Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки
страница1/5
Дата публикации18.06.2013
Размер0.78 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социология образования»

для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки

040201.65 - Социология со специализацией «Социология организаций»

Автор: П.Е. Романов, старший преподаватель кафедры «социальных наук»

Цель освоения дисциплины «Социология образования» - формирование социологического подхода к изучению образования, раскрытие путей практического использования теоретических знаний. На основе курса предполагается сформировать у студентов целостное теоретическое представление об образовании как важнейшем институте современной цивилизации, как неотъемлемой составной части социализации современного человека. Ознакомление с современными подходами к изучению образования.

Задачами курса «Социология образования» являются ознакомление с основными понятиями, проблематикой и методами социологии образования. Предмет изучения дисциплины – образование как социальный институт, его подсистемы (элементы образования), как форма и средство общественной жизни. Программа изучения дисциплины обеспечивает приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности «Социология» по дисциплине «Социология образования». Изучение социологии образования предполагает использование приобретенных студентами знаний по общей социологии, истории социальной мысли, педагогике, психологии, философии, экономике; навыков социологического подхода к изучению различных сфер общественной жизни.

Дисциплина «Социология образования» относится к циклу дисциплин специализации. Основное внимание в курсе уделено единству исторического, теоретического и эмпирическому аспектов в социологическом рассмотрении образования. Успешное изучение данного курса обеспечивается целым рядом предшествующих дисциплин: «Общая социологии». «История социологии», «Психология и педагогика», «Культурология», «Социальная психология», «Методология и методика социологического исследования» и др. Данная дисциплина является теоретической основой для ряда социологических и педагогических дисциплин (социология семьи, социология культуры).

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины каждый студент должен:

знать: – теоретические основы и закономерности функционирования образования как социального института; – основные тенденции и направления развития мировой и отечественной социологии образования; – методологию, методику и технику социологических исследований в области образования;

уметь: – оценивать влияния различных факторов объективного и субъективного характера на образование, воздействия образования на общественную жизнь; – квалифицированно выделять и анализировать социальные проблемы образования, обобщать проанализированный материал и составлять письменный отчет о проделанной работе; – разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики процессов, протекающих в образовании;

иметь навыки: – использования научной, учебной, методической и справочной литературы для подготовки, проведения и анализа результатов социологических исследований по проблемам образования; – использования полученных знаний в профессиональной деятельности; соотнесения знаний по данной дисциплине с другими смежными науками. Иметь представление об образовании как социальном институте, его целях, задачах, нормах, противоречиях, проблемах. Раскрыть роль образования как социального института, социального процесса, как социальной системы. Ознакомить с генезисом образования на этапах цивилизационного устройства общества. Представить характеристику современной системы образования (как в России, так и на Западе и в Европе), ее структурных элементов и функций. Курс предполагает формирование у студентов умений в анализе и диагностике проблемных ситуаций, институциональной, учебно-дисциплинарной и социально-групповой динамики в сфере образования. Формы организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов. Студенты должны иметь представления об основных категориях, понятиях и терминах курса. Желательно, чтобы его изучению предшествовало освоение программ социального управления, планирования, программирования и проектирования социальных процессов и явлений, социального менеджмента, социологии организаций. Полноценное освоение курса предполагает знание наиболее существенных проблем в различных областях социального проектирования и прогнозирования. Студенты должны ориентироваться в ключевых теоретических конструкциях, выявлять проблемные узлы в ходе ознакомления с новым материалом. Знания и умения студентов, завершивших изучение курса «Социология труда и экономическая социология», должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений Государственного образовательного стандарта.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

ВСЕГО

ЛК

ПР.

СЕМ.

ЛАБ

САМ.

РАБ

Раздел I. Социология образования как отраслевая социальная наука

1

Структура социологии образования: объект, предмет, категории, методы

10

2

2




6

2

Социология образования в системе гуманитарных наук

2

2










3

Становление и развитие западной социологии образования

8

2

2




4

4

Становление и развитие социологии образования в России

8

2

2




4

Раздел II. Образование как социальный институт

5

Образование как социальный институт

2

2










6

Образование как социальная система, организация, процесс. Структурный анализ системы образования

10

2

2




6

7

Образование в культурно-историческом контексте

8

2

2




4

Раздел III. Социальные проблемы школьного, среднего, профессионального и высшего образования в современной России

8

Общеобразовательная школа как объект социологического исследования. Акторы в сфере школьного образования

4

2







2

9

Среднее профессиональное образование в России как объект социологического исследования

6

2

2




2

10

Современные процессы в системе высшего образования

8

2







6

Раздел IV. Модернизация образования на рубеже XX-XXI веков: социальные проблемы

11

Образование как фактор социальной мобильности и интеграции общества

4

2

2







12

Демографические процессы и образование

2

2










13

Гендерная специфика в образовательном процессе

6

2

2




2

14

Девиантное поведение и образование

8

2

2




4

15

Проблемы модернизации российского образования

14

2

2




10

ВСЕГО

100

30

20




50



Содержание практических занятий
Тема № 1:

Социология образования как наука”.
план семинара


  1. Объект социологии образования. Проблема определения предмета

  2. Структура и функции социологии образования

  3. Социология образования в системе социологического знания


Темы рефератов:

  • Методологические основы социологии образования. Основные подходы к изучению образования в социологии образования

  • Социология образования в системе социогуманитарных наук. Философский, педагогический, психологический и экономический подходы к изучению образования. Специфика социологического подхода


Дополнительные вопросы для обсуждения:

  1. В чём специфика изучения социологии образования и её роль в формировании познавательного потенциала будущего социолога?

  2. Что такое педагогический процесс?

  3. Что составляет сущность педагогической культуры образования?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте место социологии образования в структуре социологического знания;

  2. Ответить письменно на вопрос: «Возникновение и развитие системы образования: основные этапы и их характеристика»;

  3. Дайте обзор проблематики образования в древних цивилизациях;

  4. Раскройте основные взаимосвязи особенностей культуры и образования в историческом контексте;

  5. Рассмотрите динамику основных концепций социологии образования в исторической ретроспективе;

  6. Постройте графическую схему, составьте таблицу: «Объект социологии образования. Её структура и функции»;

  7. Напишите произвольное эссе на тему: «Образование и его роль в жизни общества»;


Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003.

  2. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку: Учеб. для проф.-пед. Вузов. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000.

  3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие для вузов. – М: Гардарики, 2005.

  4. Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе // Социс. 2000. № 5.

  5. Бурдье П. Система образования и система мышления //Высшее образование в России. 1997. № 2. С.119-126.

  6. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3. С.15-19.

  7. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2000.

  8. Григорьев С.И., Матвеева Н.А. Неклассическая социология образования начала 20 века. – Барнаул, 2000.

  9. Дюркгейм Э. Социология образования. – М., 1996.

  10. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс. 2000. № 6. С.21-28.

  11. Зинченко Г.П. Непрерывное образование – веление времени. – М., 1988.

  12. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. – М., 1999.

  13. Косолапов С.М., Подвойский В.П. Социология образования. – М.: Магистр, 1993.

  14. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. – М.: Наука, 1977.

  15. Нечаев В.Я. Социология образования. – М.: МГУ, 1992.

  16. Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996. №4. С.121-133.

  17. Ричардсон Г. Образование для свободы. – М.: Российский гуманит. Ун-т, 1997.

  18. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999.

  19. Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М., 1980.

  20. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. – М., 1997.

  21. Рубина Л.Я., Айрапетова С.Н. Может ли социология помочь в формировании социального заказа на образования // Социс. 2000. №5.

  22. Смирнова Е.Э., Смотрина Т.А. Демократические перемены в школе // Социс. 2001. №4.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Интервью в социологических...
Автор: Недосека Е. В., кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социология коммуникаций»...
Автор: Сауткин A. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «социолингвистика»...
Автор: Сауткин А. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда...
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология коммуникации»...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение»...
Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и практика...
Автор: Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология журналистики»...
Цель освоения дисциплины Социология журналистики достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconПрограмма дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология профессий»
Целью освоения дисциплины «Социология профессий» является формирование у студентов представлений о социальной истории, этапах развития,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология образования» для студентов 1 и 3 курсов направления подготовки iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск