Скачать 150.56 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 городского округа город Шарья Костромской области Центр дополнительного образования «Путь к успеху»
Образовательная программа дополнительного образования «Шахматы для школьников» (для начинающих) 56 часов в год Руководитель детского творческого объединения: Раздобурдин Анатолий Прокопьевич 2010 -2011 учебный год Пояснительная записка. Скучно было детворе Ранним утром во дворе. — Знаю я одну игру, — Сказал ребятам Петя. — Где бы ни был я, везде В нее играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король — Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать Можно вполне обоснованно утверждать, что в ХХ-м веке наши соотечественники активно способствовали развитию шахмат, ведь 9 из 15 чемпионов мира были представителями нашей страны. Они многие годы определяли уровень культуры шахмат в мире, на них равнялось шахматное сообщество всей планеты. Благодаря этому шахматы ассоциировались с нашей страной, её интеллектуальными возможностями. Мировое лидерство в шахматах было следствием популярности этой игры в стране и особенностей национальной системы образования, способствующей формированию аналитического склада ума. Эта система не только давала знания человеку, но и, что более важно, делала его способным к творчеству и саморазвитию. Можно постоянно наращивать объем знаний и при этом не создавать ничего нового. В настоящее время наша страна с большим трудом пытается перейти на путь инновационного развития. Причина трудностей находится не в экономике, а в человеке, его менталитете. Практически все науки и образование в России сегодня ориентированы не на творческий поиск, а на количественный рост знаний. Возможно, поэтому происходит «топтание на месте» и нет качественного прорыва, основанного на умении использовать уже имеющиеся знания и навыков анализа конкретной ситуации. Интеллектуализация общества означает не просто механический прирост знаний в целом и у каждого человека в отдельности. Это, прежде всего, освоение логического мышления и творческого поиска для принятия оптимального решения в той или иной конкретной ситуации. Такие навыки и способности могут сформировать только лишь шахматы. Как справедливо подметил многократный чемпион мира по шахматам А.Карпов, «Шахматы учат контролю над временем, анализу, планированию, прогнозированию и самодисциплине». Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Цели и задачи программы. Основной целью программы являются: - привитие устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам; - развитие мотивации к познанию; - создание условий для развития творческого потенциала посредством обучения игры в шахматы; - воспитание важных личностных качества (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная устойчивость); - подготовка шахматистов-разрядников. Путём организованного обучения решаются образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Обучающие задачи: - усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры; - умение пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, сборниками). Развивающие задачи: - формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения; - развитие умений производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); - развитие навыков самостоятельной работы; - формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства; - формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Воспитательные задачи: - формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению. Некоторые особенности образовательного процесса. Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Курс построен на основе блочной системы: 1 блок – теоретические знания по курсу программы «Шахматы для школьников» предполагает 32 учебных часа. 2 блок – практика игры в шахматы (тренировочные игры с учащимися, практика тренером, участие в соревнованиях), направленный на закрепление теоретических знаний и совершенствование практических умений. На практическую подготовку также отводится 32 часа. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: - структурирование учебного материала с учётом существующих предметных связей между его темами; - актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника. В основу программы заложен индивидуальный подход. Во-первых, воспитательное взаимодействие выстраивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения, благодаря чему выстраиваются доверительные отношения между тренером и его воспитанниками. Программа предполагает, что в процессе образования развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности, то есть разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут. Методики, технологии. Занятие не урок, а творческое общение. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста, партий сыгранных его товарищами, анализа игры великих шахматистов. Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь практического совершенствования. На уровне аналитической работы происходит: • процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика; • понимание того, что нужно сейчас усвоить ученику (конкретно) в плане продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же, но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. Методика обучения. Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как: • точные - теоретические; • типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам; • фрагменты из партий - различное игровое содержание; • этюды - аналитические, художественные. Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие: • оперативной памяти; • оперативного мышления; • функции внимания; • восприятия; • оценочной функции. Контроль и оценка результатов. Результатом усвоения учащимися программы по каждому уровню обучения являются: • устойчивый интерес к занятиям по шахматам; • выполнение спортивных нормативов (разрядов); • результаты достижений в соревнованиях различного уровня. К концу учебного года дети должны знать: обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур, шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. К концу учебного года дети должны уметь: записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации, ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. Примерная тематика курса.
Методическая литература. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982. Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991. Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991. |
Программа «Шахматы» 7 18 лет Срок реализации программы «Шахматы» Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Образовательная программа дополнительного образования «Милли-стартер» Образовательная программа дополнительного образования «Милли-стартер» создана для младших школьников, посещающих дополнительные занятия... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела» Программа имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительного образования школьников, интересующихся... | Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической... Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно... | ||
Урок в семейном гнезде Фербер Шахматы — это одна из древнейших игр, которой увлекались наши предки. Научиться играть в шахматы несложно, научится играть в шахматы... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Вокально-творческое... «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» | ||
Образовательная программа Дополнительного образования «Китайский язык» Целью программы является знакомство школьников с языком и опосредованно с культурой одной из древнейших цивилизаций современности... | Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... «Дом пионеров и школьников» имеет муниципальный статус: тип образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | Исследовательская работа «Шахматы и математика» Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | ||
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная... Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | ||
Образовательная программа «волшебной музыки страна» Понимая возможности дополнительного образования, общество предъявляет системе дополнительного образования социальный заказ на формирование... | Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной... | ||
И. В. Оксенюк образовательная программа «шахматы для детей» Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую... | Шахматы развивающая игра и спорт! Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… |