Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе





Скачать 78.02 Kb.
НазваниеУрока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе
Дата публикации25.08.2014
Размер78.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Разработка урока русского языка в 5 классе.

Тип урока:Урок-путешествие

Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе.

Цели: Совершенствовать умение учащихся распознавать падежи, тип склонения существительных, правильно писать безударные окончания.

Развивать творческую мыслительную деятельность, кругозор, орфографическую грамотность.

Воспитывать любовь к природе, чувство взаимопомощи.

Ход урока

1.Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Прозвенел опять звонок,

Начинаем наш урок.

На себя вы посмотрите:

Вы по-разному сидите.

Если сжали кулачок,

Если руки на замок,

Значит вы напряжены.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите.

Вот теперь готов наш класс-

В добрый путь и в добрый час!

-Любите ли вы путешествовать? Совершим экскурсию в зимний лес. Каким видом транспорта воспользуемся? Давайте на лыжах! В здоровом теле-здоровый дух! Тогда вперёд!

В дорогу возьмём смекалку, знания из жизни, маршрутный лист, куда будете вносить свои результаты ( т.е оценивать себя) и, конечно же, дружбу. Ведь вместе преодолевать трудности намного легче. В дружбе -сила!

В дорогу с песней!

Звучит фрагмент песни «Ничего на свете лучше нету».

Слайд (картина зимнего леса)

Я приглашаю вас, р..бята, в зимний лес,

Где много сказочных ч..дес,

Где зам..ла метелица д..роги,

Где косолапый мишка спит в берлог…

Где в л..дяном дворце ж..вёт сама

Красавица волшебница-Зима.

-А попадём мы в лес, как только вставим пропущенные буквы.

2. Актуализация опорных знаний.

-Какая часть речи преобладает в этом стихотворении? Ответ на этот вопрос найдёте в загадке.

Давно живу я в мире этом.

Даю названия предметам.

(Существительное)

-Назовите имена существительные из текста.

-Что вы знаете об имени существительном? (Бывает м.р., ж.р.,ср., ед.ч. и мн.ч. 1,2,3 скл., изменяется по падежам).

-Что при этом изменяется у существительного? (окончание)

-Почему в тексте выделено слово-в берлоге? (Можно ошибиться в правописании окончаний-буква е или и).

-можно ли ошибиться в написании окончания имени существительного?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О правописании окончаний имён существительных).

Слайд «Тема урока»

-Как у любого настоящего путешественника у нас с вами есть цель.

-Какая цель нашей работы? (Сегодня на уроке мы будем отрабатывать правописание безударных падежных окончаний имени сущ. ед.числа, определять падежи и вспомним, что такое склонение. Тема важная и нужная.

Слайд «Цели урока»

-Что такое склонение? (изменение существительных по падежам).

-Сколько склонений вы знаете? ( три типа склонения: 1,2,3)

-Как определить склонение имён существительных? Каким образом слова объединяются в склонения? ( Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода, которые в И.п ед.ч. оканчивается на-а,-я. Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода, который оканчивается на согласный, и среднего рода, оканчивающиеся на -0,-Е. к третьему склонению относятся существительные женского рода, которые оканчиваются на согласный с ь на конце.)

Внимание на таблицу. Сверим ваши знания.

Слайд «Таблица»

Склонение

Род

В им.п. ед.ч. оканчивается

1

Женский

мужской

на-а-я

2

Мужской

средний

на согласный;

на о-е

3

женский

На согласный с ь на конце.

-Продвигаемся дальше по зимнему лесу, преодолевая снежные заносы, выполняя задания.

-Что вы знаете о падежах имён существительных?

-Как определить падеж имён существительных?

(Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно:

1) Найти слово, к которому относится существительное;

2) Поставить от этого слова к существительному вопрос).

Слайд «Как определить падеж имён существительных?»

-На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные).

-Как проверить безударное падежное окончание существительных?

(Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).

-Сегодня мы с вами составим таблицу падежных окончаний имён существительных в форме единственного числа.

-Запишите в тетрадях число и тему урока.

Работа по новой теме.

-Какие вы знаете опорные слова, чтобы не ошибиться в определении правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных? ( земля-1скл., стол-2скл., степь-3скл.)

Задание: просклонять опорные слова и заполнить таблицу трёх трудных падежей (родительный, дательный, предложный).

Слайд «Таблица»

Падежи

1скл.

2 скл.

3 скл.

Род.п.

-и (-ы)

-



Дат.п.



-



Предл.п.







Знакомство с теоретическим материалом учебника на с.212

-Ребята, самостоятельно прочитайте правило и расскажите его соседу.

Работа в парах.

Закрепление изученного материала.

Слайд «Сосна и берёза в снегу»

На сосне и на берёз.. бахрома.

Белой пряжей их запутала зима

И оставила распутывать весн..,

А не распутать ли нам

Эту пряжу на берёз.. и сосне?

-А распутаем мы её, правильно определив окончания существительных.

Словарно-орфографическая работа

В случае затруднения пользуйтесь алгоритмом.

Слайд «Алгоритм определения окончания существительных»

На слайде: Е или И.

Половина площадк.., подъехать к дач.., расположились на склон.., выступали по очеред.., вернулись к ноч.., пошли по алле.., из республик..

Задание: Вставьте пропущенные окончания существительных; определите склонение и падеж. Составьте 2 предложения с любыми словосочетаниями и запишите их.

На слайде правильный ответ.

Словарная работа

Республика

ЛЗ: в словаре Ожегова.

-Запишите слово «Республика» в ваш орфографический словарик, придумайте предложение с этим словом.

-Продолжаем экскурсию по лесу, исследуем туристские тропинки.

Анализ предложения ( слайд)

Туристские дорог.. пролегают и по лесной чащ.., и по болотистой тундр.., и по равнин.., и по горной местност…

-Хорошо, ребята, потрудились, а теперь немного отдохнём.

Физминутка

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд:

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали-

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

Свежим воздухом дышали!

-Побродили мы по лесу, сбились с тропинки и заблудились.

Что же делать? (Учащиеся рассказывают, как выбраться с помощью компаса. А если его нет, то по местным признакам).

-А ещё мы сейчас поработаем в группах, выполняя разные задания, и покажем, что можем выбраться из любой ситуации.

Работа в группах.

-В дороге применяйте «светофор».

Зелёный цвет-всё понятно, можем идти дальше.

Жёлтый цвет- ещё ошибаюсь;

Красный цвет- стоп! Мне нужна помощь.

1 группа-упражнение 533.

2 группа-работа по карточке «Умный редактор».

Задание: исправь ошибки в тексте.

О Михаил.. Михайловиче Пришвине.

Дедство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его симья жыла в усадьби около деревне.Здесь от деревне к деревни тянутся лиса, паля, сады с чудестными ростениями. Берега рек зарасли плакучей ивой.

С охотничьим ружъём и запесной книшкой пабывал Пришвин на Урали, в Сибире, в Карелии. Он открыл в природи много тайн и подорил их своим читателям.

Слайд портрет М. Пришвина.

Морфемный разбор слов: чудесными, заросли, книжкой.

-Ребята, скажите, у какого существительного окончание нельзя определять так, как мы определяли по склонению и падежам. (Карелия, так как оканчивается на –ия, и существительные на –ие, ий- в Р.Д.П. падежах имеют другие окончания. А это тема следующего урока. Поэтому алгоритм поможет вам самостоятельно в этом разобраться.)

3 группа-работа по карточке.

Задание:1) Найдите в тексте ИВС языка и выпишите их. 2) Выпишите слова на изучаемую орфограмму -Е,И в падежных окончаниях имён существительных в ед.ч. 3) Определите лексическое значение слов-равнодушная.

Тайга т..нулась во все стор..ны, м..лчаливая, равнодушная. С высоты она к..залась огромным тёмным морем. Небо (не)обрывалось сразу, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к в..ршинам леса. Обл..ка спрессованной ватой л..жились на тайгу, и она растворялась в них. Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о дом.., а потом ему вспомнилась школа, товарищи.

4 группа-работа по перфокартам.

-е или –и в окончаниях существительных.

1) рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..

2)стоять на опушк.., на дорог.., на площад..

3)ехать к дочер.., к мам.., к бабушк,,

4)лежал на диван.., на полк.., на парт..

5) направляться к речк.., к избушк.., к площад..

6) край рощ.., дорог.., алле..

7) запах полын.., сирен.., зелен..

8)просить о помощ.., о поддержк..,о выдержк..

Проверка выполненной работы.

(Работу учащиеся оценивают сами в контрольных листах.)

Слайд- горы

Перед нами неожиданно горная цепь.

Оставить всякие разговоры!

Вот цель: пройти сквозь эти горы.

Мы с вами здесь теперь на ты,

Вам всё решить до темноты.

А если кто отстанет,

В горах навек застрянет!

Работа с сигнальными карточками (Е или И?

Из деревни, без дороги, по дороге, от подруги, к подруге, на берёзе, в машине, на кровати, к площади, из тетради, у лошади, по причине, к речке, от речки, на ветке, в повозке, с кровати, на площади, край рощи, в солнечном блеске, в пышной зелени, о воздушном шаре.

-Молодцы! Путешествие завершается. Подведём итоги.

Рефлексия

-Над какой орфограммой работали?

-Какую цель ставили в начале урока? Достигли или нет?

-Какие сложности возникли?

-От чего зависит выбор Е и И в окончаниях существительных?

-У существительных какого склонения и в каких падежах пишется в окончаниях Е,И?

-О чём бы вы рассказали отсутствующим на уроке?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

-Что получилось? Не получилось?

Выставление оценок.

Домашнее задание

1 группе-п.99 с.212, упражнение 535.

2 группе-п.99 с.212, тест.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconУрок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в...
Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу...
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconКонспект урока склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных...
Склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconТема: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
Цель: сформировать навык написания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных; обобщить знания о прилагательном; развивать...
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconI. Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков, необходимый...
Тема урока: «Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconПлан урока обоснование тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Прочитайте. Подчеркните существительные с безударными окончаниями. Укажите склонение этих существительных
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconТема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных...
Создать условия для формирования умения склонять имена существительные 3 склонения, отработки навыков правописания безударных падежных...
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconУчитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 5 Тема урок
Цель урока: познакомить учащихся с окончаниями имен существительных в единственном числе во 2 склонении
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconТема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения
Цель: предполагается, что учащиеся научатся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных и...
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconСемёркина Ольга Николаевна I квалификационная категория конспект урок
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconПравописание о е после шипящихицв окончаниях существительных
Цель: освоение правила написания букв “О”, “Е” после шипящих и “Ц” в окончаниях имён существительных, формирование умений и навыков...
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconПравописание безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного числа
Дидактическая задача: закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного...
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconУрок в 5 классе Тема: ГласныеОиЕ после шипящихиЦв окончаниях существительных
Тема сегодняшнего урока «О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Слайд 1)
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconОбразовательная программа «Юный журналист»
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”
Урока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе iconТест №
Склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск