Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации





Скачать 257.34 Kb.
НазваниеМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
страница1/3
Дата публикации12.06.2015
Размер257.34 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Информатика > Примерная программа
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ

________________________

(подпись) (ФИО)

"____" ________ 20.. г.


Вводится в действие с"____" ________ 20… г.



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА







Для студентов обучающихся по:




специальности

стоматология











Форма обучения

очная










Москва

2010 г.


1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – овладение студентом теорией основных понятий медицинской информатики и практикой применения современных компьютерных технологий в приложении к медицине и здравоохранению.

При этом задачами дисциплины являются:

  • изучение теоретических основ информатики и медицинской информатики;

  • освоение компьютерных приложений для решения задач медицины и здравоохранения;

  • формирование представлений о методах информатизации деятельности врача-стоматолога, автоматизации клинических исследований, информатизации управления в системе здравоохранения;

  • изучение средств информационной поддержки принятия врачебных решений;

  • освоение студентом практических умений по использованию медицинских информационных систем в целях диагностики, профилактики, лечения и реабилитации в стоматологии.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина относится к математическому, естественнонаучному и медико-биологическому циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского образования, изучается на втором, третьем семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: базовые знания основ информатики в объеме средней школы; знания дисциплин математического, естественнонаучного и медико-биологического цикла (математика, физика, биохимия, нормальная физиология, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия). Студенты должны владеть соответствующей терминологией; уметь пользоваться операционной системой; иметь навыки владения стандартным набором программных средств, таких как текстовый и графический редактор и электронные таблицы.

Для расширения навыков владения стандартными приложениями данная программа предполагает отведение небольшого количества часов на их применение для решения задач из различных областей медицины и здравоохранения.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные

способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12);

диагностическая деятельность

способен и готов к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента (биологическая, медицинская, психологическая и социальная информация), включая данные о состоянии полости рта (ПК-16);

способен и готов к интерпретации лабораторных, аппаратных и прочих результатов проведенных исследований (ПК- 17);

лечебная деятельность

способен и готов анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических (ПК-25);

организационно-управленческая деятельность

способен понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача стоматолога в охране здоровья граждан; нормативно правовую базу деятельности врача стоматолога (ПК- 42);

научно-исследовательская деятельность

способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 47).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Содержание базовых понятий основ информатики.

  • Виды, структуру, характеристики медицинских информационных систем.

  • Принципы автоматизации управления учреждениями здравоохранения с использованием современных компьютерных технологий.

  • Основные подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных, используемых для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса;

Уметь:

  • Провести текстовую и графическую обработку медицинских данных с использованием стандартных программных средств.

  • Использовать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний.

  • Использовать современные средства сети Интернет для поиска профессиональной информации при самостоятельном обучении и повышении квалификации по отдельным разделам медицинских знаний.

Владеть:

  • Терминологией, связанной с современными компьютерными технологиями в приложении к решению задач медицины и здравоохранения;

  • Основными методами по использованию медицинских информационных систем в лечебно-диагностическом процессе;

  • Первичными навыками использования медицинских информационных систем для реализации основных функций врача-стоматолога.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

II

III

Аудиторные занятия (всего)

72

36

36

В том числе:

-

-




Лекции (Л)

24

12

12

Практические занятия (ПЗ)

48

24

24

Самостоятельная работа (всего)

36

18

18

В том числе:










Реферат (написание и защита)

20

20




Электронные персональные медицинские записи пациента (формирование и защита)

7




7

Вид промежуточной аттестации

зачет







Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108







3,0









5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Название раздела

дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела

1.

Введение в медицинскую информатику.

Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

Общие сведения об информатике и кибернетике. Информация и данные (количество информации, источники, способы получения и типы данных, носители информации). Информационные технологии. Поколения вычислительных машин. Этапы развития информационных технологий.

2.

Аппаратное и программное обеспечение информационных процессов. Технология передачи данных в информационных системах.

Базовая конфигурация ЭВМ. Основные составляющие системного блока. Процессор (разрядность, тактовая частота). Оперативная память. Постоянное и внешние запоминающие устройства. Устройства ввода и вывода данных. Состав базового программного обеспечения. Задачи операционной системы. Прикладные программные средства. Понятие о сетях передачи данных. Общие принципы построения вычислительных сетей. Технологии защиты информации.

3.

Методы и средства информатизации в практической стоматологии и здравоохранении.

Предмет и задачи медицинской кибернетики и информатики. Основные этапы развития отечественной медицинской информатики. Особенности медицинской информации. Информационная модель лечебно-диагностического процесса в стоматологической клинике. Классы и виды медицинских информационных систем. Структура и основные функции автоматизированных медико-технологических информационных систем.


4.

Телекоммуникационные технологии и Интернет- ресурсы в медицине.

Телекоммуникационные технологии и Интернет- ресурсы в медицине. Понятие телемедицины. Дистанционное обучение в стоматологии.

5.

Базовые технологии преобразования информации.

Возможности стандартных программных приложений (текстовый редактор, электронные таблицы, система компьютерных презентаций) и пакетов статистической обработки для решения задач практической медицины и научно-медицинских исследований.

6.

Моделирование физиологических процессов.

Принципы создания компьютерных математических моделей фармакокинетических, физиологических и других процессов, протекающих в организме человека, для последующего их использования в составе автоматизированных систем поддержки принятия врачебных решений (расчет индивидуального режима подбора лекарственных препаратов и т.п.). Виды математических моделей. Основные параметры однокамерной модели.

7.

Информационные системы в управлении стоматологическим лечебно-профилактическим учреждением.

Методология построения медицинской информационной системы стоматологического ЛПУ. Уровни информатизации ЛПУ.

Цели, задачи, структура, основные функции и принципы разработки автоматизированных информационных систем ЛПУ. Роль автоматизации отдельных служб и подразделений ЛПУ.

8.

Информационная поддержка лечебно-диагностического процесса.

Элементы деятельности врача-стоматолога как объект информатизации. Формализация и структуризация медицинской информации. Основные требования к составлению формализованных медицинских документов.

Информационная поддержка диагностического и лечебного процессов в стоматологии. Статистические алгоритмы анализа информации. Алгоритмы анализа информации, основанные на знаниях. Возможности экспертных систем в поддержке принятия решений. Прогнозирование исхода заболевания и оценка состояния пациента.

9.

Информационно-технологические системы стоматологического отделения.

Структура, функции и принципы реализации информационно-технологических систем.

Организация технологического процесса в стоматологическом отделении ЛПУ: взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса, формирование учетно-отчетной документации.

Использование специализированной информационно-технологической системы стоматологического отделения.

10.

Автоматизированные медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований, лучевой и функциональной диагностики

Организация технологического процесса в медицинской лаборатории. Актуальность автоматизации лабораторной деятельности. Структура и функции лабораторных информационных систем.

Медицинские приборно-компьютерные системы для функциональных исследований физиологических систем организма. Компьютерная обработка и анализ сигналов и изображений. Информационная поддержка интерпретации полученных результатов.

11.

Информационные системы в управлении здравоохранением

Цели, задачи, структура, основные функции и принципы разработки автоматизированных информационных систем для муниципального, территориального, федерального уровней здравоохранения.

Основные источники информации. Группы анализируемых показателей. Способы представления и обработки данных.

Организационное и правовое обеспечение медицинских информационных систем.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ижевская государственная медицинская академия
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Химия» относится к естественнонаучному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины освоение студентами теоретических основ и практических навыков диагностики заболеваний нервной системы и лечения...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины – овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов РФ
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины овладение знаниями об общих закономерностей развития функционирования иммунной системы при заболеваниях, обусловленных...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Планирование составлено на основе Примерной программы основного (общего) образования по иностранным языкам. (М.: Астрим act, 2004);...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих (Собрание законодательства Российской Федерации,...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск