Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока





Скачать 65.68 Kb.
НазваниеКонспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока
Дата публикации14.10.2013
Размер65.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Конспект урока музыки в 5-м классе

учителя музыки Троицкой Елены Владимировны ГБОУ

школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга.

Дата урока: 18. 04. 2013г.

Тема урока: «Портрет в музыке».

Место урока в системе: текущий.

Цель урока: сформировать знания учащихся о выражении вида живописи «портрет» в музыке. Совершенствовать навыки образно – ассоциативного анализа музыкальных произведений.

Задачи урока:

  • создать условия для аналитического подхода к изучаемым произведениям.

  • развивать ключевые компетенции анализа музыкальных произведений, раскрывать черты «портретности» на основе определения средств музыкальной выразительности.

  • познакомить учащихся с творческим обликом А.С.Даргомыжского, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского.

  • развивать способность ассоциативно и разнообразно мыслить, сравнивая жанр «музыкального» и «живописного» портрета.

  • стимулировать многообразие градаций эмоционального восприятия музыки, умение через «портретность» раскрывать душевные качества людей, характеры, чувства.

  • продолжать совершенствование вокально – интонационных навыков в разучиваемой песне, формировать точность и чёткость метроритмического выражения.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами повторения и систематизации знаний.

Форма урока: комбинированная.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Возрастная категория: 5 класс.

УМК:

  • Сергеева Г.Н., Критская Е.Д. Музыка 5 класс. – М. Просвещение, 2010г.

  • ЭОР.

  • дидактический раздаточный материал (слова разучиваемой песни).

Средства наглядности:

  • иллюстративный ряд ( презентация портретов).

  • исполнение учащимся пьесы Г.Свиридова «Попрыгунья».

Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано, музыкальный центр для проигрывания CD – дисков.

Технология:

  • проблемно – диалогический, сравнительно – аналитический подход;

  • ЭОР. Программа power Point. Программа Muse Score (нотный текст);

  • игра на фортепиано;

  • использование проигрывателя CD- дисков;

  • технология развития аналитического мышления.

Содержание учебного материала:

  • Г.Свиридов «Попрыгунья».

  • А.С.Даргомыжский. Романс «16 лет».

  • М.П.Мусоргский «Озорник».

  • М.П.Мусоргский «2 еврея – богатый и бедный» из цикла «Картинки с выставки».

  • Песня А.Зацепина и Л.Дербенёва «Волшебник – недоучка».

  • Задание на закрепление материала, выражение собственных эмоций и аналитических высказываний в виде письменного изложения в тетради. Выучивание текста песни «Волшебник – недоучка».


Ход урока.

Приветствие.

Исполнение учащимся пьесы Г. Свиридова «Попрыгунья».

Определяются характеристичные черты, элементы сценичности.

Вопрос: «Можно ли сказать, что композитор нарисовал портрет?». Ответы ребят.

Объявляется тема: «Сегодня темой нашего занятия будет «Музыкальный портрет».

Вопрос: «Что такое портрет? Что он изображает? Можно ли выявить через этот вид живописи личностные и характерные особенности человека? Ответы ребят.

Презентация «Портреты».

000013.jpg89f5f4fd5b93.gifhtmlimage.jpg0010-005-pisateli-i-fizicheskaja-kultura.jpg6a012876b7eaf6970c012876bfde7e970c.jpg0001-001-chelovek-i-priroda-v-lirike-sergeja-esenina.jpg


i.jpисаак левитан.jpgженский портрет.jpgи.репин.jpgидеал 18 века.jpg19 век.jpg


i.jpg


и.с.бах.jpgглинка.jpgи.гайдн (цветная0.jpgа.н.скрябин.jpgдмитрий левицкий п-т ек-ны2.jpg


крестьянка в русском костюме.jpgпортрет ф. шуберта.jpgпортрет ф.шопена.jpgпортрет.jpgн.гончарова.jpg

В музыке «портрет» - важная характеристика персонажей. Она проникает в инструментальную, вокальную, театральную музыку, и мы это неоднократно наблюдали. Предлагаю вам к прослушиванию несколько фрагментов.а.с.даргомыжский.jpg

Слушаем: А.С.Даргомыжский. Романс «16 лет».

Предлагается «нарисовать» портрет. С помощью проблемно – диалогического подхода раскрывается характер музыки, передающей как внешние черты молодой, юной девушки, так и её чистый, светлый, неискушённый жизненными невзгодами, внутренний мир.

Слушаем: М.П.Мусоргский. «Озорник».

Ребята отмечают эффектность и рельефенсть вокальной партии, где речитативность соединяется со скороговоркой. Вырисовывается не просто портрет мальчишки: острословного проказника, всячески изобретающего «дразнилки» в адрес старушки, но что ещё особенно важно – портрет самой старушки, представленный в насмешках маленького, бойкого мальчугана. Возникает выход на социальную тему, столь актуальную для творчества М.П.Мусоргского. Вспоминаются пьесы из «Картинок с выставки»,напрямую свазанные с живописью. ( рисунки В.Гартмана.Пьесы «Гном», «Баба Яга»). Предлагается вспомнить ещё другие портретные характеристики из этого цикла. Ребята называют пьесу: «2 еврея».м.п.мусоргский.jpg

Слушаем; М.П.Мусоргский. «2 еврея: богатый и бедный» из цикла «Картинки с выставки».

Делаем портретную характеристику пьесы. Ребята отмечают яркий контраст музыкальных характеристик героев, раскрывая словестно их портреты: 1 – уверенный в себе, самодовольный, надменный, непременно – толстый и очень важный; 2 – робкий, застенчивый, пугливый и неуверенный в себе, возможно, у него опущены плечи и глаза, он худой и бедно одет. Мало того, они ссорятся ( происходит полифоническое соединение их мелодических линий) и, - богатый прогоняет бедного. В завершении анализа показывются картинки В.Гартмана, ребята сравнивают их с музыкальным воплощением и собственными эмоциями. Вновь подчёркивается тема социального неравенства.гартман 2 еврея, бедный.jpgгартман 2 еврея.jpg

Далее, ребята вспоминают ранее прослушанные произведения и фрагменты из театральных спектаклей, где находят своё широкое применение музыкальные характеристики – портреты. ( Балеты П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» и др.).

Предлагается самостоятельно прослушать дома пьесу П.И.Чайковского «Мама» из сб. «Детский альбом» и составить письменный «Портрет» музыкального произведения.

Далее: переходим к вокально – хоровой работе.

Демонстрируется песня А.Зацепина и Л.Дербенёва «Волшебник – недоучка».

На поставленный вопрос: « Относится ли данная песня к теме нашего урока?», ребята уверенно замечают, что это – песня – «портрет», давая краткую характеристику незадачливого мага. Разучиваем 1-ый куплет. Работаем над чистотой интонирования, чёткой и точной передачей особенностей пунктирного ритма, осмысленным снятием фраз, выдерживанием пауз.
ОБОБЩЕНИЕ.

Итак, мы познакомились с жанром «портрет» и «музыкальный портрет», слушали игру нашего учащегося, музыкальные пьесы, работали над песней – «портретом».

Наш главный итог: «портрет» - это не просто музыкальный жанр, это очень важный элемент характеристики персонажей во всех видах музыкального искусства, раскрывающий внешние черты в соединении с внутренними качествами характеров и чувств.

Отмечаем, что это – очень яркий, выразительный, доступный, хорошо усваиваемый музыкальный жанр, обладающий максимальной «наглядностью», «изобразительностью» средств музыкальной выразительности.
ОЦЕНКА РАБОТЫ. ЗАДАНИЕ.

Записать характеристики «музыкальных портретов» прослушанных произведений в тетрадь. По желанию – сделать зарисовки. Самостоятельно послушать пьесу «Мама» из сб. «Детский альбом» П.И.Чайковского и записать портретную характеристику образа, опираясь на способ соединения внешних и внутренних характеристик.

Выучить слова песни А.Зацепина и Л.Дербенёва «Волшебник – недоучка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconКонспект урока музыки просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки...
Просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки средней общеобразовательной школы №13 г Балаково
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconУрока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки
Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconТема урока: «Образ России в музыке»
Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,...
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconУрока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?»
Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconТема урока Тип урока
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconУрока Тема урока Элемент содержания
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconКонспект урока немецкого языка во 2 классе учителя немецкого языка...
Учитель: Guten Tag! Setzt euch bitte! (сопровождает слова соответствующим жестом)
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconУрок Татьяна Михайловна zingershucher@mail
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №94 с углублённым изучением информатики...
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconКонспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки»
Ланцова Виктория Валерьевна, учитель музыки и мхк, высшей категории, моу сош №47, г. Тверь
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconКонспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка»
Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconКонспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского...
Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы»....
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconКонспект урока музыки в 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока
Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах...
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Старченко Елена Алексеевна, учитель физики, гбоу школы №62 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconКонспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
...
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconКонспект урока по алгебре в 7 классе Урок мастерская по теме: «Формулы...
Помящая Ольга Валентиновна, гбоу сш №238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны гбоу школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока iconКонспект урока по музыке в 3 классе «Мороз и солнце, день чудесный…»
Цель урока: через изобразительное искусство, поэзию погрузиться в мир прекрасной музыки о зиме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск