Практикум по русскому языку





Скачать 148.26 Kb.
НазваниеПрактикум по русскому языку
Дата публикации20.06.2013
Размер148.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Фестиваль Русского языка - 2012

Подготовка к ГИА – 2012г.

Урок-практикум по русскому языку

с использованием компьютерной презентации.

9 класс.

Правописание приставок (тренинг выполнения задания А6).

Автор: Овчинникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан.

Методические рекомендации (аннотация) к уроку

Данный урок является логическим звеном в системе занятий с учащимися по подготовке к ГИА и представляет собой интерактивную модель обучения, основанную на деятельностном подходе. Основная цель урока: организация комфортных условий обучения, создание ситуации успеха для подготовки учащихся к успешной сдачи ГИА. Структура данного урока мало чем отличается от структуры обычного урока, но виды деятельности учащихся позволяют сделать насыщенным, продуктивным и занимательным. Применение информационной технологии позволяют учителю оптимально распределить время урока, а большой резерв технологической поддержки облегчают деятельность учителю по предоставлению большого количества информации, разнообразят формы представления информации, активизируют внимание учащихся вокруг учебной проблемы, а групповые и самостоятельные задания делают более динамичными.

Прогнозируемый результат.

Все действия урока предусматривают развитие умения учащихся понимать и интерпретировать данные формулировки заданий, направленного на правильное выполнение задания ГИА части А6, умения выделять главную или нужную информацию из текста, применять её на практике, анализировать полученные данные и систематизировать по требуемым признакам.
Цели урока:

  1. Актуализация знаний учащихся по теме «Правописание приставок»;

  2. Развитие аналитических умений и навыков учащихся;

  3. Совершенствование практических умений учащихся;

  4. Подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку.


Техническое и дидактическое пространство урока: компьютер, интерактивная доска или мультимедиапроектор, презентация по теме урока, карточки для учащихся, интерактивный тренажёр «Репетитор по русскому языку».


Этапы урока.

I. Актуализация знаний

1. Приветствие.

2. Словарный диктант (по 3- 7 слайдам презентации)

- Выпишите слова, обозначив орфограммы следующих правил:
Текст задания:




1 вариант - «Единообразное написание приставок или Правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука»

2 вариант - «Правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука»

3 вариант - «Правописание приставки определяется её значением»


1

1) схватил 3) раздеться

2) раздавались 4) здоров

1)свалявшейся 3)откатывались

2) беззвучно 4) впалыми

1) привет 3) приседали

2) раздавались 4) вслух

2

1) изнежила 3) избаловало

2) бесценная 4) сразу

1) вперёд 3) сгоревшие

2) отжаться 4) раскручивая

1) приговор 3) прикован

2)раздражённо 4)преимущество

3

1) различать 3) изменится

2) отдавал 4) вздохнул

1) подбежал 3) раздумывать

2) отдёрнул 4) стемнело

1) примитив 3) преступать

2) прелюдия 4) презент

4

1) раскинулся 3) изловили

2) вскоре 4) беззаботные

1) раскрыл 3) ссорился

2) сжал 4) сгребла

1) принцип 3) придвинул

2) придирался 4) привлекал

5

1) сдерживая 3) беспомощный

2) измучивала 4) всхлипнула

1) сделать 3) вспомнил

2) растение 4) всмотреться

1) признал 3) привереда

2) привыкать 4) приехал

6

1) разлил 3) расплакаться

2) сделать 4) разделив

1) сдвинув 3) воскликнув

2) восток 4) вслух

1) привилегия 3) приключения

2) причудливый 4) приморский

7

1) рассказал 3) всмотревшись

2) бесшумно 4) изваяние

1) разгильдяй 3) раздор

2) размах 4) раствор

1) премьера 3) президент

2) преграда 4) предания

8

1) безразличие 3)воскликнула

2) открыл 4) вздрогнул

1) росинка 3) розыгрыш

2) росомаха 4) россказни

1) прибаутка 3) природа

2) приоритет 4) присказка

9

1) расплата 3) испробовали

2) вздохнула 4) включила

1) списать 3) расписать

2) подписать 4) отписать

1) привидение 3) прихоть

2) приволье 4) приятель

10

1) срубала 3) взрыхлил

2) рассаживались 4) разгрёб

1) схватил 3) здоров

2) разделив 4) вскоре

1) прервать 3) презирать

2) преподать 4) прессовать


3. Самопроверка (8 слайд презентации)




1 вариант - «Единообразное написание приставок или Правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука»

2 вариант - «Правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука»

3 вариант - «Правописание приставки определяется её значением»


1

1) схватил

2) беззвучно

3) приседали

2

4) сразу

4) раскручивая

3) прикован

3

2) отдавал

3) раздумывать

3) преступать

4

2) вскоре

1) раскрыл

3) придвинул

5

1) сдерживая

3) вспомнил

4) приехал

6

2) сделать

3) воскликнув

4) приморский

7

3) всмотревшись

2) размах

2) преграда

8

2) открыл

4) россказни

4) присказка

9

4) включила

3) расписать

2) приволье

10

1) срубала

2) разделив

1) прервать




  1. Прогнозирование результатов урока.

- Ребята, назовите, пожалуйста, орфограммы, с которыми вам пришлось работать.

- В каком задании экзаменационной работы ГИА встречаются названные вами орфограммы?

- Определите основную задачу урока, сделав вывод по словарному диктанту.

II. Практическая работа по тексту

1. Найдите в отрывке из рассказа Ю.Яковлева «У человека должна быть собака» слова с приставками и сформулируйте задание по типу ГИА А6. (текст на слайде 9 и дублируется карточкой):

В большом магазине, где продаются ружья, порох и ягдташи — сумки для добычи, — среди охотников и следопытов топтался мальчик. Он привставал на носки, вытягивал худую шею и всё хотел протиснуться к прилавку. Нет, его не интересовало, как ловко продавцы разбирают и собирают ружья, как на весы с треском сыплется тёмная дробь и как медные свистки подражают голосам птиц. И когда ему наконец удалось пробраться к прилавку и перед его глазами сверкнули лезвия ножей, которые продаются только по охотничьим билетам, он остался равнодушным к ножам.

 Среди охотничьего снаряжения глаза мальчика что-то напряжённо искали и не могли найти. Он стоял у прилавка, пока продавец не заметил его:

 — Что тебе?

 — Мне… поводок… для собаки, — сбивчиво ответил мальчик, стиснутый со всех сторон покупателями ружей и пороха.

 — Какая у тебя собака?

 — У меня?.. Никакой…

 — Зачем же тебе поводок?

 Мальчик опустил глаза и тихо сказал:

 — У меня будет собака.

 Стоящий рядом охотник одобрительно закивал головой и пробасил:

 — Правильно! У человека должна быть собака.

 Продавец небрежно бросил на прилавок связку узких ремней. Мальчик со знанием дела осмотрел их и выбрал жёлтый кожаный, с блестящим карабином, который пристёгивается к ошейнику.

 Потом он шёл по улице, а новый поводок держал двумя руками, как полагается, когда ведёшь собаку. Он тихо скомандовал: «Ря-дом!» — и несуществующая собака зашагала около левой ноги. На перекрёстке ему пришлось остановиться - тогда он скомандовал: «Си-деть!» — и собака села на асфальт. Никто, кроме него, не видел собаки. Все видели только поводок с блестящим карабином.

2. Проверка (10 слайд)

Возможные ответы:

- привставал – «Правописание приставки зависит от её значения «неполнота действия»;

- разбирают – «Правописание согласной на конце приставки зависит от последующей согласной» или «На конце приставки пишется буква З перед звонким согласным»;

- к прилавку - «Правописание приставки зависит от её значения «близость к какому-либо месту»;

- искали - «Правописание согласной на конце приставки зависит от последующей согласной» или «На конце приставки пишется буква С перед глухим согласным»;

- сбивчиво, стиснутый, связку, скомандовал - «Единообразное написание приставок» или «Правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука»

- пристёгивается - «Правописание приставки зависит от её значения «соединение».

3. Морфемный разбор слов (по вариантам у доски)

- Из следующего отрывка рассказа Ю.Яковлева «У человека должна быть собака» используем слова для выполнения морфемного разбора с объяснением орфограммы в приставках (слайд 11):

Жеке хотелось встать и рассказать2 людям о собаках. Но тут его приглашали2 в кабинет. Он садился на белую табуретку и, ёрзая, наблюдал, как сестра разбивала2 ампулу и брала в руки шприц. Шприц с длинной иглой казался ему огромным стеклянным комаром с острым страшным жалом. Вот этот комар приближается2… Жека зажмуривается… и острое обжигающее жало впивается в тело…

(двое учащихся выполняют задание у доски)

III. Анализ и систематизация изученного

  1. Проанализируйте данный языковой материал (на слайде 12, дублируется карточкой с заданием и карточкой для ответа – приложение №1) и распределите слова по видам орфограмм, оформив в виде таблицы. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограммы (карточки с ответами потом собираются для проверки).

Во..пламеняться, бе..молвие, ра..сылать, в..бодриться, мирово..зрение, ра..прямить, бе..мерный, ра..рыхлить, и..гонять, и..царапать, бе..законный, ра..румяниться, и..подтишка, бе..земельный , во..хвалять, бе..смертный , и..следование, в..лететь, ра..считать, и..расходовать

бе..стыдник, и..царапать, во..ход , пр.обрести, ра..таять, пр.ятный, ..бить, о..дать, пр.ладить, пр.городный, пр.остановить, ..бросить, ..просить, пр.волжский, пр.близить, ра..суждать, пр..гнать, пр.винтить, ро..сыпь, пр.хорошенький, пр.строить, о..делить, пр.одолеть, пр.седание, пр.пухнуть, и..кажение, пр.огромный, пр.мёрзнуть.
IV. Итоги урока

1. Выполнение итогового проверочного теста «Правописание приставок» (слайды 13-15).

№ задания

1 вариант

2 вариант

1

В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука,

обозначаемого следующей после приставки буквой?

1) пригибаясь 2) рассохшийся

3) отошли 4) отступил

В каком слове правописание приставки не зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

1) разбежались 2) скрещённые

3) взглянул 4) растерянный

2

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1) представила 2) привыкла

3) приподнялась 4) приклеивающие

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»?

1) безмолвием 2) всхлипывая

3) разваленной 4) сжатая

3

В каком слове неизменяемая приставка, в которой при произношении происходит озвончение?

1) здесь 2) вздрогнул

3) сдачи 4) взвивалась

В каком слове неизменяемая приставка, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение)?

1) безраздельный 2) разрешили

3) бесспорно 4) сбегать

4

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) установилась 2) разбудила

3) спрятанный 4) бескорыстная

В каком слове правописание приставки определяется её значением –

«приближение»?

1) приговаривала 2) приветливой

3) прислушиваясь 4) приходил


5

В каком слове правописание приставки определяется её значением,

близким к слову «очень»?

1) приняли 2) прихлопывая

3) приятно 4) преумный


В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»?

1) неподвижно 2) склонив

3) вскипит 4) раздвоенной

6

В каком слове правописание приставки определяется её значением –

«приближение»?

1) превосходство 2) припадая

3) причёсывала 4) придёт


В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки

буквой?

1) обдуманными 2) испортила

3) открыл 4) позвонил

7

В каком слове правописание приставки определяется её значением

«присоединение»?

1) прорезались 2) приходится

3) выскользнула 4) прикован


В каком слове правописание приставки определяется её значением –

«неполнота действия»?

1) привёл 2) прервать

3) прищурились 4) придвинул



2. Самопроверка и самооценивание (16 слайд презентации)

№ задания

1 вариант

2 вариант

1

2) рассохшийся

2) скрещённые

2

3) приподнялась

2) всхлипывая

3

3) сдачи

4) сбегать

4

4) бескорыстная

4) приходил

5

4) преумный

4) раздвоенной

6

2) придёт

4) испортила

7

4) прикован

4) придвинул


Шкала оценивания (17 слайд):

7 правильных ответов – «5»;

6-5 правильных ответов – «4»;

4-3 правильных ответов – «3»;

менее 3-х правильных ответов – «2».
V. Домашнее задание (18 слайд)

- Выполнить задание А6 из 1-14 вариантов сборника Цыбулько И.П., Е.Н Зверева. ГИА-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. М., Национальное образование. 2012

Литература (слайд 20)

  1. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2012. Ростов-на-Дону. Легион. 2011.

  2. Симакова Е.С. Русский язык: 40 типовых экзаменационных работ для подготовки к ГИА. 9 класс. М. Издательство Астрель. 2008.

  3. Цыбулько И.П., Е.Н Зверева. ГИА-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. М., Национальное образование. 2012.

  4. Материалы интернет-сайта http://resolventa.ru.

  5. Яковлев Ю.Я. Рассказ «У человека должна быть собака».

  6. Картинки, использованные на презентации, с сайта http://images.yandex.ru


Приложение 1.
Ф.И. учащегося ___________________________________________ дата_______________
(если необходимо, можно добавить ещё группу)


Наименование орфограмм













Примеры слов
































































































































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по русскому языку iconА. В. Тиховодова практикум по русскому языку
Практикум по русскому языку и культуре речи : учеб практ пособие / А. В. Тиховодова – Н. Новгород : Изд-во фбоу впо «вгавт», 2011....
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 7 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции М. Т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. «Программа по русскому языку». // Программы...
Практикум по русскому языку iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса учителя 1 квалификационной категории
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-11 классов Л. З. Шакировой,...
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 9 класс
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому...
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции Т. А. Ладыженской с учетом требований регионального образовательного стандарта Забайкальского...
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 7 «Б» класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 7 класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса моу «Сайгатинская...
Она составлена на основании Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,...
Практикум по русскому языку iconПрограмма и методические рекомендации по русскому языку программа по русскому языку (9 класс)
Настоящая программа разработана для выпускников IX классов и направлена на подготовку к егэ по русскому языку. Программа создана...
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 9 а класс Учитель: Язовских Татьяна...
Государственного стандарта, примерной программы по русскому языку,М., Дрофа,,2008,программы по русскому языку к учебникам для 5-9...
Практикум по русскому языку iconПояснительная записка. Планирование по русскому языку в 9 классе...
Буп 2012 г обязательный минимум содержания образования федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку 2012г
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной...
...
Практикум по русскому языку iconРабочая программа по русскому языку 11 класс, базовый уровень
Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск