Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации





Скачать 200.19 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Дата публикации27.05.2015
Размер200.19 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной математики и кибернетики


Программа дисциплины Эстетика
для направления 090301.65 «Компьютерная безопасность»

подготовки специалиста

Автор программы: Лагутина И.Н., доктор филол. н., профессор кафедры наук о культуре факультета философии, irina.lagoutina@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В.А.Куренной
Рекомендована секцией УМС Философия «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 090301.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста, изучающих дисциплину «Эстетика».

Программа разработана в соответствии с:
ОС ФГАОУ ВПО НИУ ВШЭ;

Образовательной программой по направлению 090301.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста.

Рабочим учебным планом университета по направлению 090301.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 090301.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста, изучающих дисциплину «Эстетика».
Программа разработана в соответствии с:

ОС ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

Образовательной программой по направлению подготовки специалиста 090301.65 «Компьютерная безопасность»

Рабочим учебным планом университета по направлению 090301.65 «Компьютерная безопасность» подготовки специалиста.

2Цели освоения дисциплины


Курс эстетики на Факультете прикладной математики и кибернетики НИУ ВШЭ охватывает два модуля (3-4), включает в себя лекции и семинарские занятия, дополненные самостоятельным изучением рекомендованной преподавателем литературы.


  • Цель освоения дисциплины «Эстетика» ‒ сформировать у студентов понимание искусства и теоретических подходов к нему, дать представление об основных проблемах и понятиях эстетической науки; рассмотреть стратегии современной теории искусства, показать специфику современного искусства, способствовать выработке аналитического подходов к художественным произведениям.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

основные понятия и концепты эстетики;

основные этапы и методы исследования искусства;

имена авторов, названия произведений и важнейшие тексты, в которых были обоснованы ключевые понятия современной теории и философии искусства.

Уметь:

читать, понимать и комментировать общегуманитарную и специальную литературу;

излагать и обосновывать собственное мнение о явлениях искусства, используя понятийный аппарат и категории философии и теории искусства;

провести самостоятельное мини-исследование художественного произведения и грамотно изложить его результаты;

оценивать тенденции развития европейского искусства в прошлом и настоящем.

Иметь навыки использования полученных знаний в учебной деятельности, межличностном общении и социальной практике
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение культурой мышления,

способностью к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь


ОК-1

ОК-2

Умеет аргументированно изложить свою мысль, критически оценивает высказывание, анализирует полученную информацию и делает вывод, способен использовать понятийный аппарат и научную терминологию при построении аргументации, предлагает собственные методы решения проблемы и анализа предложенного материала

Чтение и комментирование философско-эстетической и общегуманитарной литературы;


Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе


ОК-3

Умеет работать в мини-группе для проведения практического исследования проблемы

Работа в мини-группах при анализе кейсов и презентации на семинарах

Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и

экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,

способность анализировать социально-

значимые проблемы и процессы.

ОК - 9

Критически оценивает основные методы и стратегии анализа искусства, способен дать интерпретацию современного и классического искусства

.


Научные дискуссии и презентации

владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации.

ОК-11

Читает предложенную научную литературу на иностранном языке

Подготовка докладов и написание реферата

Способность аналитически работать с информацией из различных источников, включая глобальных компьютерных сетях

ИК-4

Использует различные источники научной информации, в том числе и интернет; демонстрирует умение использования полученной информации, осваивает правила публичного выступления, ведения дискуссии, презентации.


Интерпретация научной и общегуманиторной литературы, участие в дискуссиях, написание реферата, выступление с докладом и презентацией

Умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, способность понимать и анализировать культурные, мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы


СЛК-3

Излагает основные тенденции и проблемы современного искусства, понимает и анализирует взаимосвязь этих тенденций с общей историей культуры.

Лекции, семинары, презентации, доклады, реферат

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


На Факультете прикладной математики и кибернетики дисциплина «Эстетика» относится к блоку дисциплин по выбору вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • истории


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Экономика,

  • Правоведение

  • Философия

  • История криптографии

5Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1

Введение. Эстетика ка теория искусства


14

2

2

6

2

Античная эстетика


10

2

2

6

3

Эстетика средневековья и Возрождения


10

2

2

6

4

Эстетика больших стилей


10

2

2

6

5

Эстетика эпохи Просвещения


10

2

2

6

6

Немецкая философская эстетика


12

2

2

8

7

Рождение неклассическогой модели искусства. Эстетика Ницше и Вагнера.


10

2

2

6

8

Эстетическая парадигма модерна.


12

2

2

8

9

Эстетика городской культуры.


10

2

2

6

10

Эстетика современного искусства


14

2

2

10




Итого:


108

20

20

68




6Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

2 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4







Текущий

(неделя)

Контрольная работа







*




Наук о культуре

Письменная работа 40 минут или анализ кейса

Реферат










*

Наук о культуре

10-15 стр.

Домашнее задание








*

*

Наук о культуре

Чтение текстов, ответы на вопросы

Итоговый

Экзамен














Наук о культуре

Письменная работа – 80 минут

Критерии оценки знаний и порядок формирования оценок по дисциплине


Итоговая оценка выставляется по следующей формуле:

Оитоговый = 0.6 · Отекущий + 0.4·Оэкзамен.

Накопленная оценка формируется из двух частей: работа на семинаре и написание реферата. Работа на семинаре оценивается по активности участия в дискуссиях, правильности выполнения домашних заданий и ответов на вопросы преподавателя.

7Содержание дисциплины



Тема 1. Введение. Эстетика как теория искусства
История понятия «эстетика» (А. Баумгартен, И.Кант, Г.Гегель). Эстетика, философия искусства и искусствознание. Классическая и неклассическая эстетика. Основные проблемы и категории классической эстетики (искусство, художественное сознание, художественный образ, стиль, композиция, содержание и форма, художественное творчество). Понятие художественного процесса.
Тема 2. Античная эстетика
Число, мера, гармония, ритм как философско-эстетический принцип конструирования реальности в античности. Пифагорийство. Иерархия прекрасного и вопросы художественного воспитания в философии Платона. Теория искусства Аристотеля (калокагатия; категория трагического, теория катарсиса, идея мимесиса). Античная трагедия и античная скульптура. Эстетика эллинизма. Неоплатонизм как важнейший источник христианской эстетики. Трактат Плотина «О прекрасном».
Тема 3. Эстетика средневековья и Возрождения

Понятие красоты в средневековой эстетике (Августин, Боэций, Абеляр). Эстетика Фомы Аквинского. Поэтика и риторика. Романский и готический стили.

Художественная культура Возрождения. Гуманизм как стиль жизни и идеология. Космология и эстетика Данте Алигьери. Титанизм художников Возрождения и новое понимание канона красоты (Микеланджело, Леонардо да Винчи).
Тема 4. Эстетика больших стилей
Барокко и классицизм. Формулы рационалистической эстетики (вкус, образец и др.). «Поэтическое искусство» Н. Буало. Классицизм Винкельмана

Специфика барочного сознания и эстетическая концепция остроумия. От творческой интуиции к фантазии.
Тема 5. Эстетика эпохи Просвещения.
Театр как воспитатель нации (Лессинг, Шиллер). «Парадокс об актере» Дидро. Эстетика А. Шефтсбери и ее значение для дальнейшего развития искусства. Появление романтической эстетики. Новалис и Фр.Шлегель об «универсальной поэзии».

Тема 5. Немецкая философская классическая эстетика.
«Критика способности суждения» И.Канта , аналитика прекрасного и возвышенного , учение о гении, концепция игры. Искусство как «целесообразность без цели».

Философия искусства Ф. Шеллинга. Гегель.
Тема 6. Рождение неклассическогой модели искусства. Эстетика Ницше и Вагнера.

Культурная оппозиция дионисийского и апполлоновского начала в философии Ницше. Проблема синтеза искусств и оперные драмы Вагнера. Рождение неклассическогой модели искусства.
Тема 7. Эстетическая парадигма модерна.
Влияние философии интуитивизма и психоанализа на европейское искусство ХХ века. Эстетика и практика экспрессионизма. Философия и искусство экзистенциализма. Концепция поэтического мышления М. Хайдеггера и «исток» художественного творения. Его интерпретация поэзии Гельдерлина. Концепции экзистенциальной драматургии (Ж.П.Сартр) и творчества как абсурда ( А. Камю). Проблема дегуманизации искусства ХХ в. (Х. Ортега-и-Гассет) В. Беньямин о произведении искусства «в век технической воспроизводимости». Эстетическая теория Т. Адорно; Модернизм и рождение «новой чувственности» (Г. Маркузе).
Тема 9. Эстетика городской культуры.
Повседневность как смысловой ресурс и жизненное пространство культуры (Зиммель, Беньямин, Бодрийяр, Бурдье). Большой город и проблема публичности. Городской текст литературы.

Тема 8. Эстетика современного искусства.

От модерна к постмодерну. Эстетизация повседневности. От текста к перформансу. Визуальность и виртуальность: фотография, кинематограф, сетевая реальность. Слова и вещи М.Фуко, шизоанализ Ж.Делёза. Структурный психоанализ Ж. Лакана: проблема соотношении реального, воображаемого и символического. От «смерти автора» (Р.Барт) к коллективному авторству: искусство в социальных сетях. Судьба классического искусства в XXI в.

8Образовательные технологии


Курс предполагает подробное чтение классических философско-эстетических текстов, комментирование, толкование и анализ трудных мест; интерпретацию художественных произведений, интервью и просмотр фильмов, относящихся к изучаемым темам; презентации докладов, анализ тематических кейсов.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля




Реферирование одного из текстов из предложенного списка основной и дополнительной литературы к курсу. По согласованию с преподавателем можно самостоятельно выбрать для реферата статью или книгу на русском/английском языке.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену:


  1. Специфика искусства.

  2. Эстетика, теория культуры и искусствознание: сходство и различие.

  3. Классическая и неклассическая эстетика.

  4. Понятие большого стиля, или «стиля эпохи»

  5. Эстетика Платона

  6. «Поэтика» и «Риторика» Аристотеля.

  7. Христианская эстетика.

  8. Гуманистическая эстетика. Художники эпохи Возрождения.

  9. Контраст и сходство эстетики барокко и классицизма.

  10. Философские вопросы немецкой классической эстетики.

  11. Синтетическое произведение искусства Вагнера.

  12. Ницше и его «Происхождение трагедии из духа музыки».

  13. Специфика эстетики экзистенциализма

  14. Эстетика постмодерна.

  15. Анализ любого текста из разобранных на семинарских занятиях.

  16. Анализ одного из разобранных кейсов (театр, кино, художественное произведение и др.).


9 Порядок формирования оценок по дисциплине



Оаудиторная - включает в себя устную работу на семинарах, доклады на семинарах, результаты письменных работ на семинарах
Оконтрольная - включает в себя оценку за реферат

Оэкзамен - включает оценку за письменный зачет
Отекущая = 0,5·Оаудиторная + 0,5·Оконтрольная ;

Оитоговая = 0,6·Отекущая + 0,4·Описьменный экзамен;

Орезультирующая = Оитоговая

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2000.

Бычков В.В. Эстетика. Учебник. М., 2012.

10.2 Основная литература



Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Сборник статей. Вып. 3. М., 1972.

Аристотель. Поэтика // Аристотель Соч. в 4-х т. Т.4 / Общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1983. С. 645-680.

Барт Р. Мифологии / Пер. с фр. С. Зенкина. М., 2008.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., Академия, 2004.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Под. ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., Республика. 2006.

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула, 2013.

Буало Н. Поэтическое искусство. М.: Художественная литература, 1957.

Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики // Новое литературное обозрение. 2002.№60.

Бурдье П. Социальное пространство: Поля и практики. СПб., 2005.

Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. СПб.: Азбука-классика, 2004.

Гудмэн Н. Когда есть искусство? // Гудмэн Н. Способы создания миров. М., 2001.

Дидро Д. Парадокс об актере. Салоны // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1980.

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № 3—4.

Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. В.П. Шестаков. СПб.: Алетейя, 2007.

Куренной В. Философия фильма: упражнения в анализе. М.: НЛО, 2009.

Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лессинг Г.-Э. Избранное. М.: Художественная литература, 1980.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Наука, 1980.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Фолио, 2000.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Фолио, 2000.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Марквард Одо. Эпоха чуждости миру? К анализу современной действительности.//

Маркузе Г. Эрос и цивилизация // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002.

Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм / Пер. с нем. А.В. Михайлова // Ницше Ф. Рождение трагедии. М.: Ad Marginem, 2001. С. 47-215.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., АСТ, 2008.

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., АСТ, 2008.

Отечественные записки, № 6 (15), 2003.

Семиотика города и городской культуры: Петербург. Труды по знаковым системам. 18. Тарту, 1984.

Словарь терминов Московской концептуальной школы. М., 1999.

Фрейд З. Недовольство культурой (любое издание)

Фрисби Д. Разрушение города: Социальная теория, мегаполис и экспрессионизм / Пер. с англ. Ирины Мюрберг // Логос. 2002. № 3—4

Фуко М. О начале герменевтики себя. Технологии себя. Минималистское «Я» / Пер. с англ. А. Корбута // Логос. 2008. № 2

Шестаков В.П. История эстетических учений. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. М.: Искусство, 1980–1981

Дополнительная литература


Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. М., 2007.

Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.

Бакусев В.М. В земле человеческой: проблема культуры и творчество К.Г.Юнга // Юнг К.Г. Собр соч. в 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры М., 2003.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995.

Баткин Л.М. Неуютность культуры. Два способа изучать культуру // Баткин Л.М. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М., 1994.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

Бахтин Н.М. Антиномия культуры // Бахтин Н.М. Философия как живой опыт. Избранные статьи. М., 2008.

Башляр Г. Избранное: Поэтика грёзы. М., 2009.

Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993.

Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1993.

Бенедикт Р. Модели культуры. М., 1995.

Бердяев Н.А. Смысл творчества. Предсмертные мысли Фауста. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков; М., 2002.

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001.

Берлин И. Джамбатиста Вико и история культуры // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.

Библер В.Г. На гранях логики культуры. М., 1991.

Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры // Булгаков С.Н. Соч. в 2 томах. Т.2. Избранные статьи. М., 1993.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристъ, 1998.

Вагнер Р. Опера и драма // Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978.

Васильева А.В. Ю.М. Лотман. М.; Ростов н/Д., 2005.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

Габричевский А.Г. Морфология искусства. М., 2002.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Гайденко П.П. Философия культуры К. Ясперса // Вопросы литературы. 1979. № 9.

Гайденко П.П. Философская герменевтика. От Фр. Шлейермахера к Г. Гадамеру // Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997.

Гальцева Р.А. Западноевропейская культурология между мифом и игрой // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. Или // Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М. – СПб., 2000.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Гинзбург К. Мифы – эмблемы – приметы: Морфология и история. М., 2004.

Гирц К. Путь и случай: Жизнь в науке // Новое литературное обозрение. 2004. № 70.

Гомбрих Э.Г. Амбивалентность классической традиции: психология культуры Аби Варбурга // Новое литературное обозрение. 1999. № 39.

Губман Б.Л. Современная философия культуры. М., 2005.

Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: Чего не может передать значение. М., 2006.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.

Даниель С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб., 2002.

Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Сов. Художник, 1984.

Делез Ж. Кино. М., 2004.

Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. М.: ПЕР СЭ, 2001.

Делёз Ж. Ницше. СПб., 1997.

Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.: Логос, 1998.

Диалог Тойнби – Икэда. Человек должен выбирать сам. М., 1998.

Доброхотов А.Л. Идейные контексты «Рождения Трагедии» // Доброхотов А.Л. Избранное. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2008.

Доброхотов А.Л.Данте. М., 1990.

Додельцев Р.Д. Концепция культуры З. Фрейда. М., 1989.

Долгов К.М. Философия культуры и эстетика Хосе Ортеги-и-Гасета // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972.

Дубин Б. Слово – письмо – литература: Очерки по социологии современной культуры. М., 2001.

Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб., 1996.

Зиммель Г. Из "Экскурса о социологии чувств" // Новое литературное обозрение. 2000. № 43.

Карельский А. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992.

Кассирер Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Кассирер Э. Философия символических форм. Тт. 1 – 3. М.-СПб., 2002.

Ким Су Кван. Основные аспекты творческой эволюции Ю.М. Лотмана: «иконичность», «пространственность», «мифологичность», «личностность». М., 2003.

Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980.

Киттлер Ф. Оптические медиа. М.: Логос, 2009.

Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. М.; СПб., 2006.

Комадорова И.В. Культура как социальный феномен в символической антропологии Л.А. Уайта. М., 2001.

Кондорсэ Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

Крёбер А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций. М., 1992.

Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1999.

Леви Дж. Опасности гирцизма // Новое литературное обозрение. 2004. № 70.

Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию

Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.

Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.

Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003.

Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003.

Малиновский Б. Проблема значения в примитивных языках // Культурология: Дайджест. № 1 (36). М., 2006.

Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.

Массовая культура: современные зарубежные исследования. М., 2005

Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.

Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М., 2004.

Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2000.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

Мёрдок Дж.П. Общий знаменатель культур // Культурология: Дайджест. № 1 (32). М., 2005.

Михайлов А.В. Обратный перевод. М., 2000.

Михайлов А.В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.

Михайлов И.А. Макс Хоркхаймер. Становление Франкфуртской школы социальных исследований. Ч. 1: 1914 – 1939. М., 2008.

Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М.: Республика, 1997.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002.

Розеншток-Хюсси О. Избранное. Язык рода человеческого. М.; СПб., 2000.

Скрипник К.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Умберто Эко. М.; Ростов н/Д., 2006.

Соболева М.Е. Философия символических форм Э. Кассирера. СПб., 2001.

Старобинский Ж. Действие и реакция. Жизнь и приключения одной пары. СПб., 2008.

Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М., 2007.

Степанов Ю.С. Культура // Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифотворчества. М., 1995.

Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и групп идей // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Фрейденберг О.Я. Миф и литература древности. М., 1978.

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

Хейзинга Й. Homo Ludens // Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.

Швейцер А. Культура и этика // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. О наивной и сентиментальной поэзии // Шиллер Ф. Собр. соч. в 7 тт. Т. 6. М., 1957.

Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003.

Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. №32.

Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб., 2004.

Элиот Т.С. Три значения понятия «культура» // Элиот Т.С. Избранное. М., 2002.

Этнографические исследования развития культуры. М., 1985.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Юнг К.Г. Собр соч. в 19 т. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.

Ямпольский М. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М., 2007.

Ямпольский М. Физиология символического. Кн. 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого Режима. М., 2004.

    1. Программные средства


Электронные книги, базы данных в интернете

10.2Дистанционная поддержка дисциплины


Студент может написать преподавателю письмо по электронной почте с уточняющими вопросами по курсу.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используются визуальные средства, презентации, фильмы и интервью, художественная литература.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 «Реклама»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск