Зачем изучать Библию вместе?





Скачать 114.06 Kb.
НазваниеЗачем изучать Библию вместе?
Дата публикации30.06.2014
Размер114.06 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > История > Вопрос
Как подготовить изучение Библии на малой группе

Сообщество Студентов Христиан, Челябинск, Россия
Введение
Зачем изучать Библию вместе? Изучение Слова на группах отличается от других способов. На богослужениях мы слушаем только пастора, на группе высказаться может каждый, через каждого может говорить Бог. Изучая Библию самостоятельно, мы можем опираться только на свой опыт. Кто-то сказал: каждый из нас может прожить только одну жизнь, но, общаясь с другими, мы можем прожить и их жизни. Поэтому на группе мы «проживаем» и опыт других. Когда кто-то другой делиться тем, что лично ему открыл Бог, это, безусловно, назидает и обогащает нас.

ССХ-овские группы по изучению Библии рассчитаны не только на верующих студентов (хотя, конечно, верующие могут встречаться для более глубокого изучения Библии, кто-то захочет сделать упор на молитву), поэтому мы хотим, чтобы наше совместное изучение Библии помогало студентам познакомиться с Иисусом Христом, прививало навыки регулярного самостоятельного изучения Библии. Кратко цель наших групп можно сформулировать следующим образом: мы хотим, чтобы через совместное изучение Библии жизнь студентов становилась похожей на жизнь Христа. К этому стоит добавить, что проведение групп не ограничивается только изучением Библии: есть место молитве, свидетельствам, поклонению, просто общению, совместному отдыху и многому другому, но желательно, чтобы центром было все-таки Его Слово.
1 Некоторые советы по выбору подходящего библейского текста

1). При выборе текста важно учитывать фактор потребностей
Разговор о факторе потребностей, строго говоря, относится не только к подготовке изучения Библии на группе, а к подготовке любой библейской темы или проповеди.

Мы должны знать нужды тех людей, которые посещают нашу группу. Допустим, большинство студентов находятся в состоянии депрессии. Было бы не разумно подготовить обличительно-наставляющую тему, которая могла бы еще больше ввести людей в депрессию. Людям явно нужно ободрение!

Не стоит также бояться изменить планы, если есть необходимость в обсуждении какой-либо проблемы.

Выбрав какой-либо текст, мы должны будем определить, о какой нужде своих читателей говорил боговдохновенный автор. Очень важно понять какой ответ дает Писание на тот или иной проблемный вопрос.
2). Если группа ориентирована на неверующих или новообращенных, то стоит выбирать тексты, в которых описаны важные встречи людей с Иисусом:


  • откуда неверующие могут узнать о проблемах, с которыми люди обращались к Иисусу;

  • в которых они могут сравнить себя с описанными людьми (вкл. Иисуса), свои и их реакции и желания;

  • в которых они все больше узнают Иисуса, как интересную, привлекательную и важную личность;

  • которые требуют от читателя выяснить собственное отношение к сказанному;

  • которые не требуют обширных предварительных знаний и объяснений.


3). В начале не стоит выбирать сложные догматические тексты.
4). Выбранный текст должен быть логически законченным повествованием.
5). Не стоит выбирать слишком длинный текст (ориентир 15 – 20 стихов на 40 – 60 минут обсуждения).
2 Ваше самостоятельное изучение текста
Секрет успеха совместного изучения Библии зиждется на двух китах: во-первых, на молитве; а во-вторых, изучение пройдет на столько успешно, сколько времени вы потратите на самостоятельное изучение выбранного текста.

Целью самостоятельного изучения Библии является определение первоначального смысла текста и подготовка к обсуждению, которое поможет применить открытые истины в повседневной жизни. В рамках этого семинара будут рассмотрены только вопросы непосредственно связанные с работой над текстом.
2.1 Определение исторического контекста

Читая отдельную книгу Библии, часто можно заметить, что она обращена к определенной группе людей, рассказывает о конкретных исторических событиях, упоминает даты и рассматривает реальные проблемы того времени. Однако автор описывает исторические события не только ради самой истории. Исторические события и ситуации выбраны для того, чтобы осветить главную мысль и цель повествования. Так, например, 1 и 2 книги Паралипоменон считаются историческими. Однако, создавая свой труд, летописец работал одновременно и как историк, и как богослов. В связи с тем, что книги писались во время возвращения Израиля из вавилонского плена, автора волновали следующие проблемы: кто должен управлять страной? Какой должна быть религиозная жизнь возрождающейся страны? и др. Поэтому он описывает исторические события в контексте интересующих его вопросов. Так, автор ясно показывает, что только потомки Давида имеют законное право на трон, и что религиозная жизнь должна быть сосредоточена вокруг храма.

Изучая какую-либо книгу Библии, важно знать ответы на следующие вопросы: кто ее автор и в какой исторический момент происходили данные события? При каких обстоятельствах была написана книга? К кому обращается автор?

Приведем еще один пример. Павел пишет Тимофею: «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога», - 2 Тим. 1,18. Известно, что это последнее послание Павла перед смертью. Скажите, будет ли влиять на понимание нами слов Павла то, что, возможно, это последнее наставление Апостола перед казнью? Безусловно, то, что говорит человек перед смертью, очень важно. Из уст узника, приговоренного на смерть, слова о том, что нужно с честью переносить страдания за веру во Христа, звучат особенно сильно.
2.1 Определение литературного контекста

Литературный контекст – это то, что мы обычно и понимаем под словом контекст. Литературный контекст означает, что слова имеют значения только в предложениях, а библейские предложения и главы имеют значение только в связи с предыдущими и последующими предложениями и главами. Важно попытаться проследить за развитием мысли автора. Почему автор говорит об этом именно здесь? Как это связано с предыдущими и последующими местами? Приведем пример. В 14 главе первого послания к коринфянам Павел рассматривает вопрос о применении дара иных языков и пророчества. Чтобы нам с вами не ошибиться в вопросе применения этих даров в современной церкви мы должны принять во внимание то, что говорит Апостол Павел в 12 и 13 главах. А именно то, что Дух наделяет всех различными дарами, и совершенно не обязательно, чтобы все обладали каким-то одним даром, и, кроме того, применение даров должно быть основано исключительно на любви друг к другу.


Перед началом изучения на группе вы можете кратко рассказать об историческом и литературном контекстах.
2.2 Наблюдение
Наблюдение – одна из самых ответственных частей подготовки. От того, на сколько тщательно мы проведем наблюдения, зависит правильность нашего толкования и применения.

Если вы располагаете специальными текстами Библии для индуктивного изучения с широкими полями, удобно записывать свои наблюдения на полях.

Можно воспользоваться другим способом. Разделите лист вертикальной линией на две равные половины. Слева поместите Библейский текст, справа – свои наблюдения. Это может выглядеть следующим образом:

Текст


Наблюдения

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. 2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог Божия.


Никодим, фарисей, с почтением обращается к Иисусу?!


При наблюдении можно выполнять следующие пункты:
1). Прочитайте отрывок целиком, как будто видите его впервые.
Часто, даже очень знакомые тексты могут открыть много нового. Когда мы будем читать знакомый текст как бы впервые, Дух Святой может направить нас на неожиданные мысли, кроме того, мы будем свободны от чужого, возможно, предвзятого мнения, и Бог будет говорить напрямую, лично к нам.
2).Разделите отрывок на смысловые части, озаглавьте их.
Это позволит отчетливее увидеть развитие мысли автором, а также лучше запомнить содержание.
3). Определите, в каком стиле написан отрывок? Рассказ? Диалог? Притча? Комментарии? В разных стилях?
Определение литературного жанра позволит избежать ошибки при толковании. Так, например, иногда язык пророчества очевидно иносказателен, и было бы абсурдно понимать его буквально. Пророк Иоиль говорит: «Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный», - на самом деле луна не превратиться в кровь. Другой пример, когда Иисус говорит о четырех видах почвы в притче о сеятеле, Он явно не имеет ввиду реальную землю. Многих поражает, как следующие слова псалмопевца могут быть Словом Божьим, обращенным к нам? «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Псалмы – это слова человека к Богу. А Словом Божьим для нас является пример обращения к Богу: Богу можно выражать все наши эмоции!

Можно (или даже стоит) придерживаюсь метода буквальной интерпретации Библии, другими словами, притча есть притча, поэзия – поэзия, пословицы есть пословицы, духовные аллегории – аллегории, повествования есть повествования. Но это достаточно сложный вопрос, и требует отдельного рассмотрения. Здесь же мы говорим об этом, чтобы обратить ваше внимание на эту проблему. На практике стоит пользоваться авторитетными комментариями. В качестве литературы по этой теме можно посоветовать книгу Гордона Д. Фи и Дугласа Стюарта: «Как изучать Библию и видеть всю ее ценность».
4). Отметьте ключевые слова и фразы.
Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы – слова, которые играют основную роль в передаче мысли автора. К ключевым словам могут относиться часто повторяющиеся слова, их синонимы, имена главных действующих лиц, местоимения.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3).
8 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. 20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор.5) .
Так, например, выделение повторяющихся слов позволяет определить основную тему данного текста Священного Писания (рождение свыше). Подчеркивание ключевых глаголов позволяет увидеть динамику развития событий (из второго текста видно, что именно Бог выступает инициатором примирения).
5). Отметьте контрасты (противопоставления)
Очень часто на то, что перед нами противопоставление, указывают союзы «но», «а», «либо – либо», «или – или».

Отметив противопоставление, мы сможем увидеть, на что делает акцент автор.

Потому что Бог гордым противится, / а смиренным дает благодать (1 Пет. 5,5).
6). Отметьте сравнения
На них указывают слова «подобно», «как», «как будто».

Используя образный язык, в частности, противопоставления и сравнения, Библия доносит до читателя важные истины и жизненные уроки. Нарисованные с их помощью картины помогают легче запомнить то, что вы узнали.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5,8).
7). Отметьте все союзы логической связи (итак, потому, ибо, посему…), они часто указывают на вывод.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить
8). Просмотрите весь отрывок целиком. Попытайтесь увидеть, как автор развивает свою мысль, тему. Обращайте внимание на причины и следствия, переходит ли автор от общего к частному или наоборот?
9). Попытайтесь увидеть картину целиком (олицетворение), как будто Вы режиссер, которому необходимо снять этот эпизод.
Представьте себя на месте происходящего. Что Вы видите, слышите, какие возникают эмоции реакции?
10). Запишите вопросы, которые возникают у Вас по тексту.
В процессе изучения задавайте шесть обязательных вопросов: кто? что? когда? где? почему? как? Ответы на некоторые вопросы очевидны. Но если Вас что-то заинтересовало или озадачило, – запишите это. Отметьте все необычное и неожиданное в тексте. Пометки на полях можно делать сразу, по мере изучения текста. В конце стоит проверить себя: задали ли вы все обязательные вопросы. Ответы даже на , казалось бы, простые вопросы могут иметь важное значение. Приведем пример (кстати, перед Вами еще одна форма записи вопросов):


Текст

Вопросы

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. 2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог Божия.

Почему пришел к Иисусу ночью?



Известно, что фарисеи негативно относились к Иисусу. Поэтому Никодиму пришлось тайком, ночью, рискуя своим авторитетом придти к Иисусу.

К этому стоит добавить, что удобно в тексте отмечать смену места, времени, темы, действия, героев. Например, указание на время можно отмечать

символом часов.
Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что

Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь,

никто не может творить, если не будет с ним Бог Божия.
Примечание. Рекомендуется наблюдения сделать дома, это поможет вам легко ориентироваться в тексте, и при необходимости вы сможете помочь участникам группы, если у них возникнут какие-либо затруднения.

На группе стоит уделять 15 – 20 минут на проведение самостоятельных наблюдений. После чего нужно дать возможность каждому поделиться своими наблюдениями. В конце кратко повторите те наблюдения, которые сделала ваша группа.

Ввиду ограниченности времени на группе можно ограничится выполнением только нескольких пунктов наблюдения. Остальные можно вводить по мере приобретения навыков, постепенно усложнения задания. Можно чередовать задания. Базовым являются пункты 1, 2, 4, 10. Их стоит выполнять всегда.
2.4 Толкование

Основная часть толкования - это ответы, на возникшие у вас ранее вопросы. Как при подготовке к группе, так и при изучении уже непосредственно на самой группе, приступать к толкованию (отвечать на вопросы) стоит только после того, как сделаны все наблюдения.

Вот несколько советов для успешного толкования:

· С помощью толкового словаря, библейской энциклопедии найдите определения слов, которые вам непонятны.

· Самое главное!!! При ответе на вопросы опирайтесь на сам текст отрывка, учитывая весь контекст.

· Если есть ссылки на другое место Священного Писания, то прочитайте весь отрывок, на который автор. Почему автор выбрал именно этот текст?

· При ответе на вопросы необходимо учитывать исторический и литературный контекст.

· Определите основные темы. Посмотрите на выделенные Вами фрагменты. Почему автор это отметил? Определив основные темы, адресуйте к ним шесть обязательных вопросов. Например, возьмем тему рождения свыше. Можно задать следующие вопросы: когда происходит рождение свыше? почему необходимо рождение свыше? кто рожден свыше? и т. п.

· Задайте себе главный вопрос: что автор хотел донести своим первым читателям? Какая главная мысль этого отрывка? Почему это важно? Не забудьте учесть исторический и литературный контексты. Выразите главную мысль одним целостным предложением. Приготовьтесь защищать свою точку зрения.
Примечание. При обсуждении на группе выслушайте несколько ответов на один и тот же вопрос. Дайте возможность ответить другим, даже если правильный ответ уже был дан. Следите за тем, чтобы ответы опирались на текст. В процессе обсуждения лидеру не стоит отвечать за других, даже если он знает правильный ответ. Лучше задавать наводящие вопросы. Нет ничего страшного, если группа не смогла ответить на какой-то вопрос или раскрыть какую-либо тему. Это даже полезно «оставаться немножко голодными», - есть повод самостоятельно «покапаться» в Библии. В конце определите основные темы и ответьте на главный вопрос.
2.5 Применение

Применение – это кульминация, то – ради чего был проделан весь нелегкий предыдущий труд. Размышляя о применении, стоит обращать внимание на следующие моменты:

· Определив основные темы отрывка, подумайте, как открытые истины могут быть применены в вашей жизни.

· Обратите внимание на обетования, наставления, обличения в данном тексте. Есть ли в них то, о чем вы думали не так?

· Помолитесь о том, чтобы Господь помог Вам применить открытые истины в своей жизни. Попросите Его исправить в Вашей жизни то, в чем Вы заблуждались и поблагодарите Его за то, что Он открывается в Своем Слове.
Примечание. Попросите ребят поделиться со всеми тем, что им особенно запомнилось и открылось на группе, что они хотели бы изменить в своей жизни. Было бы не плохо подготовить и рассказать свидетельство, связанное с темами, рассмотренными на группе.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зачем изучать Библию вместе? iconКакую тему мы начали изучать?
Сегодня мы продолжим знакомство с химической связью, но с каким типом я предлагаю выяснить вместе
Зачем изучать Библию вместе? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Встреча с Гномом Экономом; зачем нужно изучать экономику; кто впервые ввел понятия «экономика»
Зачем изучать Библию вместе? iconИстория развития математики на примере палеолита, средних веков и нашего времени
Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения?
Зачем изучать Библию вместе? iconКонспект урока Жданова Валентина Николаевна, учитель начальных классов,...
Конспект урока по геометрии в 7 классе с использованием электронного учебника бином
Зачем изучать Библию вместе? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Действительно, а зачем она вообще нужна, эта музыка? Денег в будущем больших не сулит, трудится надо долго и упорно – зачем? Зачем...
Зачем изучать Библию вместе? iconЛекция 1 «Каковы задачи методики географии? Зачем учителю нужно изучать методику географии?»
Учебно-методический комплекс Рекреационная география составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Зачем изучать Библию вместе? iconСоветы пользователю
Коллекцию рефератов. Не спешите «кликать» мышью, а внимательно рассмотрите главную страницу. Выбор меню зависит от цели вашего посещения....
Зачем изучать Библию вместе? iconПоложение о проведении Всероссийской акции по уборке мусора «Сделаем вместе!»
Всероссийской акции по уборке мусора «Сделаем вместе!», которая пройдет в рамках года охраны окружающей среды с 14 по 21 сентября....
Зачем изучать Библию вместе? iconУрок 17. Тип урока: онз. Тема: «Шкалы»
Прочитайте высказывания и сделайте вывод о математике, как о науке. (Изучать математику нужно, она основа всех наук и помогает правильно...
Зачем изучать Библию вместе? iconРеферат «Зависимость произрастания семян»
С уси-ливает дыхание в 2-3 раза, прекращаясь при 45-50 С. Поэтому я мог изучать и сравнивать интенсив-ность дыхания биоматериалов....
Зачем изучать Библию вместе? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта и...
Зачем изучать Библию вместе? iconУрока в предметной учебной программе Урок №64 по теме «Зачем летают в космос?»
«Зачем летают в космос?», согласно тематическому планированию, составленному по программе «Окружающий мир» («Мир вокруг нас»), 1...
Зачем изучать Библию вместе? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Библиотечная школа «Вместе работаем – вместе учимся». Тема занятия «Формы массовой работы с читателями»
Зачем изучать Библию вместе? iconЗачем мы ходим в театр, зачем мы любим театр?
«как на самом деле», здесь всегда есть элемент игры, в начале которой зрителю как будто говорят: «Давай как будто…» При этом актёры...
Зачем изучать Библию вместе? iconДорогие гимназисты! Пришло время попробовать свои силы в научной...
Вы спросите, зачем это нужно? Отвечаем: ваше обучение в вузах потребует от вас владения всеми навыками самостоятельной исследовательской...
Зачем изучать Библию вместе? iconЗачем, скажите, каждый сезон вводить в моду новые духи?
Зачем, скажите, каждый сезон вводить в моду новые духи? Какая в этом надобность? Раньше публика вполне довольствовалась фиалковой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск