№ п/п
|
тема
|
содержание минимума
|
цель
|
определения
|
оборудование
|
дом. задание
|
1.
| Введение в предмет истории России с древнейших времён до конца XVI века.
| История России - часть истории человечества, географическое и историческое пространство России, основные источники по российской истории
| Сформировать представление об истории как науке, познакомиться с хронологическими рамками и содержанием изучаемого курса
| Археология
Культурный слой
Палеография
Топонимика
Геральдика
Сфрагистика
Нумизматика
метрология
| Учебник стр.4-6, уроки истории стр. 91, темат. планирование стр. стр. 9, таблицы стр. 9
| Стр. 4-6 записи в тетради, учить определения
|
I.
5ч
| Восточные славяне
|
|
|
|
|
|
1.
| Восточные славяне на территории нашей страны в древности.
| Происхождение восточных славян, быт и нравы, занятия, верования, управление
| Сформировать представление о предках славян, занятиях, верованиях, управлении
| Быт
Вервь
Вече
Народное ополчение
Нравы
язычество
| Карта «Византийская империя и славяне», учебник п.1, темат. планирование стр.14, уроки истории стр. 91, таблицы стр. 10, тетрадь стр.3
| П. 1 вопр.1-5, отметить на контурной карте места расселения восточнославянских союзов племён
|
2.
| Соседи восточных славян.
| Жители лесной полосы Восточной Европы, Тюркский и Аварский каганаты, Хазарский каганат, Волжская Булгария и Византия
| Познакомить учащихся с историей и особенностями жизни соседей восточных славян
| Дань
Колонизация
Балты
Финно-угры
Скифо-сарматы
волхвы
| Карта «Расселение восточных славян», учебник п. 2, темат. планирование стр. 21, тетрадь стр. 6
| П. 2 вопр. 1-6, нанести на контурную карту места расселения соседей восточных славян
|
3.
| Рег. Первобытно-общинный строй.
| Древнейшие жители Верхней Волги, поселения родовых общин, финские племена
| Дать представление о расселении восточнославянских племён на территории Костромского края
|
| Карта Костромского края, пособие «Костромской край» стр.3
| Костромской край стр.3-6 вопр. 3-6
|
4.
| Восточные славяне в древности (подготовка к игре)
| Основной материал по теме «Восточные славяне в древности»
| Повторить и обобщить знания по теме «Восточные славяне в древности»
|
| Учебник, карта «Расселение восточных славян»
| Повт. основные события темы «Восточные славяне в древности»
|
5.
| Восточные славяне в древности (игра-обобщение)
| Основной материал по теме «Восточные славяне в древности»
| Контроль знаний
|
| Учебник, карта «Расселение восточных славян»,
| Повт. определения темы «Восточные славяне в древности»
|
II.
10ч
| Русь в IX – первой половине XII века
|
|
|
|
|
|
1.
| Формирование Древнерусского государства.
| Предпосылки и причины создания, варяги в Восточной Европе
| Дать представление о начале формирования Древнерусского государства
| Государство
Купцы
Дружина
Князь
варяги
| Карта «Расселение восточных славян», учебник п. 3 стр. 19-24, темат. планирование стр. 28, история в таблицах стр.10
| П. 3 стр. 19-24, нанести на контурную карту путь «из варяг в греки», составить рассказ о путешествии купцов по торговому пути «из варяг в греки» с описанием внешнего вида, кораблей, товаров, мест пребывания и опасностей …
|
2.
| Образование Древнерусского государства.
| Образование гос. центров, единого государства, внутренняя организация Древнерусского государства
| Сформировать представление об образовании единого Древнерусского государства
|
| Карта «Древняя Русь в IX-XII веке», учебник п. 3 стр. 24-27, темат. планирование стр. 31, тетрадь стр. 9, тесты стр. 7, схемы стр. 5
| П. 3 стр. 24-27 записи в тетради, нанести на контурную карту государственные центры восточных славян
|
3.
| Первые киевские князья.
| Деятельность князя Олега (882-912), Игоря (912-945), Ольги (945-957), походы Святослава (957-972)
| Получить представление о деятельности первых киевских князей
| Погосты
уроки
| Карта «Древняя Русь в IX-XII веке», учебник п. 4, темат планирование стр. 34, уроки истории стр. 97, схемы стр. 6, тетрадь стр.10
| П. 4 вопр. 1-5 нанести на карту направления походов Олега, Игоря, Святослава, государства и народы, с которыми они воевали, район восстания древлян
|
4.
| Князь Владимир Святославович, Принятие христианства.
| Правление князя Владимира, причины принятии христианства на Руси, крещение Руси, русская православная церковь, значение принятия христианства
| Выяснить причины и значение принятия христианства на Руси
| Епископ
Ересь
Митрополит
Церковный устав
Церковь
Духовенство
Патриарх
Монахи
Приходские священники
Приход
миряне
| Карта «Древняя Русь в IX-XII веках», учебник п. 5, темат. планирование стр. 37, уроки истории стр. 102, схемы стр.7, тетрадь стр. 12
| П. 5 , учить определения, нанести на карту места восстаний вятичей и радимичей
|
5.
| Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
| Борьба за власть сыновей Владимира, внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого, управление государством
| Выявить особенности Древнерусского государства при Ярославе Мудром
| Посадник
Династический брак
| Карта «Русь в IX-XII веке», учебник п. 6 стр. 43-48, темат. планирование стр. 41, уроки истории стр. 104, тетрадь стр. 15, схемы стр.8, тесты стр. 12
| П. 6 стр. 43-48, записи в тетради
|
6.
| Формирование древнерусской народности
| Основные социальные слои древнерусского общества, земельные отношения, вотчина
| Дать представление о формировании древнерусской народности
| Боярин
Вотчина
Наместник
Общество
холопы
| Учебник п. 6 стр. 48-53
| П. 6 стр. 48-53 вопр.1-7
|
7.
24.01
| Культура Древней Руси IX-XII века.
| Особенности культуры Древней Руси, письменность и грамотность, литература, зодчество и изобразительное искусство, художественное ремесло
| Познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры IX-XII веков
| Миниатюра
Патриотизм
Самобытный
житие
| Мультимедийная презентация, учебник п. 7, темат. планирование стр. 45, уроки истории стр. 109, схемы стр. 11, тетрадь стр. 18
| П. 7 вопр. 1-7
|
8.
| Быт и нравы Древней Руси.
| Повседневная жизнь земледельцев и горожан, военное дело, жилище, одежда
| Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси
| Изба
Хоромы
Ларь
Лыко
Лучина
Понёва
Епанча
Гусляры
Скоморохи
Образ жизни
слобода
| Учебник п. 7 , темат. Планирование стр. 52, тетрадь стр. 20, тесты стр. 26
| П. 7 вопр. 1-5, учить определения
|
9.
| Рег. Времена Киевской Руси (IX-XII вв.) и наш край.
| Наш край в период образования Древнерусского государства, во времена Святослава
| Дать представление об участии наших предков в формировании Древнерусского государства
|
| Костромской край стр. 7-8 вопр. 1-3
| Повт. основные события по теме
«Русь в IX – первой половине XII века»
|
10.
| Русь в IX – первой половине XII века, Первые киевские князья (игра)
| Деятельность первых древнерусских князей
| Обобщить и повторить знания по теме «Древнерусское государство»
|
| Учебник, темат. планирование стр. 55, уроки истории стр.114, тетрадь стр. 24
| Повт. определения
|
III.
9ч
| Русь во второй половине XII – XIII вв.
|
|
|
|
|
|
1.
6.02
| Начало раздробления Древнерусского государства.
| Половецкая угроза и распад союза Ярославичей, Любечский съезд князей, Правление Владимира Мономаха в Киеве, причины раздробленности Древнерусского государства, государственное правление в период раздробленности
| Сформировать представление о причинах политической раздробленности на Руси
| Рать
Уделы
Экономика
эксплуатация
| Карта «Раздробленность Руси в XII-первой четверти XIII века», учебник п. 9, темат. планирование стр. 56, уроки истории стр. 107, тетрадь стр. 26, история в таблицах стр. 16, схемы стр. 12
| П. 9 вопр. 1-5, нанести на контурную карту княжества, на которые распалась Русь
|
2.
| Главные политические центры Руси.
| Освоение северо-восточной Руси, Юрий Долгорукий (1125-1157), Андрей Боголюбский (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), Новгородская земля, Галицко-Волынское княжество
| Выявить особенности главных политических центров Руси периода политической раздробленности
| Республика
Мужи
Мятеж
| Карта «Раздробленность Руси в XII-первой четверти XIII века», учебник п. 10-11, темат. планирование стр. 60, уроки истории стр. 116, тетрадь стр. 30, тесты стр. 31
| П. 10-11 вопр. 1-9
|
3.
| Нашествие монголов на Русь.
| Создание державы Чингисхана, сражение на Калке, вторжение в Рязанскую землю, разгром Владимирского княжества, поход на Новгород, путешествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
| Определить причины и ход монголо-татарского нашествия
| Стан
Фураж
Золотая Орда
Хан
Улус
| Карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке», учебник п. 12, темат. планирование стр. 63, история в таблицах стр. 17, тетрадь стр. 34, уроки истории стр. 129
| П.12 вопр. 1-5, определения, нанести на карту маршрут походов монголов и разгромленные ими города
|
4.
| Борьба Руси с западными завоевателями.
| Походы шведов, крестоносцев, Александр Ярославич, Невская битва, Ледовое побоище
| Определить причины нашествия крестоносцев на Русь
| ополченцы
| Карта «Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке», учебник п. 13, темат. планирование стр. 66, уроки истории стр. 131,тетрадь стр. 38, история в таблицах стр. 18, тесты стр. 43
| П. 13 вопр. 1-5, нанести на контурную карту направления походов крестоносцев на Русь
|
5.
| Русь и Золотая Орда.
| Образование Золотой Орды, повинности русского населения, борьба русского народа против ордынского владычества, последствия ордынского владычества
| Уяснить сущность монголо-татарского ига
| Баскак
Владычество
Выход
Резиденция
ярлык
| Карта «Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке», учебник п. 14, уроки истории стр. 129
| П. 14 вопр. 1-6, учить определения
|
6.
| Русь и Литва.
| Формирование Литовско-Русского государства, Гедимин 1315-1341, характер Литовско-Русского государства, значение присоединения русских земель к Литве
| Получить представление об особенностях формирования Литовско-Русского государства, его характере и значении присоединения русских земель
|
| Карта «Великое княжество Литовское» (в учебнике), учебник п. 15, темат. планирование стр. 70, уроки истории стр. 137, тетрадь стр. 42
| П. 15 вопр. 1-5, нанести на контурную карту Великое княжество Литовское, его главные города, названия русских земель, вошедших в его состав
|
7.
| Культура русских земель в XII-XIII веках.
| Особенности культуры XII-XIII вв., накопление научных знаний, литература, зодчество, влияние ордынского владычества на русскую культуру
| Познакомить учащихся с особенностями древнерусской культуры периода политической раздробленности
| Архитектурный ансамбль
Аскетизм
Канон
уникальный
| Мультимедийная презентация, учебник п. 16, темат. планирование стр. 73, уроки истории стр. 134, тетрадь стр. 44
| П. 16 сообщения на тему: характеристика русской культуры XII-XIII вв., русская архитектура XII-XIII века, русская иконопись XII-XIII века
|
8.
| Рег. Костромской край в период феодальной раздробленности (XII-XIII век).
| Наш край в составе Владимирского княжества, татаро-монгольское нашествие и борьба с монголами во второй половине XIII века, Костромское и Галицкое княжества во второй половине XIII века
| Дать представление о развитии нашего края во второй половине XIII века
|
| Костромской край стр. 9-13
| Костромской край стр. 9-13 вопр.1-2 зад. 1
|
9.
| Политическая раздробленность на Руси (Повторительно-обобщающий урок).
| Основные события темы «Политическая раздробленность на Руси»
| Контроль знаний по теме «Политическая раздробленность на Руси»
|
| Учебник, темат. планирование стр. 79, уроки истории стр. 135, тетрадь стр. 49
| Повт. определения
|
IV.
8ч
| Образование единого русского государства
|
|
|
|
|
|
1.
| Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
| Предпосылки и причины объединения русских земель, политическая система Руси, борьба Москвы и Твери, правление Ивана Калиты 1325-1340, причины возвышения Москвы
| Выяснить предпосылки и причины объединения русских земель вокруг Москвы
|
| Карта «образование Российского централизованного государства», учебник п. 17, темат. планирование стр. 82, уроки истории стр. 139, схемы стр. 14, тетрадь стр. 51
| П.17 вопр. 1-5, нанести на контурную карту Тверское княжество, территорию Московского княжества к 1340 г.
|
2.
| Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
| Борьба Москвы за политическое первенство, Русь и Орда накануне решающего столкновения, Куликовская битва, набег Тохтамыша, значение Куликовской битвы
| Показать значение Куликовской битвы в истории России
| маневр
| Карта «Образование централизованного Российского государства», учебник п. 18, темат. планирование стр. 86, тетрадь стр. 54
| П. 18 сообщение «Куликовская битва», нанести на контурную карту место Куликовской битвы
|
3.
| Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV века.
| Василий I (1389-1425), Московская усобица, распад Золотой Орды, союз Литвы и Польши, Грюнвальдская битва, образование русской, белорусской и украинской народностей
| Дать представление о трудностях Московского княжества в конце XIV- начале XV века
| Диалект
уния
| Карта «Образование Российского централизованного государства», учебник п. 19, темат. Планирование стр. 90, тетрадь стр. 57, тесты стр. 56
| П. 19 вопр. 1-6, нанести на контурную карту Речь Посполитую, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Грюнвальдскую битву
|
4.
| Создание единого Русского государства.
| Иван III (1462-1505), присоединение Новгорода к Москве, ликвидация ордынского владычества, присоединение Твери, завершение объединения русских земель
| Сформировать представление о причинах образования централизованное Российское государство
|
| Карта «Образование централизованного Российского государства», учебник п. 20, темат. планирование стр. 94, тетрадь стр. 61уроки истории стр.144, схемы стр. 16
| П. 20 вопр. 1-5, нанести на контурную карту территориальное расширение Московского государства при Иване III
|
5.
| Московское государство в конце XV- начале XVI века.
| Возвышение великокняжеской власти, органы управления государством, преобразования в войске, изменения в порядке владения землёй, ограничение свободы крестьян, появление казачества
| Дать представление о начале процесса закрепощения крестьян
| Боярская дума
Кормление
Местничество
Налоги
Окольничий
Пожилое
Поместье
Помещик
Таможенный сбор
чин
| Карта «Образование централизованного Российского государства», учебник п. 21, темат. планирование стр. 98, тетрадь стр. 64
| П. 21 , учить определения, нанести на контурную карту районы расселения казачества
|
6.
| Церковь и государство в конце XV- начале XVI века.
| Изменения в положении русской православной церкви, монастыри, ереси, нестяжатели, иосифляне, теория «Москва-Третий Рим»
| Определить взаимоотношения Русской православной церкви с Российским государством в XV-XVI вв.
| Благотворительность
Дьякон
старец
| Карта «Российское государство в XVI веке», учебник п. 22, темат. планирование стр. 103, тетрадь стр. 67, тесты стр. 69
| П. 22 вопр. 1-7, нанести на карту центр еретического движения в России
|
7.
| Рег. Костромской край в период образования Русского централизованного государства (XIV начало XVI века).
| Социально-экономическое развитие края в XIV начале XV веков, Костромичи в Куликовской битве, наш край в период объединения земель в XV веке
| Дать представление о развитии Костромского края в период создания Русского централизованного государства
|
| Костромской край стр. 13-17
| Костромской край стр. 13-17 вопр. 1-2
|
8.
| Образование единого Русского государства (Повторительно-обобщающий урок)
| Основные события, определения темы «Образование Русского централизованного государства»
| Контроль знаний
|
| Учебник, уроки истории стр. 146
| Повт. определения и основные даты
|
V.
11ч
| Московское государство в XVI веке
|
|
|
|
|
|
1.
| Реформы Избранной рады.
| Боярское правление, укрепление центральной власти, Стоглавый собор, реформа местного управления, военная реформа
| Выяснить причины, основные направления и результаты реформ Избранной рады
| Дворяне
Дети боярские
Земский собор
Приказы
Централизованное государство
| Карта «Россия в XVI веке», учебник п. 23, темат. планирование стр. 108, тетрадь стр. 70, история в таблицах стр. 19, 20, схемы стр. 18
| П. 23 вопр. 1-5, сообщения на тему: детство Ивана IV , начало правления Ивана IV
|
2.
| Внешняя политика Ивана IV.
| Завоевание Казанского ханства, присоединение Астраханского ханства, значение присоединения Поволжья к России, покорение Западной Сибири
| Дать представление о внешней политике Ивана IV
| острог
| Карта «Российское государство в XVI веке», учебник п. 24 стр. 202-209, темат. планирование стр. 112, тетрадь стр. 75, схемы стр. 19
| П. 24 стр. 202-209, вопр. 1-5, нанести на карту район Ливонской войны
|
3.
| Ливонская война (1557-1582гг.)
| Причины, начало и окончание Ливонской войны
| Определить причины и ход Ливонской войны
|
| Карта «Российское государство в XVI веке», учебник п. 24 стр.209-214, темат. планирование стр. 112, тетрадь стр. 75, схемы стр. 19
| П. 24 стр. 209-214, нанести на карту район Ливонской войны
|
4.
| Опричнина.
| Разрыв Ивана IV с Избранной радой, расправа царя с приближёнными, установление опричнины, итоги царствования Ивана Грозного
| Определить причины введения в стране опричнины
| Всполье
Карьера
Крепостное право
Опала
Опричнина
Посад
челобитная
| Карта «Российское государство в XVI веке», учебник п. 25, темат. планирование стр. 112, история в таблицах стр. 20-21, тетрадь стр. 79, тесты стр. 81, схемы стр.19
| П. 25 учить определения, сообщения на тему: разрыв Ивана IV с Избранной радой, расправа с приближёнными
|
5.
| Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веке.
| Особенности развития русской культуры в XIV-XVI веках, просвещение, начало книгопечатания, устное народное творчество, литература XIV-XV веков, развитие литературы XVI века
| Познакомить учащихся с развитием просвещения, особенностями устного народного творчества (фольклора) и литературы в XIV-XVI веков
| Публицистика
Регалии
Энциклопедия
эпос
| Мультимедийная презентация, «Русское искусство», учебник п. 26, темат. планирование стр. 115, тетрадь стр. 83, история в таблицах стр. 21, 22, уроки истории стр. 151, схемы стр. 22
| П. 26 вопр. 1-5
|
6.
| Архитектура и живопись в XIV-XVI веках.
| Зодчество в XIV-XVI веках, архитектура Московского государства в XVI веке, русская живопись XIV века, Феофан Грек, русская живопись XV-XVI веков, Андрей Рублёв
| Познакомить с особенностями развития русской архитектуры и живописи периода становления Российского централизованного государства
| Шатровый стиль
юродивый
| Мультимедийная презентация, «История русского искусства», учебник п. 27, темат. планирование стр.118, тетрадь стр. 86, схемы стр. 15, 22
| П. 27 вопр. 1-2
|
7.
| Быт XV-XVI веков.
| Города, русская изба, одежда, еда
| Дать представление о русском быте XV-XVI веков
| Административные здания
Административный
Кафтан
Полати
харчевня
| Учебник п. 28, тетрадь стр. 88, темат. планирование стр. 122
| П. 28 вопр. 1-6, нанести на контурную карту города, возникшие в XIV-XVI веках
|
8.
| Рег. Костромской край в период укрепления Русского централизованного государства во второй половине XVI века.
| Укрепление государственной власти при Иване IV, костромичи в борьбе за присоединение к России Поволжья, Костромской край в годы Ливонской войны, культура нашего края в XIV-XVI веках
| Дать представление о развитии Костромского края в период укрепления Русского централизованного государства
|
| Костромской край стр. 19-23
| Костромской край стр. 19-23 вопр. 1-3, зад. 1
|
9.
| Московское государство в XVI веке (Повторительно-обобщающий урок).
| Основные события и определения темы «Московское государство в XVI веке»
| Обобщить знания по теме «Московское государство в XVI веке»
|
| Карта «Российское государство в XVI веке», учебник, тетрадь стр. 91
| Повт. даты, определения, основные события по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века
|
10.
| Контрольная работа по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века
| Даты, определения, основные события по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века
| Контроль знаний
|
| Уроки истории стр. 153, тесты стр. 105
| Подготовиться к игре
|
11.
| Игра «Что? Где? Когда?»
| Материал по курсу истории России за 6 класс
| Активизировать знания учащихся по курсу истории России за 6 класс
|
| Волчок, конверты с вопросами, музыкальные записи, магнитофон
| Приобрести учебники по истории России 7 класса, контурные карты
|
Всего: 44 ч
|
|
|
|
|
|
|