Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области





Скачать 322.56 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области
страница1/2
Дата публикации13.11.2014
Размер322.56 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2

Алексеева С.А., учитель начальных классов МОУ Гимназия №3 городского округа город Шарья

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия № 3

городского округа город Шарья Костромской области.

Дополнительное экологическое воспитание

в форме клуба «Почемучки»


Автор: Алексеева Светлана

Александровна

учитель начальных классов

МОУ Гимназия №3

городского округа

город Шарья

2009-2010 учебный год

Пояснительная записка.

Все мы – дети «Природы». Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

-систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических),

-экологическое мышление,

-культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),

-культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Культура-это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, т.е. общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Программа клуба «Почемучки» разработана для детей 7-8-ми лет.

Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

Обучающие:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.

  • Формировать культуру поведения в природе.

  • Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.


Актуальность программы

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Мой опыт работы с предыдущим классом показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится главная роль.

Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно, а на основе комлексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга с предыдущим классом. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Новизна

Программа клуба «Почемучки» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению экологии, а ведет к заинтересованному познавательному интересу, эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Концепция

В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение знаний и экологически верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.

В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, экологические викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей г.Шарьи, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, экологические задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика). Работа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось формирование бытовых навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия.

Содержание познавательного блока составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой и о способах сохранения и улучшения природы.

Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: Познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи и в природу, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.

Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:

  • личностный подход;

  • принцип гуманизации;

  • принцип доступности;

  • принцип наглядности;

  • опора на положительное;

  • связь с жизнью, трудом.

Занятия учащихся в клубе способствуют развитию инициативы, активности, повышают познавательный интерес.

В каникулярное время предполагается проведение праздников, утренников, викторин, представленных в разделе «Досуговые мероприятия»
Содержание программы

Курс программы состоит из 10 разделов.

1 раздел - «Введение в экологию»

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел - «Молчаливые соседи»

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – «Пернатые друзья»

Многие дети совсем не знают и не различают птиц,

часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел «Пернатые друзья» На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия «птичьей столовой».

4 раздел – «О чем шепчут деревья»

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – «Загадки животного мира»

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки,

С. Чарушина.

Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными Костромской области, занесенными в Красную книгу. Каждый год в нашем городе работает привозная выставка экзотических животных, на которой ребята могут увидеть многих жителей животного мира теплых стран.

6 раздел – «Секреты неживой природы»

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – «Оранжерея на окне»

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – «Человек – часть живой природы»

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел – «Охрана природы»

В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.

10 раздел – «Досуговые мероприятия»

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

Примерный тематический план.




п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение в экологию

11

7

4

2

Молчаливые соседи

6

3

3

3

Пернатые друзья

7

1

6

4

О чем шепчут деревья

6

2

4

5

Загадки животного мира

7

2

5

6

Секреты неживой природы

5

3

2

7

Оранжерея на окне

9

3

6

8

Человек – часть живой природы

9

2

7

9

Охрана природы

4

1

3

10

Досуговые мероприятия

6

-

6




ИТОГО:

70

24

46



Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- Основы экологической культуры.

- Некоторые особенности природы своего края.

- Основные признаки времен года.

- Значение природы для человека.

- Группы растений и животных.

- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

- Правила поведения в природе.

- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:

- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

- Выполнять правила личной гигиены.

- Различать изученные растения, животных.

- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

- Подкармливать птиц в простейших кормушках.

- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Методический инструментарий

Перспективный план на учебный год.




п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения

Кол-во часов

Теорет.

Практ.

1

Введение в

экологию

11

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Беседа «Экологическая ситуация в городе»

Игра «Почемучки»

1

1

2. Веселое путешествие в природу

Экскурсия в парк ДСК. Сбор природного материала.




1

3.Пр.зан. Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала.




1

4.Я и мир вокруг

Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»

1




5.С любовью к природе.

Беседа. Ресурсный круг «Я люблю природу за....»

1




6.Наша планета.

Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе.

1




7. Природа и искусство

Знакомство с творчеством художников, музыкантов.

1




8.Отношение человека к природе

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!» Приложение №1.

1




9.Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

1

1

2

Молчаливые соседи

6

1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

1




2 Породы собак.

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.




1

3. Породы кошек.


Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Приложение №2. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.




1

4. Чем питаются домашние животные?

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.

1




5. Как ухаживать за своим питомцем?

Рассказ-описание «Мой любимец»

1

1

3

Пернатые друзья

7

1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц».

Наблюдение за птицами.




1

2.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

1




3. Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»




2

4.Прогулка в парк.

«Операция «Подкормка»»




1

5.Художественное слово о птицах

Разучивание стихов, загадок о птицах.




1

6. Праздник «Птицы-наши друзья»

Праздник проводится в рамках недели природоведения.




1

4

О чем шепчут деревья

6

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

1




2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями




1

2. Сезонные изменения у растений.

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

1

1

3.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года




1

4. Загадки леса

Викторина о лесе.




1

5

Загадки животного мира

7

1. Зимовье зверей


Беседа«Как звери проводят зиму»; «Санитары леса»

Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе.

1

1

2. Экскурсия в отдел природы музея

Наблюдения «Внешний вид животных»




2

3. Экскурсия на выставку экзотических животных


Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах.




2

Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни муравьев. Приложение №3.

1




6

Секреты неживой природы

5

1.Природа – наш общий дом

Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить»


1




Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

1

1

2. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед»

1

1

7

Оранжерея на окне

9

1. Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники

Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.




2

2. Любители света и тени, влаги и тепла.

Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

1

1

3.Аптека на окне

Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства»

1

1

4.Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения»

Консультация. Подбор литературы.

1

2

8.

Человек – часть живой природы

9

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

1




2. Выращивание лука в домашних условиях.

Посадка лука в классе. Уход за ним.




1

3.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

1

2

4. Человек! Будь природе другом!

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.





2

5. Вредные привычки.

Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма.

Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе» Акция «нет- вредным привычкам!»

Приложение №4.




1

5. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».




1

9

Охрана природы.

4

1.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

1

3

10.

Досуговые мероприятия

6

1.День Журавля

Выставка рисунков, плакатов, поделок.

сентябрь

2. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

Наблюдения за птицами. Фиксирование количества видов и особей.

октябрь

3. Посвящение в экологи.

Викторина с экологическими заданиями.

ноябрь

4. «Зимняя прогулка»

Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой»

январь

5. Игра «Думай, отвечай»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

февраль

6. «Будь здоров!»

Игра-путешествие по городу Здоровейску.

март

7. 1апреля- Международный день птиц.


КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала.

апрель

8. Праздник друзей природы

Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

апрель

9. Экологический проект «Моё дерево»

Посадка саженцев деревьев в своем дворе, около дома.

май

Методический аппарат

Рекомендации к первому разделу «Введение в экологию».

На данном этапе учитель создает благоприятную атмосферу и устанавливает доброжелательные отношения с детьми. Проводит диагностические наблюдения. Отмечает, как себя проявляют дети по отношению к животным, растениям, действиям взрослых с ними. Организует экскурсии в парк с целью наблюдения за осенними изменениями в природе, экологического состояния природы, сбора природного материала для аппликаций и поделок.

Проведение ресурсных кругов поможет в ненавязчивой форме познакомить с правилами поведения в природе, выяснить значение природы для человека.

Рекомендуется познакомить детей с творчеством великих художников, музыкантов, писателей, т.к. в их произведениях проявляется огромная любовь к своему родному краю.

Рекомендации ко второму разделу «Молчаливые соседи».

Изучая этот раздел рекомендуется организовать экскурсию в зоопарк, террариум с целью наблюдения за внешним видом животных, их повадками. Большое внимание уделить разговору о домашних питомцах, правилах ухода за ними, степени ответственности людей за своих братьев меньших.

Составление рассказа-описания своего любимца поможет развитию речи детей, а также вызовет положительные эмоции и чувства по отношению к животным.

Рекомендации к третьему разделу «Пернатые друзья».

Рекомендуется организовать экскурсию в парк с целью наблюдения за пернатыми друзьями. Можно организовать классную библиотечку книг со стихами, сказками, рассказами о птицах. Желательно, чтобы дети своими руками изготовили кормушки. А открытие «Птичьей столовой» заинтересует детей в дальнейшей заботе и подкармливанию птиц зимой.

Рекомендации к четвертому разделу «О чем шепчут деревья».

Изучая четвертый раздел, рекомендуется организовать экскурсию в парк или в лес с целью наблюдения за разнообразием растений, кустарников, деревьев.

Включать в занятия игры, викторины, ответы к заданиям которых будут основаны на личных наблюдениях детей.

Познакомить детей с творчеством художников. Дать возможность детям самим поработать кистью и красками, чтобы выплеснуть свои эмоции восхищения об увиденном.

Рекомендации к пятому разделу «Загадки животного мира».

В данном разделе рекомендуется значительное место отводить знакомству с художественной литературой. Рассказы В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, С.Михалкова, С.Воронина идр. способствуют познанию о мире животных, содержат интересные сведения о поведении и особенностях животного мира. Рекомендуется дать учащимся подготовит творческую работу об одном из представителей этого сообщества.

Рекомендации к шестому разделу «Секреты неживой природы».

В разделе «Секреты неживой природы» рекомендуется организовать цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Включить в работу изучение энциклопедической литературы с целью поиска ответов на вопросы:

- Как образуется радуга?

- Почему снег белый?

- Откуда появляется дождь?

- Где ночует солнышко?

- Почему лед скользкий? и другие.

Знакомство с устным народным творчеством – загадками, пословицами, приметами расширит кругозор и словарный запас детей. Можно предложить оформить детям свою книжку-малышку о приметах в природе.

Рекомендации к седьмому разделу «Оранжерея на окне».

В этом разделе рекомендуется организовать экскурсию в школьный кабинет ботаники с целью знакомства с разнообразием комнатных растений. Желательно, чтобы дети сами попробовали посадить комнатное растение в классе и наблюдали за его развитием.

Рекомендуется уделить особое внимание растениям-целителям. Пригласить на занятие медицинского работника с беседой о целебных свойствах некоторых домашних растений. На практическом занятии с ребятами можно приготовить лечебное средство для своей семьи.

Предложить детям выполнить исследовательскую работу о влиянии света, влаги, почвы на рост и развитие комнатного растения. Результаты помочь оформить в виде реферата.

Рекомендации к восьмому разделу «Человек – часть живой природы».

В разделе «Человек – часть живой природы» рекомендуется уделить внимание знакомству с различными профессиями людей, важности каждой из них, связи профессий с окружающей средой.

Желательно принять участие в неделе природоведения. Оформить буклет, журнал или газету на заданную природоведческую тему.

В классе устроить «огород на окне». Заинтересовать детей в выращивании овощных культур для витаминизации своего организма. Более приемлемой овощной культуры для выращивания является репчатый лук.

Рекомендовать детям провести исследования о влиянии условий хранения на рост и развитие репчатого лука в домашних условиях. С оформленными результатами выступить на школьной конференции исследовательских работ и на городской исследовательской конференции «Первые шаги»

Рекомендации к девятому разделу «Охрана природы».

В данном разделе рекомендуется организовать экскурсию в краеведческий музей или пригласить работника музея для проведения ознакомительной беседы с «Красной книгой». На практическом занятии создать свою «Красную книгу» клуба «Почемучек», куда включить охраняемые растения и животные нашей Костромской области.

Рекомендации к десятому разделу «Досуговые мероприятия».

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconТема реферата
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconПлан-конспект урока правописание разделительного ъ фио (полностью)
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconАвторские видеоресурсы в практике учителя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconВопросы, рассматриваемые при контроле : Адаптация учащихся 5 классов
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconПотапова Алла Александровна, моу средняя общеобразовательная школа...
Моу средняя общеобразовательная школа №7 городского округа город Шарья Костромской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconИ. Н. Шумилова З. А. Атаханова 03 сентября 2012 года Приказ №245 от 03. 09. 2012 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconАвторские видеоресурсы в практике учителя
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 (мбоу сош №21) городского округа город Шарья...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconОбразовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников»
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconЗ. А. Атаханова Приказ №238 от 03 сентября 2013 г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа г. Шарья Костромской...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Губернатора Костромской области, приказами и нормативными документами Департамента образования и науки Костромской области, локальными...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconУрок биологии в школе всегда отличался наглядностью. Трудно «на пальцах»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 (мбоу сош №21) городского округа город Шарья...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зезина Надежда Александровна, учитель истории, мбоу гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №3 городского округа город Шарья Костромской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 «Алёнушка» комбинированного вида городского округа город Шарья...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск