Скачать 78.02 Kb.
|
Разработка урока русского языка в 5 классе. Тип урока:Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе. Цели: Совершенствовать умение учащихся распознавать падежи, тип склонения существительных, правильно писать безударные окончания. Развивать творческую мыслительную деятельность, кругозор, орфографическую грамотность. Воспитывать любовь к природе, чувство взаимопомощи. Ход урока 1.Орг. момент. -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прозвенел опять звонок, Начинаем наш урок. На себя вы посмотрите: Вы по-разному сидите. Если сжали кулачок, Если руки на замок, Значит вы напряжены. Кулачки вы разожмите И ладошки покажите. Вот теперь готов наш класс- В добрый путь и в добрый час! -Любите ли вы путешествовать? Совершим экскурсию в зимний лес. Каким видом транспорта воспользуемся? Давайте на лыжах! В здоровом теле-здоровый дух! Тогда вперёд! В дорогу возьмём смекалку, знания из жизни, маршрутный лист, куда будете вносить свои результаты ( т.е оценивать себя) и, конечно же, дружбу. Ведь вместе преодолевать трудности намного легче. В дружбе -сила! В дорогу с песней! Звучит фрагмент песни «Ничего на свете лучше нету». Слайд (картина зимнего леса) Я приглашаю вас, р..бята, в зимний лес, Где много сказочных ч..дес, Где зам..ла метелица д..роги, Где косолапый мишка спит в берлог… Где в л..дяном дворце ж..вёт сама Красавица волшебница-Зима. -А попадём мы в лес, как только вставим пропущенные буквы. 2. Актуализация опорных знаний. -Какая часть речи преобладает в этом стихотворении? Ответ на этот вопрос найдёте в загадке. Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам. (Существительное) -Назовите имена существительные из текста. -Что вы знаете об имени существительном? (Бывает м.р., ж.р.,ср., ед.ч. и мн.ч. 1,2,3 скл., изменяется по падежам). -Что при этом изменяется у существительного? (окончание) -Почему в тексте выделено слово-в берлоге? (Можно ошибиться в правописании окончаний-буква е или и). -можно ли ошибиться в написании окончания имени существительного? -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О правописании окончаний имён существительных). Слайд «Тема урока» -Как у любого настоящего путешественника у нас с вами есть цель. -Какая цель нашей работы? (Сегодня на уроке мы будем отрабатывать правописание безударных падежных окончаний имени сущ. ед.числа, определять падежи и вспомним, что такое склонение. Тема важная и нужная. Слайд «Цели урока» -Что такое склонение? (изменение существительных по падежам). -Сколько склонений вы знаете? ( три типа склонения: 1,2,3) -Как определить склонение имён существительных? Каким образом слова объединяются в склонения? ( Отдельные группы существительных склоняются в единственном числе одинаково, то есть имеют одинаковые окончания. К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода, которые в И.п ед.ч. оканчивается на-а,-я. Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода, который оканчивается на согласный, и среднего рода, оканчивающиеся на -0,-Е. к третьему склонению относятся существительные женского рода, которые оканчиваются на согласный с ь на конце.) Внимание на таблицу. Сверим ваши знания. Слайд «Таблица»
-Продвигаемся дальше по зимнему лесу, преодолевая снежные заносы, выполняя задания. -Что вы знаете о падежах имён существительных? -Как определить падеж имён существительных? (Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно: 1) Найти слово, к которому относится существительное; 2) Поставить от этого слова к существительному вопрос). Слайд «Как определить падеж имён существительных?» -На какие две группы можно разделить окончания существительных? (Ударные и безударные). -Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения). -Сегодня мы с вами составим таблицу падежных окончаний имён существительных в форме единственного числа. -Запишите в тетрадях число и тему урока. Работа по новой теме. -Какие вы знаете опорные слова, чтобы не ошибиться в определении правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных? ( земля-1скл., стол-2скл., степь-3скл.) Задание: просклонять опорные слова и заполнить таблицу трёх трудных падежей (родительный, дательный, предложный). Слайд «Таблица»
Знакомство с теоретическим материалом учебника на с.212 -Ребята, самостоятельно прочитайте правило и расскажите его соседу. Работа в парах. Закрепление изученного материала. Слайд «Сосна и берёза в снегу» На сосне и на берёз.. бахрома. Белой пряжей их запутала зима И оставила распутывать весн.., А не распутать ли нам Эту пряжу на берёз.. и сосне? -А распутаем мы её, правильно определив окончания существительных. Словарно-орфографическая работа В случае затруднения пользуйтесь алгоритмом. Слайд «Алгоритм определения окончания существительных» На слайде: Е или И. Половина площадк.., подъехать к дач.., расположились на склон.., выступали по очеред.., вернулись к ноч.., пошли по алле.., из республик.. Задание: Вставьте пропущенные окончания существительных; определите склонение и падеж. Составьте 2 предложения с любыми словосочетаниями и запишите их. На слайде правильный ответ. Словарная работа Республика ЛЗ: в словаре Ожегова. -Запишите слово «Республика» в ваш орфографический словарик, придумайте предложение с этим словом. -Продолжаем экскурсию по лесу, исследуем туристские тропинки. Анализ предложения ( слайд) Туристские дорог.. пролегают и по лесной чащ.., и по болотистой тундр.., и по равнин.., и по горной местност… -Хорошо, ребята, потрудились, а теперь немного отдохнём. Физминутка Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд: Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете- Стали карликами дети. А потом все дружно встали- Великанами мы стали. Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли, Свежим воздухом дышали! -Побродили мы по лесу, сбились с тропинки и заблудились. Что же делать? (Учащиеся рассказывают, как выбраться с помощью компаса. А если его нет, то по местным признакам). -А ещё мы сейчас поработаем в группах, выполняя разные задания, и покажем, что можем выбраться из любой ситуации. Работа в группах. -В дороге применяйте «светофор». Зелёный цвет-всё понятно, можем идти дальше. Жёлтый цвет- ещё ошибаюсь; Красный цвет- стоп! Мне нужна помощь. 1 группа-упражнение 533. 2 группа-работа по карточке «Умный редактор». Задание: исправь ошибки в тексте. О Михаил.. Михайловиче Пришвине. Дедство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его симья жыла в усадьби около деревне.Здесь от деревне к деревни тянутся лиса, паля, сады с чудестными ростениями. Берега рек зарасли плакучей ивой. С охотничьим ружъём и запесной книшкой пабывал Пришвин на Урали, в Сибире, в Карелии. Он открыл в природи много тайн и подорил их своим читателям. Слайд портрет М. Пришвина. Морфемный разбор слов: чудесными, заросли, книжкой. -Ребята, скажите, у какого существительного окончание нельзя определять так, как мы определяли по склонению и падежам. (Карелия, так как оканчивается на –ия, и существительные на –ие, ий- в Р.Д.П. падежах имеют другие окончания. А это тема следующего урока. Поэтому алгоритм поможет вам самостоятельно в этом разобраться.) 3 группа-работа по карточке. Задание:1) Найдите в тексте ИВС языка и выпишите их. 2) Выпишите слова на изучаемую орфограмму -Е,И в падежных окончаниях имён существительных в ед.ч. 3) Определите лексическое значение слов-равнодушная. Тайга т..нулась во все стор..ны, м..лчаливая, равнодушная. С высоты она к..залась огромным тёмным морем. Небо (не)обрывалось сразу, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к в..ршинам леса. Обл..ка спрессованной ватой л..жились на тайгу, и она растворялась в них. Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о дом.., а потом ему вспомнилась школа, товарищи. 4 группа-работа по перфокартам. -е или –и в окончаниях существительных. 1) рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк.. 2)стоять на опушк.., на дорог.., на площад.. 3)ехать к дочер.., к мам.., к бабушк,, 4)лежал на диван.., на полк.., на парт.. 5) направляться к речк.., к избушк.., к площад.. 6) край рощ.., дорог.., алле.. 7) запах полын.., сирен.., зелен.. 8)просить о помощ.., о поддержк..,о выдержк.. Проверка выполненной работы. (Работу учащиеся оценивают сами в контрольных листах.) Слайд- горы Перед нами неожиданно горная цепь. Оставить всякие разговоры! Вот цель: пройти сквозь эти горы. Мы с вами здесь теперь на ты, Вам всё решить до темноты. А если кто отстанет, В горах навек застрянет! Работа с сигнальными карточками (Е или И? Из деревни, без дороги, по дороге, от подруги, к подруге, на берёзе, в машине, на кровати, к площади, из тетради, у лошади, по причине, к речке, от речки, на ветке, в повозке, с кровати, на площади, край рощи, в солнечном блеске, в пышной зелени, о воздушном шаре. -Молодцы! Путешествие завершается. Подведём итоги. Рефлексия -Над какой орфограммой работали? -Какую цель ставили в начале урока? Достигли или нет? -Какие сложности возникли? -От чего зависит выбор Е и И в окончаниях существительных? -У существительных какого склонения и в каких падежах пишется в окончаниях Е,И? -О чём бы вы рассказали отсутствующим на уроке? -Довольны ли вы своей работой на уроке? -Что получилось? Не получилось? Выставление оценок. Домашнее задание 1 группе-п.99 с.212, упражнение 535. 2 группе-п.99 с.212, тест. |
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Правописание гласных в... Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» входит в программу... | Конспект урока склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных... Склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||
Тема: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных Цель: сформировать навык написания безударных гласных в окончаниях имен прилагательных; обобщить знания о прилагательном; развивать... | I. Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков, необходимый... Тема урока: «Правописание о е после шипящих и ц в окончаниях существительных» | ||
Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных ... | План урока обоснование тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Прочитайте. Подчеркните существительные с безударными окончаниями. Укажите склонение этих существительных | ||
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных... Создать условия для формирования умения склонять имена существительные 3 склонения, отработки навыков правописания безударных падежных... | Учитель Круглова Ирина Викторовна Класс: 5 Тема урок Цель урока: познакомить учащихся с окончаниями имен существительных в единственном числе во 2 склонении | ||
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения Цель: предполагается, что учащиеся научатся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных и... | Семёркина Ольга Николаевна I квалификационная категория конспект урок Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” | ||
Урок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание... Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание... | Правописание о е после шипящихицв окончаниях существительных Цель: освоение правила написания букв “О”, “Е” после шипящих и “Ц” в окончаниях имён существительных, формирование умений и навыков... | ||
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного числа Дидактическая задача: закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного... | Урок в 5 классе Тема: ГласныеОиЕ после шипящихиЦв окончаниях существительных Тема сегодняшнего урока «О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных». (Слайд 1) | ||
Образовательная программа «Юный журналист» Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” | Тест № Склонение прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |