Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации





НазваниеМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
страница1/5
Дата публикации26.06.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ II ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ

Аппаратно-программный комплекс для коррекции психосоматического состояния человека с помощью запрограммированных резонансно-акустических колебаний сигналов ЭЭГ здорового человека.

ап КПС - «ЭКРАН»)
Пособие для врачей



Москва, 2009

Москва 2008

АННОТАЦИЯ
Настоящее пособие для врачей посвящено использованию аппаратурно-программного комплекса для коррекции психосоматического состояния человека с помощью запрограммированных резонансно-акустических колебаний сигналов ЭЭГ (Капс КПС-«Экран»). (Разрешение Комиссии по новой медицинской технике МЗ РФ от 9 октября 2002 г., протокол № 3). Регистрационное удостоверение № 29/03031002/4633-02 от 26 декабря 2002 г.

Представленные в настоящем пособии методики предназначены для повышения эффективности и сокращения сроков реабилитации при таких заболеваниях, как неврозы, мигрени, нарушения сна, синдром хронической усталости, иммунодефицитные состояния, нарушения функций эндокринной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата, дерматозы, инфекционные заболевания.

Пособие предназначено для врачей-физиотерапевтов и курортологов, терапевтов, кардиологов, специалистов по восстановительной медицине и может быть использовано в условиях лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений.

Пособие для врачей подготовлено Всероссийским научно-исследовательским и испытательным институтом медицинской техники МЗ РФ

(к.м.н. Цупко И.В., д.т.н. проф. Леонов Б. И)
ВВЕДЕНИЕ

Введение.
Электрические колебания головного мозга и их физиологическая и клиническая интерпретация.

В 50-е годы получил бурное развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать электрические потенциалы мозга. Тогда же было установлено, что мозг способен реагировать на ритмичные стимулы, например, импульсы сверх слабого электрического тока, световые вспышки и звуковые щелчки, особенно если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот электрических потенциалов мозга (0,5-42,0 Гц). Интенсивнее всего мозг реагирует за стимулами в интервале частот 10,0-25,0 Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга.




На сегодняшний день принято выделять пять основных диапазонов частот работы мозга, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.

- дельта-диапазон (0,5Гц-4Гц) - фаза глубокого сна;

- тета-диапазон (4Гц-8Гц) - фаза быстрого сна, полудрема;

- альфа-диапазон (8Гц-13Гц) - расслабление;

- бета-диапазон (13Гц-45Гц) - активное бодрствование;

- гамма-диапазон (45Гц-60Гц) - измененное состояние сознания (труднодостижимо, малоизученно).

Дельта-волны (0,5Гц-4Гц) - самые медленные электрические колебания в головного мозга. Они обычно преобладают, когда мы находимся либо в сонном, либо в бессознательном состоянии, но некоторые могут находиться в дельта-диапазоне и в сознательном состоянии.

Известно, что дельта-волны начинают доминировать, когда мы погружаемся в сон. Они еще медленнее, чем тета-волны, поскольку имеют частоту менее 4 колебаний в секунду. Большинство из нас при доминировании в мозге дельта волн находится либо в сонном, либо в каком-то другом бессознательном состоянии. Тем не менее, появляется все больше данных о том, что некоторые люди могут находиться в дельта состоянии, не теряя осознанности. Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми или «нефизическими» состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления. Недавними исследованиями установлено, что, как только человек проявляет действительную заинтересованность чем-либо, то мощность электрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно возрастает (наряду с бета-активностью).

Таким образом, стимуляция мозга в дельта-диапазоне позволяет, с одной стороны, избавиться от бессонницы, с другой, - повысить профессиональные способности, обеспечить глубокий отдых и полностью нивелировать эффект «выгорания», а также значительно ускорить адаптацию и реадаптацию.

Тета-волны (4Гц-8Гц) - обычно преобладают, когда человек находится в состоянии между сном и бодрствованием, т.е. в предсонном или «сумеречном» состоянии. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов и открывает доступ к бессознательной части ума.

Тета-волны появляются на ЭЭГ, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Электрические колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 герц. Это состояние еще называют «сумеречным'', поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. «Тета-состояние» открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям. Именно в «тета-состоянии» человеческий мозг продуцирует больше бета-эндорфинов - собственных «гормонов удовольствия», отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли.

Этому психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния картиной распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга) в 1848г. Френчмен Маури дал название гипногогическое (от греческого hipnos - сон и agnogeus - проводник, ведущий).

Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что мозг этих людей не способен по разным причинам генерировать достаточное количество альфа- и тета-волн в обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в альфа- и тета-диапазоне, у них резко возрастает.

Таким образом, тренировка мозга в тета-диапазоне значительно увеличивает творческие способности человека, способность его к обучению, способность самостоятельно решать различные проблемы, а также значительно снижает потребность в алкоголе и наркотиках.

Альфа-волны (8Гц-13Гц) - характерны для состояния неглубокого расслабления. У людей имеющих пониженный уровень активности альфа-ритмов обычно нарушается способность к полноценному отдыху, что обычно вызывается сильным стрессом. Поэтому стимуляция в альфа-диапазоне рекомендуется для помощи в преодолении различных стрессовых состояний.

Альфа-волны усиливаются при закрытых глазах и пассивном расслаблении. В таком случае электрические колебания в мозге при этом замедляются, а на ЭЭГ появляются «всплески» альфа-волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до 13 герц. Если продолжить расслабление без фокусировки мыслей, альфа-волны начнут доминировать, и человек погружается в состояние приятной умиротворенности, именуемым еще «альфа-состоянием».

По-видимому, альфа-состояние является «нейтральным», бездеятельным состоянием мозга; на электроэнцефалограмме здорового, не находящегося под влиянием стресса человека, альфа-волн всегда достаточно.

Недостаток их может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху, нарушений в деятельности мозга или болезни. Также альфа-волны являются своеобразным «мостиком» - они обеспечивают связь сознания с подсознанием. Исследованиями методом ЭЭГ установлено, что люди, пережившие в детстве события, связанные с сильными душевными травмами, имеют подавленную альфа-активность мозга (эффект вытеснения). Аналогичную картину электрической деятельности мозга можно наблюдать и у людей, страдающих посттравматическим синдромом, полученным в результате совершенного над ними насилия, военных действий или экологических катастроф. Также в этом диапазоне лежит сенсорно-моторный ритм, поэтому становится понятным - почему у людей, страдающих посттравматическим синдромом, затруднен произвольный доступ к чувственно-образным представлениям.

Бета-волны (13Гц-45Гц, а по некоторым современным источникам их причисляют и к диапазону выше 100 Герц) считаются самыми быстрыми и преобладают в обычном бодрствующем состоянии, когда человек открытыми глазами наблюдаем мир вокруг себя, или сосредоточен на решении каких-то текущих проблем. Бета-волны обычно связаны с бодрствованием, пробуждением, сосредоточением на чем-либо и познанием, а в случае их избытка - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета-волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации.

Стимуляция мозга в бета-диапазоне позволяет избавиться от депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти.

Гамма волны - их существование на данный момент является спорным вопросом. Они характерны для состояний, которые достигаются при применении некоторых техник йоги и медитаций. Мозг человека с трудом поддается воздействию в этом диапазоне.
Бинауральные биения.

Физические и физиологические основы воздействия.

Открытие волновых диапазонов и их значимости позволило создать эффективную систему тренировки мозга для достижения необходимых состояний посредством воздействия этими волновыми диапазонами на состояние человека.

Одним из самых эффективных (наряду со световыми вспышками) способов организации и изменения колебаний мозга (и связанных с ними психофизиологические состояний), одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения.

Программа предназначена для стимуляции мозга путем внешнего зрительного и звукового воздействия. Основная цель данного метода заключается в том, чтобы, воздействуя на мозг с определенной частотой изменить текущее состояние работы мозга, например, для достижения предсонного состояния, нужно установить частоту тета-диапазона. Длительность воздействия, требуемая для изменения состояния работы мозга зависит от особенностей человека и текущих условий. На некоторых методика начинает действовать через 10 минут, а на некоторых только через полчаса. При неправильном использовании программы воздействие на мозг может не дать никаких результатов. Это связано с тем, что мозг человека обычно сопротивляется внешнему воздействию.

При прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 200 колебаний в секунду, а другое - чистый тон с частотой 204 колебаний в секунду, в результате возникает «слышит» биения с частотой 204 - 200 = 4 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а «фантом». Он рождается в мозгу человека только при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга.

Нейрофизиологи установили, что, накладывая бинауральные ритмы друг на друга в несколько «слоев», можно формировать ритмическую активность мозга в необходимом направлении, и таким образом вызывать у человека соответствующую картину ЭЭГ (т.е. «картину» биоэлектрических колебаний мозга), а вместе с ней и состояние сознания, которому свойственна эта «картина».

Другую интересную категорию звуков открыл в своих исследованиях французский отоларинголог Альфред Томатис. Он первым систематически исследовал влияние на психику человека звуков высокой частоты (выше 8000 колебаний в секунду).

Томатис открыл, что ухо не просто «слышит». Колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в электрические импульсы, различными путями попадающие в мозг. Некоторые идут в слуховые центры, и человек их воспринимает как звуки. Другие создают электрический потенциал в мозжечке, который контролирует сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они идут в лимбическую систему, заведующую нашими эмоциями и выделением различных биохимических веществ, в т.ч. релизинг-факторов, оказывающих влияние на все наше тело. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом, использование бинауральных ритмов является очень простым и, в то же время, мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга.

За рубежом существуют многочисленные научные публикации о применении светозвуковых устройств для лечения или значительного облегчения страданий людей, столкнувшихся в своей жизни с насилием, стрессом (в результате катастроф, боевых действий и т.д.).
Общие методические рекомендации по применению стимуляции мозга с помощью запрограммированных резонансно-акустических колебаний сигналов ЭКГ и/или ЭЭГ здорового человека (КапКПС - «ЭКРАН»).

Программно-аппаратный резонансно-акустический реабилитационный комплекс с подачей запрограммированных резонансно-акустических колебаний сигналов ЭЭГ здорового человека (КапКПС - «ЭКРАН») представляет собой особым образом оборудованное помещение (кабинет) со смонтированным в нём комплектом специальной аудио-визуальной аппаратуры с компьютерным программным управлением. Резонансно-акустические колебания могут практически без потери своих свойств быть смешаны с релаксационными музыкально-шумовыми программами, которые их маскируют и вызывают дополнительный седативный эффект.

Помимо этого, синхронизированный со звуковым специальный видеоряд (в том числе с использованием эффекта 25-го кадра), удобное, особым образом сконструированное и изолированное от посторонних шумовых и световых воздействий кресло пациента, хромотерапевтическая световая аппаратура (седативное либо тонизирующее цветовое воздействие), специальные распылители с фитотерапевтическими маслами и экстрактами создают мощный комплексный психотерапевтический эффект.

Обязательным условием эффективного терапевтического воздействия комплекса Капс КПС-«Экран» является специально подготовленное для создания релаксационного эффекта помещение.
Показания и противопоказания к применению метода

Показания к стимуляции мозга путем внешнего зрительного и звукового воздействия имеют пациенты, страдающие:

- эмоциональной лабильностью;

- вегетативными нарушениями,

- астено-депрессивными нарушениями,

- беспокойством и депрессией;

- сезонными расстройствами;

- бессонницей;

- заболеваниями сердца (за исключением аритмий и имплантации кардиостимулятора);

- заболеваниями желудочно-кишечного тракта;

- головными болями;

- болями в спине и хроническими болями;

- артериальной гипертонией;

- предменструальным синдромом;

- расстройствами зрения;

- алкоголизмом и наркоманией (в стадии реконвалесценции);

- заболеваниями психики;

- пониженной обучаемостью;

- задержкой психического развития;

- сексуальными расстройствами;

- снижением иммунитета;

- паркинсонизмом;

- реабилитация после инсульта и инфаркта;

- кожные заболевания различного генеза;

- психоэмоциональным напряжением для водителей любого вида транспорта, инспекторов ГИБДД, военнослужащих, бизнесменов.

- переутомление у спортсменов в период интенсивных тренировок или проведения соревнований.

Противопоказания к методу:

Использование данной программы может ухудшить состояние людей:

- склонным к любым формам эпилепсии;

- шизофренией;

- патологическими формами аритмий различного генеза;

- при регулярном приеме психотропных средств (наркотики, транквилизаторы и др.);

- при остром абстинентном синдроме любой этиологии;

- повышенной светочувствительности;

Метод противопоказан больным с имплантированным кардиостимулятором.

Пациентам, относящимся к одной из вышеперечисленных категорий, настоятельно рекомендуется перед назначением первого сеанса проконсультироваться с лечащим врачом.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» относится к циклу профессиональных дисциплин
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ижевская государственная медицинская академия
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Химия» относится к естественнонаучному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины освоение студентами теоретических основ и практических навыков диагностики заболеваний нервной системы и лечения...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины – овладение студентом теорией и практикой применения методов диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов РФ
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины обеспечить приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по специальности офтальмология, необходимых...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины овладение знаниями об общих закономерностей развития функционирования иммунной системы при заболеваниях, обусловленных...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Планирование составлено на основе Примерной программы основного (общего) образования по иностранным языкам. (М.: Астрим act, 2004);...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов служащих (Собрание законодательства Российской Федерации,...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconПрограмма Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...
Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Цель дисциплины овладение знаниями общей и частной инфектологии, а также знаниями по фтизиатрии, с применением принципов диагностики,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск