Конспект открытого урока по письму
ГОУ СКОШ VIII вида № 991 г. Москвы
Учитель Круглова Ирина Викторовна
Класс: 5
Тема урока: «Второе склонение имен существительных в единственном числе».
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: комбинированный (с использованием здоровьесберегающих технологий).
Цель урока: познакомить учащихся с окончаниями имен существительных в единственном числе во 2 склонении».
Задачи:
Закрепить знания учащихся об именах существительных 1 склонения.
Познакомить с окончаниями имен существительных 2 склонения.
Коррегировать и развивать произвольное внимание путем выполнения упражнений на слуховое и зрительное восприятие через узнавание, запоминание (загадка, подбор существительных 2 склонения, формулировка правила).
Развивать навыки диалогической и монологической речи путем выявления причинно – следственной связи (вывод правила, подведения итогов после выполнения заданий).
Воспитание мотивации к обучению, предмету .
Следить за правильной посадкой детей.
Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей.
Оборудование: учебник «Русский язык» 5класс, рабочая тетрадь, иллюстрации, картинки, «Имя существительное».
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Задачи, которые решались на данном этапе.
| Организационный момент
Основная часть урока.
Проверка домашнего задания.
Повторение.
Сообщение темы урока.(Загадки)
Работа с таблицей.
Работа с учебником.
Физкультминутка
Самостоятельная работа
Работа по карточкам
( Галунчикова стр20 упр. 38).
Закрепление.
Итог.
| Взаимное приветствие.
Готовность учебных принадлежностей к уроку.
-Сколько склонений существует в русском языке?
-Какое склонение существительных мы закончили изучать на прошлом урок?
-Назовите, какие существительные относятся к 1 склонению?
-Вспомните, какие существительные относятся ко 2 склонению?
-Приведите примеры.
-Какие существительные относятся к 3 склонению?
-Приведите примеры.
-Отгадайте загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
-Правильно это поезд.
-Слово «поезд» какого склонения?
-Почему?
-Правильно.
Следующая загадка:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
Слово «мыло» какого склонения?
-Почему?
-Правильно.
Еще одна загадка:
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
-Слово «олень» какого склонения?
-Почему?
-Правильно.
Слова: поезд, мыло, олень записаны на доске. Учитель вместе с детьми выделяет окончания в этих словах.
-Сегодня на уроке мы с вами будем работать над существительными 2 склонения
единственного числа.
Мужской род – ь
Средний род – «о»; «е».
-Какой вывод можно сделать?
На доске записаны слова:
Конь, море, стул, шапка, машина, папа, змея, весна.
-Найдите среди них существительные 2 склонения.
-Давайте просклоняем слово «море».
Учитель обращает внимание учащихся на изменение окончания в слове «море».
-Теперь просклоняем слово «конь».
Учитель обращает внимание учащихся на изменение окончания в слове «конь».
-Откройте учебники на странице 147, упр. 383.
- Нам нужно в этом упражнении заменить существительные 1 склонения подходящими по смыслу существительными 2 склонения и указать их род.
Аналогичное упражнение 384
на стр.148
Надо прилагательные заменить существительными 2 склонения и указать их род.
Разобрать образец.
с.р
Летний – лето
м.р.
Космический – космос
с.р
Морской – море
м.р
Морозный – мороз
Стеклянный - … .
Золотой - … .
Облачный - … .
Голодный - … .
Огненный - … .
Тополиный - … .
Конский - … .
Столовый - … .
На доске рассыпались пословицы, их нужно собрать. Объяснить смысл. Записать их
в тетрадь. Найти существительные 2 склонения,
определить род и падеж.
Не смотри в лицо, а смотри на дело.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
-Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
|
В русском языке существует три склонения существительных.
- Мы закончили изучать 1 склонение имени существительного.
-К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода, которые имеют окончания –а; -я.
- Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с - ь знаком на конце или оканчивающиеся на согласный звук, а также на –й- и существительные среднего рода с окончаниями –о; -е.
- Пальто, радио, море, поле, топор, плащ, стол, край.
- К 3 склонению относятся существительные женского рода с -ь знаком на конце.
-Мышь, ночь, карамель, кровать, печь.
-Это поезд.
Поезд – 2 склонения.
-Поезд –мужского рода и оканчивается на согласный звук.
-Это мыло.
-Мыло- 2 склонения.
Мыло – среднего рода
С окончанием-о.
-Это олень.
-Олень- 2 склонения.
-Олень мужского рода с –ь знаком на конце.
- Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с - ь знаком на конце или оканчивающиеся на согласный звук, а также на –й- и существительные среднего рода с окончаниями –о; -е.
Ко 2 склонению относятся слова – конь, море, стул.
Один ученик на доске склоняет слово «море», остальные дети в тетрадях работают.
И.п. (что?) море
Р. п.(чего?) моря
Д.п. (чему?) морю
В.п. (что?) море
Т.п. (чем?) морем
П.п. ( о чем?) о море.
Следующий ученик склоняет у доски.
И.п. (кто?) конь
Р. п.(кого?) коня
Д.п. (кому?) коню
В.п. (кого?) коня
Т.п. (кем?) конем
П.п. ( о ком?) о коне
Открывают учебник и находят упражнение.
Один ученик идет к доске и после разбора начинает выполнять упражнение, остальные в тетрадях работают.
м.р.
Азбука – алфавит
м.р.
Буря – ураган
м.р
Жара – зной
м.р
Битва – бой
м.р
Поклажа – багаж
м.р
Забота - внимание
Сильные учащиеся выполняют самостоятельно в тетрадях, а учащиеся 3 уровня с помощью учителя.
Учащиеся составляют пословицы, находят существительные 2 склонения. Объясняют смысл пословиц и записывают в тетрадь.
- Мы сегодня изучали 2 склонение имен
существительных единственного числа.
- Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с - ь знаком на конце или оканчивающиеся на согласный звук, а также на –й- и существительные среднего рода с окончаниями –о; -е.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |