Скачать 58.66 Kb.
|
Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев МОУ «Центр образования» Organization and maintenance of project activity for students of basic and senior level of «Center of Education» Чефанова М.А. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования» г. Ачинск, Красноярский край, Россия Chefanova M. Municipal Educational Institution «Center of Education», Achinsk, Krasnoyarsk region, Russia В статье рассматриваются вопросы организации и содержания проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев образовательного учреждения. The questions of organisation and content of the project activity of pupils of senior and principal linlc of educational institution weve consi deved in the article. Одной из многочисленных задач современной школы является успешная социальная адаптация учащихся. Успех сегодня во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: распознать проблему, определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня школа имеет возможность развивать проектное мышление, организуя особый вид деятельности учащихся − проектную деятельность. Проектом часто называют работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения обычного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы. Работая в режиме проектной деятельности, у меня оформилась собственное видение этой проблемы. Проектная работа, с моей точки зрения, должна иметь личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая данную проблему, автор проекта самостоятельно или с некоторой помощью педагога определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, и ресурсы, в т.ч. информационные (если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации). Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает практика проектной деятельности в МОУ «ЦО», серьезный интерес к такой, в значительной степени самостоятельной, работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель. Самым важным и, на первых порах, самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые серьезные шаги в проектной деятельности − а в МОУ «ЦО» это учащиеся 5-6 классов (работа в режиме проектной деятельности начинается еще в начальном звене школы, но всерьез об этом можно говорить лишь с переходом в основное звено), хорошим опытом является работа над учебным проектом. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем, возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи, своей работы. Следующий шаг − как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе. Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект − прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты в 5-7 классах, к 8 классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами. Персональный проект − это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану − это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник. Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами – примерно 20% учащихся 8-9 классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы. Вот лишь несколько примеров: «Мой родной край» (Сибирская река «Енисей»), «Меня оценят в ХХI веке» (Иоланта Биянова – поэтесса ХХI века), «Книга о Великой Отечественной войне» (на основе материалов произведения «А зори здесь тихие…»). Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе. Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент − 7-10 минут на выступление и 3-5 минут − ответы на вопросы. Автор должен приготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформление аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудио-фрагментов, компьютерной презентации и т.п. Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты. Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы. В школах Международного Бакалавриата разработана четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Я в своей работе опираюсь на данную систему. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы. Таблица № 1. Примерный перечень критериев выглядит так:
С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Критерии оценивания являются для ученика своего рода инструкцией при работе над проектом. В результате можно сделать вывод, что проектная деятельность может многому научить детей: − умение распознать проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности; − умение поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги; − умение оценить имеющиеся ресурсы, в т.ч. собственные силы и время, распределить их; − умение добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации умение планировать свою работу. В целом проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Литература 1. Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004// Школьный психолог. - 2004. - № 30. 1-54 с. 2. Мильграм, Л.И., Кондаков, А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. − М., разработка и издание осуществлено Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети», 1997.- 101 с. |
Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | Перми Педагогический аудит. Эффективный педагог Материалы проектной... Эффективный педагог: Материалы проектной деятельности опорного образовательного учреждения моу «Гимназия №5» г. Перми; Департамент... | ||
Доклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской... Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение... | Организация проектной деятельности учащихся Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №435 | ||
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы А. В.... Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Дополнительного образования детей центр детского творчества «звёздный»... Метод проектов (по Е. Полату) – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая разрешается реальным,... | ||
Презентация проекта Цели работы творческой группы «Организация проектной деятельности учащихся» на 2013 – 2014 уч г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации... | ||
Тема проекта группы Организация проектной деятельности учащихся с целью повышения познавательного интереса к русскому языку, русской литературе, русской... | Организация сохранения и развития здоровья в образовательном пространстве... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Секция: Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся. Организация проектной деятельности (секция для педагогов) | Тестовые задания по дисциплине «Организация проектной деятельности»... ... | ||
Организация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Организация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения Тема: Организация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения | Кгоу дпо «Норильский институт повышения квалификации» моу «Центр образования №2» Организация пропедевтики предпрофильной подготовки учащихся / Авторы- сост. Верещагина В. И., Зубченко О. П., Костюкова С. В., Котенко... |