Худенко Е





Скачать 164.12 Kb.
НазваниеХуденко Е
Дата публикации18.09.2013
Размер164.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Худенко Е.Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е.Д.Худенко // Развитие и коррекция. М. 1998. - №2.

Требования к планированию и анализу коррекционно-развивающих уроков

«Как планировать урок?»

Сегодня уже стало очевидно, что существующие подходы к планированию уроков в коррекционной школе не позволяют эффективно решать главную проблему — развитие механизма компен­сации дефекта у ученика. Вот почему воз­никла потребность в разработке новых подходов к планированию уроков, уточне­ние основных моментов технологии его моделирования.

Уточним сразу, что мы понимаем под термином «коррекционно-развивающие уроки». Это уроки, в ходе которых проис­ходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности рабо­ты всех анализаторов каждого конкретно­го ученика. Речь идет об организации та­ких ситуаций на уроке, при которых у ученика интенсивно работают психичес­кие функции, направленные на решение педагогических задач. Учитель выступает не в роли основного источника информа­ции, а в роли организатора эффектив­ных условий обучения. Какие же тре­бования должны быть учтены при планировании такого урока? Рассмот­рим их по порядку.

Тему урока учитель выбирает из про­граммы; она должна соответствовать его тематическому плану. Цели урока: у нас их три - дидактическая, коррекционно-развивающая, воспитательная.

Дидактическая цель определяет, чему будет учитель учить на данном уроке, и от нее зависит тип и структура урока, то есть как его спланировать. При этом чрезвы­чайно важна четкость, конкретность фор­мулировки, например:

«Познакомить учащихся с решением за­дач в два действия» - это будет урок изуче­ния нового материала.

«Дать понятие о числе и цифре 2» - урок изучения нового.

«Выяснить уровень знаний учащихся по теме «Овощи» - вводный урок.

«Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме...» - обобщающий урок.

«Закрепить математические умения сло­жения и вычитания в пределах 10» - урок закрепления.

«Закрепить знания учащихся по теме «Овощи»; выяснить их представления по теме «Фрукты» - комбинированный урок (комбинация двух дидактических целей уро­ка); в своей структуре этот урок будет иметь этап закрепления и этап введения в тему.

«Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Домашние животные». Дать понятие о диких животных на основе знакомства с лисой» - комбинированный урок, который в своей структуре будет иметь этап обобщения и этап изучения но­вого материала.

Зачастую учителя вместо точной фор­мулировки цели урока подробно расписы­вают в конспекте содержание обучения и методы работы. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть собственные конспекты. Уверена, что четкость цели поможет педагогу, во-первых, при прове­дении самого урока, а во-вторых, сокра­тит время написания конспекта, что тоже немаловажно.

Типы и структура урока - это следую­щая позиция в его планировании, которая определяется дидактической задачей.

Если учитель ставит задачу «Дать по­нятие о...», то это будет урок изучения нового материала, который может иметь следующие модели построения:

Модели урока изучения нового материала
Как видите, один и тот же тип урока имеет разные варианты моделей, что по­зволяет избежать стереотипа поведения учащихся в ходе урока. Каждый этап имеет свою дидактическую задачу, подчиненную общей цели урока, и учитель должен четко знать, зачем данный этап включен им в мо­дель, структуру урока.

Урок обобщения может иметь следую­щую структуру:

- Орг.момент

- Введение в тему

- Обобщение:

- обобщающая беседа

- программированные задания

- работа с учебником

- рассказы учеников

-Итог

Комбинированный урок (структура зави­сит от целей урока):

Орг.момент

Повторение

Орг. момент

Обобщение

Орг. момент

Актуализация опорных знаний

Изучение нового

Введение в тему

Изучение нового

Обобщение

Итог

Итог

Закрепление

Итог


Вводный урок:

- Орг.момент

- Введение в тему

- Актуализация опорных знаний и представлений

- Обобщение

- Итог

Заключительное слово педагога

Определив структуру урока, учитель вы­бирает методы работы на каждом этапе. Здесь важно учитывать следующие моменты:

1. Любой учебный метод, включенный в урок, должен решать конкретную задачу по обра­ботке учебной информации: повторять, зак­реплять, изучать и т.п.; учитель должен заранее знать объем и способы информации, отрабатываемой им и учениками. Дня этого необходимо четко сформулировать инструк­ции учащимся, чтобы не повторять дважды, что и как делать.

2. Коррекционная направленность урока предполагает, что методы, включен­ные в урок, будут выполнять не только учебную, но и развивающую функ­цию. Для этого необходимо продумы­вать задания с опорой на несколько анализаторов, то есть, чтобы ученики не просто считали, писали, отвечали, но и делали это с включением в актив­ную работу психологических функций.

Поясним это на примере урока чтения (см. таб. 7). Второй вариант урока более интенсивен по степени активности позна­вательной деятельности учащихся, а сле­довательно, и более полезен для развития механизма компенсации. Учащиеся не просто повторяют материал, но, повторяя его, развивают (пытаются развить) свои межфункциональные связи.

Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен их скомбинировать та­ким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на уроке, и тем самым реализовался охрани­тельный режим обучения. Нельзя допус­кать такое планирование урока, в ходе которого ученики все время работают в режиме беседы, или долго пишут, или долго читают. Учитель должен упражнять их в различных видах деятельности: слу­шают (учителя) — отвечают (беседа) — думают и пишут (программированные за­дания) — рассказывают (рассказ ученика) — играют (кроссворд) — читают (работа с текстовым материалом) и т.д. Для того, чтобы достичь эффективной работоспо­собности учащихся, учитель при разра­ботке конспекта урока должен думать не о том, что он будет делать («я объяс­няю», «я повторяю», «я спрошу»), а прежде всего о том, что будут делать ученики в ходе каждого приема и мето­да. Такой подход к планированию урока способствует реализации педагогом роли организатора учебного процесса, а не роли главного источника знаний, что, бесспорно, малополезно для наших по­допечных.

Особо следует сказать о наглядных по­собиях на уроках. Они должны стимулиро­вать интеллектуальный компонент, а не выступать в роли эмоционального (развле­кательного) фона. Любая картинка, схема, таблица должны решать определенную ди­дактическую задачу. Учитель всегда дол­жен уметь ответить на вопрос, для чего конкретно используется им тот или иной материал. Например, чтобы закре­пить зрительный образ изучаемого объекта или активизировать устное выс­казывание учащихся.

Таблица 7

Варианты урока чтения

При демонстрации наглядного пособия учитель должен четко поставить перед учащимися задачу, дать им время на ее решение, серией вопросов направить вни­мание в нужном направлении, при необ­ходимости пояснить рассматриваемый объект, провести словарную работу, выс­лушать ответы (рассказы) учеников. Для детей с интеллектуальным недоразвитием более всего подходит наглядность схема­тичного плана, то есть рисунки, которые поэтапно воссоздают объект, предмет; схемы, последовательно рисующиеся на глазах учащихся; составление букв, цифр из элементов и т. п. Наглядность такого типа позволяет преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мысли­тельной деятельности у детей, приучает их видеть детали и целое, помогает осмыслить связи единичного и целого, также многое другое.

Пример такого наглядного пособия при­веден на рис. 7.

Рисунок 7

Вариант 1 (обычный рисунок) Вариант 2 (поэтапный рисунок)
Как показывает практика, наши ученики легко справляются с анализом даже слож­ных объектов, если этот сюжет, фрагмент со­ставлялся из смысловых частей на их глазах.

Таким образом, четкая постановка це­лей урока, определение его структуры и преемственности этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и опре­деление их рациональной комбинации (последовательности), уяснение дидакти­ческой функции наглядности, организую­щая роль педагога — вот условия эффек­тивного планирования коррекционно-развивающих уроков.

Коррекционная цель урока обычно имеет такое оформление: коррекция речи, памяти, внимания, мышления, что практи­чески невыполнимо. Невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы. К тому же сам по себе учебный предмет, содержание уро­ка определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных выс­ших психических функций. Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наи­более активно будет работать мыслитель­ная деятельность, процессы анализа, син­теза, классификация и сравнения. Во время занятий изобразительным искусст­вом от учащихся требуется умение разви­вать воображение и навык работы руками. Значит, на уроке целесообразней корриги­ровать сенсорную деятельность и мелкую моторику. На уроке чтения (пересказ тек­ста) от учащихся требуется умение запо­минать текст и воспроизводить его. Зна­чит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения вер­бальной памяти. На уроках развития речи от учащихся требуется внимание и сосредоточенность, значит, коррекционная работа может быть направлена на восприя­тие и зрительную память. Таким образом, коррекционная задача должна быть пре­дельно конкретной и ориентированной на активизацию тех психических функций, ко­торые будут максимально задействованы в ходе данного урока, то есть через их актив­ную работу будет подступать и отрабатывать­ся учебная информация. А для того, чтобы учебная информация поступала по работаю­щим каналам, надо эти каналы «прочис­тить», проверить уровень их функциониро­вания, с тем, чтобы исключить вариант, при котором информация, сложная сама по себе, передается по заблокированным или плохо работающим путям.

Поясним это конкретными примерами.

Урок чтения требует от учащихся хоро­шей работы слухового и зрительного ана­лизаторов, так как именно через них поступает основной объем информации.

Коррекция зрительного восприятия проводится с помощью упражнений в уз­навании и различении. Ученикам демон­стрируется зрительный ряд, состоящий из деталей, фрагментов, аксессуаров, связан­ных с описываемыми в тексте событиями, после чего требуется по деталям назвать целое произведение. Упражнения такого рода мобилизуют и зрительное восприя­тие, и память, и логику.

В ходе уроков труда от детей требуется продолжительная работа руками. Коррек­ция мелкой моторики рук основана здесь на упражнениях в сжимании. Ученикам дается задание пристегнуть 10 прищепок к краям корзинки (обувной коробки) или сжать пластмассовую бутыль с водой так, чтобы уровень воды в ней поднялся на одно-два деления.

Урок письма предполагает активную ра­боту слухового, зрительного и речедвигательных анализаторов.

Вариант 1

Коррекция слухового восприятия на ос­нове упражнений в сравнении. Ученикам дается задание определить на слух длину звукового сигнала и обозначить его или «точкой» или «тире». Учитель ударяет в бубен (пианино, стучит по столу, дует в дудочку, словом, использует все, что есть под рукой) отрывисто и плавно. Получается звук короткий и длинный.

Вариант 2

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание. Перед учениками ставят белый экран, из-за кото­рого с разных сторон показывают одну, две или сразу три карточки с буквами разного цвета. Необходимо определить, сколько всего было показано букв, какого они были цвета, а затем назвать эти буквы.

Вариант 3

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различе­нии. Дается задание: отметить крестиком справа те элементы, из которых можно со­ставить букву (цифру, портрет), написан­ную слева.

Рисунок 8

Вариант 4

Коррекция логики мышления на основе упражнений в закреплении смыслового сигнала зрительного образа буквы. Дается задание изменить букву (буквы, словарные слова) в соответствии с указателем: цвет (Ц), форма (Ф), размер (Р) (если ученики не знают этих букв, следует ввести услов­ные обозначения). Учащиеся должны бу­дут самостоятельно заполнить пустые квадраты (см. обложку).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что только для одного урока можно придумать несколько конкретных и непос­редственно коррекционных упражнений. Конечно, они ориентированы и на отра­ботку учебных умений, но в первую оче­редь, это все-таки интенсивные задания, предполагающие максимальную актив­ность работы тех или иных психических функций. Учитывая сложности, которые испытывают учителя при формулировании коррекционной задачи, мы приведем здесь несколько вариантов формулировок для разных учебных дисциплин. Они могут выступить в роли некоего ориентира.

Урок математики — коррекция аналитико-синтетической деятельности уча­щихся на основе упражнений в составле­нии целого как способ развития логического мышления. В ходе урока дается задания со­брать «осколочные» картинки.

Урок чтения — коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов. В ходе урока дается упражнение на развитие способности запом­нить словесный ряд или пары слов и т.п.

Урок истории — коррекция слухового восприятия учащихся на основе упражне­ний в узнавании и соотнесении. В ходе урока дается задание прослушать слухо­вые сигналы (звук горна, барабана, трубы) и расставить предложенные предметы в той последовательности, в какой воспроиз­водятся эти сигналы. Определить, в ходе какой войны могли быть использованы эти предметы, и подобрать соответствующий параграф учебника,

Урок биологии — коррекция зритель­ного восприятия на основе упражнений на внимание. В ходе урока дается задание за­помнить последовательность животных, изображенных на картинках (10 минут).

Воспитательную задачу мы предлагаем оставить следующую: воспитание моти­вации к учению.

На наш взгляд, прежде всего именно эта задача должна решаться учителем и быть направлена на то, чтобы способствовать обучению ребенка. Традиционные форму­лировки: «бережное отношение к приро­де», «аккуратность...», «любовь к Родине» и пр. будут реализовываются в ходе урока в зависимости от позиции самого учителя, его личности. И нет надобности в среднем, а тем более старшем звене школы «воспи­тывать аккуратность поведения» и пр. Это удел воспитателя, а не учителя. Не надо «притягивать за уши» формальную воспи­тательную задачу. В то время как о «моти­вации к учению» надо позаботиться особо: сделать весь урок интересным, найти пра­вильные варианты поощрения, связать ма­териал урока с сегодняшней жизнью ученика и т.д. Именно это и есть работа учителя. Пусть он думает о том, как раз­вить у учащихся потребность в знаниях, а не заставлять их отсиживать уроки, выпол­няя какие-то задания.

Подводя итог вышесказанному, еще раз подчеркнем, что именно четкое определе­ние учителем целей урока повышает его дидактическую, коррекционную и воспи­тательную значимость.

А теперь рассмотрим технологию ана­лиза урока. Цель посещения урока руково­дителем школы может быть разной:

- выявить сильные (слабые) стороны творческого потенциала каждого кон­кретного учителя, уровень его профес­сионализма;

- определить специалистов, способных к управлению педагогическим кол­лективом;

- подобрать кадры для работы с родите­лями, председателями методических объединений;

-отметить учителей, способных придать школе свой авторский имидж;

- осуществить динамическое наблюде­ние за развитием высших психичес­ких функций конкретного учебного коллектива.

Руководствуясь этими целевыми уста­новками, директор будет анализировать и качество обучения, и уровень обученности учащихся, и технологии коррекционной заботы. В результате такого подхода руко­водитель школы сможет определить наи­более эффективные варианты кадровой расстановки.

Основными критериями анализа урока выступают следующие показатели: реали­зация основных целей урока, логичность структуры урока, технология использова­ния методов и приемов работы на уроке, личность учителя, учебное поведение и психофизическое состояние учащихся. Рассмотрим эти положения. Дидактическая цель урока определяет­ся тем, что урок дал учащимся, чему уче­ники научились за это время: получили новую информацию; повторили ранее ус­военный материал; закрепили уже имею­щиеся знания и т.д.

Анализируя уровень учебной информа­ции, необходимо помнить о способах ее обработки: как разнообразно (однообраз­но) учитель отрабатывал усвоение (зак­репление, повторение и т.д.). В каких вариантах обрабатывалась информация, какие анализаторы были задействованы и работала ли система межанализаторных связей.

Соответствовала ли интенсивность уро­ка возможностям учащихся, то есть про­дуктивно (вяло, медленно) работали все ученики, используя для этого различные навыки учебного поведения. Важно также проследить динамику активности учебно­го поведения,

Коррекционная задача, ее реализация предполагает включение в урок специаль­ных коррекционно-развивающих упражне­ний для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., вклю­чение заданий с опорой на несколько ана­лизаторов и пр.

В ходе урока всегда можно четко опре­делить, применялись ли коррекционные упражнения или учитель ограничился ис­пользованием лишь учебных методов и приемов (беседы, работы по картинке, с текстом, рассказ учителя и пр.). Все это - методы для усвоения учебной информа­ции. При анализе урока важно отметить насыщенность коррекционными упражне­ниями каждого этапа урока, как работали высшие психические функции каждого ученика, какие задания были подобраны учителем для реализации индивидуально­го и дифференцированного подхода.

Воспитательная задача может быть ориентирована на решение проблемы вос­питания мотивации к учению, то есть по­требности, желания приобретать знания, зарабатывать оценку, а не получать ее (для этого учителю следует всегда называть кри­терии, по которым будет выставлена та или иная оценка). Вряд ли целесообразно из конспекта в конспект писать «воспита­ние бережного отношения к природе», «воспитание аккуратности», о чем мы уже говорили, и т.п. Урок - это форма организа­ции учебного процесса. Необходимо вос­питывать мотивацию к учению. Иными словами, делать все уроки занимательны­ми, разнообразными, интересными и т.п. Кроме того, нужно помнить о ближней и перспективной мотивации.

Структура урока - это следующий кри­терий анализа. Структура урока должна соотноситься с его дидактической задачей.

Критериями структуры урока могут вы­ступать следующие факторы:

- логичность урока, выражающаяся в четкости и завершенности каждого эта­па урока, то есть учитель знает, что конкретно он отрабатывает;

- целенаправленность каждого этапа и его подчиненность общей дидактичес­кой задаче;

- преемственность в использовании на­выков и приемов учебного поведения, то есть отработка на предыдущем эта­пе тех умений и знаний, которые по­требуются на последующем. При анализе этого момента важно просле­дить поэтапное включение учащихся во все более усложняющиеся вариан­ты заданий. Именно структура урока позволяет реализовать принцип дина­мичности восприятия и тем самым обеспечивать охранитель­ный режим обучения.
Технология использования методов и приемов работы на уроке

Здесь на первое место выступает про­фессионализм учителя в овладении им ме­тодами обучения;

- четкость и завершенность инструкций к заданиям;

- логичность рассуждений;

- грамотное владение учебным материа­лом (не на уровне учебника; это - для учеников);

- умение реагировать на высказывания учащихся, активизировать деятель­ность каждого ученика;

- реализация индивидуального и диффе­ренцированного подхода при включении в урок заданий с опорой на несколько анализаторов, то есть усложненных ва­риантов заданий.

При анализе того, как были использова­ны методы обучения, необходимо обратить внимание на то, в какой последовательнос­ти они были скомбинированы. Учитель должен так комбинировать методы и при­емы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, шла опора на различные анализаторы и, тем самым со­блюдался охранительный режим обучения. Для этого при планировании урока учитель должен, прежде всего, планировать дея­тельность учащихся, а не свою.

Важно также отметить, как использова­лись на уроке наглядные пособия. С помо­щью этих пособий учащиеся должны еще лучше усваивать материал.

Анализируя методы, руководителю сле­дует помнить, что в ходе урока учитель обязательно должен использовать те из них, которые активизируют познаватель­ную деятельность учащихся; дидактичес­кие игры, программированные задания, проблемные задания; задания, предпола­гающие самостоятельное оперирование учеником новой учебной информацией.

Личность учителя — это, пожалуй, самый главный фактор успеха или неус­пеха урока. Педагог-дефектолог — это особая личность, которая должна уметь все, мгновенно реагировать на непред­виденные реакции учащихся, иметь в голове работающий компьютер, быть артистом и т.п.

Здесь необходимо обратить внимание на следующие особенности; умение управ­лять коллективом учащихся; сочетание ин­дивидуальной и фронтальной работы; знание предмета; знание психологии обу­чения и психологии аномального ребенка; речевая культура: стиль, манера общения, громкость, артикуляция и т.п.; заинтересо­ванность учителя в том, чтобы учащиеся знали и любили предмет, или ее отсут­ствие; комфортность психологического климата в классе.

Про учителя можно писать много. Главное при анализе «открытого урока» — помнить о том, что администрация школы дала учителю в научно-методичес­ком, психолого-педагогическом планах: были ли ему предложены готовые вари­анты коррекционно-развивающих уро­ков, какие последние методики, тренин­га были ему доступны; когда и где он последний раз повышал квалификацию.

Предлагаем вариант заключения руко­водителя, посетившего тот или иной урок, который может рассматриваться как ори­ентир в профессиональном анализе урока.

«Данный урок отличается высоким уровнем обучаемости, что выразилось в основательной отработке всеми учащими­ся класса программного материала. Урок выполнил свою дидактическую, то есть обучающую функцию: учащиеся повтори­ли..., закрепили..., обобщили..., узнали новое... За урок учащиеся отработали до­статочно большой объем информации.

Так, например, на этапе «Проверка до­машнего задания» в ходе проверки приме­ров были задействованы механизмы и учебного поведения, и развития компенса­торных способностей (дать конкретный пример из урока).

В ходе изучения нового материала учи­тель использовал разнообразные приемы подачи новой информации: рассказ, работу с учебником, ТСО, постановку проблем­ных вопросов, что, безусловно, активизи­ровало познавательную деятельность учащихся и способствовало введению но­вой информации по различным каналам через комплексную систему работы раз­личных анализаторов. Такой подход позво­лил реализовать учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и тем са­мым способствовать максимальному их включению в активное учебное поведение. Высокой оценки заслуживает деятель­ность учителя в отборе методов и Приемов работы на уроке. Четкость инструкций, уме­ние сочетать фронтальную и индивидуаль­ную работу, своевременное оценивание учащихся, аргументированное использо­вание наглядности - все это позволило учителю придать уроку интенсивный ха­рактер обучения, создать мотивационную атмосферу.

Так, например, на этапе закрепления учитель использовал дидактическую игру..., программированные задания, ра­боту с магнитофоном. Ценным, на наш взгляд, является тот факт, что учитель продемонстрировал высокий уровень профессионализма в овладении педагоги­ческими технологиями.

Урок отличается коррекционной на­правленностью, что выразилось в исполь­зовании специальных упражнений по развитию и коррекции психических функ­ций учащихся.

Так, например, по ходу занятия были включены упражнения на развитие зри­тельного внимания и пространственной ориентировки.

Кроме того, последовательность мето­дов и приемов обучения позволила учите­лю реализовать принцип охранительного обучения.

Данный урок отличается хорошим обу­чающим климатом, чему в большой мере способствует доброжелательное поведе­ние самого учителя, его умение сочетать индивидуальную и фронтальную работу, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.

В целом урок заслуживает ... оценки»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Худенко Е iconПрограмма учебной дисциплины
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Худенко Е iconПрограмма наименование дисциплины аналитическая химия
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Худенко Е iconНекоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Худенко Е iconНекоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Худенко Е iconКонспект лекций математическое моделирование систем управления
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Худенко Е iconУчебно-методические пособия, изданные преподавателями кафедры химии
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Худенко Е iconДоклад по теме самообразования «Пути повышения орфографической грамотности учащихся»
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Худенко Е iconКонспект урока. Тема урока
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Худенко Е iconПостроение образовательного процесса по неорганической и аналитической...
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Худенко Е iconРабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса, обучающихся...
Воронковой В. В. издательство «Просвещение» Москва, 2009 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск