Скачать 32.67 Kb.
|
УДК 378(06) Проблемы университетского образования В.В. СЕРГИЕВСКИЙ Московский инженерно-физический институт (государственный университет) ИНФОРМАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ На основе ранее обоснованных определений понятий информация и информационная знаковая система развивается системно-семиотический подход к определению содержания образования, ориентированного на сближение естественнонаучной и гуманитарной культур и формирование творческого мышления. Система образования является гипертекстовой средой, в которой используются различные знаковые системы и языки. Различные учебные дисциплины «вбрасываются» без анализа возможных путей их взаимодействия в сознании школьников и студентов. Решение проблемы навигации обучаемых в усвоенных знаниях было бы полезным, как для обучаемых, так и для обучающих. В данном сообщении обсуждается возможный подход к определению содержания образования, облегчающий навигацию в знаниях и формирующий системное мировоззрение. Ранее [1] была отмечена целесообразность различать два типа информации: первичную, содержащую сведения о событиях в объективной реальности, и вторичную, зафиксированную человеком с использованием тех или иных знаковых систем (языковая реальность). Большинство событий и процессов, в которых они манифестируют себя, характеризуются определенными знаками, сигнализирующими о происходящих в реальности изменениях. Эти информационные знаковые системы представляют собой первичную информацию, которая всегда проявляется в виде неоднородностей распределения вещества и энергии в пространстве-времени. Информация определена как функциональная совокупность знаковых систем, абстрагированная от природы их возникновения и реципиента. Свойства любых знаковых систем (семантика, синтактика и прагматика) изучается семиотикой. Методы идентификации и измерений первичных информационных знаковых систем различной природы, а также системное выделение их инвариантов – основа фундаментальных наук. Любой язык также представляет собой функциональную совокупность вторичных знаковых систем. Однако он не отчуждаем от носителя языка. Системы языковой реальности изучаются гуманитарными науками. В самом общем смысле творчество можно рассматривать, как способность индивида создавать нетривиальные тексты. Здесь используется представление о тексте и как о любом продукте научно, технологической, социальной деятельности человека, и как о конечной совокупности высказываний на любом формальном или естественном языке. В процессе творческого познания или преобразования фрагмента реальности человек выбирает или создает по усвоенным образцам язык, адекватный решаемой задаче. Следовательно, система образования, прежде всего, должна обеспечивать формирование целостного миропонимания и навыков использования различных знаковых систем как языков. Каждая фундаментальная наука с определенной позиции исследует реальность и обладает своими проблемно-ориентированными языками. Наибольшие наборы различных знаковых систем используются в естественных науках, которым и следует уделять в процессе обучения значительное внимание. Представление фундаментальных наук в виде учебных дисциплин должно исходить из обстоятельства, что каждая из них анализирует реальность путем исследования специфических знаковых систем. В этом случае создаются предпосылки для системно-семиотического преобразования любой частной науки в учебные модули. Эти модули должны содержать следующие сведения:
Эта же методология может быть использована и для представления дисциплин технического и гуманитарного блоков. При реализации методики три-четыре профилирующие дисциплины, наиболее значимые для последующей профессиональной деятельности, должны задаваться детально, а остальные могут строиться в окрестностях наиболее общих понятий и научных принципов, иллюстрируя их зависимость от позиции наблюдателя. В результате могут быть созданы предпосылки для усвоения каркаса согласованной картины мира, который обеспечит возможность навигации в усвоенных знаниях и при необходимости может быть дополнен в любой актуальной для личности области знаний. Список литературы
ISBN 5-7262-0633-9. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2006. Том 6 |
Содержание №1 2011 официальная информация указ президента российской федерации о праздновании В. Д. Глотов, В. В. Митрикас, С. А. Платонов, А. А. Бермишев оперативная информация | Краткое содержание проекта Тема «Информация» Информация – двигатель прогресса. Умение работать с информацией, представлять и передавать информацию различными способами помогли... | ||
Моу «Берсеневская сош» Содержание I. Информация об опыте II. Технология... Компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь. Почти каждый ученик имеет дома компьютер. Ему доступна любая информация. Все пользуются... | Браило Виктория Викторовна Содержание Информация об опыте | ||
Информация и информационные процессы. Аппаратно-программное устройство компьютера Слово «информация» происходит от латинского «informatio» — осведомление, разъяснение, изложение. Ну, что же такое информация на самом... | Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | ||
Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | 5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах. Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | ||
Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | 5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | ||
5 Итоги участия обучающихся в олимпиадах; Информация о поступлении... Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами | Календарно-тематическое планирование по предмету «Информатика и икт» для 8 гимназического класс Информация. Информатика. Информация в неживой природе. Информация в живой природе | ||
Содержание Страница I. Общие сведения об оу 3-5 II. Условия функционирования оу Информация о профильной направленности обучения в соответствии реализуемыми программами | 1. Информация. Свойства информации. Единицы измерения информации «простые» понятия. В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более... | ||
Контрольная работа на тему Средства хранения и поиска документов «информация». Информация это все: от простой записки до научной монографии. Информация это все фиксированные сообщения: книги, газеты,... | Все ответы должны сопровождаться ссылками на страницы, где найдена... |