Городского округа город сибай





Скачать 289.96 Kb.
НазваниеГородского округа город сибай
страница1/3
Дата публикации23.06.2013
Размер289.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СИБАЙ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Формирование мотивации учения школьников

на уроках информатики»




Автор: учитель информатики Орлова Дарья Николаевна,

первая квалификационная категория

Сибай – 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение…………….……………………………………………….…….

3

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ И АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………......................................................

7

1.1 Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения…………………………………….

7

1.2 Анализ психолого-педагогической литературы.………….…...

9

1.3 Анализ учебно-методической литературы по информатике.…..

12

Глава 2. Практические способы формирования мотивации к изучению информатики…………

14

2.1 Пути формирования мотивационной сферы учения….………...

14

2.2 Реализация мотивации учебной деятельности на уроках информатики...………………….…..……………………….……..

22

Заключение……………………………………………………………….

24

Список использованных источников и литературы.

25

Приложения………………………….…………………………………...

27


ВВЕДЕНИЕ

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»

К.Д.Ушинский
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности.

Начиная свою педагогическую деятельность, я далеко не всегда уделяла должное внимание мотивации учащихся. Часто, сама того не осознавая, считала, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. На практике убедилась в том, что заставить можно, но какой ценой… Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, методисты, психологи. Поэтому и придумывают учителя различные «завлекалочки» на уроках – игры, презентации и т.д. Но все это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь – познавательных и социальных. Но это, не означает, что использование внешних стимулов не нужно совсем. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и формирования мотивации учебной деятельность учащихся.

Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.

Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Вот лишь далеко не полный перечень причин спада школьной мотивации:

    1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

    2. Отношение ученика к учителю.

    3. Отношение учителя к ученику.

    4. У девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

    5. Личная значимость предмета.

    6. Умственное развитие ученика.

    7. Продуктивность учебной деятельности.

    8. Непонимание цели учения.

    9. Страх перед школой.

Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у учащихся определенного возраста. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема формирования учебной мотивации будет существовать всегда.

Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:

  • Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

  • Недостаточное использование мотивации в школе при изучении предметов научно-математического цикла.

  • Низкая мотивация школьников при изучении информатики.

Целью исследовательской работы является рассмотрение особенностей организации этапа мотивации учения школьников на уроках информатики.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

  • рассмотреть психологические характеристики мотивационной сферы учения;

  • рассмотреть различные пути формирования мотивации учения;

  • проследить реализацию этапа мотивации учебной деятельности на уроках информатики;

  • проведение опытной работы по формированию мотивации учения.

Таким образом, объектом исследования является мотивационная сфера учения школьников на уроках информатики. Предметом исследования являются вопросы, связанные с организацией мотивационного этапа урока для формирования у учащихся положительных мотивов учения и познавательных интересов учебной деятельности.

Чтобы реализовать поставленную цель, добиться изменения развития мотивации учения, я в своей деятельности применяла определенные педагогические средства ее воспитания. Формируя положительную мотивацию учения, в качестве своих воздействий я использовала следующее:

  1. содержание обучения;

  2. нетрадиционные формы организации обучения;

  3. использование методических приемов;

  4. современные информационно-коммуникационные технологии;

  5. собственное отношение к обучающимся (требовательное, доверительное, дружеское и так далее);

  6. дополнительное образование.

Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в создании условий формирования интереса учащихся на основе положительной мотивации учебно-познавательной деятельности.

Можно выделить следующие условия формирования интереса:

  • Вовлечение учащихся в процесс «открытия» новых знаний.

  • Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразие быстро вызывает скуку.

  • Для проявления интереса необходимо понимание необходимости, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

  • Чем больше новый материал связан с усвоенным ранее, тем он интереснее.

  • Обучение должно быть трудным, но посильным.

  • Чем чаще оценивается труд учащегося, тем интереснее ему работать.

  • Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Показателями развития мотивации к обучению выступают:

  • интерес к обучению;

  • активность учащегося в процессе обучения;

  • отношение к обучению.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ И АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы учения
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. Поэтому учителю надо поставить перед собой задачу – какие именно характеристики мотивации следует формировать для возникновения нового – сознательного и целенаправленного отношения ученика к внутренним сторонам учения как общественно значимой деятельности, к содержанию своего учебного труда.

Итак, рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т. е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Но без нее не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность. На нее учитель должен прежде всего опереться, актуализировать ее, сделать более четкой осознанной у большинства учащихся. Необходимо и обеспечить переход от потребностей к деятельности. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже получением хороших отметок, в других – при правильно организованной учебной деятельности – организацией школьника на внутреннее содержание учебной деятельности, способы выполняемых действий. В процессе учебной деятельности появляются и социальные установки учения – потребность включения в общественно значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность самосовершенствования и т. д.

Другой важный аспект мотивационной сферы – мотив, т. е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами. Особенность мотива как одной из сторон мотивационной сферы состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личностной значимостью этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот.

Но возникновение мотивов учения недостаточное условие для эффективной учебной деятельности, если у школьника не сформировано умение ставить самостоятельные цели в учебной работе. Цель – это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того чтобы реализовать учебный мотив, например, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде: научиться видеть отдельные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т. д. Кроме того надо чтобы учащиеся учились осознавать цели своих действий и соотносить их с мотивами учебной деятельности, в которую эти действия включены; учебная цель может оставаться одной и той же (например, овладение приемами самообразования), а смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от ее мотива (стать всесторонне развитым человеком, поступать в вуз и т. д.).

Существует еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности, о которой часто говорят в школе, – интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане есть выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы – мотивов и целей. В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Конечно, эта особенность важна, но не она все таки является главной. По-видимому, связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых порах возникновения любознательности ученика (в новой теме, в новом учебном предмете), но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению.[8]

Главная же направленность мотивационной сферы – мотивы, т. е. направленность активности на предмет.
1.2 Анализ психолого-педагогической литературы
Сегодня в практике вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Среди основных задач стоящих в настоящее время перед каждым учителем, нет другой, более важной и в тоже время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. [8]

В книге Марковой А.К. «Мотивация учения и ее воспитание у школьников» [9] отмечено, что мотивационная сфера состоит из нескольких аспектов: потребность, мотив и цель. Дано определение мотива, в общем, и мотива в обучении.

Мотив – направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса. Фактически сюда входит направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

Марковой рассмотрены функции и виды мотивов.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Наличие нескольких функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно предшествует поведению на всех его этапах, во всех его звеньях.

Все мотивы разделены на группы:

1. социальные;

2. познавательные;

3. творческие или социально-познавательные.

В данной книге рассмотрена глава «Пути формирования мотивации учения». В которой указываются некоторые советы для лучшей организации мотивации на уроке.

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

Содержание каждого урока каждой темы должно быть глубоко мотивированно, однако не с помощью создания сиюминутных, скоропроходящих интересов или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.

В данном источнике также рассмотрены этапы изучения темы учебной программы. Первым рассмотрен мотивационный этап.

Следующий источник, посвященный проблеме мотивации – «Психология ведения урока», Скороходовой Н.Ю.[13]

В данной книге мотивации посвящен целый раздел: «Мотивация на уроке».

Дается определения мотива и мотивации: «Мотив – побуждение к активности в определенном направлении.

Мотивация – процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения».

Изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса:

1. Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активность?

2. Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (внутренние факторы мотивации.)

3. Какие внешние условия побуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние функции мотивации.)

Перечислены основные направления работы по развитию внутренней мотивации учеников с использованием системы стимулирования. Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, в первую очередь – самоуважения в деятельности, познавательных и социальных мотивов. Внешней мотивацией часто называют использование внешних стимулов, подход «кнута и пряника».

В книге приведена схема влияния учителя на мотивацию достижения у учеников на уроке (схема Хекхаузена), и в конце каждого раздела приводятся советы учителю. Подробно описано развитие познавательного мотива (интереса к предмету и любознательности) и социальных мотивов (организация сотрудничества).

Плюсом является то, что в книгу включена тема «ошибки в мотивировании». Это позволяет на основе анализа действии учителя во время пресечь возможные ошибки. При неправильном мотивировании проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.

 

1.3 Анализ учебно-методической литературы по информатике
Один из рассмотренных источников – «Методика преподавания информатики» М.П.Лапчик, И.Г.Семакина, Е.К.Хеннер [6], в котором рассмотрены не только конкретные положения методики, но и общие вопросы, например, становление предмета «Информатика» и её понятийного аппарата, структуры. В пособии рассматриваются вопросы методики преподавания базового курса, согласно структуре образовательного стандарта.

В методическом пособии Босовой Л. Л., Босовой А. Ю. «Информатика и ИКТ. 5–7 классы» [3] содержатся методические рекомендации по организации обучения на базе одноименного УМК по информатике для 5–7 классов. Приведены различные варианты планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения.

В книге «Преподавание информатики в 5–7 классах» Босовой Л. Л. [2] раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания курса «Информатика и ИКТ» в 5–7 классах, положенные в основу УМК Л. Л. Босовой. С учетом психолого-педагогических особенностей обучаемых рассматриваются эффективные подходы.

Книга «Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10–11 классы: методическое пособие» Семакина И.Г., Хеннер Е.К. [12] входит в УМК по курсу «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10–11 классов наряду с учебником и практикумом. В ней раскрывается концептуальное содержание учебного курса, описываются содержательные и методические особенности, связанные с продолжением изучения курса информатики и ИКТ после 8–9 классов.

Методическое пособие «Информатика и ИКТ. 8–11 классы» Н.Д. Угриновича [14] содержит Федеральный базисный учебный план, Образовательный стандарт и Примерные программы курса «Информатика и ИКТ», рекомендованные Министерством образования и науки РФ. Приводятся тематические планирования преподавания основного, профильных и элективного курсов «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.

Итак, изучив некоторую литературу по теме, можно сделать вывод, что мотивация важна в обучении, но в то же время полно она раскрывается не во многих книгах. В основном идет упоминание о мотивации, говорится о ее роли, но ее сущность полностью не раскрывается, можно лишь предположить, что учебники, входящие в утвержденный и рекомендованный перечень, изначально выбирались с той точки зрения, что содержат высоко мотивированные методы обучения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Городского округа город сибай iconАналитический отчет Отдела образования Администрации городского округа...
Отдела образования Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан за 2011/2012 учебный год
Городского округа город сибай iconПостановление От 30 сентября 2010 г n 1704 об утверждении долгосрочной...
Михайловка от 22. 07. 2008 n 990 "Об утверждении Положения о долгосрочных целевых программах городского округа город Михайловка",...
Городского округа город сибай iconМестного самоуправления городского округа город рыбинск
В соответствии с Федеральным законом от 02. 03. 2007 n 25-фз "О муниципальной службе в Российской Федерации", законодательством о...
Городского округа город сибай iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского...
Алексеева С. А., учитель начальных классов моу гимназия №3 городского округа город Шарья
Городского округа город сибай iconОтчет главы городского округа город Рыбинск
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основе информации структурных подразделений и...
Городского округа город сибай iconМбоу до «Научно-информационно-методический центр» городского округа...
...
Городского округа город сибай iconПоложение о IX научной конференции обучающихся Калининского района...
Начальник отдела образования Администрации Калининского района городского округа город Уфа
Городского округа город сибай iconАдминистрации городского округа город камышин
Сталинградской битве, от 21. 09. 2012г. №1, руководствуясь Уставом городского округа – город Камышин, утвердить План мероприятий,...
Городского округа город сибай iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Думы от 24. 11. 2006 n 348, на основании постановления мэра города Хабаровска от 29. 11. 2007 n 1825 "Об утверждении положения о...
Городского округа город сибай iconДоклад Начальника управления образования администрации городского округа «Город Губаха»
Зования Городского округа «Город Губаха» являющаяся частью краевой системы образования, имеет отличительные особенности, заключающиеся...
Городского округа город сибай iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Собрания Российской Федерации, по инициативе депутата Совета городского округа город Сибай Республики Башкортостан Виктора Тюрина...
Городского округа город сибай iconОтчет о результатах деятельности главы администрации городского округа...
Выкса принимал участие в реализации 4 Федеральных целевых программах, в 6-ти областных целевых программах и кроме того на территории...
Городского округа город сибай iconПояснительная записка к официальному сайту отдела образования администрации...
Возросли требования к эффективности и оперативности решения вопросов управления в системе образования городского округа город Буй....
Городского округа город сибай iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс проводится Управлением образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Муниципальным бюджетным...
Городского округа город сибай iconОтчет об основных направлениях деятельности Избирательной комиссии...
Избирательной комиссии городского округа город Воронеж №43/153-2 от 30. 01. 2015г
Городского округа город сибай iconРешение от 27 апреля 2009 года №540 г. Буй о положении о кадровом...
Марта 2007 года №25-фз «О муниципальной службе в Российской Федерации», Положением о муниципальной службе в городском округе город...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск