Скачать 54.16 Kb.
|
Тема. Введение во храм Пресвятой Богородицы Цели урока:
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Оборудование: проектор, ноутбук, экран, мел, доска Ход урока
Приветствие. Запись отсутствующих. Организация рабочего места учеников Психологическая настройка учеников к предстоящей работе.
Что вы знаете об этом великом празднике? Введение во храм Пресвятой Богородицы (греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ, лат. Praesentatio S. Mariae in templo) — христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения праведному Иосифу. Когда он празднуется? Празднуется в Православной церкви 21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю) и принадлежит к числу двунадесятых праздников, в Католической церкви 21 ноября по григорианскому календарю, в Коптской церкви 29 ноября. Какие события стали основой этого праздника? О событиях, послуживших основой для праздника, сообщают апокрифы: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея». Согласно данным источникам, когда перед зачатием Богородицы её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, то она дала обет: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».[1] Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание: И вот исполнилось Ребёнку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными [светильниками], чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господнен. В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно Евангелию псевдо-Матфея: … когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении. Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Церковное предание сообщает, что во время пребывания в Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась. Димитрий Ростовский приводит рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?».[5] Иероним Стридонский, упоминая посещение Марии ангелом, однако указывает: «Если бы кто спросил меня: как проводила время юности Пресвятая Дева, я бы ответил ему: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её». А кто такой архангел Гавриил? При этом Иероним в «Послании Илиодору» сообщает, что Мария с утра до третьего часа дня проводила время в молитве, затем до девятого часа занималась рукоделием, а потом вновь молилась, пока ей не являлся ангел с пищей. Согласно Протоевангелию Иакова, в Храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф. Как вы понимаете значение введения в храм Пресвятой Богородицы? Хорошо, но наиболее полно богословское толкование введения Богородицы во Храм дано у Григория Паламы в его Слове «На Введение во храм Пресвятой Богородицы». В нём святитель рассказывает историю праздника, приводит своё мнение о причинах избрания Богом Марии матерью Иисуса Христа, а в заключении объясняет причину введения её в Святая святых Иерусалимского храма:…почему Избранная с начала века среди избранных оказалась Святою из святых. Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, — Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Предание относит установление данного праздника к первым векам христианства и указывает, что императрица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. Праздник указан в некоторых месяцесловах VIII века, но краткое его описание свидетельствует об отсутствии особой торжественности его совершения. Первые гомилии, посвящённые этому празднику были написаны константинопольским патриархом Германом († 733 год), а немного позднее и патриархом Тарасием († 806 год). Широкое распространение праздник получил только с IX века, появляются первые два канона праздника: Георгия Никомидийского и Иосифа Песнописца.Однако до XIV века не входил в число двунадесятых. Об этом свидетельствуют указания Феодора Продрома (XII век) и Никифора Каллиста (XIV век). При этом согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI—XIV веков введение Богородицы во Храм отмечалось почти так же торжественно, как и прочие двунадесятые праздники. Но всё же даже в Типиконах XVII века ряд особенностей службы Введения показывают, что статус этого праздника несколько уступает статусу других двунадесятых праздников. А как по вашему мнение называются храмы освящённые в честь этого праздника? Христианские храмы, освящённые в честь этого праздника, именуются Введенскими. В частности, в Москве имеется Введенское кладбище. Опишите пожалуйста ваше представление о том, как должна выглядеть икона Введения в храм? Центром композиции введения Богородицы во храм является фигура Марии, которая изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. Рядом с Марией изображаются её родители, приведшие её в храм. За ними может изображаться процессия дев, сопровождавших Марию по дороге из Назарета в Иерусалим. В храме, символически изображаемом в виде кивория, Деву Марию встречает священник Захария. Трёхлетняя Мария обычно ведёт себя как маленькая рассудительная женщина — уверенно преодолевает 15 ступенек лестницы, не оборачиваясь назад и вызывая восхищённое изумление первосвященника, который радостно раскрывает ей объятья. Ступеней 15 — как и псалмов, которые называются восходящими, их произносили паломники, поднимающиеся в храм.
Беседа по ключевым вопросам. Завершает урок беседа, в ходе которой обсуждается значение введения во храм Пресвятой Богородицы. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.
Презентация «Введение во храм Пресвятой Богородицы» |
Урок основ православной культуры в 5 классе Тема: «Рождество Пресвятой Богородицы» Рождества Пресвятой Богородицы, пополнить знания учащихся о церковном начале года, изучить новые понятия: тропарь, послушание, молитва;... | Феномен преображения в русской художественной словесности XVI-XX веков Охватывают праздники, связанные с заступничеством Пресвятой Богородицы: Положения ризы и пояса Богоматери, Рождество Пресвятой Богородицы,... | ||
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках Духе Христовом после многих лет язычества и политического беспредела. Возникают первые очаги просвещения: храмы и монастыри. Здесь... | Урока православной культуры во 2 классе. Тема: «Как Бог простил людей.... Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, уважение к верованиям и традициям русского народа, обогатить духовный мир учащихся | ||
Урок 26 в теме «Православный календарь. Почитание святых» Пасха, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Успение Пресвятой Богородицы … | Конспект занятия, икона Благовещения Пресвятой Богородицы, листочки... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Первые два, вышедшие в 2004 и 2006 гг., были посвящены канонам Пятидесятницы и Успения Пресвятой Богородицы. Теперь мы снова имеем... | Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» Турчевича Александра Бонавентуровича. Это была самая лучшая церковно-приходская школа города. Также меня привлекла история возникновения... | ||
Урок Рождество Пресвятой Богородицы Божий. Евреи ожидали Спасителя, надеялись, что или сами, или их дети будут жить в Царствии Иисуса Христа. Поэтому все бездетные были... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году 21 июля (8 июля по старому стилю) в память явления иконы Пресвятой... | ||
Конспект урока Тема: «Татарская народная вышивка» Цели урока: Дать основные сведения по татарской народной вышивке (введение ив тему, дальнейшее изучение которой в основном приходится... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кроме Рождества Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы Церковь празднует день рождения только святого Иоанна Крестителя. Братия... | ||
Тема урока: Формула n-го члена арифметической прогрессии. Цели Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности | Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | ||
Приход в честь архангела михаила «Основы Православной Культуры» и узнали много нового и интересного. Например, что Россия—православная страна, где есть много православных... | Урок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет) |