Скачать 65.68 Kb.
|
Конспект урока музыки в 5-м классе учителя музыки Троицкой Елены Владимировны ГБОУ школы №135 Выборгского района Санкт – Петербурга. Дата урока: 18. 04. 2013г. Тема урока: «Портрет в музыке». Место урока в системе: текущий. Цель урока: сформировать знания учащихся о выражении вида живописи «портрет» в музыке. Совершенствовать навыки образно – ассоциативного анализа музыкальных произведений. Задачи урока:
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами повторения и систематизации знаний. Форма урока: комбинированная. Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная. Возрастная категория: 5 класс. УМК:
Средства наглядности:
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано, музыкальный центр для проигрывания CD – дисков. Технология:
Содержание учебного материала:
Ход урока. Приветствие. Исполнение учащимся пьесы Г. Свиридова «Попрыгунья». Определяются характеристичные черты, элементы сценичности. Вопрос: «Можно ли сказать, что композитор нарисовал портрет?». Ответы ребят. Объявляется тема: «Сегодня темой нашего занятия будет «Музыкальный портрет». Вопрос: «Что такое портрет? Что он изображает? Можно ли выявить через этот вид живописи личностные и характерные особенности человека? Ответы ребят. Презентация «Портреты». В музыке «портрет» - важная характеристика персонажей. Она проникает в инструментальную, вокальную, театральную музыку, и мы это неоднократно наблюдали. Предлагаю вам к прослушиванию несколько фрагментов. Слушаем: А.С.Даргомыжский. Романс «16 лет». Предлагается «нарисовать» портрет. С помощью проблемно – диалогического подхода раскрывается характер музыки, передающей как внешние черты молодой, юной девушки, так и её чистый, светлый, неискушённый жизненными невзгодами, внутренний мир. Слушаем: М.П.Мусоргский. «Озорник». Ребята отмечают эффектность и рельефенсть вокальной партии, где речитативность соединяется со скороговоркой. Вырисовывается не просто портрет мальчишки: острословного проказника, всячески изобретающего «дразнилки» в адрес старушки, но что ещё особенно важно – портрет самой старушки, представленный в насмешках маленького, бойкого мальчугана. Возникает выход на социальную тему, столь актуальную для творчества М.П.Мусоргского. Вспоминаются пьесы из «Картинок с выставки»,напрямую свазанные с живописью. ( рисунки В.Гартмана.Пьесы «Гном», «Баба Яга»). Предлагается вспомнить ещё другие портретные характеристики из этого цикла. Ребята называют пьесу: «2 еврея». Слушаем; М.П.Мусоргский. «2 еврея: богатый и бедный» из цикла «Картинки с выставки». Делаем портретную характеристику пьесы. Ребята отмечают яркий контраст музыкальных характеристик героев, раскрывая словестно их портреты: 1 – уверенный в себе, самодовольный, надменный, непременно – толстый и очень важный; 2 – робкий, застенчивый, пугливый и неуверенный в себе, возможно, у него опущены плечи и глаза, он худой и бедно одет. Мало того, они ссорятся ( происходит полифоническое соединение их мелодических линий) и, - богатый прогоняет бедного. В завершении анализа показывются картинки В.Гартмана, ребята сравнивают их с музыкальным воплощением и собственными эмоциями. Вновь подчёркивается тема социального неравенства. Далее, ребята вспоминают ранее прослушанные произведения и фрагменты из театральных спектаклей, где находят своё широкое применение музыкальные характеристики – портреты. ( Балеты П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» и др.). Предлагается самостоятельно прослушать дома пьесу П.И.Чайковского «Мама» из сб. «Детский альбом» и составить письменный «Портрет» музыкального произведения. Далее: переходим к вокально – хоровой работе. Демонстрируется песня А.Зацепина и Л.Дербенёва «Волшебник – недоучка». На поставленный вопрос: « Относится ли данная песня к теме нашего урока?», ребята уверенно замечают, что это – песня – «портрет», давая краткую характеристику незадачливого мага. Разучиваем 1-ый куплет. Работаем над чистотой интонирования, чёткой и точной передачей особенностей пунктирного ритма, осмысленным снятием фраз, выдерживанием пауз. ОБОБЩЕНИЕ. Итак, мы познакомились с жанром «портрет» и «музыкальный портрет», слушали игру нашего учащегося, музыкальные пьесы, работали над песней – «портретом». Наш главный итог: «портрет» - это не просто музыкальный жанр, это очень важный элемент характеристики персонажей во всех видах музыкального искусства, раскрывающий внешние черты в соединении с внутренними качествами характеров и чувств. Отмечаем, что это – очень яркий, выразительный, доступный, хорошо усваиваемый музыкальный жанр, обладающий максимальной «наглядностью», «изобразительностью» средств музыкальной выразительности. ОЦЕНКА РАБОТЫ. ЗАДАНИЕ. Записать характеристики «музыкальных портретов» прослушанных произведений в тетрадь. По желанию – сделать зарисовки. Самостоятельно послушать пьесу «Мама» из сб. «Детский альбом» П.И.Чайковского и записать портретную характеристику образа, опираясь на способ соединения внешних и внутренних характеристик. Выучить слова песни А.Зацепина и Л.Дербенёва «Волшебник – недоучка». |
Конспект урока музыки просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки... Просвирниной Ольги Сергеевны учителя музыки средней общеобразовательной школы №13 г Балаково | Урока музыки в 3 классе Тема урока : Развитие музыки Цель урока: учить детей воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека | ||
Тема урока: «Образ России в музыке» Цели урока: Создать обобщенный музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки,... | Урока музыки по теме «Можем ли мы увидеть музыку?» Цель урока музыки: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие | ||
Тема урока Тип урока Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | Урока Тема урока Элемент содержания Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния | ||
Конспект урока немецкого языка во 2 классе учителя немецкого языка... Учитель: Guten Tag! Setzt euch bitte! (сопровождает слова соответствующим жестом) | Урок Татьяна Михайловна zingershucher@mail Образовательное учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №94 с углублённым изучением информатики... | ||
Конспект урока. Тема четверти: «В чём сила музыки» Ланцова Виктория Валерьевна, учитель музыки и мхк, высшей категории, моу сош №47, г. Тверь | Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | ||
Конспект урока музыки в 3 классе по программе Д. Б. Кабалевского... Организационный момент (1 минута). Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Наше занятие-игра называется «Умники и умницы».... | Конспект урока музыки в 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Старченко Елена Алексеевна, учитель физики, гбоу школы №62 Выборгского района г. Санкт-Петербурга | Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?» ... | ||
Конспект урока по алгебре в 7 классе Урок мастерская по теме: «Формулы... Помящая Ольга Валентиновна, гбоу сш №238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга | Конспект урока по музыке в 3 классе «Мороз и солнце, день чудесный…» Цель урока: через изобразительное искусство, поэзию погрузиться в мир прекрасной музыки о зиме |