Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв





Скачать 149.28 Kb.
НазваниеИтоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв
Дата публикации24.07.2014
Размер149.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Павловская средняя общеобразовательная школа»

С. Павловская Слобода

Урок- игра Исторический ринг

Для учащихся 9 класса

Составитель: Слепцова С.Ф.

Учитель истории и обществознания

Истринский Муниципальный Район

2013
Тема урока: Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв.

Класс: 9

Тип урока: урок-игра « Исторический ринг» (в форме игры « Своя игра»).

Форма организации деятельности учащихся: работа в группах.
Цель: Повторение и обобщение изученного материала. Стимулировать у учащихся стремление к получению дополнительных знаний «за пределами учебника», способствовать практическому применению имеющихся знаний, формировать опыт публичных выступлений школьников, работы в команде.

Задачи:

Образовательная: актуализировать знания по истории России периода XX-XXI вв.

Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития историко-мировоззренческой и информационно-коммуникативной компетенции учеников.

Воспитательная: создать условия для воспитания у школьников чувства гордости за своих предков, уважения и любви к Родине. Научиться работать в команде.
Оборудование:

Проектор

компьютер

карточки с номером команды;


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Урок проводится в игровой форме. Класс делится на 4 команды, по 5 человек. Придумываются названия команд. Двое учащихся по выбору учителя составляют жюри. Им заранее предоставляются задания, проверяются учителем. Члены жюри получают необходимый инструктаж. Им предоставляются карточки для фиксирования вариантов ответов команд. Игра проходит в 2 этапа. В заключение игры подводятся итоги, выставляются оценки.

За каждый правильный ответ команда получает от 1до 5 баллов. Учитель выступает в роли ведущего.


Условия игры: Команда выбирает раздел и номер вопроса (см. табл.). Номер вопроса соответствует количеству баллов. Если дан неправильный ответ – ход переходит к следующей команде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Таблица 1


Даты


Понятия


Документы


Личности


Культура


Эпиграммы


Что объединяет?


1


1


1


1


1


1


1


2


2


2


2


2


2


2


3


3


3


3


3


3


3


4


4


4


4


4


4


4


5


5


5


5


5


5


5

Учитель:
Богиня Истории Клио приветствует участников соревнований и разыгрывает право первого хода:

1 Этап. Конкурс красноречия и лаконичности: Почему нужно изучать историю?

Начинает игру команда, проявившая наибольшее красноречие.
Блоки заданий и ответы к ним:


Даты. Когда произошли эти события?

  1. Первая русская революция. (1905г.)

  2. Переход к нэпу (1921 г.)

  3. 1918, 1924, 1936, 1977, 1993. Что объединяет эти даты? (конституции СССР, России.)

  4. Начало первой мировой войны (1914 г.)

  5. 16 апреля 1934 г. впервые состоялось присуждение звания Героя Советского Союза. Кто его удостоился? (Летчики, спасавшие экипаж Челюскина.)



Понятия. Назови понятие.

  1. Расширение сфер господства, осуществляемое как экономическими, так и военными средствами, дипломатическим давлением. ( Экспансия.)

  2. Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела других стран и народов. Может быть военной, экономической, дипломатической ( Интервенция.)
    Восстановление доброго имени, репутации (неправильно обвиненного или опороченного лица), восстановление в прежних правах. (Реабилитация.)

  3. Лица, не согласные с режимом и открыто выступавшие против попрания гражданских свобод. (Диссиденты.)

  4. Политика не считающаяся с объективными законами,реальными условиями и возможностями. ( Волюнтаризм.)

Документы. Определите событие и дату, когда оно произошло.

1. Марксизм не отрицает роли лидеров рабочего класса в руководстве революционно-освободительным движением. Придавая большое значение роли вожаков и организаторов масс, Ленин вместе с тем беспощадно бичевал всякие проявления культа личности, вел непримиримую борьбу против чуждых марксизму эсеровских взглядов "героя" и "толпы", против попыток противопоставить "героя" массам, народу.


2.«Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог… вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней». (Декрет о земле, принят в 1917 г. на II Всероссийском съезде Советов.)
3. Мы должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага. Народы Советского Союза видят теперь, что германский фашизм неукротим в своей бешеной злобе и ненависти к нашей Родине, обеспечившей всем трудящимся свободный труд и благосостояние. Народы Советского Союза должны подняться на защиту своих прав, своей земли против врага.

Красная Армия, Красный Флот и все граждане Советского Союза должны отстаивать каждую пядь Советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села, проявлять смелость, инициативу и сметку, свойственные нашему народу. Мы должны организовать всестороннюю помощь Красной Армии, обеспечить усиленное пополнение ее рядов, обеспечить ее снабжение всем необходимым, организовать быстрое продвижение транспортов с войсками и военными грузами, широкую помощь раненым.

Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела всю свою работу, обеспечить усиленную работу всех предприятий, производить больше винтовок, пулеметов, орудий, патронов, снарядов, самолетов, организовать охрану заводов, электростанций, телефонной и телеграфной связи, наладить местную противовоздушную оборону. Мы должны организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов, вражеских парашютистов, оказывая во всем этом быстрое содействие нашим истребительным батальонам. Нужно иметь в виду, что враг коварен, хитер, опытен в обмане и распространении ложных слухов. Нужно учитывать все это и не поддаваться на провокации. Нужно немедленно предавать суду военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешают делу обороны, не взирая на лица. (Выступление Сталина по радио 3 июля 1941г.)
4.

1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.

2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.

5. В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры и конфликты исключительно мирным путем в порядке дружеского обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.

6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет. (Договор о ненападении 1939г.)
5. Фрагмент выступления Милюкова в Государственной Думе. О какой стране, о какой войне идет речь? «Настоящая война начата не Россией и уже потому она не может заключать определенных намерений относительно расширения территории России. Русская мобилизация имела целью, с первой своей стадии, поддержку славянского государства, от которого Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства на Балканах. Во второй стадии, вызвавшей решительное наступление Германии, наша мобилизация имела целью поддержание значения России как великой державы» (Сербия, 1914 г., первая мировая война.)

Личности. О ком идет речь?
1. Родился в крестьянской семье в деревне Стрелковка Калужской губернии, учился сначала в церковно-приходской школе, а потом скорняжному делу у мастера.

Участвовал в боях первой мировой войны, был тяжело контужен, в декабре 1917 года демобилизовался, а в августе 1918 года вступил добровольцем в Красную Армию.

Вся его судьба связана с Вооруженными силами: участвовал в гражданской войне, в боевых действиях против японцев у Халхин-Гола, за что получил в 1939 году звание Героя Советского Союза, в крупнейших операциях Великой Отечественной войны.

Американский военный исследователь М. Кайлен писал о нем: «Он поистине был «пожарным» русского фронта... человек, наделенный стальным характером, решимостью». Отечественный исследователь отмечал, что этот человек «не был утонченным интеллигентом с изысканными манерами — он был русским солдатом с маршальскими погонами на плечах, но превзошел всех немецких фельдмаршалов-аристократов с богатой рыцарской родословной.

Он был кумиром миллионов простых солдат и всего советского народа. Простота в обращении, бескорыстие, юмор, природный ум, искреннее увлечение искусством (он был страстный театрал), привязанность к семье делают его облик чрезвычайно привлекательным. (Г.К. Жуков.)


2. Родился в семье учителей, занимался на экономическом отделении юридического факультета Московского университета, позднее слушал лекции в Венском университете.

В партию большевиков пришел в 1906 г., еще будучи студентом, и с тех пор вся его жизнь связана именно с этой организацией, где его в шутку иногда называли «мягкий воск».

Он не всегда соглашался с Лениным, например, в 1915 г. считал ленинский лозунг о поражении России в мировой войне неверным, выступал против права наций на самоопределение.

Был теоретиком «военного коммунизма», а за тем приверженцем нэпа; несколько лет являлся главным редактором газеты «Правда», а в 30-е годы – газеты «Известия»; участвовал в подготовке текста Конституции СССР 1936 г.

В знаменитом «Письме к съезду» Ленин характеризовал этого человека как ценнейшего и крупнейшего теоретика партии и как любимца всей партии; в 1925–1927 гг. он пользовался вместе со Сталиным наибольшим влиянием в партии, однако был обвинен в контрреволюционной деятельности и в марте 1938 г. приговорен к смертной казни. (Н.И. Бухарин.)


3. Этот человек одним из первых выступил на страницах печати против культа личности Сталина; он требовал от секретарей низовых парторганизаций не украшать портретами руководителей партии здания и колонны демонстраций.

Ставил под сомнение эффективность колхозного производства и предлагал отказаться от колхозного строительства в странах «народной демократии».

Призывал покончить с «извращениями советской национальной политики» и сделать ставку на национальные кадры, вести делопроизводственную документацию в республиках на родном языке.

По его инициативе 27 марта 1953 года был принят Указ об амнистии, по которому освобождались 1184264 человека, были сняты паспортные и режимные ограничения для проживания амнистированных в 340 городах страны, прекращено сфальсифицированное «дело врачей».

Воспринимается как одна из самых мрачных фигур российской истории XX века, так как с его именем связаны массовые репрессии, под его руководством работала целая многоотраслевая система промышленного производства, основанная на рабском труде заключенных. (Л.П. Берия.)

4. Этот человек был одаренным, окончил с отличием историко-филологический факультет Новороссийского университета, писал сатирические стихи и пьесы, был блестящим оратором.

Начинал свою службу в земстве, а потом перешел в ведомство Министерства внутренних дел, став чиновником для особых поручений при министре.

В Государственной думе П. Н. Милюков отводил ему роль «трагического клоуна»: его меткие выражения стали классическими обозначениями сути многих политических явлений («министерская чехарда», «государство гниет на корню»).

Был активным деятелем черносотенного движения и прочно связал свою судьбу с «Союзом русского народа».

Вошел в историю как один из организаторов и исполнителей убийства Г. Распутина. (В.М. Пуришкевич.)


5.Блиц.

А) «Белый генерал». В молодости этот русский генерал, прославившийся в Средней Азии и на Балканах чуть не утонул в болоте, из которого его вытянула лошадь белой масти. По легенде, именно этим объясняется его тяга к белым лошадям – и в обществе, и в армии он появляется в белом кителе и на белом коне. (Скобелев.)

Б) «Всегда первый». Должность губернатора он ухитрился получить за 8 лет до реформы, после которой в России были учреждены губернии, он же стал первым русским генералом кавалерии, будучи неграмотным. Он первым из русских стал членом иностранной Академии наук, причем извещение об этом ему направил никто иной, как сэр Исаак Ньютон. (А.Д. Меншиков.)

В) «Исключение из правил». Это единственный представитель династии Романовых, в эпоху царствования которого не только не были присоединены новые территории, но и были потеряны старые. (Николай II.)

Г) 29 июля 1826 года А.С. Пушкин пишет стихотворение «Под небом голубым страны своей родной…» Под ним он поставил зашифрованную запись: «Услышал о смерти Р., П., М., К., Б. - 24». Расшифруйте эту запись. (Услышал о смерти Рылеева, Пестеля, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола, Каховского 24 июня 1826 года.)

Культура. Назови творение и его автора (изображения проектируются на экран).

  1. А. Рублев. «Троица».

  2. Архитектор Тон К.А. Храм «Христа Спасителя».

  3. В. И. Баженов. Дворцово-парковый ансамбль в Царицыне. 1775- 1785

  4. Шубин. Скульптурный портрет Павла I.

  5. Тропинин «Кружевница»

XIX век в эпиграммах. Кому была посвящена эпиграмма?


1. Едва царем он стал,

То разом начудесил:

Сто двадцать человек тотчас в Сибирь послал,

Да пятерых повесил.

(Неизвестный автор на Николая I)


2. Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Аустерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал,

Зато был фрунтовый профессор!

Но фрунт герою надоел –

Теперь коллежский он асессор

По части иностранных дел!

(Пушкин на Александра I)


3. Похож на Фридриха, скажу пред целым миром, -

Но только не умом, а шляпой и мундиром

(Неизвестный автор на Павла I)


4. Грустно матушке России,

Грустно юному царю.

Царь покойный гнуть лишь выи

Дворню научил свою.


Грустно! – думаю я часто

Про отечество отцов:

Незабвенный лет ведь на сто

Заготовил дураков.

(Неизвестный автор на восшествие
на престол Александра II)


5. Большой сумбур российских дел

Толстой исправить захотел.

В помощники правленья своего

Он взял Заику, Плеве, Дурново.

Что ж? И при нем Россия не толстеет,

А заикается, плюется и дурнеет.

(Неизвестный автор на Александра III)


Что объединяет? По какому принципу образованы ряды?

  1. Плеханов, Ленин, Засулич, Мартов, Аксельрод, Богданов.


(Деятели российской социал-демократии.)

  1. Еременко, Рокоссовский, Чуйков, Василевский, Паулюс, Манштейн.


(Сталинградская битва.)

  1. Харьковский тракторный, автомобильный завод в Москве, автомобильный завод в Нижнем Новгороде, металлургический комбинаты в Магнитогорске и Кузнецке, Днепрогэс.


(Стройки первых пятилеток.)

  1. Троцкий, Чичерин, Литвинов, Молотов, Вышинский, Шепилов.


(Руководители внешней политики России, СССР.)

  1. Хрущев, Кеннеди, Кастро.


(Карибский кризис.)

По окончании игры жюри подводит итоги. Называет команду набравшую наибольшее количество баллов. Команда победитель получает оценку за урок «5».
Приложение к плану-конспекту урока

Исторический Ринг

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Таблица 2




Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЕК ЦОР

Информационный

иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1628a301-fbc0-9a76-df20-591619acdb8b/res_52.jpg


2

ЕК ЦОР


Информационный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878acb-0a01-01b2-018a-d9a0d62fe541/%5BIS89IR_2-10%5D_%5BPF_11%5D.jpg


3

ЕК ЦОР

Информационный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eabb7150-8093-4bea-9d90-607df8839cb6/135.jpg


4.

ЕК ЦОР

Информационный

Видеофраг-мент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000090-1000-4ddd-f333-2000469728a7/i04_78_06.swf


5.

ЕК ЦОР

Информационный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46f8cf66-db35-4158-bed6-f3d7bd438c6d/Tropinin.Kruzhevnica.jpg

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР (к конкурсу XIX век в эпиграммах).

Таблица 3




Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

ЕК ЦОР

Информационный

иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/20c36731-de10-4fdb-a7dd-ef9d482d40aa/Pamiatnik_Nikolau_1.jpg


2.

ЕК ЦОР

Информационный

иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df70e741-180e-4d29-aae4-f453f8995e92/p8_portet_alksandra1.jpg


3.

ЕК ЦОР

Информационный

иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/02fdb199-f469-4050-9451-434d21df7d88/vic_mundir_Pavel1.swf


4.

ЕК ЦОР

Информационный

иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2cd6c216-541e-4893-8dea-7798f86104ba/p13_konnyiy_portretal.jpg


5.

ЕК ЦОР

Информационный

иллюстрация


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87a1baae-fb3f-40c7-a9c3-04f3254d8ddd/39_10.jpg







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconПрограмма дополнительного образования по базовой технике каратэ-до стиль «сётокан»
Активная популяризация восточных единоборств на рубеже 80-х и 90-х годов XX столетия сыграла свою роль. Сегодня на рубеже XXI века...
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XX начало XXI века 5-ое изд
Зачетный раздел «Россия и мир накануне Второй мировой войны. Вторая мировая война»
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconРабочая программа по истории 10 класс
Учебник: Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История. Россия и мир в xx-начале XXI века. 11 класс. (Базовый уровень),...
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconКосулиной Л. Г., Брандт М. Ю. История. Россия и мир в XX- начале...
Программа курса предназначена для учащихся 11 класса основной общеобразовательной школы
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconНазвание № п/п
Общественное движение на рубеже веков. Образование политических партий. (Россия XX в)
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconРоссия в начале XXI века: новая страна, новые проблемы, новые возможности...
Возрождающаяся Россия обрела собственную историю — историю выхода из «переходного периода», причем именно эта история обнаружила,...
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconМетодическая разработка Итоговое повторение и обобщение знаний по...
Напечатано, издано методических разработок, статей, рефератов в журналах, сборниках и т д
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconПрограмма среднего (полного) общего образования на базовом уровне...
Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы под редакцией Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л....
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconАлександров Ю. И. Введение в системную психофизиологию // Психология...
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных...
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconСоюзная республика югославия на рубеже XXI века
Тягуненко людмила Владимировна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и политических...
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предпосылки петровских преобразований. Петр I россия на рубеже веков. Ответить на вопросы
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconРабочая программа педагога
А. Данилов, Л. Г. Косулина. История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М., Просвещение, 2009. Программа ориентирована...
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconБиблиографический указатель Телефон: 2-17-45
К категории «малый город» на рубеже XX-XXI вв относятся территории с населением от 12 до 50 тысяч человек. Протяжённость города напрямую...
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconОао «фнпц «Алтай», г. Бийск, Россия Администрация г. Бийсканаукограда РФ ипхэт со ран
Псахье (Россия), Christian Perut (Франция), Keiichi Hori (Япония), Людмила Огородова (Россия), Guy Jacob (Франция), Bernie Kosowski...
Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XX-XXI вв iconПрограмма курса и тематическое планирование (базовый уровень) к учебнику...
Характеристика территории и населения страны. Влияние их особенностей на развитие России на рубеже xix—xx вв. Россия — многонациональное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск