ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Г. Купрюшина
Государственное федеральное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ангарский промышленно-экономический техникум»
Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в системе профессиональной подготовки студентов СПО портфолио является частью контрольно – оценочных средств по ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ, и подразумевает, что в результате изучения модуля обучающийся должен иметь практический опыт оформления портфолио своих достижений. Портфолио – эффективное средство мониторинга образовательных достижений студента, которое формируется им лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в учебной, творческой, социальной, исследовательской и других видах деятельности, служит связующим звеном между учебным заведением и рынком труда. Цель портфолио - помощь студенту в самореализации как личности, как будущему специалисту, владеющим профессиональными знаниями, умениями, навыками и способным творчески решать поставленные задачи.
Ориентировать студента на успех. Современный выпускник должен обладать набором основных общих компетенций: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Организация работы с портфолио Портфолио создается в течение всего периода обучения и Студент с первых дней поступления в учебное заведение осознать то, что ты сам в ответе за свое будущее, за свою карьеру. 1 курс. Сбор информации в портфолио:
биографические сведения;
- по участию в общественной деятельности;
- по учебной деятельности;
- определение комплекса компетентностей, определяющих содержание портфолио;
- написание различных отзывов по адаптации, по результатам просмотра, мероприятий.
Анализ стандарта и профессиональной характеристики, определение комплекса компетентностей специалиста.
2 курс. Совместная работа студентов и преподавателей с портфолио.
Накопление материала для портфолио.
Создание учебно-методических комплексов.
Ведение дневников.
Написание отчетов, конспектов уроков и внеклассных мероприятий по итогам практик.
Накопление диагностического материала.
Создание игровых программ.
Написание реферата.
3 курс. Совершенствование учебно-методических комплексов и отчетной документации,
анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий;
написание и защита курсовых работ;
написание и защита отчетов по практике.
4 курс. Систематизация и структурирование материалов портфолио.
Подготовка резюме для трудоустройства.
Написание и защита дипломного проекта.
Подготовка к презентации портфолио.
Виды портфолио В зависимости от целей и задач можно выделить множество видов портфолио: документов, достижений, рефлексивное, электронное и т.д. «Портфолио документов» содержит документы студента, показывающие развитие и рост в обучении: зачетные книжки, свидетельства, удостоверения о присвоении квалификации, категории, разряда, получении дополнительного образования и т. п.
Преимущество данного вида портфолио – это возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио, но не описывает процесса индивидуального развития студента, специфику его учебного стиля и т.п. Портфолио достижений (работ) определяется как организованная, целенаправленная документация профессионального роста и достигнутой компетентности в процессе обучения. Т.е. сюда входят различные творческие, исследовательские работы, участие студента в различных научных конференциях, учебных лагерях, спортивных и художественных мероприятиях
Портфолио этого типа дает широкие представление о динамике учебной и творческой активности студента. Рефлексивное портфолио представляет собой технологию активного, самостоятельного, творческого осмысления учебной и вне учебной деятельности и её результатов, индивидуализации содержания, глубины и темпов обучения.
Портфолио этого типа дает возможность включить механизмы самооценки студента, что повышает степень осознанности процессов обучения. Сложность формализации и учета собранной информации. Электронное портфолио может быть размещено как на персональном сайте, так и на сайте учебного заведения. Структура портфолио Любое портфолио имеет свою структуру и свои механизмы сбора и организации информации и оценивания результатов.
Для студентов нашего техникума мы предлагаем следующую структуру портфолио, разбитого на части внутри которых можно выделить разделы главы, подглавы и т.д.
Количество разделов и рубрик, а также их тематика могут быть различными и определяются для каждого конкретного случая. Обязательно наличие в портфолио четко сформулированного содержания/ оглавления (с названиями разделов, наименованиями материалов и т.п.).
В качестве основных разделов портфолио, мы предлагаем разбить его структуру на 5 частей:
Часть 1. «Введение»
| Краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях.
| Часть 2. «Мои достижения»
| Материалы, свидетельствующие о достижениях студента, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта;
| Часть 3. «Я в мире людей»
| Материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п.
| часть 4. «Взгляд на себя и в будущее»
| Материалы, содержащие самооценку студентом своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностей, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средства и времени их осуществления.
| Раздел 5. «Заключение для…»
| Обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях Вашей личности, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.
|
Показатели оценки портфолио Портфолио следует рассматривать как современный метод оценивания образовательных достижений студентов, которые будут регламентироваться документом КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ в соответствии с требованиями к оцениванию общих компетенций по профессиональному модулю каждой специальности. Именно портфолио позволяет оценить не только прогресс и результаты деятельности студента, но также и их индивидуальные усилия и способности к самооценке, рефлексии и анализу собственных достижений (в прошлом и в будущем).
Заключение Несмотря организационные проблемы и дополнительные трудозатраты со стороны преподавателей, преимущества портфолио несомненны. В целом портфолио обеспечивает:
непрерывный процесс отслеживания и оценивания качества учебных достижений, на основе которого можно принимать решения об эффективности учебного процесса и реализовывать индивидуальный подход к обучению;
оценку мыслительной деятельности студента, его междисциплинарных умений, умений постановки проблем, решения нестандартных задач, понимания учебных предметов и овладения соответствующими навыками.
На основе получения обратной связи предоставляется возможность оценивать и педагогическую деятельность, своевременно и оперативно применить новые вариативные формы индивидуальной и коллективной работы.
Список литературы:
Переверзев, В.Ю. Электронное портфолио студента как инновационное оценочное средство /Ю.В. Переверзев, С.А. Синельников // СПО. – 2008.- №1.- С. 71-73.
Битер, О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности. /Методист. – 2010.- №1.- С. 47 – 48.
Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина //Специалист – 2010. - № 3. С.- 18.
Новикова Т.Г. Пинская М.А. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Сборник материалов. – М.:, 2005, - 110 c.
Материалы Интернет.
|