Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона»





Скачать 327.19 Kb.
НазваниеУченический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона»
страница1/4
Дата публикации09.08.2013
Размер327.19 Kb.
ТипИнтервью
100-bal.ru > Информатика > Интервью
  1   2   3   4
Ученический

научно-исследовательский проект

«Загадки колокольного звона»

Выполнили: Ярославцева Татьяна, ученица 10 класса МОУ СОШ №4 п. Карымское
Научный руководитель: Гайфулина М.Ю. учитель физики высшей квалификационной категории МОУ СОШ №4 п. Карымское


Содержание
1.Введение……………………………………………………стр 1-2

Цель исследования……………………………………………стр 1

Задачи исследования…………………………………………стр 1

Актуальность данной проблемы…………………………….стр 1
2.Теоретический обзор………………………………………стр 24-2

Из истории колоколов ……………………………………..стр 2

Колокольная акустика………………………………………стр

А Музыкальный аспект колокольного звука………..

Б Физический механизм звучания колокола……………

В Зависимость качества звука колоколов от различных факторов…..стр 6-7

Лечебные свойства колокольного звона…………………стр 9

Медицинские исследования влияния колокольного звона на организм человека……………………………………стр 10-12
3.Практическая часть

Интервью со звонарем Читинского кафедрального собора ……стр 12

Проведение экспериментов по изучению звука колокола…

Социологическое исследование влияния колокольного звука на организм человека……………………………………..стр 13-14
4.Заключение.
Литература……………………………………………………..стр 17






Название проекта

Загадки колокольного звона

Разработчики

Проектная команда: –Ярославцева Татьяна, ученица 10 класса МОУ СОШ №4 п Карымское

Гайфулина М.Ю. учитель физики МОУ СОШ№4 п. Карымское

Научно-методические основы разработки проекта

Проект разработан на основе изученной в курсе физики темы «Звуки», статьи Н.И. Оловянишникова "История колоколов и колокололитейное искусство», информации с сайтов Интернета, интервью со звонарем Читинского кафедрального собора и практических исследований

Основные этапы

реализации проекта

1этап - Определение темы исследования, постановка цели и задач проекта.

2этап – Сбор, изучение и анализ информации.

3этап -Практический. Организация встречи со звонарем Читинского кафедрального собора, беседы с врачами. Социологическое исследование проектной группы. Оформление результатов. Создание компьютерной презентации и фотоальбома.

4этап Защита проекта.

Цель и задачи


Цель: исследовать исторический, музыкальный, физический, медицинский аспекты колокольной акустики и практическую значимость её.

Задачи:

Познакомиться с историей колоколов.

Разобраться, каким образом создается колокольный звук

А) Познакомиться с имеющимися в науке фактами по данной проблеме.

Б) Провести эксперименты по изучению колокольного звука.

Исследовать, от каких факторов зависит колокольный звук.

Изучить мнения специалистов о влиянии колокольного звона на организм человека.

Провести социологическое исследование по данной проблеме.

Приоритетное направление

Актуальность этого исследования состоит в том, что сейчас в России возрождаются традиции колокольного звона, и интерес к истории этого звона, как к произведению литейного искусства, как музыкальному инструменту, способному оказывать лечебное воздействие на организм человека и его душу очень велик. Эта работа должна помочь нам понять научные истины и практическую значимость колокольного дела.




Структура проекта

1.Введение (Цель исследования, задачи исследования, актуальность данной проблемы)

2.Теоретический обзор История колокольного искусства. Различные аспекты колокольной акустики. Лечебные свойства колокольного звона и использование его в музыкальной терапии..

3.Практическая часть

Интервью со звонарем , опыты по изучению звука колокола

Социологическое исследование.

4.Заключение.


Чудный звон колоколов

Радость в душах пробуждает,

И в полуночный призыв

В тишину небес взлетает,

И торжественно парит,

Новый день благовещая….

С. Трофимова
Посещая в очередной раз столицу нашего Забайкалья, услышав раскатистые голоса колоколов Кафедральном собора, мы внутренне собираемся, мобилизуя свои душевные и физические силы, и пытаемся понять - разгадать, о чем на сей раз вещает колокол? Мощные звуки, разливающиеся в воздухе на многие километры вокруг, трогают сердце каждого человека, даже того, кому неизвестна сложная символика колокольного звона.

Завораживающий звук колокола. Можно ли это считать чудом? Смотря какое значение вкладывать в это слово. Для кого-то чудо - превращение лягушки в царевну, для другого - полет к далеким планетам, а для иного - просто утро каждого дня. Говорят, что в звуках колокола есть и первое, и второе, и третье.
К колоколам всегда отношение было особенное. Нам достались полные загадок и таинства рассказы, сказки, предания и былины о колоколах, о том, как колокольный звон отводит дьявольские козни, болезни, бури и молнии; как колокол не раз звонил «сам по себе», предрекая войну, голод или смерть государя; как за неугодный звон по воле царей колокола «казнили» пред народом: били батогами, отрубали ухо и отправляли в ссылку.

Колокольный звон служил своего рода мерилом праведности и добра. "Рожь чище звона", "голос чище звона", или "слава, что звон колокольный" – так говорили о том, что достойно было высшей оценки и похвалы.

В чем же загадка колокола? Каким образом создается колокольный звук?

От каких факторов зависит этот звук? Откуда в нем столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращенных к одушевленной и неодушевленной природе? Лечебные свойства колокола – миф или реальность?

Эти и многие другие вопросы заинтересовали нас и явились основой нашей исследовательской работы.

Цель проекта: исследовать исторический, музыкальный, физический, медицинский аспекты колокольной акустики и практическую значимость её.

Задачи:

Познакомиться с историей колоколов.

Разобраться, каким образом создается колокольный звук:

А) Познакомиться с имеющимися в науке фактами по данной проблеме;

Б) Провести эксперименты по изучению колокольного звука;

В) Исследовать, от каких факторов зависит колокольный звук.

Изучить влияние колокольного звона на организм человека.

Провести социологическое исследование по данной проблеме.
Актуальность этого исследования состоит в том, что сейчас в России возрождаются традиции колокольного звона, и интерес к истории этого звона, как к произведению литейного искусства, как музыкальному инструменту, способному оказывать лечебное воздействие на организм человека и его душу очень велик. Эта работа должна помочь нам понять научные истины и практическую значимость колокольного дела.
Из истории колоколов

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова читаем определение: «Колокол – металлическое изделие в форме полого усеченного конуса с подвешенным внутри стержнем (языком) для звона». Лингвисты утверждают, что слово "колокол" произошло от иностранного корня. Но славянскому слуху это слово говорит гораздо больше: мы слышим здесь и "колотить", и "коло", "около", "околица". Также существует предположение о происхождении названия колокола от французского cлова "clocher", что в переводе также означает "колокол", либо от славянского слова "коло" – круг. По латыни – созыв, по-гречески – зов. По-церковному колокол именуют также "кампан".     На Западе колокола стали изготавливать лишь в VI веке. До нас дошла легенда о создании первого колокола. В городе Нола (римской провинции Кампания) служил некий епископ Павлин. Однажды после утренней службы он гулял в поле, но вскоре от усталости прилег отдохнуть и заснул. Во сне ему явились ангелы с цветами-колокольчиками, издававшими чарующие звуки. Епископ был поражен увиденным и, вернувшись домой, тут же приказал мастерам отлить колокола по форме тех чудесных цветов. Эта форма оказалась удачной, и вскоре бронзовые колокола стали распространяться по всей Европе.   На Руси к колоколам долгое время относились настороженно. Пришли они к нам с Запада, поэтому и не сразу вошли в употребление. Да и время было тяжелое: междоусобные войны раздирали русское государство изнутри, а с внешней стороны угрожали набеги монголо-татар. Только к XVI веку зазвучали колокола по всей Руси. С появлением на Руси колоколов и появилась своеобразная колокольная мифология, многочисленные ритуалы и верования. В народном восприятии колокола удивляет то, что его воспринимают как живое существо, во многом подобное человеку. Свидетельств тому множество. Колокола нарекали личными именами и прозвищами. Ещё в 1290г. ростовские князья Димитрий и Константин Борисовичи послали в Великий Устюг "Великий колокол Тюрик". Хорошо известны колокола "Сысой" (по имени ростовского митрополита Ионы Сысоевича), "Реут" (Ревун), "Лебедь" (прозванный так за его звон, подобный лебединому крику), "Голодарь" (в него звонили во время Великого поста) и т.д.

    Литье колоколов являлось почетным делом. Поначалу этим занимались в монастырях; позже стали возникать заводы, где работали целыми семьями, передавая по наследству секреты литья. Самыми известными русскими династиями литейщиков были Даниловы, Моторины, Андреевы, Михайловы и др.     Литейщики имели большие льготы на землю, от самого царя получали они ценные подарки; но высшей наградой было получение звания "государева мастера" и право отливать на колоколах свою фамилию. Так, начиная с XV века колокола становятся не просто предметом литья, но и художественным произведением. На них отливали узоры, надписи, иконы, гербы, по которым можно было определить, где, кем, когда и в честь какого события отливался колокол.

Мы остановились лишь на маленькой крупице богатой истории колоколов.

Колокола прекрасны не сами по себе, а своими колокольными звуками. Наука, изучающая звуки называется акустикой. Акустика колокола — очень интересный аспект. Интересны и музыкальный, и морфологический, и исторический, и литургический, и физический, и медицинский аспекты — их очень много. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Музыкальный аспект колокольной акустики.

Музыка колоколов – это целое искусство. Поиск благозвучия колоколов всегда был одной из краеугольных задач в колокольной науке. До конца XIX столетия изучение особенностей звучания колоколов представлялось почти неразрешимой задачей: ведь не существовало тогда еще электронных анализаторов спектра и не было инструментальной возможности, чтобы достоверно "заглянуть" внутрь колокольного звучания, попытаться проанализировать подчас сложнейшие взаимоотношения колокольных тонов. В то же время, нельзя сказать, что наши предшественники вовсе не представляли себе колокольную гармонию. Колокольные звоны были предметом многократного воспроизведения и воспевания в различных областях искусства, литературе, поэзии, живописи и музыке. Вспомним, хотя бы, гармонический строй симфонического оркестра, когда оркестровые инструменты изображали колокола в операх Глинки, Мусоргского. Музыковед М. Владышевская так описывает колокольное звучание: « Напряженные звукосочетания, какие-то вздохи и всплески: все это предельно точно изображает именно характерный колокольный звук. Если бы колокола звучали просто, то каждому колоколу был бы сопоставлен некий определенный тон, высота и длительность этого звука была бы описана некоей нотой. Но колокола всегда дают созвучие, которое не подчиняется вполне правилам классической музыкальной гармонии, это сочетание звуков и помогает слушателю отрешиться от звуков привычной обыденной музыки».

Ни один колокол по звучанию не похож на другой. Голос каждого колокола так же неповторим, как голос любого человека. Специалисты утверждают, что природа его отлична от всех музыкальных инструментов: при ударе в колокол слышен не один тон, а несколько, как будто поет небольшой хор, а не один голос. Среди них есть главный, основной тон (генерируется в звуковом кольце внизу колокола) и дополнительные (вызываются более высокими объемами тела колокола), которые называются обертонами, и их можно различить на слух от трех до десятка.(бархатистость, заунывность) В этом хоре большого числа отдельных тонов каждый «живет своей жизнью», отличаясь от другого по высоте, громкости и длительности звучания, что создает полноту, сложность и особенные переливы звука. Это многозвучие — душа русского колокола.

В звуке русского колокола, существуют и негармонические призвуки. Они создают свое качество звучания, обладающее особой силой воздействия на человека, не сравнимое ни с чем иным. В зависимости от размеров и характеристик материала диапазон воспроизводимых частот располагается от 40 Гц до 50 кГц (возможно и более). Другая особенность наших колоколов — это их громогласность, чтобы звон был громче и слышен издалека. Громкость колоколов в зависимости от размеров и силы удара может варьироваться в очень больших пределах, практически от 0 до 250 дБ.
Голос колоколу дается при его рождении, многое здесь зависит от квалификации и степени ответственности мастера.

Среди всех задач, стоящих перед литейщиком, звук, голос колокола — самая сложная, но важнейшая задача. Никому не нужен красивый, наполированный, но хриплый или глухой колокол. Вот как писал об этом в начале XX в. Н И Оловянишников: «Главное достоинство всякого колокола — это благозвучность, но отлить колокол в требуемый тон и нужной массы не так легко, и опытному мастеру не всегда удается вполне удовлетворить всем требованиям».

Звук колокола нельзя описать одной нотой. Колокол звучит по-особому сложно: совсем не так, как звучат прочие звенящие предметы и инструменты. Звук колокола всегда можно отличить, например, от звука оркестрового гонга. И это отличие будет заключаться в том, что звон колокола - это вовсе не хаотический набор звуков и призвуков. Самые красивые колокола во все времена ценились именно за стройность звучания.

Русский колокол поражает своим звучанием Он может взять не одну, а три ноты: основной тон – в месте удара, ниже на четыре тона - в середине, ниже на целую октаву – вверху. Поэтому звук колокола – это сочетание нескольких звуков, которые гармонируют. Особенность звука колокола – в тембре: он не остается неизменным. В момент удара преобладает один тон, через 3 секунды самым сильным становится другой, а первый постепенно затухает. Этой уникальной способностью обладают только колокола. Колокола делятся на группы:

  1 ГРУППА - ЗАЗВОННЫЕ (МАЛЫЕ) КОЛОКОЛА.

Украшают колокольный звон своими переливами и разнообразными ритмическими рисунками. Зазвонных колоколов в звонницах бывает от двух до четырех штук. Оптимальное количество - четыре колокола, что позволяет (при определенных навыках звонаря) исполнять наиболее разнообразные варианты звона на этой группе колоколов.

Вес зазвонных колоколов: 4 кг. 8кг, 12кг, 18кг

2 ГРУППА - ПОДЗВОННЫЕ (СРЕДНИЕ) КОЛОКОЛА.

Ведут основную мелодию в звоне. По возможности подбираются между собой с благозвучными интервалами звучания, позволяющими звонарю находить красивые музыкальные рисунки. Минимальное количество - два колокола, максимальное - не ограничено.

Вес подзвонных колоколов: от 35кг до 250кг

В больших наборах колоколов, в подзвонной группе, так же используются более тяжелые по весу колокола.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconПрограмма кружка музыкальной направленности для учащихся средней...
Сегодня наблюдается процесс возрождения не только многих незаслуженно забытых музыкальных произведений духовного плана, но и целых...
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconНаучно-исследовательский проект

Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» icon«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект
Образы ученых в романах А. Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек- амфибия» стр
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconУченический проект
Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconКонкурс научно исследовательских работ «Будущее России» Научно-исследовательский...
«Ономастика – наука об именах и названиях». В своей работе я хочу исследовать историю возникновения названий населенных пунктов Томской...
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconНаучно-исследовательский познавательный проект «Хочу все знать»
Лира, Дева, Скорпион, Весы, Рак. Какое название из этого списка является лишним и почему?
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconОтчет о научно-исследовательской работе общие требования и правила...
Федеральным государственным унитарным предприятием «Мытищинский научно-исследовательский институт радиоизмерительных приборов» и...
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» icon1. Нужно ли в составе заявки предоставлять заполненный проект соглашения...
Государственное научное учреждение всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconВсероссийский фестиваль «Педагогический проект» Номинация фестиваля:...
Сборник лабораторных работ : Исследование трения и износа при ремонте машин и оборудования. Издание переработанное и дополненное....
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconОтчет за 2011 год открытого акционерного общества «центральный научно-исследовательский...
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество “Центральный научно-исследовательский институт «Дельфин»
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconОтчет о реализации Программы развития деятельности студенческих объединений...
Мероприятие «Международный научно-исследовательский проект «Б. Н. Чичерин – русский либерал» (срок реализации ноябрь 2013 г.)
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconКонкурс юных исследователей Номинация : «Зоология и экология беспозвоночных...
Охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный...
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Ученический научно-исследовательский проект «Загадки колокольного звона» iconПрограмма дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск