Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников»





Скачать 150.56 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников»
Дата публикации27.09.2014
Размер150.56 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Литература > Образовательная программа

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской области

Центр дополнительного образования «Путь к успеху»





Рассмотрено

на заседании Совета центра дополнительного образования

«_____» __________ 20___ года.

Протокол заседания №1

Утверждаю:

Председатель Совета Центра

дополнительного образования

«Путь к успеху»

________________Круглова С.С.


Образовательная программа

дополнительного образования

«Шахматы для школьников»

(для начинающих)

56 часов в год

Руководитель детского творческого объединения:

Раздобурдин Анатолий Прокопьевич

2010 -2011 учебный год

Пояснительная записка.

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

— Знаю я одну игру, —

Сказал ребятам Петя. —

Где бы ни был я, везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король —

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать
Можно вполне обоснованно утверждать, что в ХХ-м веке наши соотечественники активно способствовали развитию шахмат, ведь 9 из 15 чемпионов мира были представителями нашей страны. Они многие годы определяли уровень культуры шахмат в мире, на них равнялось шахматное сообщество всей планеты. Благодаря этому шахматы ассоциировались с нашей страной, её интеллектуальными возможностями.
          Мировое лидерство в шахматах было следствием популярности этой игры в стране и особенностей национальной системы образования, способствующей формированию аналитического склада ума. Эта система не только давала знания человеку, но и, что более важно, делала его способным к творчеству и саморазвитию.
          Можно постоянно наращивать объем знаний и при этом не создавать ничего нового. В настоящее время наша страна с большим трудом пытается перейти на путь инновационного развития. Причина трудностей находится не в экономике, а в человеке, его менталитете.
         Практически все науки и образование в России сегодня ориентированы не на творческий поиск, а на количественный рост знаний. Возможно, поэтому происходит «топтание на месте» и нет качественного прорыва, основанного на умении использовать уже имеющиеся знания и навыков анализа конкретной ситуации. Интеллектуализация общества означает не просто механический прирост знаний в целом и у каждого человека в отдельности. Это, прежде всего, освоение логического мышления и творческого поиска для принятия оптимального решения в той или иной конкретной ситуации. Такие навыки и способности могут  сформировать только лишь шахматы.

Как справедливо подметил многократный чемпион мира по шахматам А.Карпов, «Шахматы учат контролю над временем, анализу, планированию, прогнозированию и самодисциплине».

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Цели и задачи программы.

Основной целью программы являются:

- привитие устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам;

- развитие мотивации к познанию; 
- создание условий для развития творческого потенциала посредством обучения игры в шахматы; 
- воспитание важных личностных качества (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная устойчивость);

- подготовка шахматистов-разрядников. 
Путём организованного обучения решаются образовательные, развивающие, воспитательные задачи.


Обучающие задачи: 
- усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры; 
- умение пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, сборниками).


Развивающие задачи
- формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения; 
- развитие умений производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); 
- развитие навыков самостоятельной работы; 
- формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства; 
- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность).


Воспитательные задачи
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения 
к чужому мнению. 
Некоторые особенности образовательного процесса.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Курс построен на основе блочной системы: 1 блок – теоретические знания по курсу программы «Шахматы для школьников» предполагает 32 учебных часа. 2 блок – практика игры в шахматы (тренировочные игры с учащимися, практика тренером, участие в соревнованиях), направленный на закрепление теоретических знаний и совершенствование практических умений. На практическую подготовку также отводится 32 часа.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы
- структурирование учебного материала с учётом существующих предметных связей между  его темами; 
- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника. 
В основу программы заложен индивидуальный подход. Во-первых, воспитательное взаимодействие выстраивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения, благодаря чему выстраиваются доверительные отношения между тренером и его воспитанниками.

Программа предполагает, что в процессе образования развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности, то есть разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут. 
Методики, технологии. 
Занятие не урок, а творческое общение. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста, партий сыгранных его товарищами, анализа игры великих шахматистов.

Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь практического совершенствования.

На уровне аналитической работы происходит: 
• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика; 
• понимание того, что нужно сейчас усвоить ученику (конкретно) в плане продвижения вперед. 
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же, но по-разному.  Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. 


Методика обучения.
Метод упражнения.  Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как: 
• точные - теоретические; 
• типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам; 
• фрагменты из партий - различное игровое содержание; 
• этюды - аналитические, художественные. 
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие: 
• оперативной памяти; 
• оперативного мышления; 
• функции внимания; 
• восприятия; 
• оценочной функции. 
Контроль и оценка результатов. 
Результатом усвоения учащимися программы по каждому уровню обучения являются: 
• устойчивый интерес к занятиям по шахматам; 
• выполнение спортивных нормативов (разрядов); 
• результаты достижений в соревнованиях различного уровня.
К концу учебного года дети должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур, шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:

записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации, ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Примерная тематика курса.


занятия

Содержание занятий в программе

Количество часов

на тему

1

Вступительная беседа о шахматах. История шахмат.

1

2

Шахматная игра, материал и средства. Шахматные фигуры. Сравнительная сила фигур.

3

3

Правила поведения фигур. Шахматная нотация. Упражнения.

3

4

Ничейные и патовые ситуации. Примеры.

1

5

Рокировка, взятие на проходе, пешка как часовой. Упражнения.

2

6

Две ладьи против короля.

1

7

Ферзь против короля.

1

8

Ладья против короля.

1

9

Два слона протии в короля. Упражнения.

1

10

«Солдат становится генералом». Упражнения.

1

11

Сеанс одновременной игры

1

12

Упражнения на различные случаи матования короля.

1




«Штурм королевского замка». Основные схемы атаки.

1




Понятие о комбинациях.

2




«Оружие на все случаи». Разбор некоторых комбинаций.

1




Пешка – душа шахмат.

1




Открытые и полуоткрытые линии.

1




«Размышления перед битвой». Неудачный старт. Примеры

1




«Три кита», на которых держится дебют.

1




Открытые дебюты: шотландская партия. Примеры из партий мастеров.

1




Итальянская партия. Примеры из партий мастеров.

1

24

Защита двух коней. Примеры из партий мастеров.

1

25

Русская партия. Примеры из партий мастеров.

1

26

Испанская партия. Примеры из партий мастеров.

1

27

Королевский гамбит. Примеры из партий мастеров.

1

28

Итоговое занятие.

32




занятия

Содержание занятий в программе

Количество часов

на тему

1

Вступительная беседа о шахматах. История шахмат.

1

2

Шахматная игра, материал и средства. Шахматные фигуры. Сравнительная сила фигур.

3

3

Правила поведения фигур. Шахматная нотация. Упражнения.

3

4

Ничейные и патовые ситуации. Примеры.

1

5

Рокировка, взятие на проходе, пешка как часовой. Упражнения.

2

6

Элементарные окончания. «Солдат становится генералом» Упражнения

2

7

Сеанс одновременной игры

2

8

Практические советы шахматистам.

2

9

Простейшие теоретические сведения об окончаниях.

2

10

Некоторые правила шахматной игры. Основные схемы атаки.

2

11

Страницы международной шахматной жизни (до В.Стейница)

2

12

Шахматы в России (да М.И.Чигорина)

2

13

Различные фигурные окончания.

2

14

Сеанс одновременной игры.

2

15

Сравнительная сила фигур. Понятие о комбинации.

2

16

Пять чемпионов мира (до 1948г.)

2

17

М.И.Чигорин и отечественная шахматная школа. От М.Ботвинника до В.Крамника.

2

18

План и комбинация в миттельшпиле.

2

19

План и комбинация (окончание)

2

20

Сеанс одновременной игры.

2

21

Дебют и его характеристика.

2

22

Открытые дебюты: шотландская партия. Королевский гамбит

2

23

Итальянская партия.

2

24

Испанская партия.

2

25

Русская партия.

2

26

Шахматная практика: тренировочные партии.

2

27

Заключительный шахматный турнир.

2

28

ИТОГО

56 часов.

Методическая литература.
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.

Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.

Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.

Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.

Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.

Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.

Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.

Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.

Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.

Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.

Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.

Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.М.: Детская литература, 1980.

Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.

Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.

Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.

Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.

Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.

Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.

Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconПрограмма «Шахматы» 7 18 лет Срок реализации программы «Шахматы»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования «Милли-стартер»
Образовательная программа дополнительного образования «Милли-стартер» создана для младших школьников, посещающих дополнительные занятия...
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительного образования школьников, интересующихся...
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической...
Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно...
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconУрок в семейном гнезде Фербер
Шахматы — это одна из древнейших игр, которой увлекались наши предки. Научиться играть в шахматы несложно, научится играть в шахматы...
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое...
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики»
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconОбразовательная программа Дополнительного образования «Китайский язык»
Целью программы является знакомство школьников с языком и опосредованно с культурой одной из древнейших цивилизаций современности...
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
«Дом пионеров и школьников» имеет муниципальный статус: тип образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconИсследовательская работа «Шахматы и математика»
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная...
Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconОбразовательная программа «волшебной музыки страна»
Понимая возможности дополнительного образования, общество предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование...
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconИ. В. Оксенюк образовательная программа «шахматы для детей»
Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую...
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» iconШахматы развивающая игра и спорт!
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск