Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России»





Скачать 287.23 Kb.
НазваниеУрок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России»
страница1/3
Дата публикации24.06.2014
Размер287.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ НПО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №34

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


142531 Московская область,

г. Электрогорск, ул. Кржижановского, дом 12, корпус 1




Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России»

(интегрированный урок истории и математики)
подготовили и провели

Лахман Марина Самуиловна,

преподаватель истории и обществознания ГОУ НПО ПУ-34;

Галдина Елена Валерьевна,

преподаватель математики ГОУ НПО ПУ-34.

Цели урока:

-познакомить учащихся с историей возникновения, становления и развития городов Золотого кольца;

-закрепить изученный материал по математике в ходе выполнения упражнений;

-рассмотреть случаи применения основных свойств корней n-ой степени и степени с рациональными показателями;

-содействовать воспитанию патриотических качеств личности через познавательный интерес к родной истории.

Задачи урока:

-продолжить оказывать помощь по усвоению морально-нравственных качеств личности, гражданских и патриотических чувств;

-совершенствовать полученные вычислительные навыки и умения применять их в практической деятельности.

Оборудование:

-карта городов, входящих в Золотое кольцо России;

-коллажи с изображениями городов Золотого кольца;

-маршрутные листы для работы;

-карточки с математическими заданиями;

-листы с названиями городов Золотого кольца и датами их основания;

-выставка промыслов городов, входящих в Золотое кольцо России;

-аппаратура для показа презентации;

-фильмы о городах Золотого кольца.

Основные понятия: Золотое кольцо России, «жемчужина» Золотого кольца России, памятник древнерусской архитектуры, промысел, корень n-ой степени, степень с рациональным показателем

Действующие лица: преподаватели истории и математики, учащиеся – экскурсоводы.
Ход урока

I. Вступление

Преподаватели начинают урок и говорят о целях, задачах урока; рассказывают о том, что наша страна велика, богата, красива. Долины и горы, леса и поля, реки и озера, города и поселки- все это наша Родина – Россия. Богата она не только уникальной и разнообразной природой, но и замечательными, талантливыми людьми, их историей, их достижениями. Однако любить свою Родину, гордиться ею может только человек, который знает историю своей страны.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин…

Люблю, люблю и понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

А.С. Васильева

Преподаватели говорят о том, что Золотое кольцо России – огромный памятник из 15 городов центрально – европейской части РФ с их уникальными достопримечательностями, историческими событиями, деяниями великих людей.

Преподаватели также поясняют, что данный урок является интегрированным, так как учащиеся в ходе него будут путешествовать по Золотым городам России, рассказывать об их истории, а помогать в этом им будут знания математики.

Преподаватели знакомят присутствующих с учащимся - импровизированным проводником поезда, который будет помогать в путешествии.
II. Путешествие по городам Золотого кольца России

Учащийся - проводник: Уважаемые пассажиры, наш поезд отправляется! Доброго пути!

Преподаватель математики: Ребята, мы с вами посетим города Золотого кольца. Пока мы не знаем, в какие из них мы успеем попасть. Для того, чтобы определиться с маршрутом, мы привлечем знания математики. На доске написаны примеры, в ходе путешествия мы будем их решать, а ответами наших заданий станут года основания городов нашего путешествия.

Давайте приступим к выполнению примеров.

1-ая остановка - Владимир

Преподаватель объясняет условия.


Учащиеся решают. Ответ готов.990год

Какой это город? (учащиеся подбирают правильный ответ из предлагаемых на доске примеров). Это город Владимир.

Учащийся - проводник: Наш поезд прибывает на станцию Владимир! Здесь вы можете осмотреть достопримечательности города и послушать рассказ нашего экскурсовода. Остановка поезда – 5 минут. Присутствующие просматривают фильм «Город Владимир» (программа Movie maker). Хронометраж фильма – 1 минута.

Выступление учащегося-экскурсовода 1:

Современный город Владимир – крупный областной центр с населением свыше 300 тысяч человек, площадью около 130 квадратных километров. Владимир расположен в 190 километрах от Москвы, стоит на берегу реки Клязьма. Город входит в состав Золотого кольца России.

Согласно исследованиям археологов, первые поселения на территории современного Владимира образовались примерно 25 тысяч лет до нашей эры. Позднее (примерно в начале третьего тысячелетия до нашей эры) берега Клязьмы заселили волго-финские племена. Славяне пришли на эту территорию гораздо позже, в десятом веке нашей эры. Поселения быстро разрастались, другие племена постепенно заполняли территорию.
Существует несколько версий возникновения города, по одной из них, основателем города стал киевский князь Владимир Красно Солнышко. В 990 году он прибыл к поселениям на Клязьме и приказал основать новый город, который будет называться его именем. Также по его приказу был построен храм пресвятой Богородицы, и началось массовое крещение народа.
По другой версии, город был основан в начале двенадцатого века и вовсе не Киевским князем Владимиром Святославовичем, а Переяславским князем Владимиром Мономахом. Археологи нашли подтверждение тому, что Мономах был в тех краях и приказал возвести неприступную крепость. Место было выбрано неслучайно, так как с юга протекала река Клязьма (глубоководная с неприступными крутыми берегами), с севера текла небольшая река Лыбедь, с востока степь была изрезана  глубокими оврагами. Таким образом, место было практически неприступно, лишь с западной стороны можно подобраться к ее стенам. По окончании строительства решено было дать крепости имя Владимир, в честь Владимира Мономаха. Постепенно, территория вокруг крепости заселялась, город рос.
Третья версия объединяет первые две. Согласно этому предположению город был основан Владимиром Красно Солнышко, а Владимир Мономах занимался только лишь укреплением защитных сооружений, строительством крепости. Определить какая из версий наиболее точная, в настоящее время невозможно, так как археологические раскопки дают подтверждение каждой из трех гипотез.
С 1182 года до середины пятнадцатого века Владимир являлся одним из могущественных и политически важных городов Руси. Здесь, в кафедральном соборе (в храме Успения Пресвятой Богородицы) получали благословение на управление Русью все великие князья. За это город прозвали «Воротами в Золотое кольцо», так как именно отсюда выходили к народу новые князья.
В тринадцатом веке Владимир становится официальной столицей Руси. Причиной переноса столицы послужило нашествие татаро-монгольской орды. Великий князь Андрей Боголюбский решил как можно дальше от границ с монголами перенести главный город государства. Таким образом, в 1157 году Владимир получает статус столицы. Сразу же город начинает разрастаться, князь приказал сделать новую столицу не менее красивой, чем великий град Киев. Буквально за семь лет Владимир изменился до неузнаваемости. Появились новые храмы, защитные сооружения, выросли неприступные деревянные стены. 

В 1238 году при правлении князя Всеволода Большое гнездо Владимир был взят войсками хана Батыя. Несмотря на хорошую защищенность города реками и оврагами (не говоря о прекрасных оборонительных сооружениях), после долгой осады воины Батыя смогли прорваться через стены Владимира. Большая часть города была сожжена, не спасли горожан и каменные стены храмов, где люди пытались укрыться (среди горожан была семья Великого князя). Батый не жалел никого, многие жители погибли, а все ценное было вывезено ханом. В следующие годы татаро-монголькое войско еще не один раз совершало набеги на Владимир.
 С 1299 года во Владимире была основана официальная резиденция русского духовенства. Эти события снова вывели город на высокий политический уровень, дав ему высокий статус. Все кардинально изменилось, когда Москва начала затмевать другие города своим величием и могуществом. В 1326 году митрополит Петр решил покинуть Владимир и перенести свою резиденцию в Москву. Через несколько лет Владимир лишился своей главной иконы Владимирской Божьей матери. В 1328 году при правлении князя Ивана Калиты Владимир лишился статуса столицы. С этого момента Москва приняла на себя обязанности главного города государства.
Несколько раз Владимир практически полностью разрушался. В восьмидесятых годах четырнадцатого века город разгромили войска Тохтамыша, в середине пятнадцатого века на город напали татарский царевич Талыч. После таких нападений жителям приходилось заново отстраивать большую часть зданий. Еще одно нападение было со стороны польских войск в 1614 году, когда горожане отказались подчиняться людям Лжедмитрия Второго. Тем не менее, горожане быстро восстановили все архитектурные памятники и приступили к расширению города.
В 1719 году Владимир получил новый статус, теперь он являлся столицей провинции. В 1778 году город становится столицей Владимирской губернии и наместничества, но этот статус Владимир носил не так долго, в 1929 году город становится частью Ивановской области.  
Только лишь в 1944 году город получает свое законное звание столицы Владимирской области и становится административным центром.
В настоящее время Владимир высоко развитый в промышленном и культурном плане город. Главными его достопримечательностями являются Успенский и Дмитриевский соборы, а так же Золотые ворота. Город до сих пор хранит огромное количество архитектурных памятников, что привлекает туристов со всех стран.

Преподаватель математики: Переходим ко второму примеру. Преподаватель объясняет условия. 1931 (25−2)∙√125∙64∙273+131=

Учащиеся решают. Ответ готов.

Какой это город? (учащиеся подбирают правильный ответ из предлагаемых на доске примеров). Это город Гусь-Хрустальный.

Учащийся - проводник: Наш поезд прибывает на станцию Гусь-Хрустальный! Здесь вы можете осмотреть достопримечательности города и послушать рассказ нашего экскурсовода. Остановка поезда – 5 минут. Присутствующие просматривают фильм «Город Гусь-Хрустальный» (программа Movie maker). Хронометраж фильма – 1 минута.

Выступление учащегося-экскурсовода 2:

Город Гусь-Хрустальный расположен в Мещёрской низменности во Владимирской области (в 63 км к югу от Владимира). Он был основан в середине XVIII века как посёлок рабочих, расположенный неподалёку от стекольного завода. Статус города Гусь-Хрустальному был присвоен в 1931 году. В настоящее время город является одним из центров стекольной промышленности России.

Своё название посёлок получил от одноимённой речки, на которой он расположен. Некоторые историки считают, что название это образовалось при изменении финно-угорского слова «кууси», означавшего «ель» или «еловый». Река, действительно, протекает по лесистой местности, где основной хвойной породой является ель. Мещёрская низменность получила название от названия финно-угорского племени Мещёра, так что вполне вероятно и такое происхождение названия. Однако народ, не углублявшийся в изучение исторических сведений, считает, что имя городу дало название известной всем птицы.Годом основания города считается 1756 год, когда рядом с основанной хрустальной мануфактурой возникло небольшое поселение. Основателем фабрики и, соответственно, будущего города был орловский купец Аким Мальцев. Таким образом, история города и хрустальной фабрики, а в последствии завода неразрывно связаны, так же как и судьба династии Мальцевых, владевших городом на протяжении нескольких десятилетий.

Стекольное дело Мальцевы начали осваивать ещё в начале XVIIIвека, когда Василий Васильевич Мальцев стал одним из компаньонов основателей подмосковной фабрики Дружинина и Аксёнова. После их смерти производство осталось ему. Произошло это в 1730 году. С целью повышения качества выпускаемого стекла Мальцев приглашает известных своим мастерством богемских специалистов.

Уже к концу 30-х годов стекольное производство Мальцева стало одним из крупнейших и известнейших в России. После смерти Василия Мальцева фабрика была разделена между двумя его сыновьями  Александром и Акимом. В 1747 по указу Сената все стекольные фабрики должны были быть перенесены на расстояние не менее 200 верст от Москвы. В результате Александр основал своё производство в Дятькове, также известном в настоящее время своим стекольным искусством, а Аким  решил обосноваться в Мещёрском крае.

Здесь он выкупил село Никулино и окружавшие его земли. Вскоре на этом месте вырос новый стекольный завод. Сюда же перебрались мастера стекольного дела со своими семьями, образовав тем самым рабочий посёлок. После смерти основателя завода им некоторое время управляла его жена, а затем старший сын Акима – Сергей. При нём постепенно увеличивающееся вместе с заводом село стало называться Гусь-Малцевским. После него заводом владел его сын Иван.

Он был участником дипломатической миссии в Персии и единственным из всех оставшихся в живых. В качестве компенсации России за произошедшую трагедию Персия  разрешила ему беспошлинную торговлю хрусталём.

Это способствовало не только расширению производства, но и созданию новых технологий: производству изделий золотистого и серебристого цветов, имевших больший спрос в Азии.

Иван также делает производство стекла более дешёвым, переняв опыт у чешских мастеров. Благодаря этому изделия Гусевского хрустального завода приобретают всё большую популярность как в России, так и за её пределами. Они удостаиваются высших наград на всероссийских выставках и даже бронзы на Всемирной выставке в США.

Развивался при Иване Мальцеве и рабочий посёлок. Там появилась своя больница, училище и другие необходимые людям службы. Деревянные дома были заменены более надёжными и долговечными каменными, что для рабочего посёлка в то время было довольно нетипично. Да и сам посёлок уже трудно было назвать рабочим: к концу XIX века в нём проживало около 10 тысяч человек.

После революции и гражданской войны во всей Советской России было лишь три завода выпускающих стеклянную посуду, одним из которых был Гусевский завод. Уже в 1919 поселку присвоили статус города, но городские расходы были в то время непосильны для достаточно большого, но всё же посёлка. В результате Гусь-Хрустальный вновь был переведён на положение рабочего посёлка, а затем посёлка городского типа. В 1926 году был образован Гусевской уезд, а в 1931 Гусь-Хрустальному был окончательно присвоен статус города.

В настоящее время этот довольно небольшой по современным меркам городок во Владимирской области хорошо известен в России и за её пределами. Несмотря на то, что население города не превышает 80 тысяч человек, изделия завода города Гусь-Хрустальный обеспечили ему  большую славу. Сейчас Гусевский хрустальный завод по праву считается одним из ведущих предприятий своей сферы в Европе.

В наше время  Гусь-Хрустальный состоит из двух частей: старой и новой. В старой части города располагаются заводские и фабричные постройки, а также жилые дома для рабочих, сооружённые более века назад. В центральной части бывшего рабочего посёлка стоит Иоакиманская церковь, построенная ещё в 1816 году. В новой части располагаются современные строения.

Главным  памятником архитектуры Гусь-Хрустального является Георгиевский собор, сооружённый в самом начале прошлого века. В нём размещается местный Музей хрусталя, в котором выставлены лучшие образцы стеклодувного искусства. В южной части города стоит часовня. По преданию, в XVIIIвеке здесь явилась икона великомученицы Варвары. Часовня была построена и названа в честь неё.

В 1996  Гусь-Хрустальный удостоился приза «Золотой Меркурий» за сохранение исторического облика города.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3-м классе по теме "Золотое кольцо России"
Цель урока познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconУрок по окружающему миру в 3В классе по теме: «Золотое кольцо России»
«Итоговая аттестация», иллюстрации с изображением древних городов России, эор «Золотое кольцо России»
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconКонспект урока по окружающему миру 3 класс на тему «Золотое кольцо России»
Цель урока: познакомить детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconУрок по курсу «окружающий мир» Тема: «Золотое кольцо Рос c ии»
Средства обучения: презентация, физминутка для глаз, тетрадь на печатной основе А. А. Плешакова, учебник «Мир вокруг нас», энциклопедия...
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconУрок-путешествие (окружающий мир) «Золотое кольцо России»
«Фантастическая елка» (объемная поделка из любого материала, в том числе возможно и из продуктов питания, высота поделки – до 30...
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconРазработка урока с применением икт по теме «Золотое кольцо России»
Родины, непременно отправляются в путешествие по Золотому кольцу России. Вот и мы сегодня совершим путешествие с целью узнать новое...
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconУрок ознакомления с окружающим миром Тема: «Золотое кольцо России»
Образовательная: познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми ее достопримечательностями
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconПроект «Золотое кольцо России»
...
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconСочинение «Чем дорог мне мой город»
Золотое кольцо России. Колыбель царской семьи Романовых. Родина Снегурочки. Это всё – Кострома!
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconТема. Золотое кольцо России
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconУчебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас»
Оборудование: 3 ватмана, карта «Золотое кольцо России», набор иллюстраций о городах, набор слов помощников
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока Золотое кольцо России
Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconТема: Золотое кольцо России Задачи урока
Оборудование: слайды с видами достопримечательностей городов Золотого кольца, карта путешествия, карточки с названиями городов
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconИнновационного педагогического опыта (ипо) Система работы по теме:...
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconКонспект урока. Фамилия Имя Отчество учителя: Печинина Светлана Николаевна....
Цель урока: создать условия для формирования представлений о городах, входящих в Золотое кольцо России
Урок-путешествие на тему: «Золотое кольцо России» iconУрок «Золотое сечение». Тема: Золотое сечение
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск