Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения





Скачать 90.61 Kb.
НазваниеТема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения
Дата публикации22.06.2014
Размер90.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Русский язык. 4 класс

Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения (1 урок)

Цель: предполагается, что учащиеся научатся использовать при письме способы проверки безударных окончаний имён существительных и успешно выполнят самостоятельную работу.

Задачи: создать условия для развития умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму; содействовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, выработке орфографической зоркости, наблюдательности; обеспечить воспитательную среду для формирования стремления к познанию русского языка.

Оборудование: презентация, схемы по теме урока, картинки для словарной работы, бланки для самостоятельной работы и самооценки.
Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, начинаем наш урок. Желаю вам хорошего настроения и интересной работы. Надеюсь, вы будете старательными, внимательными и дружными!

Попробуйте и вы составить личную установку на работу, используя данные устойчивые выражения.

Клевать носом

Считать ворон

Бить баклуши

Пойдёт как по маслу

Составить предложение с фразеологизмами поможет следующее клише:

«Если на уроке … , то …»
II. Орфографическая разминка

Проверим, насколько вы внимательны и как хорошо знаете правила орфографии.

Назовите, какие буквы пропущены и как проверить орфограмму.

Если я не буду на уроке кл..вать носом, считать в..р..н, бить баклуш.. , то всё п..йдёт как по маслу.
III. Актуализация опорных знаний

Расшифруйте опорную схему, с которой мы работали на прошлом уроке.


?

1

2

3

1

2

3


  • Проговаривание правила написания безударных окончаний имён существительных

Безударное окончание можно проверить с помощью существительного того же склонения с ударным окончанием.

  • В
    Алгоритм проверки безударного окончания имени существительного:

    1. Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.)

    2. Определить склонение

    3. Подставить сущ. этого же склонения с ударным окончанием

    4. Написать нужное окончание в проверяемом существительном
    оспроизведение алгоритма действий


  • Проверка домашнего задания

  • Прочитайте слова, которые связаны со словом «подойти».

Подойти к трамваю, изгороди, библиотеке.

  • В каком падеже стоят существительные?

  • Как опорная схема и алгоритм помогли выполнить домашнее задание?

Ставлю существительное в нач. форму – что? трамвай. Определяю склонение – 2 скл. Подбираю сущ. 2 скл. – день. Ставлю проверочное слово в форму Д.п. – дать чему? дню. Пишу в проверяемом слове окончание –ю.

Ставлю существительное в нач. форму – что? изгородь. Определяю склонение – 3 скл. Подбираю сущ. 3 скл. – печь. Ставлю проверочное слово в форму Д.п. – дать чему? печи. Пишу в проверяемом слове окончание –и.

Ставлю существительное в нач. форму – что? библиотека. Определяю склонение – 1 скл. Подбираю сущ. 1 скл. – трава. Ставлю проверочное слово в форму Д.п. – дать чему? траве. Пишу в проверяемом слове окончание –е.

  • Какие слова-помощники подбирали другие ученики?

  • Допустили ли ошибки при выполнении задания?

  • В чём причина трудностей? (Не запомнили алгоритм действий, сложно подобрать проверочные слова к каждому склонению)


IV. Постановка целей и задач урока

Возвращаемся к схеме, рассматриваем её частично («безударные окончания 1 склонения»)

Тема урока «Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения»

  • Как думаете, какую основную задачу мы должны решить на этом уроке?

  • Знаем ли мы, как проверять безударные окончания 1-го склонения? (Знаем, ударными окончаниями сущ. этого же склонения)

Мы должны закрепить свои знания как использовать алгоритма действий.

  • Какой этап в действии по алгоритму проверки безударных окончаний самый трудный? (Подбор слов для проверки окончаний)

  • Какой проблемный вопрос встаёт перед нами? (Каким словом проверить написание падежных окончаний существительных 1-го склонения)

Вот мы и сформулировали задачи на урок.

Тезисы на слайде:

  • отработать действия по алгоритму;

  • запомнить слова-помощники;

  • правильно писать безударные окончания сущ. 1-го скл.

Успешность выполнения этих задач покажет самостоятельная работа в конце урока.
V. Изучение нового материала

  • работа в тетради (записываем дату)

  1. Выборочное письмо под диктовку (1 чел. за закрытой доской)

Из предложенных слов записать существительные 1-го склонения:

радость, компьютер, луна, труд, счастье, земля, хитрая, небо

Дополнительный вопрос:

  • Какие существительные относятся к 1 склонению?

  1. Устное склонение сущ. луна, земля (1 уч-ся называет падеж и опорное слово; 2 и 3 уч-ся – вопрос и склоняемое слово, голосом выделяя ударный слог; остальные слушают и поднимают руку, если заметят ошибку)

И. п.

есть

что? луна

что? земля

Р.п.

нет

чего? луны

чего? земли

Д.п.

даю

чему? луне

чему? земле

В.п.

вижу

что? луну

что? землю

Т.п.

горжусь

чем? луной

чем? землёй

П.п.

думаю

о чём? о луне

о чём? о земле




  • Отчётливо ли произносятся окончания в этих словах?

  • Могут ли слова луна, земля быть словами-помощниками при проверке безударных окончаний существительного 1-го склонения?

  1. Наблюдение

  • Работа с учебником (с. 108, упр. 169)

Проанализируем таблицу, ответив на вопросы:

  • Какие существительные 1-го склонения изменяли по падежам?

  • Назовите падежные окончания.

  • В каких падежах у имён существительных одинаковые окончания?

  • После какого согласного (твёрдого или мягкого) пишутся падежные окончания слов зима, стена?

  • После какого согласного (твёрдого или мягкого) пишутся падежные окончания слов земля, дядя?

  1. Первичные выводы, предположения

  • Какие слова можно использовать для проверки безударных окончаний имён существительных 1-го склонения?

  • Почему надо запомнить два проверочных слова? (у одного основа заканчивается на твёрдый согласный, у другого – на мягкий, поэтому пишутся разные окончания)

  • Чтобы лучше запомнить слова-помощники, зафиксируем их значение зрительными образами.

Слайд с задачами урока:

  • Какую задачу мы решали? (Запоминали слов-помощников)

  • Работаем дальше над решением главной задачи: отработать действия по алгоритму.

  1. Коллективное освоение нового способа действий

Послушайте отрывок из текста:

В гости к тёте мы поехали уже осенью. Выходные дни выдались погожими. В луже плавали опавшие листья. Нам предстояло заняться посадкой молодых яблонь…

  • Подумайте и ответьте, какой частью текста могли бы быть эти предложения? Обоснуйте свою точку зрения.

  • Придумайте заголовок.

В данных предложениях встречаются изучаемые нами на этом уроке орфограммы:

К тёт..

В луж..

Посадк..й

  • Как будем действовать? Прибегнем к помощи тренажёра для отработки действий по алгоритму.

  • работа по тренажёру «Как действуем?» (1 уч-ся у доски, остальные делают записи в тетради)

  • работа в тетради

К тёте – к земле, в луже – в луне, посадкой – луной.

Это и будет образец выполнения работы над ошибками по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных»

  1. Фиксация способа действия

  • Что делали в первую очередь? (Ставили в начальную форму)

  • Что делали дальше? (Определяли склонение, подбирали слово-помощник)

  • Для чего это делали? (Чтобы определить окончание и такое же написать в своём слове)


VI. Физкультпауза

Надеюсь, после упражнений у вас открылось второе дыхание. Глаза отдохнули, мышцы разогрелись, самое время приступить к чистописанию.
VII. Чистописание. Словарная работа

мо ом та ат гра арг

  • из слогов, которые заканчиваются на гласный, составить слово

грамота

  • объяснить его значение (предварительное мини-исследование 1уч-ся)

Грамота – 1) письменный акт, документ;

2) обучение чтению и письму.

  • закрепить многозначность слова зрительными образами – 2 картинками

  • звуковой анализ слова, установление разницы в произношении и написании

  • подобрать однокоренные слова, используя данные морфемы: -н-, -ей-, -ость-

грамота грамотный грамотей грамотность

  • подчеркнуть единообразное написание во всех словах

  • подбор пословиц со словарным словом

Грамот.. учиться всегда пригодится.

  • проверить безударное окончание, вставить букву


VII. Закрепление изученного материала

  • работа по развитию речи

  • прочитать предложения

Домой мы возвращались на электричк.. . Я любовался природ..й из окна. Мама обсуждала с бабушк..й планы на следующие выходные. Все остались довольны поездк..й.

  • Какой частью текста они могут быть – серединой или концовкой?

  • Работа в группе

  • Составить и записать 2-3 предложения, которые могли бы быть серединой текста

  • Определить падежные окончания существительных 1-го склонения

  • Самостоятельная работа

  • выписать словосочетания с выделенными существительными, обозначить окончания

Возвращались на электричке, любовался природой, обсуждала с бабушкой, довольны поездкой.

  • взаимопроверка работы в парах

  • Поднимите руки те, кто правильно выписал словосочетания.

  • Встаньте те, кто правильно написал падежные окончания существительных.

  • проверка работы группы (1 человек зачитывает составленные предложения)


IX. Домашнее задание. Упр. 172

  • Как составить полный ответ на вопрос?


X. Оперативный контроль

  • игра «Да – нет»

  • дать ответ на задания:

  1. Чтобы определить склонение существительного, надо поставить слово в начальную форму?

  2. Начальная форма существительного – это слово в В.п. ед.ч.?

  3. Безударные окончания имён существительных проверяются ударными окончаниями существительного этого же склонения?

  4. В словосочетании в этой песн.. у сущ. окончание –и?

  5. Для проверки безударных окончаний сущ. 1 скл. можно использовать слова небо, свет?

  6. Слово грамота – многозначное?

  7. В тексте можно выделить начало, основную часть и концовку?

  • Самоконтроль (сверка с результатами на экране: если все ответы правильные, то получается слово успехов)

  • Выставление отметок за работу на уроке


I. Итог урока. Рефлексия

  • Справились ли мы с поставленными на урок задачами?

  • Почему вам это удалось? (Сработала установка усердно трудиться)

  • Изучение правил правописания падежных окончаний и их применение позволит вам стать грамотными людьми. Изучайте русский язык, участвуйте в конкурсах и олимпиадах и получайте грамоты за свои достижения! Спасибо за работу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconТема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных...
Создать условия для формирования умения склонять имена существительные 3 склонения, отработки навыков правописания безударных падежных...
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconУрок по русскому языку в 3 классе (от 27. 04. 2012.) Тема: «Правописание...
Цель: закрепить умения склонять имена существительные 2 склонения, определять склонение и падеж имен существительных, повторить правописание...
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconПравописание безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного числа
Дидактическая задача: закрепить навыки правописания безударных падежных окончаний имен существительных 2 склонения единственного...
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconПлан урока обоснование тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
Прочитайте. Подчеркните существительные с безударными окончаниями. Укажите склонение этих существительных
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconУрока: Урок-путешествие Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях...
Цели: Совершенствовать умение учащихся распознавать падежи, тип склонения существительных, правильно писать безударные окончания
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconТретье склонение имен существительных. Правописание мягкого знака...
Нчаний существительных не зависит от типа основы и от того, одушевленное оно или неодушевленное. Привлечь внимание учащихся к совпадению...
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconУрок в 5 классе. Тема: «Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения»
Цели: закрепить и обобщить знания и умения учащихся в определении падежей 1-го
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных
Цель: Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconМетодическая разработка урока русского языка по теме: «Множественное...
Цель: учить определять окончания имён существительных первого склонения во множественном числе, определять падеж имён существительных...
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconКонспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных
...
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconУрок 101 Тема урока. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных
Мы продолжаем изучение правописания безударных окончаний прилагательных женского рода
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconПравописание безударных окончаний имен существительных в родительном,...
...
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconКонспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Цель: вторичное осмысление и повторение изученного по теме “Склонения имен существительных”
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить учащихся с делением существительных на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных 1-го склонения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознавательная: формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в дательном, творительном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск