Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»





Скачать 90.57 Kb.
НазваниеНекоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Дата публикации18.09.2013
Размер90.57 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Химия > Исследование
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный университет пищевых производств

Лабораторные материалы и цикл занятий

Исследование качества продуктов питания животного происхождения с использованием современных химических и физико-химических методов анализа

Состав научно-образовательного коллектива:
Руководитель - Фролова В.Л. – профессор кафедры неорганической, аналитической

физической и коллоидной химии, к.т.н.

Зам. руководителя – Василиевич Н.В.- доцент кафедры неорганической, аналитической

физической и коллоидной химии, к.т.н.

Члены коллектива:

Роева Н.Н. – зав. кафедрой неорганической, аналитической

физической и коллоидной химии, проф., д.х.н.
Шаяхметова Н.М. - доцент кафедры неорганической и аналитической химии, к.х.н.


Москва 2011

Цель - познакомить обучающихся с некоторыми из основных химических и физико-химических методов анализа сырья и продуктов питания, с современными требованиями к здоровому питанию и со способами определения качества пищевых продуктов; реализовывать подходы к формированию у школьников с раннего возраста здорового образа жизни; научить учащихся осуществлять правильный подбор продуктов и блюд, сформировать умение определять их доброкачественность различными методами.

Полученные результаты:

На базе рабочих программ дисциплин кафедры неорганической аналитической, физической и коллоидной химии «Неорганическая химия» и «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» разработаны лабораторные материалы, конспекты и презентации лекций и семинаров в формате PowerPoint по следующим темам:

1. Определение рН в продуктах питания.

2. Определение качества молока и молочных продуктов.

3. Методы очистки и подготовки воды для использования в пищевых производствах.
В качестве апробации и реализации лабораторных материалов и цикла занятий «Исследование качества продуктов питания животного происхождения с использованием современных химических и физико-химических методов анализа» проведены занятия на базе кафедры неорганической, физической и коллоидной химии, а также выездные занятия для учащихся 10-11 классов ГОУ СОШ № 187 г. Москвы, ГОУ СОШ № 2026 г. Москвы, и учащихся ГОУ СПО «Технологический колледж № 28» г. Москвы (справки прилагаются).

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу в нашем обществе, которое во многом зависит от неправильного и некачественного питания. Питание – это необходимая потребность любого организма и обязательное условие для жизни и здоровья человека.

В настоящее время качество пищевых продуктов правомерно отнесено к числу основных факторов, определяющих здоровье нации и сохранение ее генофонда. Ведь пища может быть источником большого числа опасных для человека веществ, поступающих из окружающей среды: антропогенных (химических) и биологических (природных). Современные пищевые продукты имеют в своем содержании ингредиенты, относящиеся к числу факторов риска (пестициды, гербициды, соли тяжелых металлов и др.).  
Основная задача – сформировать у школьников устойчивое убеждение в необходимости регулярно следить за рационом питания и качеством пищевых продуктов, входящих в него. Рациональное и качественное питание – основа здоровья человека. Оно положительно влияет на интеллектуальное развитие, способность к учению и успеваемость в школе. В настоящее время купить продукты несложно, важно выбрать то, что действительно вкусно, полезно и безопасно для здоровья. Точное определение качества сырья и продуктов питания можно производить с помощью аналитических методов – химических и физико-химических. С целью ознакомления учащихся образовательных учреждений общего и среднего профессионального образования разработаны лабораторные материалы, конспекты и презентации лекций и проведена их апробация в процессе проведения занятий на базе учебных лабораторий кафедры неорганической, аналитической, физической и коллоидной химии и выездных занятий. Разработанные материалы также могут быть полезны учителям для реализации межпредметных связей, а также учителям, ведущих естественнонаучные интегрированные курсы.

Тема № 1. Определение рН в продуктах питания.

Цели:

- сформировать знания о показателе pH и его значение в жизни человека;

- ознакомить учащихся с различными методами определения рН;

- определить рН в некоторых продуктах питания;

- продолжить развитие навыков использования элементов исследовательской работы;

- показать важность знаний химии для заботы о своем здоровье.

Оборудование:

- универсальный бумажный индикатор;

- образцы продуктов питания;

- химическая лабораторная посуда,

- дистиллированная вода,

- презентация «Определение рН в продуктах питания».

Было установлено, что показатель рН имеет исключительное значение в химических и биологических процессах, происходящих в организме человека. По изменению водородного показателя можно судить о состоянии организма в целом в данный момент (то есть он является универсальным индикатором). Человеку следует следить за тем, какие продукты он употребляет. Злоупотребление продуктами с кислым показателем рН 1.9–6.9 или повышающих кислотность (мясо, рыба, хлеб и макароны, твердые сыры, сладкое, кофе и т.д.) может привести к ломкости костей, язве желудка, хроническим заболеваниям кишечника. Из-за этого у человека нарушается кислотно-щелочное равновесие, развивается либо избыточная, либо повышенная кислотность. Для восстановления кислотно-щелочного равновесия необходимо употреблять большое количество зелени, овощей и фруктов, выпивать каждый день по стакану натурального(!) фруктового, а лучше овощного сока (они являются природными буферами). Повышенная щелочность у людей встречается крайне редко. Следует следить так же и за употребляемыми косметическими средствами. Хорошо разрекламированные, но зачастую имеющие резко кислый или щелочной показатель средства могут привести к серьезным заболеваниям кожи (иногда даже к раку). Исключительную роль в регулировании кислотно-щелочного баланса играет кровь. Именно она защищает наш организм от воздействия косметики, однако и ее возможности ограничены.

Для определения значения pH растворов широко используют несколько методик. Водородный показатель можно приблизительно оценивать с помощью индикаторов, точно измерять pH-метром или определять аналитически путём, проведением кислотно-основного титрования.

  1. Для грубой оценки концентрации водородных ионов широко используются кислотно-основные индикаторы — органические вещества-красители, цвет которых зависит от pH среды. К наиболее известным индикаторам принадлежат лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый (метилоранж) и другие. Индикаторы способны существовать в двух по-разному окрашенных формах — либо в кислотной, либо в основной. Изменение цвета каждого индикатора происходит в своём интервале кислотности, обычно составляющем 1—2 единицы. Для расширения рабочего интервала измерения pH используют так называемый универсальный индикатор, представляющий собой смесь из нескольких индикаторов. Универсальный индикатор последовательно меняет цвет с красного через жёлтый, зелёный, синий до фиолетового при переходе из кислой области в щелочную. Определения pH индикаторным методом затруднено для мутных или окрашенных растворов.

  2. Использование специального прибора — pH-метра — позволяет измерять pH в более широком диапазоне и более точно (до 0,01 единицы pH), чем с помощью индикаторов. Ионометрический метод определения pH основывается на измерении милливольтметром-ионометром ЭДС гальванической цепи, включающей специальный стеклянный электрод, потенциал которого зависит от концентрации ионов H+ в окружающем растворе. Способ отличается удобством и высокой точностью, особенно после калибровки индикаторного электрода в избранном диапазоне рН, позволяет измерять pH непрозрачных и цветных растворов и потому широко используется.

Для учащихся образовательных учреждений общего и среднего профессионального образования разработаны презентация лекции в формате Power Point и следующие лабораторные работы:

  1. Лабораторная работа № 1. Определение рН йогуртов Danon с помощью универсального индикатора.

  2. Лабораторная работа № 2. Определение рН питьевого сока с помощью рН-метра ЭВ-74.



Тема № 2. Определение качества молока и молочных продуктов.

Цели:

- ознакомить учащихся с составом молока;

- ознакомить учащихся с основными показателями качества молока и молочных продуктов;

- определить показатели качества молока и молочных продуктов различными методами;

- продолжить развитие навыков использования элементов исследовательской работы;

- показать важность знаний химии для заботы о своем здоровье.

Молоко представляет собой сложную полидисперсную систему, в которой содержится более 100 различных химических и биологических веществ. Химический состав молока непостоянен. Он зависит от породы скота, условий кормления и содержания его и других факторов. Наибольшим изменениям подвержены содержание и химический состав молочного жира. Относительным количественным постоянством характеризуются молочный сахар, минеральные соли и в известной мере белки, т. е. сухой обезжиренный молочный остаток (СОМО), по которому и судят о натуральности молока. Содержание СОМО в молоке от 8 до 10%.

Важнейшим показателем свежести молока является титруемая кислотность Она показывает концентрацию составных частей молока, имеющих кислотный характер. Она выражается в градусах Тернера (°Т) и для свежего молока составляет 16-18 °Т. Основными компонентами молока, обусловливающими титруемую кислотность, являются кислые фосфорнокислые соли кальция, натрия, калия, лимоннокислые соли, углекислота, белки. При хранении молока титруемая кислотность увеличивается в результате образования из лактозы молочной кислоты.

Для учащихся образовательных учреждений общего и среднего профессионального образования разработаны следующие лабораторные работы:

  1. Лабораторная работа №1 Определение сухого молочного остатка в молоке.

2. Лабораторная работа № 2. Определение кислотности молока титриметрическим методом.

3. Лабораторная работа № 3. Определение кислотности сливок титриметрическим методом.


Тема № 3. Методы очистки и подготовки воды для использования в пищевых производствах.

Цели:

- ознакомить учащихся с методами очистки и подготовки воды для использования в пищевых производствах;

- ознакомить учащихся с основными показателями качества воды;

- показать важность знаний химии для заботы о своем здоровье.

Вода в качестве основного или вспомогательного сырья используется в подавляющем большинстве технологических процессов получения пищевых продуктов. Практически все пищевые производства связаны с потреблением воды из конкретного источника. Основные возникающие при этом проблемы связаны с тем, что исходная вода не имеет необходимого качества и требует дополнительной очистки. В ряде производств, связанных с изготовлением бутылированной воды, воды для детского питания, как правило, требуется специальная подготовка воды, связанная не только с её очисткой, но и с введением (дозированием) отдельных микро- и макроэлементов. Дополнительной сложностью при решении данного вопроса является то, что одинаковых источников воды практически не бывает, поэтому система водоподготовки в каждом конкретном случае должна создаваться с учетом местных условий Для ряда пищевых производств, например, хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов достаточно, чтобы вода удовлетворяла требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

Вода является уникальным пищевым продуктом. Усвояемость организмом человека различных необходимых веществ из жидкой среды на порядок и более превосходит их усвояемость из твердой пищи. В значительной степени это касается набора микро- и макроэлементов, содержащихся в природной воде.
Основной природный химический состав воды связан с растворенными в ней минеральными компонентами: макро- и микроэлементами. Первые - ионы кальция, магния, натрия, калия, хлориды, сульфаты, бикарбонаты в зависимости от преобладания тех или иных веществ, определяют гидрохимический класс вод. Однако, вкусовые особенности воды могут быть обусловлены и присутствием в ней микроэлементов, например, железа, марганца, цинка, меди . Органолептические свойства и особенно вкус воды имеют важное физиологическое значение для поддержания водно-солевого баланса организма человека и в значительной степени определяют процесс её подготовки в пищевом производстве.

Разработана лекция в формате PowerPoint о методах очистки и подготовки воды для использования в пищевых производствах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconНекоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Худенко Е. Д. Требования к планированию и анализу коррекционно- развивающих уроков. [Текст] / Е. Д. Худенко // Развитие и коррекция....
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconДепартамент образования города Москвы Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
«Сестринское дело в инфектологии» организованная профессиональным комитетом зроо «ПрофАсМедСпец» «Сестринское дело в инфектологии»...
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» icon«Ассоциация московских вузов»
Разработка научно-информационного материала «Технология создания учебных видеоматериалов»
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconОрганизация бухгалтерского учета в банках
Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна»
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconРоссийской Федерации Негосударственная автономная некоммерческая...
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconРоссийской Федерации Негосударственная автономная некоммерческая...
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconАвтономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconАвтономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» icon«антропология»
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «евразийский открытый институт»
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» icon«Рынок ценных бумаг»
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconАнкета Фотографии 3Х4
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconНекоммерческая организация
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconКонтрольная работа зачет
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды»
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconКонтрольная работа зачет
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация «Институт Индустрии Моды»
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» iconКомплексная программа практик бакалавров
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск