Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна»





Скачать 349.36 Kb.
НазваниеКонкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна»
страница1/4
Дата публикации31.07.2014
Размер349.36 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > История > Конкурс
  1   2   3   4


ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ НАУЧНО – ПОПУЛЯРНУЮ СТАТЬЮ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВЕЛИКАЯ СТРАНА»

Формирование патриотизма и гражданственности на примере работы историко-краеведческого клуба «Поиск»

Автор:

Мажирина Светлана Васильевна,

заведующая музеем, преподаватель истории

img_1034

Кемерово 2014

Содержание

1. Введение

2. Основная часть

Организация и реализация проекта «Формирование патриотизма и гражданственности на примере работы историко-краеведческого клуба «Поиск»

2.1. Цели и задачи проекта

2.2. Актуальность и социальная значимость проекта

2.3.Результаты реализации проекта

2.4. Критерии оценки результатов проекта

3. Заключение

4. Приложения

Приложение 1. План работы клуба «Поиск»

Приложение 2. Паспорт проекта

Приложение 3. Результативность участия в мероприятиях разного уровня

1. Введение

История России – история проявления патриотизма. Он формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нем – яркий отсвет судьбы Отечества.

Патриотизм – одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм – это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. Что мы вкладываем в понятия «Родина», «Отечество»? Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают «большую» и «малую» Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет и которая стала для него родной и близкой.

Малая Родина – это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский по этому поводу написал замечательные слова: «Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна».

Отечество – понятие родственное «Родине», в котором, однако, следует вкладывать более глубокое содержание, прежде всего нравственное, духовное.

Нам, преподавателям, работающим с подрастающим поколением следует всегда помнить, что человек может прожить жизнь и «не найти своей родины», не стать ее патриотом, т.е. человеком, влюбленным в свое Отечество. Наша задача своей деятельностью помочь молодым людям стать патриотами. Это трудно, так как детям нужно отдать не только свои знания и правильные убеждения, но и душу, потому что любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям – отцу и матери. Прекрасно об этом сказал поэт Анатолий Лунин в стихотворении «Отчий дом»:

Отчего у дома отчего со страною много общего?

Где родился – та страна, словно отчий дом одна.

Ни Отечества, ни отчества мне другого не захочется.

Все на свете – до конца! – от Отчизны и отца.

Русский философ И.А. Ильин называл любовь к Отечеству «творческим актом духовного самоопределения». Действительно, у каждого человека это чувство связано с чем-то наиболее близким и дорогим: природой, искусством, славной историей и т.д. Но в любом случае для истинного патриота факторы нравственные, духовные имеют приоритетное значение.

Всем известный факт, что любовь к Родине не дана нам от природы, у каждого она возникает в свое время. Наверно вначале неосознанно, например, как малыш тянется к маме и папе, а подрастая, появляются новые славные привязанности к друзьям, к родному городу, улице, где прошли детские годы. Маленький человек взрослеет, набирается опыта, постепенно познает мир и в какой-то момент начинает понимать величайшую истину – свою принадлежность к матери – Отчизне. И, слава Богу, родился новый гражданин – патриот.

Каждая историческая эпоха накладывает свой отпечаток на патриотическое мировосприятие. Справедливости ради, нужно отметить, что наша действительность подвергает это чувство серьезным испытаниям. Изменилась наша страна, пересматривается и переписывается и уже не по одному разу прошлое нашего отечества, тревожит бездуховность настоящего и настораживает своей неопределенностью будущее.

Понятно, что этот вызов времени следует преодолевать сообща и решать проблемы надо тоже всем вместе.

В Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже сформирован квалифицированный состав педагогов, имеющих достаточный стаж педагогической деятельности и опыт подготовки специалистов среднего профессионального образования. Мы понимаем, что роль профессионального и творчески работающего коллектива, с активной жизненной позицией, энергичного, мобильного в воспитании гражданина трудно переоценить. Другими словами, каждый преподаватель на своем рабочем месте делает все возможное для воспитания гражданско – патриотические чувства и убеждения.

Есть ли такая грань у музея истории колледжа? Да, есть. Ведь еще А.С Макаренко заметил, «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается». Следовательно, качество профессионального образования, о котором мы так много говорим, зависит не только от профессионального становления специалиста, но и оттого, какие ценности, нормы молодежь приобретает в процессе образования. А это, в наше «неспокойное» время, является не менее, а порой более важным обстоятельством в становлении личности.

Так как, решение многих проблем в жизни страны, Кузбасса, родного колледжа зависит от уровня сформированности гражданской позиции у молодых людей, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к истории своего народа.

А по-другому сейчас и нельзя, если мы хотим соответствовать вызовам ХХI века. Ничего неосуществимого нет, да и поднять все это под силу музею, надо только искать новые, эффективные пути развития, верить в наших студентов.

Вся деятельность музея направлена на формирования гражданской позиции и чувство патриотизма студентов, любовь и гордость за выбранную профессию, за свой родной колледж. Решению этих непростых задач помогают тщательно подобранная экспозиция, состоящая из нескольких частей: «Это нашей истории строки», «Поклонимся великим тем годам», «Наша спортивная гордость», и др. Ежегодно проводится обновление экспозиции и тематических выставок. Это связано с юбилейными событиями, отмечаемыми в нашей стране, родном Кузбассе, Кемерово, колледже.

Остановимся на главном направлении экспозиции: «Это нашей истории строки». Основная философия экспозиции «Возрождать Прошлое, оценивать Настоящее и работать на Будущее». Материалы этой части музея с достаточной полнотой и глубиной раскрывают основное направление нашей деятельности, рассказывают о 67 – летней истории образовательного учреждения. За эти годы большое количество ребят прошло через поисковую работу музея. Это они, вместе с преподавателями, планомерно составляют летопись родного колледжа, хранят и развивают его традиции, поддерживают тесные связи между всеми поколениями выпускников. Вот где подлинное патриотическое воспитание, ведь эту кропотливую работу можно делать только с душой, здесь равнодушным не место.

У студентов формируется правильная гражданская позиция, чувство сопереживания к старшему поколению. Есть и еще один плюс работы ребят в музее, они приобретают не только необходимые знания, умения, навыки (в том числе и исследовательские), но развиваются как личности, обогащаются душевно, очищаются от нехороших помыслов. Поэтому для многих студентов работа в музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и приобщение к большой серьезной работе, становление молодого человека как гражданина и патриота.

Сейчас в совете музея задействовано большое количество студентов. И это правильно. Чем больше студентов живет интересной и полезной жизнью, тем лучше для колледжа. Для этого в сентябре созданы профильные группы: поисково-собирательная (работает над комплектованием музейного материала), фондовая (отвечают за учет и хранение фондов), экскурсионная (готовится и проводит экскурсии, встречи, беседы, а также отвечает за различные музейные праздники и мероприятия), экспозиционная (отвечает за создание и обновление экспозиции). Одним словом, в музее для каждого найдется дело по душе, кто-то великолепно рисует, кто-то прекрасно владеет словом или обладает организаторскими способностями. Все пригодится, любому таланту найдем применение.

Ребята хорошо понимают, что самое большое богатство – это люди с открытой и щедрой душой, наши ветераны, но, к сожалению, это уже далеко не молодые люди, наши ветераны уходят из жизни и уносят с собой память, нам всем надо торопиться….

У добровольных помощников музея есть уникальная возможность в живую встретиться с «легендами» колледжа, пообщаться с ними, оставить о них светлую память в музее в виде документов, фотографий, где они улыбающиеся, молодые, красивые…

Хочется сказать несколько слов еще об одном направлении экспозиции: «Наша спортивная гордость». В книге А.Ф. Пазина Лауреата премии Союза журналистов СССР «Этот колледж – самый лучший колледж на земле…» читаем следующие строки: «Кубки, вымпелы, Дипломы, Почетные грамоты – памятные реликвии, завоеванные в спортивных соревнованиях: городских, областных, российских, европейских, мировых чемпионатах, олимпийских играх. Где только не довелось выступать воспитанникам техникума, колледжа, показывать быстроту, силу, ловкость, выносливость, смелость, демонстрировать упорство, волю к победе».

А в 90-е годы на отделении «Физическая культура» учится целая группа перспективных спортсменов. Это чемпион мира 1997г. по хоккею с мячом среди юниоров Павел Якушев, призер первенства Европы среди юниоров по тяжелой атлетике Дмитрий Воронин. Самой яркой звездой среди них был Валентин Оленик серебряный призер Олимпийских игр, чемпион мира и СССР по классической борьбе. В дальнейшем Олейник своей тренерской, руководящей и научной деятельностью внес большой вклад в развитие спорта. Далее А.Ф. Пазин пишет: «Вообще, звезд на спортивном небосклоне колледжа великое множество. И есть ли в Кузбассе еще хоть одно учебное заведение, где бы вырастили такое огромное количество выдающихся спортсменов». На таких примерах, действительно, приятно учить студентов уважению к стране, городу, колледжу, своей будущей профессии.

Целесообразно отметить, что богатый материал, собранный по истории колледжа используется на уроках, внеклассных мероприятиях, а также является базой для написания студентами рефератов и проведении самостоятельных исследовательских работ по различным дисциплинам. От этого, безусловно, выигрывают все. Преподавателям музей помогает успешно решать задачи учебно-воспитательного процесса, а студентам лучше осмысливать историю родного колледжа, наглядно проследить грандиозные преобразования, которые произошли с ним за богатые на события, прекрасные 67 лет.

2. Основная часть Организация и реализация проекта «Формирование патриотизма и гражданственности на примере работы историко-краеведческого клуба «Поиск»

2.1. Цели и задачи проекта

С 2013 года в музее истории ГОУ СПО КемГППК запущен и функционирует проект: «Формирование патриотизма и гражданственности в историко-краеведческом клубе «Поиск» средствами научно-исследовательской и поисковой деятельности».

Цель данного проекта: Непрерывность формирования через научно-исследовательскую и поисковую деятельность интереса к истории родного края, формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному краю; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) сохранение исторической памяти, исторического наследия; г) воспитание Патриота и Гражданина.

Задачи проекта:

  1. Формирование исследовательской компетентности студентов: обучение студентов работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

  2. Через деятельность клуба готовить ребят – активистов, способных на активную, общественно-значимую деятельность.

  3. Через краеведческий материал осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю.

  4. Создать условия для самореализации, а также реализации каждым обучающимся собственной гражданской позиции.

  5. Создать условия для осознания обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, Кузбасса, колледжа их прошлому, настоящему и будущему.

  6. Создание условий для реализации интеллектуальных, моральных, творческих возможностей студентов.

  7. Развитие внутренней культуры личности, формирование ценностных ориентиров и убеждений студентов на основе идей гуманизма, исторического опыта и патриотизма.

  8. Способствовать формированию умения ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного.

Мы видели направление деятельности клуба «Поиск» не в том, чтобы занять время студента, а в том, чтобы формировать на конкретном историческом материале гражданско – патриотические чувства и убеждения, средствами исследовательской и поисковой работы, а также воспитать Патриота и Гражданина.

Опыт показывает, что подобная работа позволяет организовать для наших студентов пространство, где нет места криминалу, равнодушию, где можно научиться выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками по законам партнерства, искать и находить свой собственный уровень межличностных отношений. Начиная эту работу, мы не сомневались, что в таком специально созданном пространстве возможна сегодня результативная и эффективная работа с нашими студентами. А еще мы ни на минуту не усомнились в том, что все выше перечисленное им будет очень полезно.

Как все начиналось. Разработан проект, опытно-экспериментальная деятельность которого, рассчитан на период до 2016 года (весь проект представлен в приложении).

- Выделение тем исследовательских и поисковых работ и выяснение степени заинтересованности

- Обучение научно-исследовательской и поисковой методике членов клуба в течение учебного года.

- Апробация поисковых и исследовательских студенческих проектов на студенческих научно-практических конференциях разных уровней, начиная с внутриколледжных.

- Организация и проведение классных мероприятий по результатам поисковых и исследовательских работ членов клуба.

- Создать условия для осознания обучающимися своей причастности к судьбе Отечества, Кузбасса, колледжа их прошлому, настоящему и будущему.

- Качественный и количественный анализ студенческих работ, представленных на СНПК.

2.2. Актуальность и социальная значимость проекта

Актуальность проекта мы видим в следующем: С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни. Это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, незначительный интерес к истории своей страны, малой родине, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Поэтому данный проект актуален для обучающихся нашего колледжа и Кузбасса в целом, так как его главная составляющая это развитие интереса к истории родного края, формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному краю; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) сохранение исторической памяти, исторического наследия; г) воспитание Патриота и Гражданина.

Социальная значимость данного проекта обуславливается тем, что гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих нравственных и патриотических взглядов, что способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Мы глубоко убеждены, что проект

"Формирование патриотизма и гражданственности в историко-краеведческом клубе «Поиск» средствами научно-исследовательской и поисковой деятельности" имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Какие проблемы решает проект? Во-первых, многочисленные политические движения, религиозные организации, криминальные структуры занимают открытые сердца, ум и души нашей молодёжи, а СМИ в большинстве своём являются коммерческими предприятиями, и все мы знаем, что и о чем там могут получить информацию наша молодежь.

Во-вторых, проблема, о которой надо уже не говорить, а кричать. Речь идет о двойных стандартах морали и поведения людей. Такая двойственность беда для молодого человека и для общества в целом.

В-третьих, что мы наблюдаем повсеместно, это отсутствие внутренней культуры обучающихся, несформированность ценностных ориентиров и убеждений, многие ребята не знакомы с идеями гуманизма, исторического опыта и патриотизма.

В-четвертых, многие молодые люди не умеют ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного.

Перечисленные проблемы не благоприятствуют становлению духовно-нравственной личности, развитию гражданско-патриотического самосознания. Для решения этих проблем, прежде всего, мы и создали проект: "Формирование патриотизма и гражданственности в историко-краеведческом клубе «Поиск» средствами научно-исследовательской и поисковой деятельности".

По нашему глубокому убеждению, именно в культурно-историческое наследии, которое очень многообразно, каждый может найти свой интерес: изучение прошлого – то есть собственно наследия – поможет познакомиться с лучшим опытом, найти для себя образцы для подражания, а связь с собственным будущим – своей профессией, жизненными планами – сделает этот процесс более результативным и личностно значимым.

Красной чертой через весь проект проходит мысль, что воспитание и развитие должно опираться на сложившиеся веками общечеловеческие ценности: знания, труд, мир, человек как высшая ценность, Родина.

Гипотеза. Если разработать и внедрить проект "Формирование патриотизма и гражданственности в историко-краеведческом клубе «Поиск» средствами научно-исследовательской и поисковой деятельности", то это позволит сформировать у обучающихся понимание ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма, любовь и уважение к родному краю.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconВ сероссийский конкурс методических материалов на лучшую организацию...
Всероссийский конкурс методических материалов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим...
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconКонкурс методических пособий (методических материалов) на лучшую...
Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconПоложение об Открытом конкурсе методических материалов по патриотическому...
Материалов по патриотическому воспитанию детей и молодежи под девизом «Растим патриотов России» (далее конкурс), порядок участия...
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconПоложение о конкурсе на лучшую методическую разработку по патриотическому...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconГосударственное учреждение культуры «агентство социокультурных технологий»...
Областной конкурс на лучшую исследовательскую (научную) работу, реферат, эссе, статью, очерк
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconИнформационный бюллетень №36 (38), сентябрь, 2012 год
Конкурс на лучшую статью о своем районе, городе, поселке или реализованном проекте и на лучший фоторепортаж о своем крае «Моя малая...
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс на лучшую статью о своем районе, городе, поселке или реализованном проекте и на лучший фоторепортаж о своем крае «Моя малая...
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconАнализ работы моу «сош п. Голубой Факел» по гражданско патриотическому...
В моу «сош п. Голубой Факел» работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ведется системно
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconКонкурс на соискание премии за лучшую работу по популяризации науки...
Центрально-черноземный региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ес
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconКонкурс на лучшую модель организации внеурочной деятельности в условиях...
Нои «Наша новая школа» и перехода на новые образовательные стандарты, с апреля по сентябрь 2012 года проведен республиканский конкурс...
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный смотр- конкурс дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей «Экобэби- 2014» (далее смотр- конкурс)...
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconШ международный конкурс «Современные образовательные технологии в...
Ш международный конкурс Современные образовательные технологии в творчестве учителя
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconКонкурс 2012 на лучшую научную работу среди молодых ученых
Издательский дом «наука» при поддержке ано впо «Российская Академия предпринимательства» объявляет Конкурс «На лучшую научную работу...
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconПрограмма по гражданскому и патриотическому воспитанию 2012 2016 гг
Программа мбоу хулимсунтская «сош» определяет основные направления гражданского и патриотического воспитания учащихся школы и способствует...
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconТема «Екатерина Великая»
Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим...
Конкурс на лучшую научно популярную статью по патриотическому воспитанию «великая страна» iconС. В. Тронин >10. 01. 2013 положение о районном конкурс
Районный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку с использованием интерактивной доски (далее Конкурс) проводится...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск