози­ции своих владельцев, своих главных редакторов, от уз­ких групп людей, определяющих политику СМИ. И эти лю­ди благодаря контролируемым ими каналам информации обретают огромную власть над обществом, власть, кото­рой они обычно распоряжаются не в общественных, а в своих частных, личных, групповых интересах.

Сознавая это, правительства всех стран пытаются тем или иным образом контролировать СМИ. В одних случаях это делается через ужесточение законодательного регули­рования сферы СМИ, в других — через прямой государ­ственный контроль над телеканалами и газетами. А иног­да через скупку важнейших СМИ близкими к правитель­ству бизнес-группами. Применяются и скрытое размеще­ние в газетах и на телевидении заказанных правитель­ством пропагандистских материалов, и привилегирован­ный доступ к государственной информации только лояль­ных правительству изданий и каналов. Отказавшись от та­кого вторжения в сферу свободы СМИ, демократические правительства рискуют лишиться общественной поддерж­ки в своих важнейших мероприятиях, а то и столкнуться с «пятой колонной» внутри общества. Начатая в 2003 г. война США против Ирака на первом этапе пользовалась довольно широкой под­держкой американцев во многом благодаря массиро­ванной кампании размещения в СМИ скрыто опла­ченных правительством материалов, подающих события в Ираке в нужном свете. А сам повод к втор­жению в Ирак дало сфабрикованное английскими спецслужбами «иракское досье», сообщавшее о якобы ведущейся Ираком разработке оружия массового по­ражения. Утечка в СМИ этого «досье» резко усилила антииракские настроения в США и Западной Европе, на волне которых и было объявлено решение американской администрации отстранить от власти иракс­кого президента Саддама Хусейна военным путем.

Напротив, разоблачения военных преступлений американских солдат в оккупированном Ираке, сделанные аме­риканской прессой в 2005—2006 гг., породили волну воз­мущения в самих США и сильно сузили базу поддержки иракской политики президента Буша.

Особую актуальность приобретают вопросы регулиро­вания СМИ в ситуации антитеррористической войны, кото­рую сегодня ведут многие страны мира. Главной задачей террористов является создание атмосферы страха и пани­ческого ужаса в атакуемом ими обществе, его деморали­зация, силовой шантаж власти. Сделать это они пытаются, заставляя СМИ вольно или невольно работать на себя.

Пропаганда воинствующего исламского экстремизма, подготовившая целую серию кровавых террористических актов по всему миру, стала возможной во многом благо-царя арабоязычному спутниковому телеканалу «Аль-Джази-ра». Хотя официально этот канал придерживается незави­симой политики и принципа «факты и только факты», именно он неоднократно предоставлял трибуну лидеру террористов из «Аль-Каиды» Усаме бен Ладену, руководи­телям афганских талибов и других исламских террористов. Несмотря на все попытки США закрыть «Аль-Джазиру» или противопоставить ей альтернативные источники информа­ции, она и сегодня является одним из наиболее популяр­ных в арабском мире средств массовой информации.

Наиболее действенным и цивилизованным способом упорядочить работу СМИ, ограничив самоуправство их владельцев, вероятно, является внутренняя самоорганиза­ция сферы массовой информации. Опираясь на авторитет профессионального сообщества, накладывающего на жур­налистов и издателей добровольные самоограничения и тщательно следящего за их исполнением, в разных стра­нах государство пытается обеспечить саморегулирование СМИ. Средством для этого являются этические кодексы и хартии, добровольно принимаемые журналистскими сою­зами. Подписавшие их издатели обязуются следить за со­ответствием редакционной политики интересам всего об­щества, предотвращать невольное пособничество терро­ристам, содействовать правоохранительным органам в борьбе с ними.

Тем не менее, именно СМИ, являясь средоточием по­литического влияния в информационном обществе, посто­янно находятся в центре ожесточенных дискуссий о спо­собах регулирования СМИ и непрерывной борьбы за конт­роль над ними.

Учащиеся второй группы должны выяснить:

  1. Насколько сильна власть СМИ?

Власть СМИ имеет большую силу, так как с помощью СМИ происходит формирование общественного мнения. Всякая власть стремиться контролировать СМИ (пример из газеты: В.В. Путин «Страна избежала кризисного шока» - может и нет никакого кризиса, а может страна не избежала кризисного шока, но судя по газете формируется определенное мнение).

  1. Какую роль в обществе играют СМИ?

С помощью СМИ можно управлять общественным мнением, а значит и обществом. Успокоить народ, или как делают террористы посеять панику – тоже во власти СМИ.

  1. Можно ли сделать СМИ независимыми?

Можно:

- ограничить самоуправство владельцев СМИ;

- добровольное принятие этических кодексов и хартий, журналистскими сою­зами;

3 группа

Роль СМИ. «Четвертая власть»

Основным инструментом воздействия на общество являются средства массовой информации. Демократическая теория отводит СМИ чрезвычайно важное место «четвертой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех официальных властей (исполнительной, законода­тельной и судебной). СМИ должны давать властям «обрат­ную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по по­воду политики самого правительства. Наконец, СМИ при­званы просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан».

На практике же СМИ зачастую действуют прямо проти­воположным образом. В одних случаях это позволяет граж­данам узнать об истинной подоплеке действий власти, по­смотреть на ее теневую сторону. В других случаях вмеша­тельство СМИ мешает власти исполнять законно делегиро­ванные ей народом функции, заставляет ее принимать ре­шения, исходя из неверных, чаще всего краткосрочных приоритетов. В такой ситуации, вместо того чтобы инфор­мировать власти о реакции граждан на те или иные ее пла­ны и решения и тем самым гармонизировать отношения между властью и избирателями, СМИ многократно усили­вают противоречия между ними. Превращают малозначи­тельные инциденты в «скандалы века», а ошибки власти — в ее «преступления перед народом». Вместо того чтобы просвещать граждан, СМИ формируют у них искаженное, стереотипное представление о том, что происходит в стра­не и мире, искусственно раздувая одни события, темы, проблемы и «не замечая» других, быть может, гораздо бо­лее важных для страны и интересных для ее граждан.

Только то, о чем говорят СМИ, становится обществен­но признанным фактом, а то, о чем они умалчивают, как бы и «не происходит» вообще, во всяком случае, ничуть не влияет на политический процесс в стране.

Ярким примером такой манипулятивной полити­ческой роли СМИ стали события в югославском крае Косово в 1998 г. Представив дело так, что в Косово сербы безнаказанно и массово уничтожают мирных албанцев, западноевропейские и американские СМИ ничего не сообщали своим зрителям и читателям о деятельности албанских сепаратистов по изгнанию сер­бов из мест их исторического обитания в Косово. Ни­чего не говорилось о тесных связях сепаратистов с международной наркомафией и исламскими экстре­мистами. Эта интервенция нанесла стране громадный экономический и гуманитарный урон, привела к свержению ее законно избранного правительства, расчле­нению Югославии и превращению ее части — края Косово — в фактический протекторат НАТО.

Учащиеся третьей группы должны выяснить:

  1. Почему СМИ называют «четвертой властью»?

- согласно демократической теории СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех властей;

- на практике тот, кто владеет СМИ – тот владеет и тремя другими ветвями власти;

  1. Каковы основные задачи СМИ?

- информирование общества о политических и других событиях, а также обратная связь – информирование о мнении избирателей;

( пример из источника: на первой полосе газеты «Хабаровские вести» есть напоминание жителям Хабаровского края о предстоящем политически важном событии – это связь от правительства к народу. А вот результаты выборов – будут являться обратной связью в ходе которых будет ясно кому доверились избиратели. Из чего власти должны сделать определенные выводы.+ листовка о выборах)

  1. Каков практический опыт СМИ?

Практический опыт показывает, что не всегда манипуляция СМИ происходит в интересах общества.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск