Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 110.65 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.11.2013
Размер110.65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 городского округа город Шарья Костромской области.



Опорные схемы к урокам химии

(дидактические материалы к урокам химии)

Автор Коробченко М.В.,

учитель химии МОУ СОШ №4

дидактический материал по химии для учащихся 8,9,11 классов

Шарья, 2012

Пояснительная записка

Данная работа является дидактическим материалом для учащихся 8-11 классов, изучающих химию. В работе представлены опорные схемы, которые учитель может использовать на уроке при объяснении нового материала, закреплении, контроле, а так же организации самостоятельной работы учащихся.

Почему возникла необходимость создания опорных схем? Во- первых, предмет химии – наиболее трудной, но самый интересный предмет, содержание которого построено на логических закономерностях, законах диалектики, законах развития. Опорные схемы помогают развивать логическое мышление, проникнуть в суть законов и закономерностей.

Во- вторых, на данный момент существует множество опорных схем, таблиц, логико –смысловых моделей по химии, которые необходимо адаптировать каждому конкретному учителю под конкретный класс. Представленные опорные схемы, на мой взгляд, просты, понятны учащимся, наглядно отображают самую суть изучаемого материала, при необходимости могут быть дополнены, расширены.

В- третьих, на изучение химии в школе отводится недостаточное количество часов при большом объеме содержания.

В – четвертых, в последние десятилетия в области восприятия учебной информации произошли почти революционные изменения: колоссально возросли объем и количество передаваемой информации, сложились новые виды визуальной информации, а также способы ее передачи. Технический прогресс и формирование новой визуальной культуры неминуемо накладывает свой отпечаток на свод требований, предъявляемых к деятельности педагогов.

    Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный Умение визуализировать учебную информацию, на мой взгляд, является неотъемлемой составляющей работы современного педагога.

По последним научным данным, количество т.н «визуалов», то есть людей воспринимающих информацию через зрительный анализатор, гораздо больше чем «аудиалов» и «кинестетиков». Не исключение и современные школьники.

Пройдя обучение на дистанционных курсах "Информационная культура педагога", где в одном из модулей рассматривались темы усвоения учебной информации, и технологии визуализации, я в очередной раз убедилась в необходимости использования схем, моделей, таблиц на своих уроках. Опорные схемы позволяют структурировать учебный материал, представить его наглядно, выделить главное, развить интерес к предмету. При составлении опорных схем учитель должен учитывать особенности восприятия информации. Например, в нижеприведенных схемах, как можно заметить, используется примерно одинаковый шаблон, что способствует выработке определенного алгоритма «прочтения» схемы, лучшей ее расшифровке, ориентации ученика в учебной информации.

Цель работы: создание опорных схем по химии, которые будут способствовать лучшему усвоению учебного материала.

Задачи:

  1. Проанализировать учебный материал, выделить темы уроков, на которых могут быть использованы опорные схемы.

  2. Создание «словаря» опорных схем ( абривиатура, сокращенные названия, которые используются при разработке опорных схем)

  3. Создание алгоритма по составлению ОС.

  4. Анализ результатов использования ОС на уроках.

 


Теоретическая часть
Под понятием визуализации Вербицкий А.А. понимает: «свертывание. мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий».   

От свойств дидактических визуальных средств зависит уровень активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся. В связи с этим возрастает роль визуальных моделей представления учебной информации, позволяющие преодолеть затруднения, связанные с обучением, опирающимся на абстрактно-логическое мышление. В зависимости от вида и содержания учебной информации используются приемы ее уплотнения или пошагового развертывания с применением разнообразных визуальных средств.

     По данным психологов новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти, следовательно, представление учебного материала в структурированном виде позволяет быстрее и качественнее усваивать новые системы понятий, способы действий.

    Визуализация учебного материала открывает возможность не только собрать воедино все теоретические выкладки, что позволит быстро воспроизвести материал, но и применять схемы для оценивания степени усвоения изучаемой темы. В практике также широко используется метод анализа конкретной схемы или таблицы, в котором вырабатывают навыки сбора и обработки информации. Метод позволяет включить обучаемых в активную работу по применению теоретической информации в практической работе. Особое место уделяется совместному обсуждению, в процессе которого есть возможность получать оперативную обратную связь, понимать лучше себя и других людей.

   Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.

Одним из способов визуализации учебного материала являются опорные схемы. Учителя химии широко начали их использовать после статей и книг математика В.Ф.Шаталова. Опорные конспекты позволяют обобщить материал, привести его в систему, вскрывают причинно-следственные связи между понятиями, придают наглядность изложению.

Опорные схемы – конспекты можно отнести к нетрадиционным средствам наглядности. Эти средства обучения отличаются от стандартных дидактических средств тем, что представляют собой образный план излагаемого материала, разбитого на блоки информации, в которых учебное содержание представлено в наглядной и компактной форме с помощью рисунков и условных знаков, расположенных в определённой логической последовательности, вытекающей из содержания темы.( Из опыта работы учителя химии Степкиной Н.М)

Одним из эффективных приемов является использование неполных (опорных) конспектов, который по своей сути можно отнести к адаптированной разновидности технологии фреймовых опор.

Технология фреймовых опор относится к технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Под фреймом (Колодочка Т.Н.) в дидактике понимается периодически повторяющийся способ организации учебного материала (фрейм, как концепт) и учебного времени (фрейм как сценарий) при изучении материала, подвергающегося сгущению, создав универсальную каркасную структуру.

Под фреймовой педагогической технологией понимается изучение учебного материала, структурированного определенным образом в специально организованной периодической временной последовательности (сценарии).

Основной признак технологии – увеличение объемов изучаемых знаний без увеличения учебного времени. Поэтому данную технологию можно отнести к интенсивным. Основной формой обучения является урок. Педагогическая наука определяет урок как систематически применяемую форму организации деятельности учителя и учащихся, целью которого является формирование и творческое развитие личности учащегося. Так как собственная деятельность ученика позволяет усвоить материал практически на 100%, главным условием успешности проведения урока и усвоения материала учащимися, должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учеников на уровне их потенциальных возможностей. Знание структуры фрейма позволяет систематизировать большой объем информации, оставляя ее при этом максимально удобной для восприятия. Любой фрейм состоит из слотов (терминалов), заполненных конкретным содержанием и имеющим свое имя.

Фрейм – рамка, остов, скелет, минимальное описание явления.

Фрейм в технологии обучения – это единица представления знаний, заполненная в прошлом, детали которой при необходимости могут быть изменены согласно ситуации.

При помощи фреймовой модели можно «сжимать», структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц, опорных конспектов.

Основные требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова

  • Лаконичность ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков, их должно быть не более 400.

  • Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания.

  • Унификация, то есть использование единой символики по одному предмету.

  • Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки.

  • Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы.

  • Непохожесть требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание.

  • Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума

При такой форме обучения в большей мере работает самая сильная человеческая память – зрительная. Вместе с тем конспекты экономят время изучения, повышают прочность запоминания, облегчают процесс усвоения знаний. Все это способствует росту качества знаний, облегчает самопроверку и взаимопроверку изученного. В опорных конспектах зафиксировано главное, что должны усвоить учащиеся. Такие конспекты хороши для начинающих учителей как ориентир на существенное в уроке.
Основные этапы составления ОС:


1. Анализ учебной программы по данной теме. Отбор основного содержания ее, структурирование на разделы (выделение блоков информации),
2. Вычленение опорных понятий (знаний) в каждом блоке, изображение их в сжатой, образной форме в виде общепринятых или специально придуманных простых и емких знаков (символов, рисунков), с которыми ассоциируется содержание понятий. При этом не следует увлекаться деталями, усложнять рисунки. Наоборот, лучше придать им простые очертания. Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.
3. Компоновка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы для оформления каждого блока. Отдельные блоки информации должны быть обведены четким контуром и отличаться друг от друга не только формой (обычно неправильной), но и размерами.
4, Размещение блоков информации на плакате в логической последовательности в соответствии с их содержанием. Между блоками должно оставаться достаточное пространство, что способствует более четкому зрительному вычленению их.
5, Решение цветовой гаммы ОС. Необходимо, чтобы блоки отличались друг от друга цветом. Если ОС выполнен в черно-белом варианте (например, черным на белом фоне), то затем можно тонировать фон каждого блока.

При составлении ОС необходимо учитывать ( из материалов дистанционных курсов повышения квалификации «Информационная культура педагога» Модуль 2

Методы графического уплотнения информации © Л.Г. Осипова, 2008)

    1. Вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда следует, что и текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом. Однако, если объем текста значительный, то при широком поле зрения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение.

    2. Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются дольше, чем линия с резко выраженными углами, следовательно, печатный текст будет читаться быстрее, чем письменный, даже если почерк разборчивый.

    3. Зрение требует группировки информации. Психологи утверждают, что вертикально нужно давать нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, - это 7±2 (имен, наименований). Четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

    4. Величина букв на доске (плакате, экране) влияет на комфортность восприятия визуальной информации. Существуют понятия комфортного зрения и предельного зрения. Так, при величине букв в 1 см предельное зрение равно 3 метра, а комфортное – 2 метра. Если величина букв и знаков меньше, то данное визуальное средство можно использовать в качестве раздаточного материала либо с применением технических средств.

    5. Лучше всего запоминается информация, расположенная на доске (экране, плакате) в правом верхнем углу – 33 % внимания подается туда. Левому верхнему углу «уделяется» 28% внимания, правому нижнему и левому нижнему соответственно 23% и 16 %.

    6. Восприятие считываемой информации зависит от удобочитаемости текста, то есть играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати.

    7. Чем короче, компактней и выразительней текст, тем больше шансов, что его прочтут и запомнят. Это же относится и к заголовкам. Оптимально для заголовка использовать от 3 до 7 слов.

    8. При подборе ключевых положений, полезно учитывать следующее: лучше всего запоминаются группы слов (78%), затем предложения (37%), далее следуют отдельные слова (25%), слоги (11%), и буквы (7%). Исходя из этого, буквенные сокращения в опорных конспектах должны быть ограничены. В экстремальных условиях лучше запоминаются слова, чем цифры. В русском языке существительные запоминаются лучше, чем глаголы и прилагательные.

Наиболее высоким уровнем усвоения материала может служить возможность создания опорных схем самими учащимися (при необходимой корректировке учителя)
Рассмотрим на примере использование одной из опорных схем.

Представленная опорная схема используется на первом уроке изучения химии. В схеме выделены красным цветом ключевые понятия ( определения), рассматриваемые на уроке ХИМИЯ, ВЕЩЕСТВО, СВОЙСТВА, в определениях подчеркнуты, выделены ключевые слова. Первая часть схемы дает представлении учащимся о свойствах веществ. С первых же уроков, учащиеся запоминают условные обозначения ЗАПАХА, ЦВЕТА, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ, ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ и других свойств.

Вторая часть схемы ( справа вверху) и третья часть (слева внизу) большей частью направлены на закрепление понятий физическое тело и вещество, на соотнесение этих понятий. С данной часть учащимся может быть предложено выполнение самостоятельной работы, предложено продолжить список физических тел и веществ. И четвертая часть (слева внизу) содержит интересную информацию о некоторых веществах, расширяет кругозор учащихся, развивает познавательный интерес и содержит творческое задание, выделенное темно – красным шрифтом.

Организовать работу с опорной схемой учитель может по своему усмотрению и необходимости, а главное целесообразности ее применения на данном уроке в данном классе.

Данная опорная схема может быть использована при логическом изложении нового материала, при проведении нетрадиционного урока, например, урока исследования. При подборе дифференцированного домашнего задания ит.д. Выбор форм, приемов работы с опорной схемой зависит от творчества учителя, его желания сделать урок не только интересным, но и полезным, с максимальным усвоением материала.

Литература:

  1. Варрава Н.Э. Химия в схемах и таблицах. М.:ЭКСМО,2012

  2. Габриелян О.С Химия 8 класс. М.:Дрофа, 2009

  3. Габриелян О.С Химия 9 класс. М.:Дрофа, 2009

  4. Материалы дистанционных курсов повыщения квалификации КОИРО «Информационная культура педагога» Модуль 2Методы графического уплотнения информации © Л.Г. Осипова, 2008

  5. Супоницкая И.И., Гоголевская Н.И. Обобщающие опорные схемы по химии: методика конструирования и использования, примеры схем с описанием. Москва: изд. МПГУ, 2003

  6. Обобщающие таблицы и опорные схемы по химии http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/obobshchayushchie-ttablitsi-i-opornye-skhemy-po-khimii

  7. Технологии визуализации учебной информации http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/problemy_i_perspektivy_ispolzovanija_innovacionnykh_tekhnologij_v_uchebnom_processe_shkoly/rol_metodov_vizualizacii_uchebnoj_informacii_v_obuchenii/15-1-0-147

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск