Скачать 322.56 Kb.
|
Алексеева С.А., учитель начальных классов МОУ Гимназия №3 городского округа город Шарья Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3 городского округа город Шарья Костромской области. Дополнительное экологическое воспитание в форме клуба «Почемучки» Автор: Алексеева Светлана Александровна учитель начальных классов МОУ Гимназия №3 городского округа город Шарья 2009-2010 учебный год Пояснительная записка. Все мы – дети «Природы». Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов: -систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических), -экологическое мышление, -культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма), -культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Культура-это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа клуба «Почемучки» разработана для детей 7-8-ми лет. Цель программы: Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры). Задачи программы: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Актуальность программы Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Мой опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль. Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины. Новизна Программа клуба «Почемучки» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению экологии, а ведет к заинтересованному познавательному интересу, эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. Концепция В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение знаний и экологически верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности. В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, экологические викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей г.Шарьи, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, экологические задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика). Работа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось формирование бытовых навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия. Содержание познавательного блока составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой и о способах сохранения и улучшения природы. Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: Познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи и в природу, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности. Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:
Занятия учащихся в клубе способствуют развитию инициативы, активности, повышают познавательный интерес. В каникулярное время предполагается проведение праздников, утренников, викторин, представленных в разделе «Досуговые мероприятия» Содержание программы Курс программы состоит из 10 разделов. 1 раздел - «Введение в экологию» Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. 2 раздел - «Молчаливые соседи» В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу. 3 раздел – «Пернатые друзья» Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел «Пернатые друзья» На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия «птичьей столовой». 4 раздел – «О чем шепчут деревья» Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе. 5 раздел – «Загадки животного мира» Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина. Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран. 6 раздел – «Секреты неживой природы» Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы. 7 раздел – «Оранжерея на окне» Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. 8 раздел – «Человек – часть живой природы» В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей. 9 раздел – «Охрана природы» В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира. 10 раздел – «Досуговые мероприятия» Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей. Примерный тематический план.
Ожидаемые результаты Воспитанники должны знать: - Основы экологической культуры. - Некоторые особенности природы своего края. - Основные признаки времен года. - Значение природы для человека. - Группы растений и животных. - Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны. - Правила поведения в природе. - Особенности труда людей наиболее распространенных профессий. Воспитанники должны уметь: - Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе. - Выполнять правила личной гигиены. - Различать изученные растения, животных. - Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка. - Подкармливать птиц в простейших кормушках. - Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными. - Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка. Методический инструментарий Перспективный план на учебный год.
Методический аппарат Рекомендации к первому разделу «Введение в экологию». На данном этапе учитель создает благоприятную атмосферу и устанавливает доброжелательные отношения с детьми. Проводит диагностические наблюдения. Отмечает, как себя проявляют дети по отношению к животным, растениям, действиям взрослых с ними. Организует экскурсии в парк с целью наблюдения за осенними изменениями в природе, экологического состояния природы, сбора природного материала для аппликаций и поделок. Проведение ресурсных кругов поможет в ненавязчивой форме познакомить с правилами поведения в природе, выяснить значение природы для человека. Рекомендуется познакомить детей с творчеством великих художников, музыкантов, писателей, т.к. в их произведениях проявляется огромная любовь к своему родному краю. Рекомендации ко второму разделу «Молчаливые соседи». Изучая этот раздел рекомендуется организовать экскурсию в зоопарк, террариум с целью наблюдения за внешним видом животных, их повадками. Большое внимание уделить разговору о домашних питомцах, правилах ухода за ними, степени ответственности людей за своих братьев меньших. Составление рассказа-описания своего любимца поможет развитию речи детей, а также вызовет положительные эмоции и чувства по отношению к животным. Рекомендации к третьему разделу «Пернатые друзья». Рекомендуется организовать экскурсию в парк с целью наблюдения за пернатыми друзьями. Можно организовать классную библиотечку книг со стихами, сказками, рассказами о птицах. Желательно, чтобы дети своими руками изготовили кормушки. А открытие «Птичьей столовой» заинтересует детей в дальнейшей заботе и подкармливанию птиц зимой. Рекомендации к четвертому разделу «О чем шепчут деревья». Изучая четвертый раздел, рекомендуется организовать экскурсию в парк или в лес с целью наблюдения за разнообразием растений, кустарников, деревьев. Включать в занятия игры, викторины, ответы к заданиям которых будут основаны на личных наблюдениях детей. Познакомить детей с творчеством художников. Дать возможность детям самим поработать кистью и красками, чтобы выплеснуть свои эмоции восхищения об увиденном. Рекомендации к пятому разделу «Загадки животного мира». В данном разделе рекомендуется значительное место отводить знакомству с художественной литературой. Рассказы В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, С.Михалкова, С.Воронина идр. способствуют познанию о мире животных, содержат интересные сведения о поведении и особенностях животного мира. Рекомендуется дать учащимся подготовит творческую работу об одном из представителей этого сообщества. Рекомендации к шестому разделу «Секреты неживой природы». В разделе «Секреты неживой природы» рекомендуется организовать цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Включить в работу изучение энциклопедической литературы с целью поиска ответов на вопросы: - Как образуется радуга? - Почему снег белый? - Откуда появляется дождь? - Где ночует солнышко? - Почему лед скользкий? и другие. Знакомство с устным народным творчеством – загадками, пословицами, приметами расширит кругозор и словарный запас детей. Можно предложить оформить детям свою книжку-малышку о приметах в природе. Рекомендации к седьмому разделу «Оранжерея на окне». В этом разделе рекомендуется организовать экскурсию в школьный кабинет ботаники с целью знакомства с разнообразием комнатных растений. Желательно, чтобы дети сами попробовали посадить комнатное растение в классе и наблюдали за его развитием. Рекомендуется уделить особое внимание растениям-целителям. Пригласить на занятие медицинского работника с беседой о целебных свойствах некоторых домашних растений. На практическом занятии с ребятами можно приготовить лечебное средство для своей семьи. Предложить детям выполнить исследовательскую работу о влиянии света, влаги, почвы на рост и развитие комнатного растения. Результаты помочь оформить в виде реферата. Рекомендации к восьмому разделу «Человек – часть живой природы». В разделе «Человек – часть живой природы» рекомендуется уделить внимание знакомству с различными профессиями людей, важности каждой из них, связи профессий с окружающей средой. Желательно принять участие в неделе природоведения. Оформить буклет, журнал или газету на заданную природоведческую тему. В классе устроить «огород на окне». Заинтересовать детей в выращивании овощных культур для витаминизации своего организма. Более приемлемой овощной культуры для выращивания является репчатый лук. Рекомендовать детям провести исследования о влиянии условий хранения на рост и развитие репчатого лука в домашних условиях. С оформленными результатами выступить на школьной конференции исследовательских работ и на городской исследовательской конференции «Первые шаги» Рекомендации к девятому разделу «Охрана природы». В данном разделе рекомендуется организовать экскурсию в краеведческий музей или пригласить работника музея для проведения ознакомительной беседы с «Красной книгой». На практическом занятии создать свою «Красную книгу» клуба «Почемучек», куда включить охраняемые растения и животные нашей Костромской области. Рекомендации к десятому разделу «Досуговые мероприятия». |
Тема реферата Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области | План-конспект урока правописание разделительного ъ фио (полностью) ... | ||
Авторские видеоресурсы в практике учителя Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской... | Вопросы, рассматриваемые при контроле : Адаптация учащихся 5 классов ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской... | Потапова Алла Александровна, моу средняя общеобразовательная школа... Моу средняя общеобразовательная школа №7 городского округа город Шарья Костромской области | ||
И. Н. Шумилова З. А. Атаханова 03 сентября 2012 года Приказ №245 от 03. 09. 2012 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской... | Авторские видеоресурсы в практике учителя Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 (мбоу сош №21) городского округа город Шарья... | ||
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской области | З. А. Атаханова Приказ №238 от 03 сентября 2013 г Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа г. Шарья Костромской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Губернатора Костромской области, приказами и нормативными документами Департамента образования и науки Костромской области, локальными... | Урок биологии в школе всегда отличался наглядностью. Трудно «на пальцах» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 (мбоу сош №21) городского округа город Шарья... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зезина Надежда Александровна, учитель истории, мбоу гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 «Алёнушка» комбинированного вида городского округа город Шарья... |