Подробный конспект урока.
| Тема урока
| «Орган зрения и зрительный анализатор».
| Предмет
| Биология.
| Класс
| 8
| Автор/ы урока (ФИО, должность)
| Маликова Светлана Юрьевна. Учитель
| Образовательное учреждение
| МБОУ СОШ № 23
| Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
| Южный ФО. Волгоградская область
| Республика/край
|
| Город/поселение
| Волжский
| Методическая информация
| Тип урока
| комбинированный.
| Цели урока
| Образовательные: обобщить и систематизировать полученные ранее знания об органах чувств; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; создать условия для осмысления и осознания знаний об особенностях строения и работе зрительного анализатора.
Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формированию навыков анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи.
Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению анатомии человека; продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
| Задачи урока
| Задачи:
-создание позитивного эмоционального состояния, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива определяемые моральными нормами и интересами.
- формировать умение высказывать свои мысли; уметь раскрывать взаимодействие анализаторов.
- формировать умений и навыков находить взаимосвязь строения и функции этого органа.
- формировать навыки высказывать свои мысли и индивидуально работать.
| Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
| Знания о строении анализатора и органа зрения.
Умения раскрывать взаимодействие анализаторов, находить взаимосвязь в строении и функциях органа.
Навыки работы в индивидуально, в парах, в коллективе, с учебником.
| Необходимое оборудование и материалы
| таблица «Зрительный анализатор», компьютер, мультимедийный проектор, мультимедиапрезентация, видеофрагмент «работа зрительного анализатора», видеофрагмент «Гимнастика для глаз», дидактические материалы: раздаточные карточки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы; опорный конспект урока.
| Подробный конспект урока
| Мотивация учащихся
| Приобретение новых знаний. Бережное отношение к своему здоровью.
| Ход и содержание урока
| 1.Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Проверили наличие необходимых учебных принадлежностей к уроку. Садитесь, пожалуйста.
Ребята, я Вас прошу плотно сомкнуть веки и не открывать их пока не попрошу об этом.
Представьте себе на несколько секунд, что Вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?
Как объяснить слепому,
Слепому как ночь,
С рожденья
Буйство весенних красот
Радуги наважденье.
Ю. Друнина.
Первичная рефлексия.
Для чего нужно знать, осознать то о чем мы будем сегодня говорить?
С каким настроением мы начинаем изучение темы?
2.Опрос обучающихся по заданному на дом материалу.
Ребята, сейчас мы с Вами проверим как прошло усвоение ранее изученной темы «Координация и регуляция».
I. Несколько человек получают карточки с заданиями.
Карточка № 1. Что такое анализатор? В чем отличие анализатора от органа чувств?
Карточка № 2.Осмысли факт: «Американка Е.Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Ее обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг.
О каких свойствах анализаторов говорит этот факт?
Карточка № 3. Заполни таблицу:
Органы чувств человека
Название Местоположение
рецептора Функция
-Задания, ребятами, получены, они работают над своими заданиями, а мы продолжим беседу.
Какие системы регуляции есть в организме человека?
Что такое рефлекс?
Какой отдел нервной системы играет главную роль в осуществлении рефлекса?
Дайте определение анализатора.
А теперь один из Вас пойдет к доске и составит схему частей анализатора.
Через документ-камеру смотрим задание уровня В (ЕГЭ).
-Молодцы!
3.Изучение нового материала.
Открываем учебник на странице 244 параграф 49. В тетрадях записываем число и тему сегодняшнего урока.
Рассмотрим зрительный анализатор по таблице и рисунку 105 в учебнике.
Зрительный анализатор- главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза - более точные свидетели чем уши.» Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица- зрит. анализатор).Согласно трехкомпонентной теории цвета М. В .Ломоносова, в глазу имеются три вида приемников лучистой энергии (колбочек), воспринимающих соответственно красную (длинноволновую), желтую (средневолновую) и голубую (коротковолновую) части видимого спектра.
Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение.
Физминутка.
А сейчас мы будем смотреть видеоматериал «гимнастика для глаз» и делать вместе с ведущей. Это необходимо, чтобы дать глазам расслабиться от напряжения.
http://www.tvigle.ru/category/lifestyle/gym?video=590 Как устроен глаз и где на нем располагаются рецепторы? Рассказываю с использованием разборной модели глаза.
(Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат.Вспомо¬гательный аппарат: брови, веки, ресницы(80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слез¬ные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные со¬суды.Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобо¬ждение от продуктов распада, иннервацию).
-Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?- по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника.
Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки.
Оболочки: наружная - фиброзная; средняя - сосудистая; внут¬ренняя - сетчатка.
Фиброзная оболочка = белочная оболочка + роговица.
Сосудистая оболочка = большое количество сосудов + радужка с пигментом + зрачок (отверстие).
За зрачком располагается двояковыпуклая линза - хрусталик.
Сетчатка = палочки + колбочки.
Палочки и колбочки - рецепторы глаза. Палочки способны раз¬личать предметы в сумерках; колбочки - реагировать на цвета.
Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек, - желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого выходит зрительный нерв, - слепое пятно, так как этой частью сет-чатки не воспринимаются световые сигналы.
Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.
4.Закрепление учебного материала.
Далее, ребята, мы с Вами посмотрим видеоролик о позе за рабочим столом и поищем ошибки которые допускает ученик при работе.
Теперь Вам предстоит провести опыт по изменению размера зрачка и сделать вывод. Работа проводится в парах.
- Молодцы! Хорошо справились.
А сейчас закрепим наш успех.
Используя интерактивные слайды повторяем и закрепляем об оболочках и оптической части глаза.
| Проверка и оценивание ЗУНКов
| Используя интерактивные слайды повторяем и закрепляем полученные знания об оболочках и оптической части глаза.
Посмотрим видеоролик о позе за рабочим столом проявим умение находить ошибки которые допускает ученик при работе.
Умение провести опыт по изменению размера зрачка и сделать вывод.
Навыки индивидуальной работы и работы в парах.
| Рефлексия деятельности на уроке
| В начале урока после определения цели и постановки проблемы высказывают свое мнение о значимости познания нового материала.
В конце урока высказывают свое мнение о значимости изученного материала.
Делятся полученным настроение посредством смайликов.
| Домашнее задание
| изучить параграф 47; закончить заполнение таблицы.
Дополнительное задание (по желанию) сообщения о заболеваниях глаз; о влиянии компьютера на зрение; об академике В. Н. Филатове.
| Дополнительная необходимая информация
|
| В помощь учителю
| Использованные источники и литература (если имеются)
| Учебник. . Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс.
Методичка. Е.А.Резанова. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах.
Интернет
| Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
| Содержание урока неразрывно связаны мультимедиа компонентом, так как тема важна не только содержанием, а также наглядностью, для изучения, но и сохранения здоровья школьников
| Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
| На следующем уроке необходима актуализация знаний по ранее изученному материалу, так как речь пойдет о нарушения зрения.
| Другое
|
|
|