Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61





Скачать 77.66 Kb.
НазваниеКощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61
Дата публикации06.07.2013
Размер77.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы

  1. Кощеева, О.В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О.В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. - № 2 (56). - С. 58-61.



О.В. КОЩЕЕВА

(Саратов)

СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧЕЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ:

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА.

Стремительное развитие антропоцентрического языкознания и появление в его структуре новых научных отраслей, объектом пристального и разностороннего внимания которых является человек в его способности к пониманию и порождению речи, в настоящее время приводит к перестройке и своеобразной трансформации традиционного облика лингвистической науки. Все решительнее и последовательнее вектор научных исследований смещается в область изучения коммуникативных проявлений языковой личности. Одной из центральных категорий новой научной парадигмы, способной объединить многочисленные направления неолингвистики, становится понятие коммуникативной компетенции. Являясь междисциплинарным по своей сути, оно отражает достижения разных направлений языкознания, педагогики, психологии, философии и других наук.

В лингвистике понятие коммуникативной компетенции определяется, как «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которое соответствует нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [8, с. 304]. Одной из важнейших составляющих данного феномена является речежанровая компетенция, характеризующая способностью личности осуществлять эффективную коммуникацию в соответствии с нормами речевых жанров.

Комплекс проблем онтогенеза речежанровой компетенции в настоящее время относится к числу неизученных пространств речеведения, что обусловливает важность и актуальность исследований, проводимых в данном направлении. Представленная работа посвящена выявлению основных закономерностей становления жанровой компетенции личности в процессе онтогенеза.

Известно, что протожанровая основа коммуникативной компетенции личности начинает формироваться еще в младенческом возрасте, что связано с накоплением в сознании ребенка стереотипов повторяющихся ситуаций взаимодействия с окружающей средой. В процессе онтогенеза ребенок постепенно познает нормы и правила речевого оформления этих взаимодействий. С расширением социального опыта обогащается и жанровый репертуар языковой личности.

Наблюдения за речевым поведением детей в возрасте от трех до десяти лет показали, что становление речежанровой компетенции ребенка начинается с бессознательного овладения первичными, низшими по своей организации жанрами речи, составляющими основу бытового личностно-ориентированного общения. Крайне важно заметить, что на ранних этапах развития коммуникативной сферы дискурс ребенка состоит из нечетко оформленных, смешиваемых друг с другом жанров речи. Основу жанрового репертуара ребенка в раннем возрасте составляют вопросы, бытовые разговоры, просьбы, жалобы, ссоры, этикетные жанры, которые по своей форме больше тяготеют к одноактным речевым высказываниям. На их формирование непосредственное влияние оказывает ближайшее окружение ребенка и особенности семейного общения. С расширением социального опыта в речь ребенка приходят некоторые жанры статусно - ориентированного общения, начинается своеобразная подготовка к овладению нормами и правилами речевого поведения в обществе, появляются жанры вторичного, высшего порядка. Наряду с появлением новых жанров речи (анекдота, болтовни, беседы, разговора по телефону и др.) из репертуара языковой личности исчезают некоторые жанровые формы (например, рассказ – фантазия, жанры игрового общения).

В рамках одного и того же жанра в возрастной динамике наблюдается закономерное усложнение, видоизменение его структуры и способов оформления. Результаты проведенных исследований позволяют нам сделать выводы о том, что в раннем возрасте устный дискурс детей состоит из смешанного набора одноактных речевых высказываний или субжанров еще не достаточно четко дифференцирующийся на фатическую и информативную цели. В процессе онтогенеза формируются собственно речевые жанры повседневной коммуникации. Для иллюстрации приведем примеры жанра рассказа детей в четырехлетнем и десятилетнем возрасте:

Рома (4 года):

Ребенок: - А мне сегодня мама куклу новую купила//

Взрослый: - Красивую?//

Ребенок: - Да// Она такая/ в розовом платье// еще и бантик/ коляска есть// Я ее спать укладываю// Баю-бай// Вот так (показывает)//

Взрослый: - А что она у тебя умеет делать?//

Ребенок: - Она плакать может// Кричит/ если ее не покормить//…
Аня (10 лет): - Сегодня в школе у нас брали интервью для выпускного диска// Меня поставили вместе с Юлей и Наташей// Я сначала не хотела/ но всем быстрее надо было нас расспросить / вот и сразу по два-три человека сажали за парту// Нас спрашивали чем мы увлекаемся/ что любим в школе/ с кем дружим// Юлька как всегда тараторила больше всех и слова вставить не давала// Не знаю/ что там получится//…

Динамика становления указанного речевого жанра состоит в переходе от диалогической формы дискурса к монологической, развитии умения последовательного и целостного построения рассказа, использовании не только репрезентативной, но и нарротивной, аналитической стратегии передачи информации.

Серьезный прогресс в расширении и обогащении жанрового репертуара языковой личности в детском возрасте связан с началом школьного обучения. В этот период происходит формирование четкой дифференциации жанров на фатические и информативные с одной стороны, персональные и институциональные - с другой. Жанровый багаж ребенка на данном этапе развития состоит не только из первичных жанров бытового общения, но и жанров высшего, вторичного порядка. В обиходной речи младших школьников появляются жанры болтовни, беседы, анекдота, спора, разговора по душам и др. Принципиально новыми образованиями коммуникативной сферы детей указанного возраста становятся такие институциональные жанры речевого общения, как ответ на уроке, доклад, объяснение и т.д. В речи детей младшего школьного возраста повышается роль непрямой, косвенной коммуникации, что находит отражения в самых различных жанрах повседневного общения (просьбах, угрозах, беседах и т.д.).

Становление некоторых речевых жанров в онтогенезе наглядно иллюстрирует рост коммуникативной компетенции ребенка. Приведем примеры бытового разговора и ссоры детей на разных этапах онтогенетического развития.

Бытовой разговор двух мальчиков в возрасте 4,5 лет:

А.: - Это у тебя новая машинка что ли?//

В.: - Да// Папа вчера привез// У нее видишь какой кузов огромный// Ух!// И двери даже открываются// Смотри// У тебя меньше машина/ да?//

А.: - Ну и что// Она зато заводится// И вообще у меня дома полно машин есть//…

Бытовой разговор двух девочек 9-10 лет:

А.: - Лена/ какое у тебя красивое платье// И ты в нем какая красивая// Ой// А цветочек какой!//

В.: - Да// Мы с мамой долго его выбирали// Вы когда уезжаете к бабушке?//

А.: - Да как папа приедет/ сразу поедем// Наверное через неделю//… Ты слышала/ как сегодня Ира вопила / что я ей на ногу специально наступила?// Я нечаянно/ а она всем рассказывает что специально//

В.: - Она всегда так делает// Она вообще стала вредная совсем// Я с ней не дружу//

А.: - А вон посмотри какие тут цветы посадили// Прикольные// Пойдем/ посмотрим//…

Краткий анализ приведенных примеров позволяет сделать выводы о том, что по сравнению с детьми дошкольного возраста, бытовой разговор младших школьников уже может приобретать черты болтовни, имеющей характер легкого, поверхностного и непринужденного общения. К девятилетнему возрасту дети способны использовать в своей речи жанры комплимента, сплетни.

По нашему мнению, особое внимание следует уделить жанрам отрицательной фатической направленности, поскольку в повседневной коммуникации детей различного возраста они очень распространены. В рамках обозначенного направления необходимо отметить, что повышение коммуникативной компетенции детей непосредственно связано с формированием у них умения выстраивать межличностное взаимодействие в кооперативном русле. Действительно, по сравнению с дошкольным возрастом, частотность употребления речевого жанра ссоры и прямых инструментальных форм выражения агрессии у школьников значительно снижается, при возникновении конфликтов дети старшего возраста уже способны обосновывать и отстаивать правоту своей позиции (что характерно для жанра спора). Однако, как показали наблюдения, дети младшего школьного возраста именно в ссорах, как ни в каких других речевых жанрах с легкостью «возвращаются» к способам речевого оформления конфликтов, свойственных более ранним этапам онтогенетического развития.

Таким образом, результаты проведенных нами исследований позволили сделать следующие выводы об особенностях и закономерностях становления речежанровой компетенции в онтогенезе:

1. Жанровый слой сознания является первичной структурой, на основе которой происходит формирование способности к речевому взаимодействию ребенка с окружающими людьми.

2. Становление речежанровой компетенции ребенка происходит в направлении расширения и обогащения репертуара жанровых форм повседневной коммуникации, что находится в прямой зависимости от социального опыта языковой личности. Появление новых жанров речи (анекдота, болтовни, беседы, разговора по телефону и др.) может сопровождаться одновременным исчезновением некоторых жанровых форм из репертуара языковой личности (например, рассказ – фантазия, жанры игрового общения).

3. На ранних этапах онтогенетического развития основу жанрового сознания языковой личности составляют первичные жанры личностно-ориентированного бытового общения. Постепенно в речевой обиход ребенка входят жанры вторичного, риторического порядка. Происходит своеобразное видоизменение способов и форм речевого оформления ситуаций социального взаимодействия с окружающими людьми (на основе жанра похвалы формируется жанр комплимента, ссора приобретает черты спора, бытовой разговор перерастает в беседу, болтовню, сплетню и т.д.). При этом связь с первичными формами жанрового оформления ситуаций социального взаимодействия не утрачивается.

4. Повышение речежанровой компетенции в онтогенезе связано с постепенной дифференциацией коммуникативного пространства на жанры информативной и фатической направленности, персонального и институционального дискурса.

5. Дискурс ребенка изначально состоит из смешанного набора одноактных речевых высказываний или субжанров, на основе которых со временем формируются собственно речевые жанры повседневной коммуникации.

6. Речежанровая и общая коммуникативная компетенция ребенка является исключительно динамичным и индивидуальным показателем. В речи детей одного возраста и схожих условий социального развития могут наблюдаться значительные различия как в объеме жанрового репертуара повседневной коммуникации, так и в способах его речевого оформления.

Вышеперечисленные положения подтверждают актуальность и обширные перспективы исследований в области выявления основных закономерностей становления речежанровой компетенции личности в онтогенезе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация / М.: Лабиринт, 2007. – 320 с.

  2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М. : Языки рус. культ., 1999. – 896 с.

  3. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Собрание сочинений : в 7 т. – М. : Русские словари, 1996. - Т.5. – С. 159-206.

  4. Вежбицка, А. Речевые жанры / А. Вежбицка // Жанры речи. – Саратов : Колледж, 1997. Вып. 1. – С. 99-111.

  5. Дементьев, В.В. Фатические речевые жанры / В.В. Дементьев // Вопросы языкознания. - 1999. - № 1. – С. 37-55.

  6. Дементьев, В.В. Теория речевых жанров: социопрагматический аспект / В.В. Дементьев, К.Ф. Седов // Stylistika VIII. - Opole, 1999. – S. 53-87.

  7. Седов, К.Ф. Жанр и коммуникативная компетенция / К.Ф. Седов // Хорошая речь. Саратов, 2001. – С. 107-118.

  8. Седов, К.Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека / К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2008. – 320 с.

  9. Шмелева, Т.В. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления / Т.В. Шмелева // Collegium. Киев. - 1995. № 1.- С. 57-71.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconПравила для авторов, публикующих статьи в журнале «Известия Саратовского...
Новая серия». Серия «Экономика. Управление. Право» выходит 4 раза в год и принимает к публикации на русском и английском языках общетеоретические,...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconСерия «экономические науки» Выпуск 7/2014
Научный вестник Херсонского государственного университета. Серия «Экономические науки» это экономический научно-практический журнал,...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconРегиональная экспериментальная площадка
Волгоградского государственного педагогического университета, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconРеализация принципа контекстного обучения при организации работы...
Оборудование: тетради, ручки, карандаши, учебники, тетрадь для таблиц, интерактивная доска (таблица «Обособление определений и приложений»...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconФилологические науки
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconТревожность у детей
Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт;...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconПрограмма работы международной Студенческой научной конференции «юридическая...
Иншаков О. В. – д э н., профессор, ректор Волгоградского государственного университета, заслуженный работник высшей школы рф, заслуженный...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconДосократовская философия
Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconIv всероссийская конференция прогрессивные
Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта
Право университета на подготовку специалистов подтверждено лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconСтановление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804
Охватывают XIX – начало XX вв. (до 1917 г.). Именно в этот период произошло становление и развитие системы педагогического образования...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconИсмаил мохаммад природно-климатические и почвенные индикаторы опустынивания в иордании
...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconОтчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности...
Право университета на подготовку специалистов подтверждено лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от...
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconЕвтушенко Сергей Александрович
Вестник Московского университета, серия 12 («Политические науки»), 2010, №5 (в печати)
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconОтчет о научно-исследовательской работе по теме «Динамика социального...
«Динамика социального портрета целевой аудитории государственного учреждения культуры в 2000 2011 гг.»
Кощеева, О. В. Становление речежанровой компетенции: возрастная динамика / О. В. Кощеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». – 2011. №2 (56). С. 58-61 iconМетодические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной...
«Себряковский филиал Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск