Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие





Скачать 237.72 Kb.
НазваниеПамятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие
Дата публикации29.06.2015
Размер237.72 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > Информатика > Памятка
Памятка

по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы
Предисловие
Настоящий текст подготовлен профессором А. В. Нестеровым и представляет собой текущую версию Памятки (01.02.2010 г.), и поэтому в ней могут отсутствовать некоторые разделы, указанные в Содержании.

Содержание

Принципы научного исследования

Легитимная наука

Основные функции науки

Методология научного исследования

Стандартный процесс научного исследования

С чего начинается исследование?

Общие требования

Доклад на научную конференцию

Статья в научный журнал

Отчет о научно-исследовательской работе

Требования ГОСТов к аннотации, реферату, библиографической ссылке, библиографической записи, библиографическому описанию

Терминология

Дипломный проект специалиста

Магистерская диссертация

Методика

Стандарт

Пояснительная записка

Литература

Принципы научного исследования
В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов, современной наукой признаются следующие принципы:

1) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;

2) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных и взаимодействующих компонентов целостной системы (природной, социальной, психической);

3) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, превращения и развития всех явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

Обычно, еще выделяют принцип объективности, который подразумевает, что результат исследования должен быть инвариантным относительно времени, пространства, метода исследования, типа объекта и типа субъекта исследования.

Принципы науки как научные аксиомы обычно формируются в доктринальных документах и публикациях авторитетных ученых и представляют собой формальные научные парадигмы. Существуют также легитимные принципы научной деятельности, которые установлены в нормативных правовых актах, посвященных науке. Кроме того, известны квалификационные принципы, которые формируются ВАКом.

Система аксиом должна удовлетворять трем основным критериям: непротиворечивости (несамопротиворечивости или непротиворечивости другим аксиомам), независимости (невыводимости одной аксиомы из другой) и полноты (достаточности для дедукции (выводимости) всех высказываний, принадлежащих аксиматизируемой теории и необходимости (отсутствие лишних аксиом)). Обычно систему аксиом рассматривают, как некоторую конвенцию, как неопределяемые фундаментальные идеи или как эмпирические гипотезы. Конвенции ограничивают использование или значение исходных терминов или понятий, как неявные определения тех объектов, которые они вводят. Неопределяемые идеи рассматриваются как пустые места, имеющие имена, в которых могут находиться любые значения. К. Поппер использует только эмпирические аксиомы, поэтому он не применяет неопределяемых понятий или неявные определения.

Легитимная наука
Можно выделить легитимную (законодательную) науку, в рамках которой существуют официальная и квалификационная науки, легальную науку, в рамках которой существует инициативная наука, соответствующая научным принципам, и нелегальную науку (иногда ее называют лженаука, псевдонаука, знания о незнании).

Цитата. «Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование».

Таким образом, в Законе не разделяются понятия научной деятельности и научных исследований. Кроме того, в нем нет определения термина «наука», однако наука рассматривается как элемент единой системы, состоящей из науки, техники и производства.

По косвенным свойствам можно считать, что в науку входят научная деятельность, субъекты научной деятельности и объекты научных исследований.

В качестве объекта фундаментального научного исследования в Законе выступают человек, общество и окружающая среда. Направлением данных исследований (целью) является получение (выявление, открытие) закономерностей строения, функционирования и развития объекта исследования. Продуктом (результатом) данных исследований является новое знание об объекте исследования.

Научные исследования в Законе делят на фундаментальные и прикладные исследования. При этом в Законе подчеркивается, что прикладные научные исследования направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, а не проблем.

Кроме научной деятельности выделяется научно-техническая деятельность, где под технической составляющей понимается не только технологическая, инженерная, но и экономическая, социальная, гуманитарная и иная составляющая. Особенностью научно-технической деятельности является получение и применение новых знаний для решения проблем в соответствующей области знания. Подчеркивается, что научная деятельность должна рассматриваться как составная часть системы, состоящей из науки, техники и производства. При этом под производством, наверное, понимается деятельность любых организаций, а не только материально-вещественные производства.

Таким образом, легитимная наука в соответствии с Законом направлена на решение не только научных (фундаментальных и прикладных) проблем, но и задач, что с методологической точки зрения не верно. Задачи уже имеют общее (известное) решение, а проблемы - нет. Поэтому получение нового знания и новое применение этих знаний всегда сопряжены с проблемами, для которых можно найти новый алгоритм сведения их к известным задачам, либо разрешить их новым способом.
Основные функции науки
Считается, что основными функциями науки являются: познавательная, мировоззренческая, производственная, культурная и образовательная.

Под познавательной функцией науки обычно понимают познание окружающего нас действительного мира, в частности, человека, общества и природы, выявление законов, объясняющих явления и позволяющие прогнозировать будущие состояния данных явлений.

Мировоззренческая функция науки заключается в создании научно-обоснованной картины мира, показывающей основные ценности в обществе и правильное отношение человека к данному миру.

Производственная функция предназначена для того, чтобы наука стала производственной силой, чтобы она могла продуцировать научный продукт, который воплощался в виде новых товаров.

Культурная функция заключается в том, что наука всегда оставалась элементом культуры.

Образовательная функция состоит в том, чтобы научные продукты в обязательном порядке становились элементом образовательного процесса.
Методология научного исследования
Обычно к методологии относят учение о методах познания, научного исследования, в котором изучаются методы исследования методов. Как правило, к методам научного познания относят определенную последовательность операций, предназначенную для познания действительности.

Считается, что научное исследование должно обладать следующими свойствами:

- целенаправленности на достижение цели,

- новизны полученных продуктов,

- доказательственности полученных продуктов,

- систематичности полученных продуктов.

Научная тема может относиться к научному направлению или научной проблеме. Как правило, к научному направлению относятся наука, комплекс наук или научных проблем, в области которых ведутся научные исследования.

При выборе темы научного исследования сначала изучается область научного исследования, и в ней выявляются научные противоречия. Затем формулируется сама проблема и определяется искомый научный продукт. На следующем этапе выделяется структура проблемы и формулируется тема и вопросы. После чего оценивается актуальность темы и перспективность получения научного продукта. Так как любые научные исследования требуют затрат, то всегда осуществляется технико-экономический расчет и обоснование темы. Если невозможно определить эффективность затрат на научное исследование, то тогда осуществляется оценка продукционности (результативности) научного исследования и его влияния на научный престиж (ценность) ученого или научной организации.

Как правило, стараются, чтобы время на внедрение научного продукта было минимальным, поэтому всегда желательно, чтобы у каждой научной темы был заказчик, который заинтересован во внедрении полученного продукта. Кроме того, он сам или с его помощью определяются требования к продукту, чтобы его можно было внедрить в практику за короткое время. В этом смысле заказчик выступает сопродуцентом при продуцировании научного продукта ученым-продуцентом.

Основным показателем эффективности темы является показатель экономической эффективности, в частности отношение количества денежных единиц, получаемых при внедрении научного продукта к количеству денежных единиц, затраченных на исследование, разработку и внедрение научного продукта. Обычно этот показатель равен 1,5 – 10 рублей на рубль затрат.

Если невозможно в количественном виде определить потенциальную или действительную экономическую эффективность, то тогда существует возможность с помощью коллективной качественной оценки сведущих лиц определить ценность научной темы для научной организации. В оценочный коллектив обычно входит 7 – 15 человек, которые ранжируют совокупность тем по престижности и необходимости для развития научного направления.
Стандартный процесс научного исследования
Обычно стандартный процесс научного исследования состоит из следующих этапов:

1.  Формулировка гипотезы.

2.  Планирование исследования.

3.  Проведение исследования.

4.  Интерпретация данных.

5.  Доказательство или опровержение гипотезы.

6.  В случае опровержения гипотезы переход к п. 1.

Таким образом, теория научного исследования не касается выдвижения гипотезы, процесс которого остается за рамками науки и относится к интуиции и искусству. Гипотеза – предположение, выраженное на профессиональном языке некоторой сферы деятельности, объясняющее проблемную ситуацию, не имеющую объяснения, и требующее доказательства.

Собственно исследование начинается с наблюдения (изучения). Обычно к наблюдению относят спланированное восприятие, которое стимулировано некоторым вопросом или проблемой.

И на вопрос, что первично ожидания (гипотеза) или опыт К. Поппер дает ответ, что гипотеза. Такой подход он назвал «прожекторной теорией», т. к. мы не случайно задаем вопросы. Однако наблюдения играют важную роль, т. к. с их помощью удается либо подтвердить, либо опровергнуть гипотезу. При этом, если гипотеза научная, то для нее всегда должно найтись наблюдение, которое ее опровергнет.
С чего начинается исследование?
Как правило, исследование начинается с интереса к некоторой теме, которая вдруг взволновала Вас, или преподаватель спрашивает Вас, к чему у Вас проявляется больший интерес из списка исследовательских тем. Ответы, полученные Вами при исследовании какой-то темы, могут заинтересовать не только Вас, но и других людей, которые входят в исследовательское сообщество или студенческий научный кружок.

Исследовательская тема это всегда некоторая область знаний, с которой Вы хотите познакомиться более конкретно. Исследовав тему, Вы можете стать знатоком (сведущим лицом) в данной теме. Например, «Сравнительный анализ института судебной экспертизы в РФ и Грузии».

Следующим шагом после выбора темы является знакомство с публикациями по ней. Вы можете столкнуться с тем, что прямых источников по теме нет или наоборот их много. В любом случае, после того, как Вы познакомитесь с десятком публикаций по теме, Вы сможете конкретизировать тему. Например, «Сравнительный анализ судебной экспертизы в законодательстве РФ и Грузии в уголовном процессе».

Следующим шагом является формулирование вопросов по теме, и если Вы не можете найти на них ответы или ответы Вас не удовлетворяют, то можно приступит к формированию проблемы в рамках выбранной конкретной темы. Например, почему нельзя назначить судебную экспертизу в РФ до возбуждения уголовного дела?

Если Вы затрудняетесь с выбором проблемного вопроса, то можно поискать материалы дискуссии в интернете, посвященные данной или аналогичной теме или посмотреть раздел выводов в авторефератах диссертаций по аналогичной теме. В данной информации можно найти проблемные вопросы и направления дальнейших исследований, которые интересуют исследовательское сообщество.

Обычно вопросы касаются того, из каких частей состоит тема и как она входит в другую тему? Является ли данная тема полезной для решения каких-либо вопросов, какова ее ценность? Далее необходимо задать вопросы, почему и как?

Полученные вопросы группируют и выделяют те из них, которые представляют для Вас интерес, и на которые в источниках нет ответа. Как правило, это примерно 5 -7 вопросов.

Следующим шагом является оценка выбранной темы и коренного вопроса, в частности, может ли ответ на него заинтересовать других людей? Сформулируйте тему примерно так. Я изучаю тему потому, что хочу больше узнать о судебной экспертизе и помочь читателю моего отчета (статьи) лучше понять различие в применении судебной экспертизы в РФ и Грузии.

Как правило, проблемный вопрос может возникнуть тогда, когда Вы знакомитесь с публикациями, например, почему автор не учитывает то-то. Вы также можете обнаружить ошибку, противоречие или пробел. Если эти недостатки действительно влияют на выводы, сделанные в публикации, то можно смело формулировать проблему.

Когда Вы начинаете рассматривать проблему и приводить доводы, которые, по Вашему мнению, решают проблему, то обратите внимание на следующий вопрос. Будет ли Ваше сообщение интересно читателям?

Любая статья в научном журнале проходит научное рецензирование, поэтому если автор статьи собирается ее публиковать, то он должен написать ее так, чтобы статья заинтересовала рецензента.

Любой ученый хочет, чтобы его статью читали (количество обращений на счетчике в интернете), ссылались и цитировали (это некоторый признак успеха), поэтому он должен написать ее так, чтобы статья заинтересовала читателей.
Общие требования
Формы оформления результатов

Инициативная научная работа может выполняться без учета формы оформления результата, т. к. она может закончиться неудачно или без существенного результата.

Плановые научные работы, которые включаются в планы научных работ, обязательно предусматривают положительный и существенный результат и установленное оформление результата.

Проекты научных работ, подаваемые на конкурс, также предусматривают оформление предполагаемых результатов.

Квалификационные научные работы в обязательном порядке должны включать определенную форму результата данной работы.

В этой связи существуют несколько форм представления результатов научной работы. Самой простой формой оформления результатов научной работы является доклад на научной конференции, т. к. требования к докладу самые простые. Кроме того, во многих случаях доклады на конференции не проходят научное рецензирование и техническое редактирование, а только анализ заглавия и аннотации, на предмет соответствия доклада теме конференции и отнесения доклада к определенной секции конференции.

Более сложные требования предъявляются к статьям в научные журналы. Существует градация научных журналов по тому, входят ли они в список журналов, соответствующих требованиям ВАК, относятся ли они к журналам, которые реферируются в международном научном сообществе (попадают в реферативные журналы), ведется ли для них подсчет импакт-фактора и индекса цитируемости авторов. Существуют и другие требования к научным журналам. Поэтому статья в научный журнал всегда проходит научное рецензирование и техническое редактирование.

Плановые темы научных работ обычно оформляются с помощью отчетов о НИР, в соответствии с национальными стандартами (ГОСТ).

Студенческие выпускные квалификационные работы, если в них имеются научные разделы, оформляются в виде дипломных проектов для подготовки специалистов, и магистерские диссертации для подготовки магистров.

Особенными видами научных работ является научная работа, в которой в качестве результата выступает методика или стандарт, т. к. оформление методики или стандарта отличается от нормальных форм результатов НИР.

Во многих случаях НИР сопровождается пояснительной запиской, поэтому она также считается особой формой результата.

Кроме того особой формой результата научной работы является публикация ее результатов в интернете. Интернет-ресурс может быть размещен на сайте (портале), которые имеют регистрацию как СМИ, тогда данный ресурс рассматривается, как публикация, приравненный к публикации в журнале или конференции. Если данной регистрации нет, тогда это публичная рукопись, которая не рассматривается как официальная публикация.
Некоторые требования научных журналов

Международная система реферирования научных публикаций использует английский язык, поэтому, как правило, реферируются те журналы, которые имеют аннотации на английском языке. Очень часто в качестве реферата в реферативных журналах используются аннотации статей. Требования к аннотации заключаются в необходимости кратко характеризовать статью в пяти – семи предложениях. Существуют ограничения на количество слов или знаков в аннотации.

Так как сейчас при реферировании используются компьютерные системы и базы данных, то поэтому в статье необходимо приводить ключевые слова. Ключевые слова используются для индексирования текста и поиска текстов по данным словам, как поисковым словам. Известны требования к количеству ключевых слов. Это пять – девять слов.

Для удобства отнесения статьи при реферировании или поиске по теме статьи она должна иметь международный индекс универсальной десятичной классификации (УДК). Подходящий индекс УДК для статьи, можно найти в каталоге библиотеке, в интернете или открыв книгу по теме статьи.

Престижные журналы соблюдают определенные требования, которые заключаются в том, что учредители журнала всегда находят деньги для финансирования журнала, редакция журнала никогда не берет деньги за публикации, а наоборот, выплачивает гонорар. Журнал имеет деньги на научное рецензирование и техническое редактирование статей. В журнале всегда помещаются сведения об авторах и их электронными адресами для удобства связи читателей с ними. Престиж научного журнала не определяется тем, что он зарегистрирован в списке журналов ВАК. Это отечественная практика, которая в международном научном сообществе не используется.

Наиболее важным международным индикатором престижа научного журнала является импакт-фактор, который в том числе характеризует цитируемость журнала. Импакт-фактор российских журналов подсчитывается на сайте e-library.ru. Однако самым важным показателем востребованности статьи является значение на счетчике обращений к статье, размещенной в интернете. В этой связи необходимо отметить косвенный рейтинг публикации в интернете, который проявляется в том, на какой странице результата поиска в интернете появляется искомая статья. Хотя место искомого объекта зависит от многих факторов, но если Ваша публикация будет в числе первой тридцатки, то это говорит о том, что Вы правильно нашли проблему, и по ней нет публикаций. Если же Ваша публикация находится на первом месте, то тогда Вы являетесь пионером, а предложенное Вами словосочетание в заглавии статьи может открыть новое направление.
Виды научных конференций

Сейчас известно три вида научных конференций: специализированные по определенному научному направлению, универсальные по всему спектру научных направлений в некоторой области знания и проблемные, посвященные конкретной проблеме. Так же делят конференции на очные, заочные конференции и с публикациями в интернете. Очные конференции дают возможность публично и неформально обсудить результаты научного сообщения. Заочные позволяют ученым, в том числе молодым, не имеющим ресурсы на поездку на конференцию оперативно опубликовать свои научные результаты. Самым оперативным средством публикации и обсуждения научных статей является интернет-издания. Особенностью публикаций в интернете является наличие счетчиков количества обращений к статье. Данный инструмент, на наш взгляд, конкурентен с индексом цитирования, т. к. данный индекс отражает отклик только публикующейся части научного сообщества, а не практиков.

Универсальные конференции стали настолько популярными, что их материалы стали выходить в виде трехтомников, каждый из которых может иметь до 500 страниц.

Информацию о планируемых научных конференциях можно получить на сайте kon-ferenc.ru.

Общую информацию о научной работе, связях с научными группами по интересам можно получить на сайте Phido.ru.
Требования ГОСТов к аннотации, реферату,

библиографической ссылке, библиографической записи, библиографическому описанию
Как правило, редакции научных журналов, соблюдают библиографические требования ГОСТа к оформлению статей, но некоторые журналы придерживаются традиционных правил, которые не соответствуют ГОСТам. В этой связи, рекомендуется ознакомиться с требованиями ГОСТов и придерживаться их, т. к. со временем все редакции научных журналов вынуждены будут их соблюдать.
Библиографический список

В научной практике принято указывать авторов и их публикации, которые внесли свой вклад в изучение темы, по которой подготовлена новая публикация. Известно три вида представления такой информации. Это перечень авторов в тексте, ссылки (сноски) в виде постраничных сносок и/или список используемой (цитируемой) литературы, который либо располагается в конце публикации, либо частями внутри текста.

Структурно списки литературы делят на разделы: нормативные правовые акты и нормативные документы, диссертации, книги и статьи. Желательно найти хотя бы одно диссертационное и монографическое исследование по выбранной теме и привести основные противоречивые идеи по ней. Также желательно представить хотя бы одну публикацию, посвященную судебной практике или социологическому исследованию изучаемой темы.
Терминология
Необходимо обратить внимание на терминологическую проблему в науке, т. к. многие научные дискуссии представляют собой споры без терминологической базы. Либо дискуссанты используют разные слова для обозначения одних и тех же понятий, либо наоборот, используют одни слова для обозначения разных понятий. Для разрешения данной проблемы в науке применяют терминологические словари, в которых приведены дефиниции (однозначные определения) терминов (слов, у которых есть одно значение).

В этой связи, желательно используя теорию определений, в результатах научной работы приводить дефиниции основных используемых терминов. В первую очередь надо использовать легитимные (определенные в законодательстве термины), затем в нормативных документах (ГОСТах, стандартах организации) и затем из научных словарей (энциклопедий).

Также необходимо обращать внимание на дискурс, под которым будем понимать единообразное представление и понимание текста, а не только отдельных терминов.
Доклад на научную конференцию
После того, как научная работа по теме закончена, ее необходимо оформить. Для доклада результаты можно представить не только в виде материалов на конференцию, но и в виде презентации. Обратим внимание, что ВАК не рассматривает тезисы доклада как публикацию, а материалы на конференции объемом 3 – 5 стандартных страниц считаются публикациями.

Если организаторы конференции ограничивают объем материала 3 стр., то тогда в данных материалах необходимо опустить часть, посвященную описанию достижений предшественников, и представить только постановку научной задачи или проблемы, метод решения задачи или описание предложенного метода разрешения проблемы и полученные результаты.

Если объем материала составляет 5 страниц, то тогда необходимо остановиться на актуальности и важности задачи (проблемы), новизне полученных результатов (отличие от известных результатов), описание объекта и предмета исследования и возможных областях применения полученного результата, а также условиях его использования.

Считается научно корректным привести список используемой литературы.

При очном участии в конференции необходимо подготовить презентацию, но на слайды выносить не тезисы, а некоторые логические схемы или диаграммы. Некорректным выглядят слайды с текстами мелким шрифтом, что раздражает участников конференции, или банальные заголовки разделов выступления.

Необходимо в своем выступлении задавать провокационные вопросы, на которые могут отсутствовать ответы. Эти вопросы, как правило, задевают слушателей и они вступают в дискуссию и обсуждение доклада, что и нужно докладчику.
Статья в научный журнал
Статью в научный журнал надо готовит очень тщательно, т. к. она будет рецензироваться одним или двумя рецензентами. Начинающим исследователям необходимо получить внутреннюю рецензию научного руководителя.

Объем статьи составляет 6 - 15 стандартных страниц, поэтому в ней можно подробно и аргументировано описать постановку научной задачи (проблемы), достижения других исследователей, критический анализ, возможные и используемые методы исследования, особенности объекта и предмета исследования, полученные как теоретические, так и практические результаты.

Статья должна содержать выводы по проведенным исследованиям.

Перед тем как писать статью, необходимо выбрать научный журнал, в который планируется ее направить для публикации и познакомиться с рубриками журнала и правилами ее оформления.

Со списком научных журналов можно познакомиться в библиотеке, в интернете на соответствующих ресурсах, либо по пристатейным спискам литературы в статьях, которые цитируются в готовящейся статье.
Отчет о научно-исследовательской работе
Отчет о научно-исследовательской работе представляет собой наиболее полное оформление полученных материалов в процессе и результате проведения научной работы. Официальный отчет о научно-исследовательской работе должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ, а в случае его регистрации в ВНТИЦ оформлен в соответствии с требованиями ВНТИЦ.

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) формирует федеральный информационный фонд по открытым отчётам о НИР и ОКР, выполняя функции по комплектованию обязательного экземпляра, его государственной регистрации и учёту, выпуску информационных изданий о нём, обеспечению его сохранности и использования.

Закон предусматривает, что все организации страны, ведущие НИР и ОКР, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и видов финансирования научных разработок, обязаны направлять в ВНТИЦ обязательный бесплатный экземпляр отчётных документов.

К представлению во ВНТИЦ обязательны три вида отчётных документов по НИР и ОКР:

  • регистрационная карта (РК) установленного образца, свидетельствующая о фактическом начале работ по данной тематике;

  • один экземпляр несброшюрованного отчёта о НИОКР, утверждённый руководителем организации-исполнителя и оформленный в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001;

  • информационная карта (ИК) установленного образца, сопровождающая отчёт.

Структура отчета должна содержать следующие обязательные разделы.
Стандарт
В России используются два вида стандартов – национальные стандарты, которые по традиции называются ГОСТы и стандарты организации. Наиболее интересным в научной работе является стандарт организации, т. к. научные результаты можно и нужно оформлять как стандарты организации. Особенностью стандартов организации является их нормативный и консенсуальный характер. Стандарты организаций утверждаются приказом руководителя организации и могут содержать терминологические словари, методики (процедуры) проведения технологических операций в организации, требования к продуктам, продуцируемых организацией и т. п.

Структура стандарта организации должна иметь следующий вид.
Методика
Методика исследования отличается от методов или способов исследования и не представляет собой совокупность методов или способов. Так же метод не есть способ и наоборот. Наиболее общая дефиниция термина «метод» представляет собой – описание последовательности операций, которая обязательно приводит к искомому результату. Способ есть описание возможных операций, которые вероятно могут привести к искомому результату. Методика – описание, используемых в методах и способах операций, которые применяются в определенных условиях.

Если необходимо оформить научные результаты в виде новой разработанной методики, то необходимо пользоваться, либо стандартами организации, либо официальными требованиями.
Дипломный проект специалиста
К сожалению, в некоторых ВУЗах дипломный проект для выпускников-специалистов (5 лет обучения) заменили на дипломную работу, которую писали выпускники ВУЗов в СССР с четырехлетним образованием.

Особенностью пятилетнего образования специалиста является его квалификационная подготовка как работника, который может разрабатывать проекты, в отличие от бакалавра, от которого этого не требуется.

В этой связи, выпускник-специалист должен продемонстрировать умение подготовить именно дипломный проект, в котором он должен разработать проект некоторого объекта по заданной теме.

С введением в высшее образование РФ магистратуры с 1998 года отпала необходимость в дипломных проектах наличия исследовательской части, как это обычно делается в некоторых ВУЗАх до сих пор.

Поэтому нет необходимости тратить ресурсы ВУЗа на обучение научной и проектной работе бакалавров. Точно так же, как нет необходимости тратить ресурсы ВУЗа на обучение научной работе специалистов. Для будущей научной работы необходимо готовить только магистров (исследователей). При этом не запрещается студентам подготовки специалистов самостоятельно или в научных кружках, в научных проектах преподавателей заниматься как изучением научной работы, так принимать в ней участие.
Магистерская диссертация
В соответствии с Положением о магистратуре магистерская диссертация представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующую о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и практические навыки.

Магистерская диссертация является законченным научным исследованием, в котором содержится решение задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для соответствующего раздела электротехники, электромеханики и электротехнологий, либо изложенны сделанные автором научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение конкретных прикладных задач, в том числе учебно-методического характера.

Магистерская диссертация должна содержать обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну поставленной задачи, обзор опубликованной литературы, обоснование выбора методик исследования, изложение полученных результатов, их анализ и обсуждение, выводы, список использованной литературы и оглавление.

Магистерская диссертация должна показать умение автора кратко, логично и аргументировано излагать материал, ее оформление должно соответствовать правилам оформления научных публикаций.
Литература


  1. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г.

  2. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // Утверждено Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. Пр-576.

  3. Федеральный закон РФ. «О науке и государственной научно-технической политике».

  4. Федеральный закон РФ «Об образовании».

  5. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 521400 “Юриспруденция”. Степень (квалификация) – магистр юриспруденции.

  7. Общероссийский классификатор Специальностей по образованию ОК 009-2003 // Приложение №1 к приказу Минобразования России от 04.12.2003 № 4482.

  8. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации // Приложение к постановлению Госкомвуза России от 10.08.93 № 42.

  9. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации // Приложение к приказу Минобразования России от 27 марта 1998 г. N 814.

  10. Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций // Приказ Минобрнауки РФ от 24.01.2008 N 18.

  11. Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и положения о порядке присуждения ученых степеней // Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74.

  12. Положение о порядке присуждения ученых степеней // Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74.

  13. ГОСТ Р 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – М.: Стандарт, 2002.

  14. ГОСТ 15.101-98 Порядок выполнения НИР.

  15. ИСО 2 2004 Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь.

  16. ГОСТ Р 1.12-04 Стандартизация в РФ. Термины и определения.

  17. ГОСТ Р 1.4-04 Стандарты организаций. Общие положения.

  18. ГОСТ Р 1.5-04 Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

  19. ГОСТ Р 1.0-04 Стандартизация в РФ. Основные положения.

  20. ГОСТ Р 7.1-03 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

  21. ГОСТ 7.9-95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования.

  22. ГОСТ Р 7.0.5-08 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине...
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы научных музыкально-педагогических исследований» утверждены...
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconМетодические рекомендации к выполнению курсовых работ (для студентов...
Даны рекомендации по методике работы над материалом и научной литературой, приведены требования к курсовой работе по содержанию и...
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы научных исследований»
«Прикладная биотехнология» Наумовой Н. Л. Методические указания к выполнению курсовой работы предназначены для студентов 2 курса...
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconПредисловие к русскому изданию 3 благодарности 6
Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта, туризма и молодежной политики рф, регламентирующих работу спортивных школ...
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconИнститут философии и права уральского отделения российской академии наук
Представлены сведения об основных направлениях научных исследований Института философии и права Уро ран, его структуре и организации...
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconПравила оформления и представления студенческой научной работы на Открытый конкурс
Отобранные на факультетах для участия в открытом конкурсе студенческие научные работы представляются в управление научных исследований...
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconМетодические рекомендации к выполнению письменных работ студентами
Данное учебно-методическое пособие поможет студентам рациональнее организовать свою учебную и научно-исследовательскую деятельность,...
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проект ― работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие icon4. технология научных исследований
Важное значение имеет задача обеспечения научных исследований удобной для восприятия информацией о важнейших научных достижениях,...
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие icon«основы научных исследований и инженерного творчества»
Дисциплина «основы научных исследований и инженерного творчества» входит в цикл естественно-научных дисциплин направления 150600...
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconПрограмма дисциплины Методология научных исследований в менеджменте:...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconМетодические рекомендации по оформлению рукописей научной литературы Москва 2011
Методические рекомендации определяют порядок оформления и представления к изданию рукописей научной литературы (монографий, сборников...
Памятка по выполнению научных исследований и оформлению результата научной работы Предисловие iconМетодические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению,...
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск