Конспект урока по теме «Буквы \"ч\" и \"щ\" в суффиксе имен существительных \"-чик\" (\"-щик\")»





Скачать 48.45 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «Буквы \"ч\" и \"щ\" в суффиксе имен существительных \"-чик\" (\"-щик\")»
Дата публикации28.09.2013
Размер48.45 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект

Конспект урока по теме «Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик")».

5-й класс, русский язык




Цели урока:

- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;

-научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;

- обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение;

- обогатить словарный запас учащихся.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик. (На доске перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов.)
Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

– Произношение не соответствует написанию.

– Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

II. Изучение нового материала.

– Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)”.
А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске.

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.

  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.

  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.

  4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.

  5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.

  6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.

  7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик.

– Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч, и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.)

– Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1.)

В суффиксе существительных -чик (-щик)

ч

щ

после букв: д, т, з, с, ж

объездчик

в остальных случаях:

барабанщик

Опознавательный признак орфограммы – стечение согласных.




– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик? Почему?

III. Закрепление изученного.

– Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого у доски выполним упражнение 197. (Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).
Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов).
Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик).

– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

– А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2.)

Таблица № 2

-чик

Значение лица

Уменьшительное значение

грузчик

фонтанчик

– Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

IV. Выборочный диктант.

-щик: сборщик, шарманщик, сварщик

-чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

-чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

V. Работа с индивидуальными карточками.

Карточка № 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…

Карточка № 2.

Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…

– А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

Барабан был плох. Барабанщик – бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать.
Так легка, что могла
Ты на барабане танцевать.

На Тихорецкую состав отправиться.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные.
Платочки белые /3 раза.
Платочки белые, глаза печальные.

Фонтан черёмухой покрылся.
Бульвар французский был в цвету.
“Наш Костя, кажется влюбился,” –
Кричали грузчики в порту.

VI. Выводы.

– Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

VII. Домашнее задание.

Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconУрок русского языка в 6 классе Тема
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с суффиксами имен существительных –чик- и –щик-, отработаем навыки выбора буквы ч или щ при...
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Правописание суффиксов имён существительных(-чик щик-,-ек ик-), о-е после шипящих»
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconТема урока: Буквы
Цель урока: Познакомить учащихся с условиями выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц; формирование умения сопоставлять...
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconУрок № Дата 8 декабря 2011 года Тема: «Правописание суффикса -чик ( -щик )»
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: слайды: №1Имена существительные. №2 Морфологические признаки существительных. №3 Не с существительными. №4 Правописание...
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconКонспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconКонспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-»
Базовый учебник: «Русский язык в 2-ух частях, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелева, Москва. Издательский...
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconУрок русского языка по теме: "БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- "
...
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconКонспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных»
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формировать умение правильно определять, какой суффикс необходимо писать в существительных: -чик или -щик
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconМетодическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное...
Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных...
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconУрока: Правописание суффиксов чик щик

Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconКонспект урока русского языка в 6 классе на тему «БуквыЧиЩв суффиксах чик и -щик»
Материал: учебник, стр. 177-178, карточки с заданиями, дополнительные материалы к уроку
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использовать информацию по теме «Склонение имен существительных». Выработать способ определения рода имен существительных
Конспект урока по теме «Буквы \\\"ч\\\" и \\\"щ\\\" в суффиксе имен существительных \\\"-чик\\\" (\\\"-щик\\\")» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных»»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск