Скачать 0.77 Mb.
|
Челябинск-«ЧГКИПиТ» ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» выполнила преподаватель: Сизова А. г. Челябинск – 2013год Практическая работа № 1,2,3. Тема: «Кадровое планирование». Время: 6 часов. Цель: Расчет потребности в персонале. Научить студентов определять потребности в персонале в организации. Научить анализировать источники покрытия дополнительной потребности в персонале. Наглядные пособия: методические указания по практической работе. Методические указания Для расчета необходимо использовать метод трудоемкости: Формула для расчета численности производственного персонала по методу трудоемкости выглядит так: Чпер. = Тпр. : Тпф. , где Тпф. – полезный фонд времени работника; Тпр. – время, необходимое для выполнения производственной программы. Тпр. = ∑( NiТi + Тн. п. i. )/ К в., где п – количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе. Ni – количество изделий i – й номенклатурной позиции Тi – трудоемкость процесса изготовления изделий i-й номенклатурной позиции. Тн.п.i. – время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i-й номенклатурной позиции. Кв. – коэффициент выполнения норм времени. Численность производственного персонала рассчитывается по имеющимся исходным данным в такой последовательности. 1.Определение трудоемкости производственной программы по изделиям: Т1 = N1N1 и Т2 = N2Т2. 2. Определение общей трудоемкости валовой продукции по программе для обоих изделий: Тобщ. = N1Т1 + N2 Т2 + Тн.п.1 + Тн.п.2. 3. Расчет времени, необходимого для выполнения производственной программы: Тпр. = Тобщ./Кв. 4. Определение расчетной численности производственного персонала: Чпер. = Тпр./Тпф. Задача № 1. На основе имеющихся исходных данных необходимо рассчитать численность производственного персонала, используя метод трудоемкости:
Решение задачи 1.Определение трудоемкости производственной программы по изделиям и видам работ: Для работы А: Т1 = N1Т1 Т2 = N2Т2 Для работы Б: Эти же формулы. 2.Определение общей трудоемкости валовой продукции по программе для обоих изделий и видам работ: Для работы А: Тобщ. = N1Т1 + N2Т2 Для работы Б: Эта же формула. 3.Расчет времени, необходимого для выполнения производственной программы: Для работы А: Тпр. = (1430/Кв) = (1430×100)/104 = ? Для работы Б: Тпр. = (1250/Кв) =(1250 ×100)/105 = ? 4.Определение расчетной численности производственного персонала по видам работ: Для работы А? Для работы Б? Принимаемая численность персонала? Задание 2. Рассчитать численность административно-управленческого персонала по методу Розенкранца. Методические указания Для рас чета численности административно-управленческого персонала по методу Розенкранца используется следующая формула: Чп. = ∑(miti /Т)Кнрв, где п - количество видов организационно-управленческих работ, определяющих загрузку подразделения или группы сотрудников; mi - среднее количество определенных действий (расчеты, обработка документов, переговоры и т.п.) в рамках i-го вида работ за установленный период (например, за год); ti – время,необходимое для выполнения одного действия в рамках i-го вида организационно-управленческих работ; Т – рабочее время одного сотрудника согласно трудовому договору за соответствующий промежуток календарного времени, принятый в расчетах; Кнрв – коэффициент необходимого распределения времени. Последовательность расчета численности персонала: 1.Расчет суммарного времени выполнения организационно-управленческих работ: ∑mt = m1t1 + m2t2 + m3t3. 2.Расчет коэффициента необходимого распределения времени: Кнрв = (коэффициент, учитывающий затраты времени на дополнительные работы) × (коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников) × (коэффициент перерасчета явочной численности в списочную). 3.Определение расчетной численности административно-управленческого персонала: Чр = I(m1t1 + m2t2 + m3t3)/ТIКнрв. Исходные данные для задачи № 2 приведены в таблице, а формула расчета численности персонала кадровой службы и его последовательность приведены в методических указаниях.
Годовой фонд времени одного сотрудника ( согласно трудового договора) – 1920 ч. Коэффициент, учитывающий затраты времени на дополнительные работы, 1,3; Коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников, - 1,12; Коэффициент перерасчета явочной численности в списочную – 1,1. Решение задачи: 1.Расчет суммарного времени выполнения работ: ∑mt = ? 2.Расчет коэффициента необходимого распределения времени: Кнрв = ? 3.Определение расчетной численности персонала. Вывод: численность____чел., с учетом дополнительной загрузки данной группы сотрудников по выполнению смежных задач. Задание 3.Стр. Описание ситуации В данной ситуации рассматриваются возможности различных источников и путей покрытия дополнительной потребности в персонале. Перед тем как организации выйти с предложением о вакансии на рынок труда, необходимо заранее сформировать «плюсы» и «минусы» каждого из источников. Постановка задачи На первом этапе, используя метод «мозгового штурма», следует сгруппировать основные источники предложения рабочей силы на рынке труда и обсудить вопросы, касающиеся каждого из источников. На втором этапе группа студентов разбивается на подгруппы соответственно сформированным источникам и дается задание каждой подгруппе кратко обсудить и записать «за» и «против» использования каждого источника. На третьем этапе рассматриваются результаты обсуждения каждой из подгрупп. Методические указания Этап 1. Группировка источников покрытия дополнительной потребности в персонале может выглядеть следующим образом: 1.объявления (в любых средствах массовой информации); 2.агенства (любое агентство, государственное или частное, деятельность которого заключается в направлении людей на работу через определение подходящих кандидатов для заполнения имеющихся вакансий); 3.контакты (наем через своих сотрудников, через круг личных и деловых знакомств); 4.прямой подход (обращение кандидата в организацию, не всегда связанное напрямую с наличием в ней вакансии в данный момент времени). Вопросы, которые следует обсудить: 1.Какой процент предложений может быть получен благодаря каждому из источников? 2.Какая разница между данными источниками? 3.Для привлечения какого персонала служит в большей степени каждый из источников? Этап 2. Предлагаемые аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ»: Объявления «ЗА» «ПРОТИВ» быстрота публикаций сильная конкуренция гибкость размера объявления нет специализации концентрированность в приходится платить за тех, кому определенных географических информация не интересна областях длительный срок публикации трудно игнорировать плата за обращение к тем, кому широкие возможности выбора это не нужно может достичь тех, кто не активно ищет работу источник знания средне рыночной заработной платы Агентства «ЗА» «ПРОТИВ» Быстрота поиска возможное нарушение Возможность замены кандидата, конфиденциальности не прошедшего испытательный увеличение затрат на подбор Срок персонала набор профессиональных возможная «утечка» персонала независимых кандидатов расходы являются затратной Получение оперативной информации частью о состоянии рынка Возможность получения скидок Гуманный подход к сокращенному персоналу Отсутствие судебных дел Повышается имидж организации Контакты «ЗА» «ПРОТИВ» Хорошее знание кандидатов ограниченные возможности выбора Низкие затраты на привлечение возможность появления «запанибратства» Формальная оценка при найме и, Как правило, низкие Прогностические результаты Минимальный соревновательный Характер Прямой подход «ЗА» «ПРОТИВ» Целенаправленный характер затраты времени на не всегда поиска кандидата результативные действия Упреждающий характер низкая конкуренция Организация может и не понимать, что у нее есть вакансия, пока не появится кандидат. Этап 3. Совместное обсуждение полученных аргументов «за» и «против» использования тех или иных источников покрытия дополнительной потребности в персонале, принятие решений – в какой из ситуаций эффективнее обращение к тому или иному источнику. В рабочих тетрадях студенты пишут вывод. Задание на дом: Тема «Планирование работы с персоналом организации». Практическая работа № 4,5,6,7 Раздел «Технология управления персоналом» Тема «Наем, отбор и прием персонала» Цель: проведение деловой игры «Подбор и отбор персонала» Время: 8 часов Описание деловой игры Организация в связи с расширением своей деятельности произвела расчет потребности в персонале. Расчет показал, что на отдельных участках работников не хватает, появились вакантные должности и, следовательно, необходимо дополнительно привлечь персонал. Были использованы различные источники поиска и отбора потенциальных работников: обращение к своим сотрудникам для поиска возможных кандидатов среди их родственников и знакомых; публикация объявлений в средствах массовой информации, в рекламных изданиях и т.п. В объявлениях содержались требования к работникам по каждой вакантной должности, составленные на основе должностных инструкций, указывался также телефон диспетчера (последний выступал как бы в роли «фильтра», отсеивающего заведомо неподходящих кандидатов). В организацию стали поступать резюме и анкеты кандидатов на вакантные должности. Их изучение позволило работникам службы управления персоналом провести предварительный отбор претендентов, которым и были разосланы письма с приглашением на собеседование. До проведение собеседования работники группы по отбору и приему персонала отдела управления персоналом изучили систему методов оценки и отбора претендентов с целью выбора наиболее эффективных из них для характеристики отдельных оцениваемых качеств человека, а также провели мероприятия по подготовке помещения, пригласили нужных сотрудников из других подразделений, разработали стратегию проведения собеседования. Специалисты отдела управления персоналом заранее подготовили стандартный бланк «Оценочный лист собеседования», на котором проводящий беседу сотрудник отмечает ответы претендента на вопросы, делает пометки о профессиональном уровне кандидата на должность или оценивает отдельные его качества. Следующий этап отбора персонала – собеседование, в котором могут участвовать, с одной стороны, специалисты отдела управления персоналом, других подразделений, для которых производится отбор на вакантную должность, руководитель организации, консультант по вопросам отбора персонала, а с другой стороны – претендент (или претенденты) на должность. По результатам собеседования должен быть выбран тот кандидат, который по своим характеристикам в наибольшей мере отвечает требованиям, предъявляемым к данной должности. Постановка задачи Для проведения работы по отбору персонала участникам деловой игры необходимо:
Методические указания Для проведения деловой игры студентам необходимо воспользоваться учебниками «Управление персоналом организации» ( 2-е изд., М., 2001) и Стенюков М.В. «Документы делопроизводство»
Таблица 1 Личностная спецификация
1.Физический облик (возраст, рост, пол, здоровье, внешний вид) 2.Достижения (образование, квалификация, опыт) 3.Интеллект (ум, сообразительность, беглость речи, логика мышления, четкое выражение мысли) 4.Специальные способности (к вычислениям, чертежам, музыкальные, художественные) 5.Интересы (к конструированию, общественной работе; к власти, деньгам, престижу, карьере) 6.Черты характера (инициативность, самостоятельность, ответственность, эмоциональность) 7.Внешние условия (домашние, социально-бытовые, финансовые, возможность командировок)
ОБЪЯВЛЕНИЕ О ТЕКУЩЕЙ ВАКАНСИИ Должность. Организация. Обязанности: (согласно должностной инструкции, кратко) Требования: Обязательные Желательные Условия труда: гибкий график (с 9.00 до 17.30 с понедельника по пятницу); испытательный срок 3 месяца, работа по трудовой книжке; бесплатные обеды; офис находится рядом со станцией метро «Студенческая»; заработная плата обсуждается индивидуально. --------------------------------------------------------------------------------------------
Важный фактор эффективного собеседования – выработка стратегии, которая должна включать три элемента:
Эти цели можно достичь с помощью предварительно составленных и тщательно продуманных вопросов, которые затем будут заданы кандидату в ходе собеседования. Составить вопросы к собеседованию с кандидатом на вакантную должность секретаря-референта. Примерные вопросы для собеседования приведены в Приложении 5.
Описание хода деловой игры
Экспертная группа, состоящая из 2 человек, и две равные по численности группы по 8 человек – это члены коллективов разных организаций, а так же две группы по 5 человек – это претенденты на вакантную должность. Члены коллективов распределяют между собой следующие должности, а это руководителя, начальника и сотрудников отделов управления персоналом, психолога, консультанта по оценке и отбору персонала. Участники игры распределяют между собой рли самостоятельно.
Специалисты – п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13; Претенденты – п. 4, 5, 6, 12.
Задание на дом: Тема: «Отбор и наем персон Приложение 1 Анкета кандидата на вакантную должность Личные данные
Образование
обычная средняя школа специальная школа Укажите специализацию ПТУ/Колледж
Английский свободно хорошо удовлетворит. Немецкий свободно хорошо удовлетворит. Французский свободно хорошо удовлетворит.
Сведения о работе
Деньги Для интеллектуального развития Для получения опыта Карьера Другое___________________
Финансы Продажи Маркетинг Кадры Консалтинг Производство Научные исследования Реклама Еще не определился/ Не имеет значения
Российская фирма с небольшим штатом Крупное российское предприятие с большим штатом Совместное предприятие с небольшим штатом Совместное предприятие с большим штатом Иностранная фирма с большим штатом Не имеет значения
Хорошая зарплата Имидж Рекомендации друзей Высокое качество продукции/услуг Привлекательная область деятельности Другое__________________________________________
Самостоятельно При помощи родственников Через службы занятости При помощи друзей Через объявление На дне карьеры Другое_____________________________________________
_____________________________________________________ Приложение 2 Образец карточки, используемой при телефонном отборе Организация Должность Фамилия______________________________________________ Имя__________________________________________________ Отчество_____________________________________________ Год рождения__________________________________________ Пол________Национальность__________Гражданство________ Адрес_________________________________________________ Специализация___________________________________________ Образование____________Учебное заведение______________ Специальность по образованию___________________________ Иностранный язык – степень владения______________________ Телефоны: служ_____________дом_______________________ Дополнительные сведения_______________________________ Ф.И.О. Дата Подпись Приложение 3 Пример приглашения на собеседования Кому__________________________ Адрес_________________________ Приглашение на собеседование по вопросу найма кандидата на вакантную должность Уважаемый____________________ ( имя, отчество) Большое спасибо за Ваш отклик на наше предложение! Мы будем проводить собеседование с рядом кандидатов на следующей неделе и хотели бы встретиться с Вами в 17.00, во вторник 15 апреля для обсуждения предлагаемого описания работы и возможности Вашей работы на данной должности. Собеседование будет проходить по адресу:_________________ Вам следует подойти к сотруднику при входе и сообщить Ф.И.О. Прилагаем карту, показывающую, как быстрее добраться от станции метро__________________до нашего здания. Собеседование, вероятно, продлится около часа. Если предложенное время или дата неудобны для Вас, пожалуйста, дайте мне знать сразу же, чтобы мы могли установить другое время. Буду Вам признателен, если Вы в любом случае сообщите о своем решении. Дата Тел._________________ Искренне Ваш___________________ Ф.И.О., должность Таблица 2 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Приложение 4 Вопросник Собеседования с кандидатом на вакантную должность при приеме на работу
Какого числа и в каком году вы поступили в предыдущую организацию? Как называлась ваша должность? Каков был ваш первоначальный оклад? Какие были ваши три наиболее важные обязанности на той работе? Какие специальные знания и навыки требовались вам для выполнения этих обязанностей? Какие решения приходилось вам принимать на этих должностях? Какими своими достижениями в данной области вы больше всего гордились? Что вы можете сказать о нагрузке, которая была у вас в этой организации? Как вы распределяли время для выполнения ваших основных обязанностей? Насколько важным на этой работе были коммуникабельность и взаимодействие с другими сотрудниками, коллегами? Со сколькими уровнями руководства вы взаимодействовали? С руководством какого уровня вы чувствуете себя наиболее комфортно? Приходилось ли вам кода –либо принимать непопулярные решения? Кого это решение затронуло? Почему возникла такая ситуация? С какой другой функциональной повседневной деятельностью вы были связаны, которую мы не обсуждали? Как бы вы обратились к вашему руководителю с просьбой о повышении какую бы причину указали? Обсуждали ли вы с вашим начальником свое желание уволиться? Как отнесся ваш начальник к вашему увольнению? Как называлась ваша должность, когда вы уволились? Почему вы уволились из организации? Чему вы научились, работая на занимаемых должностях? Каков был ваш начальник? Какие более сложные обязанности были у вас на той работе? Почему вы устраиваетесь к нам на работу? Почему вы устраиваетесь на эту должность? Что вы знаете о нашей организации? Что вам больше всего нравится в этой работе? Что вам меньше всего нравится в этой работе? Каким образом эта работа поможет вам достичь ваших долгосрочных целей? С кем еще вы ведете переговоры об устройстве на работу? Какие у вас имеются условия относительно работы в нашей организации? Каковы ваши рекомендации? Вы ведете поиски постоянной или временной работы? Планируете ли вы дальнейшее обучение? Практическая работа № 8 |
Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... Методические указания предназначены для обучающихся всех профессий, изучающих курс биологии | ||
Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... Методические указания предназначены для обучающихся всех профессий, изучающих курс биологии | Методические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский... Методические указания предназначены для обучающихся всех профессий, изучающих курс биологии | ||
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:... | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания по самостоятельной работе по курсу «Экономическая... Методические указания предназначены для студентов 1-го курсаочной формы обучения, изучающих дисциплину «Экономическая теория». Данные... | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В ... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | ||
Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400.... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая... |