Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-»





Скачать 94.52 Kb.
НазваниеКонспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-»
Дата публикации05.10.2014
Размер94.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока

«Правописание существительных с суффиксом –чик-//-щик-»

Учитель: Омарова Ольга Александровна

Место работы: МБОУ «Лиманская СОШ №1»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Правописание существительных с суффиксом –ЧИК-//-ЩИК»

Базовый учебник: «Русский язык в 2-ух частях, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д. Шмелева, Москва. Издательский центр «Вентана Граф»,2013 год

Программа под редакцией А.Д. Шмелева

Понятия: орфограмма, орфографическое правило, суффикс.

Цель: расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно применять новые знания, познакомить учащихся с суффиксом –ЧИК-//ЩИК- и правилом написания букв Ч-Щ в суффиксах.

Задачи:1. Обучающие: научиться узнавать суффиксы –ЧИК-ЩИК-; научить правильно писать суффиксы –ЧИК-ЩИК-;

Устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч-Щ в суффиксах;

2.Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

3.Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

Тип: урок усвоения новых знаний.

Формы работы обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группе.

Необходимое техническое оборудование: компьютер,проектор, экран.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Способность находить в словах орфограмму-букву Ч-Щ в суффиксах существительных- ЧИК-ЩИК-, писать слова с этой орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограммы.

Преобразовывать информацию(составлять схему, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.


Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, потребность сохранить чистоту русского языка.

Ход урока



Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты( УУД)

1

Организационный момент(2 мин.)

Создать благоприятную атмосферу и условия для организации включения учащихся в деятельность

Приветствие .Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас. Надеюсь, что у вас хорошее настроение и вы готовы работать.

Приветствуют учителя и друг друга. Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2

Проверка домашнего задания(3 мин.)

Выявить уровень усвоения обучающимися материала, подвести к восприятию нового.

Выяснить, с какими важными понятиями мы познакомились на предыдущих уроках; с какими трудностями встретились при выполнении домашнего задания, что осталось непонятным.

Отвечают на заданные вопросы, задают свои вопросы о трудностях, возникших при выполнении домашнего задания.

Личностные: самооценка

Регулятивные: коррекция выполненного

Коммуникативные: сотрудничество учителя и обучающихся.

3

Мотивация к учебной деятельности (1мин.)

Создание условий для возникновения внутренней потребности получения знаний.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.
А теперь проверь дружок –

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке –

Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку …




Личностные: самооценка готовности к уроку; включение в учебную деятельность, появление интереса к восприятию.


4

Актуализация знаний (5мин.)

Организовать актуализацию знаний мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала.

Давайте вспомним пройденный ранее материал.Скажите мне, какую часть речи мы с вами изучаем?С какой частью слова мы уже познакомились?

Что такое суффикс?

Замечательно, мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов.

Давайте постараемся определить тему урока, но первоначально обращаюсь к вам за помощью.Мне надо правильно написать слово «перепис…ик»(на доске) Давайте сначала определим лексическое значение этого слова, где мы можем найти эту информацию. http://enc-dic.com/ozhegov/Perepischik-22679.htmlЯ не знаю, какую букву мне нужно написать в суффиксе. Вы мне подскажете?

Так какую же букву надо писать: Ч или Щ?

Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

Послушайте лингвистическую сказкуПонравилась сказка?

Мне тоже, молодцы, ребята.

Кто мне поможет сформулировать тему урока?

Запишем тему в тетради.

Как вы думаете, каковы цели нашего сегодняшнего занятия?




-Имя существительное

-Суффикс

-Значимая часть слова, которая служит для образования новых слов.


Обучающиеся находят решение этой проблемы


Варианты ответов

В интернете или словаре.

Ответы учащихся
Буквы Ч-Щ в суффиксах имен существительных –ЧИК-ЩИК-.
Научиться находить суффиксы ЧИК-ЩИК-, научиться правильно их писать, объяснять условия выбора букв Ч-Щ в суффиксах.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: общеучебные( поиск и выделение необходимой информации);

Логические(построение логической цепи рассуждений, доказательств)

5

Практическая часть(15мин.)

Организовать усвоение детьми способа действий при решении орфографических задач;организовать выполнение типовых заданий; развивать умения применять новые знания.

Ребята, сейчас наша цель-понаблюдать и выявить закономерность правописания суффиксов –ЧИК-ЩИК-, чтобы не допускать ошибки в будущем.

Рассмотрим таблицу(п.17,с.167).

Определите, какая согласная пишется перед суффиксом?

Подберите свои примеры во второй столбик таблицы.

Выполнение упражнения 112,с.168.

Таким образом, на что следует обратить внимание при выборе суффикса?

Кто сформулирует вывод?

Давайте сравним с правилом: чтение правила (с.168)

Есть еще вариант подсказки в виде «звезды» Кто может расшифровать её?

Давайте срисуем её в наши тетради.

А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы напишем в слове ПЕРЕПИС…ИК? Почему?

Тематическая физминутка

Если я назову слово, где надо писать –ЧИК, вам нужно будет один раз сесть; -ЩИК- сделать два прыжка; нет таких суффиксов- три хлопка.

Слова: грузчик, сварщик, заказчик, ключик, вкладчик, мячик.


На конечную букву корня.

Перед Д- Т- З- С -Ж- пишем Ч
Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество; управление поведением партнера

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование проблемы, её решение, построение логических цепей рассуждений.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.


Личностные: формирование ценности ЗОЖ


6

Осуществление контроля(7мин.)

Развивать умения применять новые знания




Ребята, предлагаю вам лексический диктант, оформленный в виде кроссворда. Ваша цель- по лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и роду деятельности; объяснить написание букв Ч-Щ в суффиксах , записать слово, обозначить орфограмму.

Работа в тетради(упр.112с.168) Работа в группах:

1 ряд выполняет 1 строчку

2 ряд-2 строчку

3 ряд- 3 строчку.(каждая группа защищает свой ответ)



Работают с кроссвордом.

Проверяют правильность выполнения работы.


Регулятивные: контроль, оценка

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные: управление поведением своим и партнеров.

7

Коррекция(4мин.)

Формировать навык корректирования своихдействий.

Прокомментируйте свои результаты

Объясняют свои ошибки

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество;

Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы, решение её, построение логической цепи рассуждений, доказательств.

8

Оценивание обучающихся(2мин.)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.

Оценить отдельныхобучающихся, прокомментировать поставленную оценку, выразить пожелания.




Регулятивные: оценка, осознание уровня качества усвоения.


9

Домашнее задание с комментарием(3мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Теория п.17 с. 167.

На «4»: выполнить упражнение113.

На «5» плюс ко всему составить два тестовых задания на изученную орфограмму с четырьмя вариантами ответов)







10

Рефлексия(2мин.)

Создать условия для формирования личностного качества самовыражения.

Поделитесь своими впечатлениями от урока.

Спасибо вам.

До свидания!

Желающие высказываются.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью, полнотой, честностью выражать свои мысли.

Личностные: нравственно- этическое оценивание результатов.

Список используемой литературы и интернет ресурсов

  1. http://enc-dic.com/ozhegov/Perepischik-22679.html

  2. http://goo.kz/loader/load/13466

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconУрок № Дата 8 декабря 2011 года Тема: «Правописание суффикса -чик ( -щик )»
Цель: познакомить учащихся с суффиксом -чик (-щик) и правилом написания букв ч и щ в суффиксах
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование урока: слайды: №1Имена существительные. №2 Морфологические признаки существительных. №3 Не с существительными. №4 Правописание...
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconУрока: Правописание суффиксов чик щик

Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Правописание суффиксов имён существительных(-чик щик-,-ек ик-), о-е после шипящих»
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconУрок русского языка в 6 классе Тема
Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с суффиксами имен существительных –чик- и –щик-, отработаем навыки выбора буквы ч или щ при...
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconКонспект урока по теме «Буквы \"ч\" и \"щ\" в суффиксе имен существительных \"-чик\" (\"-щик\")»
Цель: формировать знания о предложении как единице речи, воспитание наблюдательности и внимательности
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconУрок русского языка по теме: "БуквыЧиЩв суффиксах существительных -чик-, -щик- "
...
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формировать умение правильно определять, какой суффикс необходимо писать в существительных: -чик или -щик
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconКонспект урока русского языка в 6 классе на тему «БуквыЧиЩв суффиксах чик и -щик»
Материал: учебник, стр. 177-178, карточки с заданиями, дополнительные материалы к уроку
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconУрок русского языка. Тема: Правописание суффиксов чик-щик -здравствуйте,...
А что такое «суффикс»? (значимая часть слова, которая служит для образования новых слов)
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconI. Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков, необходимый...
Тема урока: «Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconПлан урока обоснование тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Прочитайте. Подчеркните существительные с безударными окончаниями. Укажите склонение этих существительных
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconУрока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях...
Цели: Совершенствовать умение учащихся распознавать падежи, тип склонения существительных, правильно писать безударные окончания
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconТретье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака...
Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению...
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом -чик-//-щик-» iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск