МОУ «СОШ с.Елшанка Новобурасского района
Саратовской области»
Тема урока:
«Открываем новый секрет имён существительных»
Провела учитель
начальных классов
Каримова А.Н.
2012г
Цели урока: Познакомить учащихся с делением существительных на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний. Образовательные: 1 Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал таблицы. Развивающие: 1.Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
2. Способствовать развитию внимание, мышление, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к предмету;
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Оборудование:
карточка с тестом,
карточки с заданиями ;
презентация 14 слайдов (среда POWER POINT),
Рабочая тетрадь по русскому языку «К тайнам нашего языка».
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
I.Самоопределение к деятельности Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
− Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.
II. Актуализация знаний 1.- Прочитайте слова. Что у них общего?
Стена, земля, папа, Коля, стол, конь, село, поле, степь, ель.
- Что знаете об имени существительном? Составьте кластер 2.Что это значит просклонять? Подберите однокоренные слова. (склониться, поклон, склоненный) ( повторение сообщения) 2.Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока. В тетрадк.. и тетрад..
- Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.)
Какие? (Предположения детей)
В тетрадк.. и тетрад..
- Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?
3 «Открытие» учащимися новых знаний/ 1.Откроойте тетради- задачника на с. 46.
Посмотрите на изменения по падежам слов ЛИСА и КОТ.
Попробуйте сделать вывод об окончаниях в этих словах( Зависит от рода имени существительного)
-Почему же разные окончания у имён существительных? 2. Тема урока. Заполнение таблицы в тетради- задачнике(Упр.177)
-Какими признаками отличаются слова ЛИСА и КОТ?
- Используя схему, определите тему урока.
Вывод: В русском языке 3 группы имен существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах. 3. Чтобы проверить свои догадки и узнать мнение ученых прочитайте сообщение авторов ( упр.179).с. 79
Р.т 179 с.47(заполнение таблицы окончаний склонений) 6. Заполните таблицу в тетради- задачнике, опираясь на сообщение авторов..
- К какому склонению относится первое? Напишите.
К какому склонению относится второе? Напишите.
_ Столбик какого склонения остался пустым? 4. Первичное закрепление. 4.Наблюдение за словами, относящимся к разным склонениям. 1. Упр.181
-Какое слово- МЫШИ или МЫШКА- ты выберешь , чтобы занять место в третьем столбике упр.177?
-Письменно просклоняйте слово МЫШЬ. На месте окончаний
оставляйте пропуск.
- Почему в первых двух словах вы окончания писали без затруднений? ( Они ударные).
- Впишите нужные окончания существительного МЫШЬ , пользуясь табличкой из слайда?
- Что интересного вы заметили в окончаниях существительных 3 склонения?
Физминутка.
Хомка,хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка подметает хатку
И выходит на зарядку
1,2.3,4,5 !
Хомка хочет сильным стать. - В словах физминутки встретились имена существительные: ХОМКА,ХАТКУ,НА ЗАРЯДКУ,
- У каких слов вы можете сразу определить склонение?
-Почему у оставшихся двух слов сразу определить склонение не получится?
-Что для этого нужно сделать сначала? ( Поставить в начальную форму)
- Как будете действовать дальше?
- Проверьте , верны ли ваши ответы: откройте на с.149 дополнение к памятке «Как узнать , к какому склонению относится имя существительное?»( работа по слайду) 5. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. 1.Выполните работу в карточке . Поставьте знак плюс в той графе, которая соответствует склонению имени существительного.
Существительное
| 1 склонение
| 2 склонение
| 3 склонение
| колыбель
|
|
| ++ +
| здоровье
|
| + +
|
| мужчина
| + +
|
|
| рожь
|
|
| +
| ружьё
|
| + +
|
| степь
|
|
| +
| конь
|
| + +
|
| роща
| + +
|
|
|
Проверяем работу.(слайд презентации) 2.Выполнение теста 1 вариант
1. Выбери и подчеркни правильный ответ.
Тип склонения существительных определяют
а) по роду существительного;
б) по окончанию существительного в начальной форме;
в) по роду существительного и его окончанию в начальной форме;
2.Определи тип склонения по его признакам.
Ж.р., нулевое окончание - ________скл
Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл
М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е - ____скл
3. Прочитай. Определи тип склонения существительных.
На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил. Проверка теста (слайд презентации) - Дополните кластер, который составили в начале урока.
Итог урока. Рефлексия. Почему разные окончания у имён существительных? (Окончания имён существительных зависит от склонения имён существительных)
(работа по слайду №13)
Что нового узнали об имени существительном вы узнали на уроке?
Какие существительные относятся к 1,2, 3 склонению?
Что вы в начале урока не знали об имени существительном?
Что вызвало у вас особое затруднения?
Как вы оцениваете свою работу? Дом. задание Упр.184 |