Учитель: Дубова Галина Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 4 Тема: Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа имён существительных.
Цели: 1. Познавательная: формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложных падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён существительных множественного числа, учить приёмам анализа и синтеза;
2. Развивающая: развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный, развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы; умение выделять главное, наблюдать; умения частично-поисковой деятельности, частичной постановки проблемы и ее решения.
3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения,развивать положительное отношение к учению, воспитание стремления к творчеству, воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: карточки, рабочая тетрадь, учебник.
Карточка №1.
Падежи Предлоги
| И.п. в, на, за, про, через
| Р.п. к, по
| Д.п. над, под, за, перед, между, с
| В.п. у, от, до, из, без, около, подле, возле, для, с
| Т.п. о, об, во, на, при
| П.п. ---------------------------
|
Карточка №2.
Д.п. (чему?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… .
Т.п. (чем?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел….
П.п.(о чём?) о картин… ,о башн… ,о гриб… , о дожд… ,о ноч…,о метел…. Карточка №3.
Р.бята подошли к (ёлки). Туристы поселились в тёмных (пещеры).
Не за (горы) Новый год – Любимый всеми праз.ник.
Его прихода равно ждёт Т.хоня и проказник. Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха. 2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, давайте проверим, как внимательно вы выполнили домашнее задание. Я называю существительное в именительном падеже множественного числа, а вы в родительном падеже множественного числа. задачи - (задач) мандарины - (мандаринов) сапоги – (сапог) чулки - (чулок) носки - (носков) туфли - (туфель) платья - (платьев) 3. Чистописание.
Открыли тетради и записали число. Какие окончания имеютимена существительныев родительном падежемножественного числа? (ов, ев, ей и нулевое окончание).
Сегодня мы будем писать соединение «ов» и «ев» до конца строки, но увеличивая при каждом повторении количество букв «в» на одну. Запись на доске:
овевоввеввовввеввв 4. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что вы знаете об имени существительном.
(Это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что?).
- Как изменяются имена существительные? (Изменяется по числам, падежам).
- А что ещё вы знаете об имени существительном? (Не изменяются по склонениям и по родам).
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
- Как определить падеж существительного? (По падежным и смысловым вопросам, по предлогам).
-А сейчас взяли карточки №1. Соотнесите предлоги и падежи.
Карточка №1.
Падежи Предлоги
| И.п. в, на, за, про, через
| Р.п. к, по
| Д.п. над, под, за, перед, между, с
| В.п. у, от, до, из, без, около, подле, возле, для, с
| Т.п. о, об, во, на, при
| П.п. ---------------------------
|
Проверим. Какой падеж не имеет предлогов?
5. Игра «Волшебная палочка».
- А теперь я называю слово передаю волшебную палочку, а вы должны определить склонение, передать товарищу, товарищ определяет падеж и возвращает мне волшебную палочку.
помидоров (Р.п., 2скл.) лагерь (И.п., 2скл.) молотком (Т.п., 2скл.)
яблоку (Д.п., 2скл.) землянику (В.п., 1скл.) о сирени (П.п., 3скл.)
о магазине (П.п., 2скл.) памятника (Р.п., 2скл.)
6. Постановка учебной проблемы.
Возьмите карточку и прочтите. Имена существительные поставьте во множественном числе. Запишите. Выделите окончания. Определите склонения имён существительных. Карточка №2
Д.п. (чему?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… .
Т.п. (чем?) картин… ,башн… ,гриб… , дожд… ,ноч… , метел… .
П.п.(о чём?) о картин… ,о башн… ,о гриб… , о дожд… ,о ноч... ,о метел….
-Существительные какого склонения мы изменяли по падежам? (1, 2, 3 склонения).
Какие окончания у существительных Дательного падежа? (-ам, -ям).
Какие окончания у существительных Творительного падежа? –ами, ями).
Какие окончания у существительных Предложного падежа?(-ах, -ях).
Что интересного заметили при склонении имён существительных?
(Различаются ли окончания во множественном числе существительные по склонениям?) (Не различаются).
Сформулируйте тему урока. (Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа имён существительных.)
Давайте вместе запишем в виде таблицы и запомним падежные окончания имён существительных множественного числа.
Д.п. (кому? чему?) -ам (-ям).
Т.п. (кем? чем?) -ами (-ями).
П.п. (о ком? о чём?) –ах (-ях). 7. Физкультминутка
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем. 8. Формирование способа действия. Наблюдение над особенностями склонения существительных множественного числа. Открыли учебники на странице 132, нашли упражнение 261. Прочтём задание. К доске пойдет…
Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа? (-ам, -ям).
Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа? (-ами, -ями).
Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа? (-ах, -ях). Возьмите карточку. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж, где пропущены окончания имён существительных. Давайте проверим. Карточка №3.
Ребята(сл.сл.) подошли к (ёлкам). (Д.п.). Туристы поселились в тёмных (пещерах).(П.п.).
Не за (горами) (Т.п..) Новый год – Любимый всеми праздник ( сл. сл.).
Его прихода равно ждёт Тихоня (тихо) и проказник.
Подчеркните главные члены предложения в 1 и 2 предложениях. Назовите словосочетания.
- Ребята, а кого называют проказником? (Того, кто шалит, дурачится). - Мне хочется зачитать вам слова писателя Белинского, который говорил так:
«Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не быливредны». 9. Самостоятельная работа.
Нашли упражнение 263. Выпишите имена существительныемножественного числа в дательном, творительном и предложном падежах.
(Клоками – Т.п., на суках – П.п., коврами – Т.п.). 10. Повторение изученного материала. Отгадайте загадку: Всех я вовремя бужу. Хоть часов не завожу. (петух) Фонетический разбор слова.
петух - 5 б., 5 зв., 2сл., 2гл., 3согл.. п – (п, ) - мягкий, глухой, парный. е – (и) - гласный, безударный. т – (т) - твёрдый, глухой, парный. у – (у) - гласный, ударный. х – (х) - твёрдый, глухой.
- Можем ли мы проверить написание буквы е?(Нет. Эту букву надо запомнить, т.к. это словарное слово).
11. Рефлексия.
С чем новым познакомились на уроке?
Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа? (-ам, -ям).
Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа? (-ами, -ями).
Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа? (-ах, -ях). 12. Задание на дом.
Упражнение 262.
Открыли дневники и записали задание на дом. Хочется пожелать только добрых слов и закончить наш урок словами поэта Сергея Острового:
«Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова есть норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
слово тебе сотворит добро». |