Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История»
страница1/6
Дата публикации08.07.2014
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
кафедра отечественной истории



АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ СИБИРИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: 050401.65 «История», специализация «Краеведение», квалификация - специалист

КРАСНОЯРСК 2012

Рабочая программа составлена д.и.н., профессор В.П. Кривоногов, к.и.н., доцент Е.В. Акимова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории

«20» июня 2012 г.
Заведующий кафедрой Н.Н. Дроздов

д.и.н., профессор
Одобрено научно-методическим советом исторического факультета

«27» июня 2012 г.
Председатель НМСС

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ СИБИРИ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 050401.65 «ИСТОРИЯ», СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ»

на 2012/13 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Археология

Отечественной истории

Согласование темы «Каменный век Сибири»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.

Природа и история Красноярского края

Отечественной истории

Согласование темы «Историко-этнографические области Сибири в процессе формирования их этнического состава и становления основных способов жизнеобеспечения»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.

Этнология

Отечественной истории

Согласование темы «Итоги и перспективы изучения общественного быта и мировоззрения народов Сибири в контексте взаимодействия народов Сибири и промышленной цивилизации»

Протокол кафедры №10

20 июня 2012 г.


Зав. кафедрой

отечественной истории Н.Н. Дроздов

Председатель НМСС_________________________

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.Обновлена карта литературного обеспечения дисциплины

2. Внесены корректировки в банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории
20. 06. 2012 г., протокол №10


Внесенные изменения утверждаю:
Зав. кафедрой Н.Н. Дроздов

Оглавление


  1. Пояснительная записка С.6

  2. Рабочая программа дисциплины С.7

    1. Выдержка из стандарта С. 8

    2. Введение С. 9

    3. Содержание теоретического курса дисциплины С. 12

    4. Тематический план С. 19

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины С.20

    6. Карта литературного обеспечения ...С. 24

    7. Технологическая карта рейтинга ...С. 27

  3. Методические рекомендации для студентов С.29

  4. Банк контрольных заданий и вопросов С. 32

  5. Вопросы к зачету С. 47

  6. Тематика рефератов С. 49


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Археология и этнография Сибири» для студентов заочной формы обучения по специальности 050401.65 «История» специализация «Краеведение» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины специализации, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

  2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Археология и этнография Сибири».

  3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Археология и этнография Сибири», который представлен различными заданиями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам.

  4. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции и знаний по дисциплине «Археология и этнография Сибири».

  5. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы археологии и этнографии Сибири, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; рефераты на выбор являются формой контрольной работы.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ СИБИРИ"


ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для направления 050401.65 «История» утверждён 31.01.2005 г. Дисциплина «Археология и этнография Сибири» входит в цикл факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом самостоятельно, поэтому в ГОС ВПО обязательные дидактические единицы дисциплины не предусмотрены.
В соответствии с учебным планом, утвержденным учебно-методическим управлением ВУЗа, специализации реализуется на 3 и 5 курсах в 6 и 10 семестре. На изучение дисциплины выделено 450 час. Из них 20 ч. — аудиторная нагрузка (20 – лекционные) и 430 ч. — самостоятельная работа студентов. Форма контроля - зачет.


Форма занятий

Трудоемкость

В часах

В кредитах

Лекционные

20

0,7

Семинарские

-

-

Лабораторные

-

-

Самостоятельные

430

11,3

Всего

450

12


РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области археологии и этнографии Сибири;

2) способствует дальнейшему формированию знаний в области мировой и российской истории, а также археологии;

3) осуществляет подготовку к ведению профессиональной деятельности в области преподавания предметов, связанных с историей России и мира.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:

- приобретении представлений об основах археологии и этнографии Сибири

- приобретении знаний о многообразии культур и народов России и мира.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к преподаванию «Археологии и этнографии Сибири» на уровне начального профессионального образования и профильной школы и высших учебных заведений.

Изучение археологии, истории Древнего мира, истории средних веков, истории России предшествует изучению дисциплины «Археология и этнография Сибири».

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Археология и этнография Сибири», будет использоваться в дисциплинах «История регионов и народов России», а также возможно его использование в ходе преддипломной практики.

В системе культурно-исторических наук курс «Археология и этнография Сибири» занимает своё особое место наряду с археологией, этнологией, историей Древнего мира, культурологией, историей Россией и др.

Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость изучения дисциплины «Археология и этнография Сибири» являются:

  • развитием межрегионального и межнационального взаимодействия в рамках Российской Федерации;

  • проблема сохранения преемственности традиций, этнической идентичности, сохранения связи со своей малой Родиной;

  • развитием межрегионального взаимодействия в рамках Российской Федерации;

  • обновление содержания исторического образования для студентов исторических факультетов.

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области археологии и этнографии Сибири.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. раскрыть перед студентами значимость археологии и этнографии Сибири для понимания современных процессов в сибирском регионе;

  2. формировать у студентов знания о значении археологии и этнографии Сибири для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости;

  3. представить теоретические основы археологии и этнографии Сибири;

  4. развивать историческое мышление, общую культуру, способность к творческой деятельности, умения прогнозировать, анализировать, проектировать, корректировать, оценивать;

  5. воспитывать самостоятельность, деловитость, уверенность в собственных возможностях;

  6. формировать у будущих специалистов историческую культуру и развивать интеллектуальный потенциал личности.

Исходя из государственного образовательного стандарта, к изучившие курс «Археология и этнография Сибири» должны:

Знать:

- историю формирования и развития этнографических и археологических знаний о Сибири;

- основные проблемы этнографии и археологии Сибири в трудах зарубежных и отечественных ученых;

- научные классификации народов Сибири;

- различные методологические концепции и подходы в этнографии и археологии Сибири;

- методику анализа социально- значимых проблем и процессов Сибири;

- характеристику наиболее значимых археологических культур на территории Сибири

- методы, применяемые в археологических изысканиях в Сибири в полевых и лабораторных условиях

- виды археологических памятников Сибири

Уметь:

- анализировать теоретическую литературу по этнографии и археологии Сибири, определяя принадлежность ее авторов к одной из научных школ и направлений логически мыслить, вести научные дискуссии;

- анализировать современные проблемы сибирской этнографии и археологии;

- определять вклад ведущих ученых в развитие этнографии и археологии Сибири;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории этнографической и археологической науки Сибири;

- применять материал курса в составлении общего представления об общем процессе истории Сибири, особенно о т.н. «бесписьменном периоде»;

- представлять и использовать междисциплинарные и межпредметные связи

- ориентироваться в материале различных археологических культур

Владеть:

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области этнографии Сибири;

- навыками анализа исторических и этнографических источников и научной литературы;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыком использования археологических и этнографических знаний в краеведческой работе со школьниками и на уроках истории.

Технология процесса обучения по дисциплине «Археология и этнография Сибири» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, подготовку и защиту рефератов, итоговую проверку знаний в виде зачета.

Содержание теоретического курса дисциплины

Модуль 1 Археология Сибири

Тема 1. Каменный век Сибири

Палеолит Сибири. История изучения палеолита Сибири (И.Т. Савенков, И.Д. Черский, А.Л. Чекановский, Б.Э. Петри, Н.К. Ауэрбах, Г.П. Сосновский, М.М. Герасимов, А.П. Окладников, З.А. Абрамова, Н.Ф. Лисицын)

Ранний палеолит. Ранний палеолит Сибири. Проблема северо-азиатской прародины человечества (Ю.А. Мочанов, А.П. Деревянко). Памятники Якутии, Енисея, Приангарья и Алтая.

Средний палеолит. Средний палеолит Сибири. Памятники Алтая, Средней и Восточной Сибири.

Поздний палеолит. Поздний палеолит Сибири. Ранняя стадия. Памятники Алтая, Братского и Красноярского водохранилищ. Средняя стадия. Памятники Прибайкалья, Енисея, Алтая. Мальта, Буреть, Афанасьева гора. Поздняя стадия. Афонтовская, Кокоревская археологические культуры. Памятники Алтая, Западной Сибири, Прибайкалья, Забайкалья. Проблемы изучения позднего палеолита Сибири (локально культурный и стадиально-культурный подходы).

Освоение Западной Сибири архантропом, палеантропом в позднем ашеле – мустье: местонахождения, стоянки Улалинка, Усть-Канская, Страшная, Денисова пещера. Основные приёмы изготовления и формы орудий: техника обивки, левалуа, галечные орудия, рубила, остроконечники, скрёбла, зубчато-выямчатые оружия и др. появление неоантропа в верхнем палеолите. Усовершенствование технологии обработки камня, распространение составных и костяных орудий. Повышение продуктивности охоты, её специализация. Появление долговременных поселений и жилищ. Томская стоянка, поселения Черноозерье II, Каргат.

Искусство палеолита Сибири. Мальта, Буреть, Усть-Кова, Ачинская стоянка. Проблема интерпретации (В.Е. Ларичев).

Мезолит Сибири. История изучения мезолита Сибири. Мезолитическая проблема Сибири (А.П. Окладников, М.М. Герасимов, Г.И. Медведев, В.А. Лынша). Формирование современного рельефа, флоры и фауны, климата в мезолитическую эпоху. Широкое распространение пластинчатой и вкладышевой техник. Охота с помощью лука со стрелами. Стоянки Черноозерье VIa, Малый и Большой Ащикуль, Максимовка II, Басандайка II и др. Памятники Прибайкалья, Якутии, Прибайкалья, Забайкалья и Дальнего Востока.

Неолит Сибири. История изучения неолита Сибири (первые академические экспедиции 18 в., Н.И. Витковский, А.П. Окладников). Социально-экономические достижения эпохи неолита. Расширение ассортимента пород камня, внедрённых в производство. Резкое возрастание качества обработки изделий, совершенствование техники (шлифовка, пиление, сверление, ретуширование и проч.). Появление новых деревообрабатывающих орудий (топоры, тесла, долота, стамески). Изготовление лодок, саней, нарт, лыж. Появление керамической посуды. Развитие текстильного дела. Первые городища в Западной Сибири (Амня). Разнокомпонентность культур. Восточноуральская, среднеиртышская, верхнеобская неолитические культуры оседлых и полуоседных рыболовов и охотников. Неолит Прибайкалья, Средней Сибири. Неолит Якутии и Дальнего Востока. Искусство неолитических племен Сибири. Петроглифы.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История»
Направление подготовки: 050401. 65 «История», специализация «Краеведение», квалификация специалист
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История»
Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История»
Направление подготовки: 030401. 65 «История», специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация специалист
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф 4 новая и новейшая...
Голигузов д. В., к ф н., доцент, декан факультета иностранных языков и журналистики ноу впо мибо
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины»
Специальность 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс история россии XX В. для специальности:...
С12 История России XX в.: учебно-методический комплекс / И. Т. Сабиров. – Елабуга: Изд-во егпу, 2009. – 89 с
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 03. Практический курс...
«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для специальностей 030401. 65 История, 050401. 65 История, 040201. 65 Социология,...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050401. 65 «Истории»
Специальность: 050401. 65 «Истории», специализация "Краеведение", квалификация учитель истории
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «история зарубежной литературы (XVII-XVIII веков)» с другими
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050401. 65 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск