Содержание программы
«В гостях у Гнома эконома»
2 класс – I год обучения
№ п/п
| Разделы и темы
| кол-во часов
| сроки
| содержание
| наглядность
| основные
понятия
| 1
| Введение в экономику
| 1
| сентябрь
| Встреча с Гномом Экономом; зачем нужно изучать экономику; кто впервые ввел понятия «экономика»
| портрет Гнома Эконома, таблицы с новыми словами
| экономика,
наука;
хозяйство,
Аристотель
| 2
| Потребности
| 2
| сентябрь
| основные и особые потребности; возможности их удовлетворения;
| портрет Гнома Эконома, таблицы – виды потребностей
| основные и особые потребности; выбор; возможности
| 3
| Товары и услуги
Цена товара.
Реклама. Себестоимость
| 6
2
2
2
| сентябрь
октябрь
| товары и услуги – отличия; из чего складывается цена товара и его себестоимость. Для чего нужна реклама. Преимущества и недостатки рекламы.
| таблица товар-услуга-покупатель специальность, образцы рекламы, кроссворд Гнома Эконома
| товары, услуги, покупатель, продавец, цена, себестоимость, реклама, магазин, рынок.
| 4
| Деньги
История денег.
Современные деньги.
Валюта.
Ценные бумаги.
Банки. Вклады. Турнир Гнома Эконома
| 8
1
1
2
2
1
1
| ноябрь декабрь
| что такое деньги, зачем они нужны, деньги разных стран, где хранят деньги, виды вкладов, для чего нужны ценные бумаги, виды ценных бумаг.
| Образцы старинных и современных денег, валюты, ценных бумаг, сберегательных книжек, рекламные проспекты, кроссворд и валюта
| деньги, валюта, банк, вклад, ценные бумаги, акции, сертификаты, чеки.
| 5
| Домашнее хозяйство.
Дом Гнома Эконома.
Я – мастер самоделки.
Обед в походе
| 4
1 2
1
| январь
| домашнее хозяйство, как его вести; расчет затрат на приготовление обеда; подбор инструментов и материалов для постройки дома и ремонта, оборудование стоянки
| карточки с частями дома, смета расходов, картинки с изображением инструментов, название продуктов, заданиями, портрет Гнома Эконома
| домашнее хозяйство, выбор, благосостояние, бюджет семьи, расходов продуктов, смета расходов.
| 6
| Источники удовлетворения потребностей.
Ресурсы. Капитальные, природные и трудовые ресурсы, Человек и природа. Природа и рукотворный мир. Кто производитель. Выбор
| 7
1
2
1
1 1
1
| февраль
март
| основные источники удовлетворения потребностей; почему все потребности нельзя удовлетворить, необходимость выбора, виды ресурсов, кто производители; почему нужно охранять природу
| картинки с птицами, животными и растениями, пословицы и поговорки; изображения профессий, продуктов, Красная книга
| ресурсы: капитальные, трудовые, природные, производитель, названия профессий, выбор
| 7
| Маркетинг
| 4
| апрель
| что такое маркетинг; планирование своей работы; что нужно для организации своего дела. Производственный знак. Найди в магазине фирменные отличия
| портрет дедушки Аук, таблички с предприятиями, фирменные значки (образцы)
| маркетинг, фирма, фирменный знак, предприниматель, планирование.
| 8
| Задание Гнома Эконома.
Олимпиада.
| 2
| май
| обобщение пройденных тем, закрепление
| карточки с заданиями, кроссворд
| повторения все экономических терминов
|
Результат 1-го года обучения:
К концу 1-го года обучения школьники должны знать:
- что изучает экономика;
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги разных стран;
- для чего нужны ценные бумаги, виды ценных бумаг;
- виды ресурсов, необходимость выбора;
- что такое маркетинг. Должны уметь: - выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара, делать элементарные расчеты на определение затрат.
«Белка и компания» (часть I) 3-й класс, II год обучения
№
| Раздел обучения
| кол-во часов
| сроки
| содержание
| наглядность, практически е задания
| основные понятия
| 1
| Знакомство с Белкой и компанией
- Прощание с Гномом Экономом
- Белка и ее друзья
| 2 1 1
| сентябрь
| Повторение основных экономических понятий, проверочная работа.
Белка и компания, знакомство с лесной экономикой, тетрадь творческих заданий.
| портреты Гнома Эконома;
Белки и компании;
БТ («Белкина тетрадь» ) с 2,3,4
| экономика, потребности,
- ресурсы,
- Аристотель,
- Белка и компания
| 2
| Потребности
| 1
| сентябрь
| Повторение основных и особых потребностей, новая классификация:
физиологические и духовные потребности
| карточки потребностей;
с. 5-6, БТ
| - потребности, физиологически е, духовные
| 3
| Торговля
-Цена. Выручка.
- Затраты и издержки
- Розничная и оптовая торговля
- Товары и услуги
- Сделки и посредники
- Баланс
- Ты предприниматель
- Обобщающий урок
| 12
2
2
1 1
2
2
1
1
| сентябрь октябрь
ноябрь декабрь
январь
январь
февраль
февраль
| Виды торговли; что такое цена, из чего складывается выручка, виды цен. Что такое себестоимость, из чего складывается. Формулы, цены, дохода и прибыли, кто производит товары и услуги.
Виды баланса
| Карточки и виды торговли; таблицы с названиями профессий, товаров и услуг; виды баланса; таблички с посредниками, карточки заданий по всем темам. Задания в БТ, с7-14
| товары и услуги; розничная оптовая цена; затраты, выручка, доход, себестоимость, прибыль, сделка, посредник, баланс, издержки, расходы.
| IV
| Графики
- Виды графиков
- Графики доходов и расходов
| 3
1
2
|
октябрь
ноябрь
| Что такое графики; виды графиков: столбчатые, линейные и др.
Графическое изображение доходов и расходов. Построение графиков в тетради.
| Схема графиков, виды графиков; ребус;
БТ с. 12-12; с. 23
| графики: круговые, столбчатые, линейные, числовые.
| V
| Деньги
- История денег
- Деньги России
- Мировые деньги
- Обобщающий урок
| 4
1
1
1
1
|
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
| история появления бумажных и металлических денег, Аверс и реверс, виды денег, защита от подделки, что изображено на деньгах, названия и страны. Почему каждый народ имеет свои деньги.
| образцы денег России, старых денег, валюты, таблицы валют и старых денег, рекламные проспекты. БТ, с. 15-17; с. 20-24
| защита денег, валюта, монеты, достоинство денег, аверс и реверс, купюры.
| VI
| Занимательная экономика
- Ребусы и кроссворды
- Русский язык в экономике
- Задания от белки и Компании
| 5
1
1
3
|
ноябрь
февраль
декабрь-
май
| задания по различным темам в занимательной форме. Ребята решают их вместе с героями из лесной экономики.
| Каждое задание в красочном конверте с портретом героя лесной экономики.
| Экономические термины по пройденным темам.
| VII
| Экономические задачи
| 5
| октябрь-март
| Задачи с экономическим содержанием по темам: Цена, выручка; «Себестоимость», «Деньги», использование формул.
| карточки и конверты с заданиями. Плакат с условиями задач.
| экономические понятия по пройденным темам.
| VIII
| Аренда
| 1
| апрель
| История аренды, что такое аренда, виды аренды.
| «Аренда в городе» - плакат.
БТ. с. 31-35
| аренды, собственность, арендная плата, арендодатель, арендатор.
| IX
| Банки
| 1
| апрель
| Чтение рассказа из книги «Белка и компания», обсуждение, виды вкладов, крупные банки страны и города.
| Плакаты и таблицы с видами вкладов, рекламные проспекты
| банк, вклад, вкладчик, сбережения, капитал.
|
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли, из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость, из чего складывается; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники, доля посредника;
- для чего нужен график виды графиков;
- что такое аренда, виды аренды;
- крупные банки страны, функции банков, виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам: П=Д – Р и Д= Ц х К, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- определять аверс и реверс монет, отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи. « Белка и компания» (часть II) 4-й класс, (III год обучения)
№
| Разделы и темы
| кол-во часов
| сроки
| содержание
| наглядность, практически е задания
| основные понятия
| I
| Встреча в лесной экономической школе
| 1
| сентябрь
| встреча с Белкой и компанией, задания по условным знакам (повторение 3 класс)
| портреты героев; условные знаки.
БТ. с. 4
| лесная экономика в море слов; развяжи узел и др.
| II
| Основы экономического развития
- Конкуренция
- Коммерческая тайна
- Акционерное общество
- Кризис
- Монополия
- Роль правительства в экономики
| 10 1
2
2
2
2
1
|
сентябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
| беседа о конкуренции, русские и народные ремесла, тайна производства. что такое АО, как создается.
Почему происходит кризис, стадии развития экономики, монополия и конкуренция, преимущества и недостатки. Парадоксы экономики, субсидии производителям.
| Таблички с терминами БТ, с. 3, 5.
Виды ремесел картинки(поделки) БТ с. 5-6., виды акций БТ. с. 20-23
таблицы с видами монополий, стадии развития экономики
(картинки БТ, с. 51)
| конкуренция, рынки сбыта, сырья, труда;
- ремесло, коммерция, Акционеры, акции, компания, ценные бумаги. естественная и искусственная монополия
| III
| Штрафы
| 1
| октябрь
| беседы о штрафах, виды, когда платят, кто взимает штрафы
| картинки«Что не в порядке»
БТ, с. 14, 15
| штрафы, платежи, имущества.
| IV
| Реклама. Качество товара
| 4
| октябрь-ноябрь
| что можно и нельзя рекламировать, виды рекламы. Беседа о качественных и некачественных товарах, отличия.
| таблички с пословицами, признаки качества.
БТ., с. 8
показ товаров и упаковок
| производитель, потребитель, цена, качество, штрих-код.
| V
| Банки. Ценные бумаги
| 3
| ноябрь
декабрь
| Виды вкладов, виды ценных бумаг, общее и отличия, история кладов
| таблички и вклады. Ценные бумаги. БТ, з. 27, 28
| акции (простые и привилегированные); облигации, вексель, чек, вкладчик, сберкнижка.
| VI
| Деловая этика
| 1
| январь
| Что такое этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета
| карточки с заповедями деловой этики.
БТ, з. 31-33
| этика, этикет, деловой этикет, предприниматель, бизнесмен.
| VII
| История профессий
| 1
| январь
| Заочное путешествие в старину, профессии того времени, современные профессии . С чем связано появление профессий
| карточки с названиями профессий разных времен, картинки.
БТ. з. 51
| названия профессий.
| VIII
| Налоги
| 2
| февраль
| Что такое налоги, кто собирает налоги, виды налогов. Белка и компания (книга с. 100)
| таблица с видами налогов. Картинки «Куда идут налоги»
| налоги, подоходный, имущественный, транспортный. налоговая инспекция и полиция.
| IX
| Международная торговля
| 1
| февраль
| Торговля между странами, ввоз и вывоз товаров, таможня
| виды товаров, страны-производители; БТ, с. 56, 58
| таможенная полиция, экспорт, импорт.
| X
| Экономические задачи
| 5
| март
апрель
| Задачи на нахождение прибыли, выручки, цены, по деньгам и др.
| конверты с заданиями
| экономические термины по пройденным темам
| XI
| Занимательная экономика
| 5
| апрель
май
| Занимательные задания и конкурсы по пройденным темам
| карточки и красочны конверты с заданиями
| экономические термины по пройденным темам
| Результаты 3-го года обучения: К концу 3-го года обучения школьники должны знать
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии, почему возникают новые профессии, основные профессии нашего города;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги. Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст школьных принадлежностей;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены. |