Скачать 0.78 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки 040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций» Автор: П.Е. Романов, старший преподаватель кафедры «социальных наук» Цель освоения дисциплины «Социология образования» - формирование социологического подхода к изучению образования, раскрытие путей практического использования теоретических знаний. На основе курса предполагается сформировать у студентов целостное теоретическое представление об образовании как важнейшем институте современной цивилизации, как неотъемлемой составной части социализации современного человека. Ознакомление с современными подходами к изучению образования. Задачами курса «Социология образования» являются ознакомление с основными понятиями, проблематикой и методами социологии образования. Предмет изучения дисциплины – образование как социальный институт, его подсистемы (элементы образования), как форма и средство общественной жизни. Программа изучения дисциплины обеспечивает приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности «Социология» по дисциплине «Социология образования». Изучение социологии образования предполагает использование приобретенных студентами знаний по общей социологии, истории социальной мысли, педагогике, психологии, философии, экономике; навыков социологического подхода к изучению различных сфер общественной жизни. Дисциплина «Социология образования» относится к циклу дисциплин специализации. Основное внимание в курсе уделено единству исторического, теоретического и эмпирическому аспектов в социологическом рассмотрении образования. Успешное изучение данного курса обеспечивается целым рядом предшествующих дисциплин: «Общая социологии». «История социологии», «Психология и педагогика», «Культурология», «Социальная психология», «Методология и методика социологического исследования» и др. Данная дисциплина является теоретической основой для ряда социологических и педагогических дисциплин (социология семьи, социология культуры). Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины каждый студент должен: знать: – теоретические основы и закономерности функционирования образования как социального института; – основные тенденции и направления развития мировой и отечественной социологии образования; – методологию, методику и технику социологических исследований в области образования; уметь: – оценивать влияния различных факторов объективного и субъективного характера на образование, воздействия образования на общественную жизнь; – квалифицированно выделять и анализировать социальные проблемы образования, обобщать проанализированный материал и составлять письменный отчет о проделанной работе; – разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики процессов, протекающих в образовании; иметь навыки: – использования научной, учебной, методической и справочной литературы для подготовки, проведения и анализа результатов социологических исследований по проблемам образования; – использования полученных знаний в профессиональной деятельности; соотнесения знаний по данной дисциплине с другими смежными науками. Иметь представление об образовании как социальном институте, его целях, задачах, нормах, противоречиях, проблемах. Раскрыть роль образования как социального института, социального процесса, как социальной системы. Ознакомить с генезисом образования на этапах цивилизационного устройства общества. Представить характеристику современной системы образования (как в России, так и на Западе и в Европе), ее структурных элементов и функций. Курс предполагает формирование у студентов умений в анализе и диагностике проблемных ситуаций, институциональной, учебно-дисциплинарной и социально-групповой динамики в сфере образования. Формы организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов. Студенты должны иметь представления об основных категориях, понятиях и терминах курса. Желательно, чтобы его изучению предшествовало освоение программ социального управления, планирования, программирования и проектирования социальных процессов и явлений, социального менеджмента, социологии организаций. Полноценное освоение курса предполагает знание наиболее существенных проблем в различных областях социального проектирования и прогнозирования. Студенты должны ориентироваться в ключевых теоретических конструкциях, выявлять проблемные узлы в ходе ознакомления с новым материалом. Знания и умения студентов, завершивших изучение курса «Социология труда и экономическая социология», должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений Государственного образовательного стандарта. Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Содержание практических занятий Тема № 1: “Социология образования как наука”. план семинара
Темы рефератов:
Дополнительные вопросы для обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Интервью в социологических... Автор: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций»... Автор: Сауткин A. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика»... Автор: Сауткин А. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология коммуникации»... ... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение»... Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания... Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной... | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика... Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология журналистики»... Цель освоения дисциплины Социология журналистики достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение... Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология профессий» Целью освоения дисциплины «Социология профессий» является формирование у студентов представлений о социальной истории, этапах развития,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные... Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по... |