Тифлоинформационный центр





Скачать 294.05 Kb.
НазваниеТифлоинформационный центр
страница1/5
Дата публикации23.11.2017
Размер294.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

Тифлоинформационный центр

Составитель Рощина М.А.

Основы компьютерных тифлотехнологий для незрячих абитуриентов

г. Нижний Новгород - 2013


«В истории человечества есть только три равнозначных события, которые в своей совокупности определяют вид современной цивилизации: приручение огня, изобретение паровой машины и создание компьютера» .

Академик Н.Н. Моисеев

От составителя


Миллионы людей уже не могут представить свою повседневную жизнь без компьютера, который стал незаменимым помощником в получении, обработке и хранении информации. Однако совершенно особое значение компьютерные технологии имеют для людей с глубокими нарушениями зрения. Благодаря компьютеру незрячие впервые в истории получили свободный доступ в мир информации. Компьютер открывает им новые возможности в повседневной жизни, образовании, трудовой деятельности.

Пособие, которое вы держите в руках, адресовано незрячим молодым людям, связывающим свою жизнь с получением высшего или среднего профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельностью в сфере высококвалифицированного труда. В его первой части «Компьютерная грамотность для будущего незрячего студента» мы предлагаем всерьёз поразмышлять о роли компьютерных технологий в жизни современного незрячего человека, хотим разобраться вместе с вами в общих особенностях работы на компьютере без использования зрения и доказать, что незрячему пользователю для эффективной работы на ПК нужны более глубокие знания чем пользователю с нормальным зрением. Вторая часть называется «Отдельные элементы Windows 7» и имеет своей целью помочь читателю разобраться в логике пользовательского интерфейса этой операционной системы. Основное внимание здесь уделяется новшествам пользовательского интерфейса Windows 7. Чтобы вам было легче представить внешний вид экрана и ориентироваться на нём, в пособие включены рельефные иллюстрации с изображениями отдельных элементов графического интерфейса.

Пособие разработано в тифлоинформационном центре Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского на основе многолетнего опыта по обучению инвалидов по зрению компьютерной грамотности (познакомиться с работой центра можно на его странице на сайте ННГУ http://www.unn.ru/tiflo/). Пособие подготовлено и напечатано при поддержке Фонда просвещения «МЕТА» в рамках проекта «Использование компьютерных тифлотехнологий как инструмента обеспечения безбарьерной среды в профессиональном образовании лиц с глубокими нарушениями зрения».

Рощина М.А.

руководитель тифлоинформационного центра

Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Часть 1. Компьютерная грамотность для будущего незрячего студента

Компьютерные тифлотехнологии как инструмент доступа незрячего к общественной информационной среде


В своём общественно-историческом развитии человечество создало письменность, основанную на использовании самого подходящего для этого зрительного канала восприятия информации. Однако этот важнейший инструмент человеческой культуры не пригоден для использования лицами с глубокими нарушениями зрения, так как основным носителем информации в письменности является цвет — признак, воспринимаемый исключительно визуально.

В интеллектуальной деятельности человека письменность выполняет две функции:

а) является инструментом самого интеллектуального процесса, обеспечивая возможность, образно говоря, размышления на бумаге;

б) реализует информационный обмен между субъектом интеллектуальной деятельности и общественной информационной средой, обеспечивая, с одной стороны, доступность для субъекта накопленной в обществе информации, а с другой — представление результатов интеллектуальной деятельности и пополнение ими общественной информационной среды.

Письменность на основе шрифта Брайля стала важнейшим инструментом интеллектуальной деятельности незрячих. Обеспечивая возможность записи/чтения различной информации (включая математические выкладки, химические формулы и др.) и удовлетворяя тем самым внутренние потребности интеллектуального процесса слепых, она предоставила им возможность заниматься интеллектуальным трудом. Однако система Брайля, являясь альтернативной, предназначенной специально для слепых формой представления информации, не может обеспечить эффективное выполнение второй обозначенной нами функции — информационного обмена с общественной средой.

На протяжении многих веков важнейшей (и практически единственной) материальной формой накопления и хранения общественных информационных запасов были письменные источники (сначала рукописные, а затем и печатные), ориентированные исключительно на зрительное восприятие и, следовательно, недоступные для людей с нарушенным зрением. В этих условиях единственным способом обеспечения инвалидов по зрению информационными материалами оставалась технология репродуцирования в альтернативные форматы («говорящие» и рельефно-точечные книги), требующая значительных временных и материальных затрат и отражающая при этом не более 2% от общего информационного потока, доступного зрячим. В результате общественная информационная среда была малодоступна людям с нарушенным зрением, и они часто испытывали информационную недостаточность в различных сферах своей деятельности (профессиональной, образовательной, социально-бытовой).

Начиная со второй половины XX в., с развитием компьютерных технологий все большее распространение получает электронная форма представления информации. При этом развиваются компьютерные тифлотехнологии (от греч. typhlos – слепой), которые дают незрячим людям возможность работать на обычных персональных компьютерах и получать непосредственный, равный с другими пользователями ПК доступ к электронной информации. Квалифицированное использование компьютерных тифлотехнологий предоставляет людям с нарушенным зрением новые (не доступные им ранее) возможности:

  • доступ к информации на электронных носителях, в том числе к информационным ресурсам Интернета;

  • доступ к плоскопечатным текстам (путем сканирования и распознавания);

  • преобразование электронной информации в доступную и удобную материальную форму представления (например, печать текста рельефно-точечным или укрупненным шрифтом);

  • самостоятельная подготовка на компьютере различных документов (учебные работы, отчеты и др.);

  • использование современных общепринятых программных средств для работы с информацией (информационно-поисковые системы, базы данных и т.п.).

Таким образом, изменения, вносимые компьютеризацией в общественную информационную среду, делают ее потенциально более доступной для слепых и слабовидящих, однако реализация этого потенциала требует широкого внедрения компьютерных тифлотехнологий.

С другой стороны, процесс информатизации пронизывает все сферы жизни современного общества. Компьютерные технологии предоставили возможность для оперативной передачи и обработки больших объемов информации, что привело к повышению интенсивности информационного обмена практически во всех сферах человеческой деятельности. Возможность активно участвовать в общественном информационном обмене во многом определяет качество жизни индивида. Все это повышает значимость компьютерных тифлотехнологий как средства обеспечения инвалидам по зрению равных с другими членами общества возможностей и актуальность освоения этих технологий.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тифлоинформационный центр iconПубличный отчет за 2012-2013 учебный год гбоу цо №686 «Класс-Центр»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №686 «Класс-Центр» расположено на территории Северного административного...
Тифлоинформационный центр icon29 марта 2012 года Дата введения
Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор"; Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Противочумный...
Тифлоинформационный центр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Королевская академия верховой езды с конюшней на 50 лошадей, множество площадок для других спортивных игр; математичесий центр, научные...
Тифлоинформационный центр icon«Инвентаризация герпетофауны, динамика численности и особенности...
«Реальный мир», Информационно-консультационный центр «Стрикс», Фонд Нижегородского отделения Союза охраны птиц России, Орнитологическая...
Тифлоинформационный центр iconКурсы «Войлоковаляние» бу «Центр культурных инициатив», Центр традиционных ремесел
Календарь информационно-консультационной и методической помощи муниципальным учреждениям культуры на 2012 г
Тифлоинформационный центр iconУтверждаю Директор ау "Центр образования медработников"
Гобуз «Новгородский центр по профилактике и борьбе со спид и инфекционными заболеваниями «Хелпер» актовый зал 1 этаж
Тифлоинформационный центр iconВ целях организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся...
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в Пестовском муниципальном...
Тифлоинформационный центр iconВ целях организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся...
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в Пестовском муниципальном...
Тифлоинформационный центр iconОфициальный сервер Российского Образования
Центр информатизации Министерства общего, среднего и профессионального образования Российской Федерации (Центр «Информика»)
Тифлоинформационный центр iconОрганизация и содержание проектной деятельности учащихся основного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования» г. Ачинск, Красноярский край, Россия
Тифлоинформационный центр iconУрок истории России в 6 классе по теме "Москва центр борьбы с ордынским...
Москвы в центр объединения северо – восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы
Тифлоинформационный центр icon[Текст] / Науч метод центр медиации и права; [сост. Ц. Шамликашвили,...
Азбука медиации [Текст] / Науч метод центр медиации и права; [сост. Ц. Шамликашвили, С. Ташевский]. Москва : Межрегиональный центр...
Тифлоинформационный центр iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр...
Тифлоинформационный центр iconОтчёт Муниципального бюджетного учреждения «Центр народной культуры «Радуга»
Муниципальное бюджетное учреждение центр народной культуры «Радуга» является преемником Государственного бюджетного учреждения культуры...
Тифлоинформационный центр iconОбразовательные Internet-ресурсы
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов...
Тифлоинформационный центр icon«Ресурсный правозащитный центр» Автономная некоммерческая организация...
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск