Урок 21. «Просветление»





Скачать 89.14 Kb.
НазваниеУрок 21. «Просветление»
Дата публикации25.07.2014
Размер89.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок


Урок 21. «Просветление» Древней Индии.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Из фактов истории эпохи Древнего мира научить выявлять теоретические признаки цивилизации и делать вывод о наличии или отсутствии этих признаков в истории Древней Индии, используя такие понятия, как «Древняя Индия», «Будда», «буддизм».

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя основные идеи о божестве, человеке и его судьбе, научить

выявлять причины широкого распространения буддизма среди жителей Древней Индии.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Сравнивая систему нравственных ценностей, заложенную в учении

Будды, с ценностями библейской религии древних евреев, научить выявлять общие гуманистические принципы древних цивилизаций Востока.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить определять и объяснять свои оценки учения Будды с позиции

человека XXI века.

Обязательный минимум содержания: Древняя Индия, занятия жителей, возникновение государств, Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
План урока.

I. Проблема урока: почему учение Будды нашло столько сторонников?

II. Поиск решения проблемы:

1. Какой была Индия до Будды:

– как стала цивилизацией;

– какой стала цивилизацией?

Примерное решение проблемы: в Индии до Будды был особый порядок в обществе, где положение человека зависело не от его способностей, а от его принадлежности к той или иной варне.

Судьба человека была определена его рождением, так как при жизни переход из одной варны в другую был невозможен.

2. Что и кому понравилось в буддизме?

Примерный вывод по проблеме: учение Будды нашло много сторонников, так как их прельщали новые нравственные нормы: все равны перед нирваной, независимо от происхождения. Спасение – в отказе от желаний. До появления буддизма сложившаяся система индийского общества (деление на варны) была освещена богами, и никто не посягал на «божественную» власть жрецов. Вера в переселение душ ограничивала

количество недовольных, так как мало кто хотел в следующей жизни родиться животным или насекомым. Однако железный век внёс свои изменения в общество. Веками складывающийся порядок мог быть разрушен, так как удачливые торговцы и ремесленники из шудр и вайшьев становились богаче многих знатных брахманов и кшатриев. Появилось много недовольных варновой системой. Буддизм возник и распространился в Индии как сила, противостоящая тем изменениям в жизни общества, которые принёс железный век. Идеология буддизма помогла сохранить порядок в системе «государство – общество».



Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Ребята, вы, наверное, заметили, что в каждом населённом пункте есть храм, куда люди ходят молиться Богу.

– Как вы думаете, зачем люди обращаются к Богу?

– Вспомните, какие древние религии

появились в эпоху Древнего мира.

– Вот и Антошка считает, что древние религии обещают людям счастье

и удовольствие.

– Давайте узнаем, как на это возразил Источниковед.

– Откройте учебник на с. 107. Начинаем читать диалог главных героев –

слова Источниковеда.

– Какой пример привёл Источниковед? 3

– Какое мнение высказал Антошка? 3

Прочитайте.
Фиксируем на доске:

Антошка:

Учение Будды – отказ от удовольствий – вряд ли прельщало людей.

– Какие факты привёл Археолог? 3 Прочитайте.
Фиксируем на доске:

Археолог:

Половина жителей Индии была

буддистами.

– Сравните мнение Антошки и факты, приведённые Археологом. Какое

тут противоречие? 1

– Какой возникает вопрос? 1

Фиксируем на доске проблему:

Почему учение Будды нашло столько сторонников?

Могут прозвучать разные ответы:

«вымолить за

что-то прощение»,

«попросить помощи у Бога в делах»,

«чтобы поправить здоровье» и т.д.

Вспоминают, во что верили египтяне, жители Междуречья, религию

древних евреев, учение Заратуштры.

Делают вывод о том, что если люди

будут молиться, совершать религиозные обряды, то в жизни им будет сопутствовать удача, благополучие,

богатство.

Работают с текстом учебника,

с. 107.

– Источниковед рассказал об учении Будды, главной целью которого

является отказ от удовольствий. 3
– Антошка считает, что за таким учением вряд ли люди пошли. 3

– Археолог утверждает, что к началу новой эры половина жителей Индии были буддистами. 3

Регулятивные УУД

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.
Познавательные УУД

1. Выделять причинно-следственные связи.

2. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения.

3. Выделять главное.

4. Находить в разных источниках достоверную информацию.

5. Определять понятия.

6. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

7. Делать вывод.

Коммуникативные УУД

1. Организовывать работу в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов.


II. Версии.

– Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы? 2

Фиксируем на доске версии:

1) учение объясняло смысл жизни;

2) оно вселяло надежду на хорошие изменения.

Могут сказать, что учение Будды

объясняло то, что было непонятно, вселяло надежду

иметь то, чего не хватало в жизни. 2





III. Актуализация знаний.

– Что мы уже знаем для решения

проблемы урока? Давайте вспомним.

После выполнения заданий в Рабочей тетради организовываем индивидуальную самооценку 5 выполнения данных заданий. ТОУУ

Выполняют задание № 1, 2 из Рабочей тетради на с. 61.

1 5





IV. Планирование деятельности.

– Какие вопросы нам необходимо рассмотреть для решения проблемы?
Записываем план действий: 4
Надо узнать:

1. Какой была Индия до Будды?

2. Что привлекало в буддизме людей?


Могут сказать, что надо узнать, чем

занимались жители Индии, что умели, какие у них были правила, законы, какие существовали традиции, во что верили. 4





V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

– Итак, мы с вами не случайно вспомнили два значения понятия «цивилизация».

– Используя текст в учебнике (пункт 1,

с. 107–108, пункт 2,

с. 108–109), докажите, что жители Индии взошли на ступень цивилизации.

3 4 6 3

Задания № 3, 4 из Рабочей тетради на

с. 62.


– Поработайте в парах, обсудите, что могло нравиться, а что нет древним индийцам в делении на варны. 1 1 3

– Сделайте предварительный вывод по проблеме урока. 2 7


Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника.

При проверке данного задания ученики называют факты из текста, указывающие на признаки цивили-зации в Индии:

– орошаемое земледелие;

– приручение слонов (животноводство);

– города;

– раджи-цари;

– налоги (половину урожая отдавали радже);

– деление общества на варны;

– письменность (гимны богам, легенды о героях, перечни доходов), древнеиндийские поэмы («Махабхарата», «Рамаяна»).

Работают в парах.

Могут сказать, что в Индии до Будды был особый порядок в обществе, где положение человека зависело не от его способностей, а от его принадлежности к той или иной варне.

Судьба человека была определена его рождением, так как при жизни переход из одной варны в другую был

невозможен.







– Как называлось новое религиозное учение, появившееся в Древней Индии в середине I тыс. до н.э.?

– Прочитайте пункт 3, с. 109–111 и ответьте на вопрос:

какие черты учения Будды привлекали жителей Индии? 1

Задание № 5 из Рабочей тетради,

с. 63.


– Выполните задание № 8 из Рабочей тетради на с. 63–64.

2 3

– Сделайте вывод по проблеме. 7 3
– Распространение буддизма привело к восстановлению равновесия в индийском обществе. С одной стороны,

Будда учил, что нирваны может достичь представитель любой варны, всё зависит не от происхождения, а от личных качеств. С другой стороны, Будда не призывал бороться с варновой системой, необходимо было лишь отказаться от всех желаний и как бы отстраниться от окружающих проблем.




Индивидуально, самостоятельно

работают с текстом учебника (п. 3, с. 109–111).

– Великая идея равенства духовных

возможностей людей вместо варн;

– путь спасения – избавление от желаний, отказ от человеческих соблазнов и пороков;

– состояние нирваны.

Работают со схемой «Картина мира древних индийцев-буддистов».

– Учение Будды нашло много сторонников, так как их прельщали новые нравственные нормы: все равны

перед нирваной, независимо от происхождения. Спасение – в отказе от желаний.






VI. Выражение решения.

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать? 3 7

Предполагаемый вывод по проблеме:

3 7

– Буддизм привлекал многих людей

новыми нравственными ценностями, которые предполагали в первую очередь духовное равенство перед нирваной независимо от происхождения. Как нравственно-религиозные нормы

оказывают влияние на общество, так и изменения в состоянии общества порождают новые религиозные и

нравственные учения.






VII. Применение нового знания.

– Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя особая, отличная от других цивилизация? 3 7 2
– Как вы считаете, что общего в учении Будды и библейской религии древних евреев? 2

Задание № 6 из Рабочей тетради,

с. 63.


Отвечают во фронтальном диалоге.





VIII. Домашнее задание.

– Продолжите заполнять таблицу «Религии Древнего мира». 3

– Следующий параграф называется

«Мудрость Древнего Китая». Древняя

Индия ассоциируется с просветлением, Древний Китай – с мудростью.

– Предположите, почему про Древний Китай говорят «мудрый».

– Прочитайте § 18, проверьте свои

догадки. Ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем» на с. 114.











© ООО «Баласс», 2012 Страница


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 21. «Просветление» iconДуховно неправильное просветление
Название вашей книги предполагает, что это книга о духовности, но она не имеет ничего общего с духовностью, и к тому же, очень возмутительна....
Урок 21. «Просветление» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Встречи с привидениями демоны умственная энергия и ее источник эмоции ум и мозг статика просветление из чего сделан ум реактивный...
Урок 21. «Просветление» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Просветление через 7 лучей. Науки Образности и Намерения. Молитвы, указы. Любовь, семья. Близнецовые пламенна (половинки). Открытие...
Урок 21. «Просветление» iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок 21. «Просветление» iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок 21. «Просветление» iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок 21. «Просветление» iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок 21. «Просветление» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок 21. «Просветление» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок 21. «Просветление» iconУрок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию...
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные...
Урок 21. «Просветление» iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок 21. «Просветление» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок 21. «Просветление» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок 21. «Просветление» iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок 21. «Просветление» iconУрок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки...
Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного...
Урок 21. «Просветление» iconУрок с 55ч до 10. 40ч. 3 урок с 11. 00ч до 11. 45ч. 4 урок с 12....
Дополнительные каникулы для обучающихся первых классов: с 18 февраля по 25 февраля – 8 дней


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск