Федеральное агентство по образованию





Скачать 346.77 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию
страница1/2
Дата публикации08.07.2013
Размер346.77 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > История > Закон
  1   2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра всеобщей истории искусств




МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА
для специальности

№031501- искусствоведение

МОСКВА - 2009 г.

Составитель:

Д-р искусствоведения, проф. Л.Ю. Лиманская

Ответственный редактор

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры

Всеобщей истории искусств 20.01.2009 протокол №1

Российский Государственный

Гуманитарный университет

РАБОЧАЯ

ТЕТРАДЬ

СТУДЕНТА
Студент (ФИО)

Факультет ____________

Курс ____________

Группа ____________

Преподаватель (ФИО)

____________________


СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………..4-5

2. Тема I. Принципы описания, толкования и анализа памятников изобразительного искусства: исторические контексты…………6-13

3 Тема II. Пути развития и законы жанрового функционирования биографического метода…………………………………………..13-22

4. Тема III. Исторические типы понятия стиль и пути развития метода стилистического анализа истории искусства……………22-30

5. Тема IV. Методы социально-исторического анализа искусства.

……………………………………………………………………...30-39

6. Тема V Иконография, иконология и семиотика: пути развития и взаимодействия……………………………….. …………………39-46

6. Тема V. Структурализм, постструктурализм, постмодернизм

...46-55

Пояснительная записка.

Рабочая тетрадь студента (РТС) предназначена для закрепления знаний, полученных на лекционных занятиях и формирования навыков самостоятельной работы по курсу «Методология истории искусства». Задача РТС – упростить и ускорить работу, помочь систематизировать важнейшие материалы изучаемого курса, развить способность студента логично и содержательно выражать свои мысли в письменной форме.

РТС состоит из рекомендаций к изучению темы, письменных заданий, списков источников и литературы по темам.

Изложенные в РТС рекомендации к изучению темы ориентируют внимание учащихся на рассмотрение наиболее важных и проблемных аспектов темы, направляют внимание студента на уяснение концептуальных особенностей изучаемого метода.

Письменные задания предназначены для активизации проблемного мышления. Письменные ответы требует от студента критического осмысления различных точек зрения на изучаемые в процессе курса проблемы, способствуют выработке письменных навыков изложения критических комментариев и аналитических рассуждений по поводу рассматриваемого материала.

Список источников и литературы составлен в соответствии с вопросами, на которые необходимо письменно ответить прокомментировав рассматриваемый источник.

Важной задачей при выполнении письменных работ является формирование навыков самостоятельных аналитических рассуждений относительно роли и места изучаемого памятника в истории искусствоведческой мысли, их концептуальной и жанровой специфики.

В процессе работы над письменными заданиями студенты осваивают возможности стилевого анализа истории искусства, изучают жанровую специфику биографического метода, проникают в суть семиотических аспектов художественного языка, иконографии, скрытых смыслов иконологии и т.д.

Наряду с критическим анализом существующих точек зрения на изучаемую проблему, в структуру заданий включены вопросы по сравнительно-историческому анализу темы. Таким образом, при выполнении письменных заданий осуществляется два принципа работы с материалом: синхронный и диахронный. Сочетание синхронного и диахронного подходов к изучению методологии истории искусства позволяет сформировать историчность теоретического мышления, активизировать процесс творческого освоения материала, выработать практические навыки критического изложения мысли, тем самым расширить диапазон методов самоконтроля и самоанализа .

Письменные задания в РТС являются одной из форм текущего внутрисеместрового контроля знаний.

Тема 1. Принципы описания, толкования и анализа памятников изобразительного искусства: культурно-исторические контексты.
Рекомендации к изучению: При подготовке данной темы следует обратить внимание историческую эволюцию античной историографии в искусствоведческой литературе Возрождения, Нового и Новейшего времени. Следует обратить внимание на пути развития двух основных школ историографии- литературно-художественной, представленной в сочинениях Геродота и прагматической, отраженной в трудах Фукидида. При анализе «Всемирной истории» Диодора Сицилийского следует обратить внимание на космополитизм его взглядов и на его интерес к исследованию всеобщей истории. Важно уяснить причину изменений эстетических пристрастий и характера сведений о памятниках изобразительного искусства в историях искусства Нового и Новейшего времени.

Следует обратить внимание на античные истоки жанра путеводителя на роль культурно-исторической топографии в исторической эволюции этого жанра. В качестве примеров можно провести сравнительный анализ географических и культурно-исторических представлений, например на связь «Географии» Страбона с «Описанием Эллады» Павсания.

Эволюцию языка искусствоведческого описания следует изучать на материале функциональных особенностей жанра экфрасиса. При этом важно сопоставить исторические особенности и жанровую специфику поэтического экфрасиса в литературе античной классики, эллинизма и их византийских и ренессансных последователей. При анализе «Картин» Филостратов и «Описании статуй» Каллистрата необходимо выявить просветительские и воспитательные задачи экфрасиса, влияние этих особенностей жанра на литературу Византии, Западной Европы в Средние века и в эпоху Возрождения.

При рассмотрении «Естественной истории» Плиния следует обратить внимание на ее роль в развитии трактатов технико-технологического содержания в Средние века, Новое и Новейшее время.

Задание № 1.
1.Ответьте на вопрос и приведите в качестве цитаты фрагменты высказываний, подтверждающие ваш ответ:

Какие основные направления развития античной историографии заложены в трудах Геродота и Фукидида и как они повлияли на развитие методологии истории искусства в Средние века и в эпоху Возрождения?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ответьте на вопрос: кто автор «Всемирной истории», «Описания Эллады», «Естественной истории» и какому времени относятся эти произведения, поясните жанровую специфику этих произведений. Приведите примеры, каким образом затрагиваются проблемы описания, анализа , атрибуции, памятников изобразительного искусства в указанных источниках.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Объясните особенности жанрового функционирования экфрасиса в литературе греческой архаики, классики, эллинизма и проследите на конкретных примерах влияние древнегреческих типов экфрасиса на литературу Византии и Западной Европы в Средние века и в эпоху Возрождения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Прокомментируйте влияние особенностей географических представлений на развитие жанра путеводителя по достопримечательным местам от античности до Нового времени, приведите примеры и дайте к ним критические комментарии

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отзыв преподавателя____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список обязательных источников:

Мастера искусства об искусстве. В 7-и т. т.I – сс.207-251.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-и т. М.:Искусство, 1962-1968- т. I – cc. 92-114, 211-224, 326-341, 433-453

Список дополнительных источников:


Анналы, хроники, истории. – (http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons.htm) http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons.htm)


Геродот. «История» Л.: Наука,1972. (http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons.htm)

Диодор «Всемирная история» //История всемирной литературы: В 9 томах . М., Наука, 1983 – (http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp)

Каролингские школьные тексты: глоссы из круга Иоанна Скотта и Ремигия из Омерра.- (http://www.philosophy.ru/iphras/library/phusis/11.html)

Карель ван Мандер. Книга о художниках. М.; Л.: Искусство, 1940.

Книга хожений. Записки русских путешественников XI - XV вв. / Сост. Н. И. Прокофьев. М., 1984.

Лукиан. «Изображения»; «В защиту изображений», «Тоскарид». Соч.в 2 т. – Т.I. М.: Алетейя,С.171-190.

Памятники средневековой латинской литературы. В 2-х томах. - М., 1970, 1972.

Павсаний. Описание Эллады. - В 2-х т. - М.:Ладомир,2002.

Плиний Старший. Об искусстве. – М.: Ладомир, 1994.

Прокопий Кесарийский. Война с готами. О Постройках. В 2-х т.. Перевод С.П. Кондратьева. М.: Арктос - Вика-пресс 1996г. т. I 336 с., т.II -306с. (http://miriobiblion.narod.ru/prokopij/p_aed1.htm)

Средневековые исторические источники Востока и Запада (http://www.vostlit.info/)

Филострат «Картины». Калистрат «Описание статуй». - Томск,1996.

Список обязательной литературы

История европейского искусствознания от античности до конца XVIII в.- М., 1963- сс. 9-28, 52-64, 74-93, 149-161, 204-217, 316-340.

История европейского искусствознания первой половины XIX века. - М., 1965- сс.5-68.
Список дополнительной литературы:

Брагинская Н.В. Поэтика описания. Генезис «Картин» Филострата Старшего. //Поэтика древнегреческой литературы. - М., 1985, с. 224-290.

Надпись и изображение в греческой вазописи [Статья] // Культура и искусство античного мира. Материалы научной конференции ГМИИ им. А.С.Пушкина (1979). М.: Советский художник, 1980. С.41-99.

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Античная поэтика. М., 1991.

Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М.Т. Три трак­тата об ораторском искусстве. М., 1994.

Гаспаров М.Л., Цыбенко О.П., Ярхо В.Н. Эллинские поэты VIII – III вв. до н.э. Эпос, лирика, ямбы, мелос / Пер. В.В. Вересаева. М.: Ладомир. 1999.

Геллер Л. Воскрешение понятия или Слово об экфрасисе. /Экфрасис в русской литературе.М.Мик,2002 . – 216 с., С.5-23.

Гращенков В.Н. Макс Фридлендер - знаток, историк искусства, писатель // Гращенков В.Н. История
и историки искусства- Статьи разных лет. М., 2005. С. 564-575.

Николаева Н. И. Педагогические взгляды Гуарино Веронезе//Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала нового времени. М., 1991. С. 161.).

Успенский Б. О символике путешествий на Руси. На примере «Путешествия за три моря А.Никитина. // Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории.  Семиотика культуры. - М.:Гнозис, 1994, с. 254-297. (http://www.mith.ru/cgibin/yabb2/YaBB.pl?board=human)

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. Л.: 1971 –200 с.
Справочно-информационные издания:

История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), А. С. Бушмин, Ю. Б. Виппер (зам. гл. ред.), Д. С. Лихачев, Г. И. Ломидзе, Д. Ф. Марков, А. Д. Михайлов, С. В. Никольский, Б. Б. Пиотровский, Г. М. Фридлендер, М. Б. Храпченко, Е. П. Челышев. — М.: Наука, 1983—1995 (http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp)

Фундаментальная электронная библиотека.

(http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-6281.htm)

Тема 2. Пути развития и законы жанрового функционирования биографического метода изучения художественного творчества

Рекомендации к изучению: Предлагаемая тема предназначена для уяснения роли биографии художника в изучении

истории искусства. В процессе изучения темы необходимо обратить внимание на то, что объект биографического исследования — жизненный путь художника, а историчность метода опосредована биографическими источниками. При анализе жизнеописаний, агиографии, биографии важно выявить связь жанров с культурно-историческими контекстами развития истории искусства.

При рассмотрении жанровой специфики исповедей, дневников, автобиографий – важно проследить роль интроспекции, уяснить, что полнота реконструкции прошлого возможна путем анализа событий, поступков, обстоятельств на основе «закона» индивидуальности изучаемого художника. Следует учитывать, что основная единица биографического метода - событие, которое может носить как внешние проявления, так и быть описанием внутренних переживаний. В связи с этим важно рассмотреть возможности психологии, роль патографии, как метода психоаналитической интерпретации творческой биографии художника, возможности гендерного анализа проникать в суть личностной структуры изучаемого художника.
Задание № 2

  1. Проведите сравнительно-исторический анализ жанровых особенностей античных и ренессансных жизнеописаний и поясните их связь с культурно-исторической психологией личности

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-_________

2. Поясните методологические различия психоаналитических школ З. Фрейда и К.Г. Юнга и объясните особенности их патографических методов интерпретации творчества художников

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Раскройте причины использования самоиронии, эпатажа, образных трансформаций творческого Я в автобиографиях С.Дали, Э.Уорхола и Р.Барта.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Приведите примеры гендерного подхода к исследованию автобиографических жанров и объясните, как они связаны с представлениями о социальном статусе художника

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отзыв преподавателя_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список обязательных источников:

Список обязательных источников:

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-и т. М.: Искусство, 1962-1968- т. I – cc. 567-580, т.III –сс.538-544


Мастера искусства об искусстве: В 7 т. / Под общ. ред. А.А.Грубера.- М: Искусство, 1965-1970.: т.II – сс.209-235, 313-319, 365-369; т.III- 277-280, 326-327, 385; т.IV – сс.51-55, 57-74,11, 141, 180, 205, 260; т.V- сс.82-84, 126, 178, 191.
Список дополнительных источников:
Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1992.

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих. В 5-и томах. М., 1961-1965.

Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали рассказанная им самим. (http://dali.urbannet.ru/tg_000.htm)

Дали С. Дневник одного гения. - М., 1995. (http://dali.urbannet.ru/dg_000.htm)

Делакруа Э. Дневник. В 2-х томах. - М., 1961.

Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. - В 2-х томах. - М., 1957.

Жизнь Бенвенуто, сын маэстро Джовани Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции. - М., 1987.

Леонардо да Винчи. Избранные произведения. - В 2-х томах. - М., 1995.

Плиний Старший. Об искусстве. – М, «Ладомир», 1994

Продолжатель Феофана "Жизнеописания византийских царей"; СП,1992

Феофраст. Характеры / Перев., статья и примеч. Стратановского Г.А. -
Л.: Наука, 1974. (http://miriobiblion.narod.ru/feofrast1.htm)

Платон. Апология Сократа. Перевод М.С. Соловьева.

( http://philosophy.ru/library/plato/apology.html )

Ортега-и-Гассет Х. Введение к Веласкесу. // Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. 492-с514. (http://www.philosophy.ru/library/ortega/velazquez.html)

Ортега-и-Гассет Х. Гойя и народное. // Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. С. 514-534. (http://orel.rsl.ru/nettext/foreign/ortega-i-gtasse/goya.html)

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х томах. - М., 1961-1964.

Пселл М. Хронография. (http://miriobiblion.narod.ru/MP.htm)

Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (http://alexey-lao.narod.ru/quote/yorhol1.html)

Фрейд З. Психоанализ искусства. //Художник и фантазирование. - с.5-17, М., 1995.

Фрейд З. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве. //Художник и фантазирование. - М., 1995, с. 176-212.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.:Прогресс, 1994. с.185-203 (http://www.psylib.ukrweb.net/books/_yungk03.htm)

Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. С. 30-38. (http://flogiston.ru/library/jung)

Рубенс П.П. Письма, документы, суждения современников. М., «Искусство, 1977 – 480 С.

Список обязательной литературы:
Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. М.: Прогресс-Культура, 1995.-526 с., сс.24-39, 43-49, 245-248.

История европейского искусствознания от античности до конца XVIII в.- М., 1963- сс.9-28, 74-93, 204-217.

История европейского искусствознания второй половины XIX – начала ХХ века. В 2 –х ч. - М., 1969. ч.I –сс.7-89; ч.II- сс.6-48.

Эстетика и теория искусства ХХ в. М.: Прогресс-Традиция, 2005.- сс.322-336

Список дополнительной литературы:

Античность и Византия. - М.:Наука, 1975.

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. - М., 1973.

Аверинцев С.С. Жанр как абстракция. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров античной литературы. - М.:Наука,1988. с. 3-25.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

Бахтин М. М. Античная биография и автобиография. //Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С.234-407. (http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/hronotop3.html)

Бернштейн Б.М. Уникальность художника как проблема первых историй искусства // Метаморфозы творческого Я художника. М.: Памятники исторической мысли, 2005- с. 90-124.

Градскова Ю. Гендерные подходы к изучению биографий // Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х годов: Сб. научн. ст. - М.: РГГУ, 2001. - С. 287-294.

Калугина О.В. Художник в момент творческого акта: проблема измененных состояний сознания// Метаморфозы творческого Я художника. М.: Памятники исторической мысли, 2005- с.66-90.

Кондратьев Е.А. Автор - персонаж: совпадение и расхождение точек зрения (К.Д.Фридрих)/ // Метаморфозы творческого Я художника. М.: Памятники исторической мысли, 2005- с.45-66.
Кривцун О.А. Творческий процесс как потенцирование многомерного Я художника. // Метаморфозы творческого Я художника. М.: Памятники исторической мысли, 2005- с.14-33.

Курбановский А.А. «Загустение зрения». К реконструкции проблемы «телесного видения» в живописи рубежа XIX-XX веков// Метаморфозы творческого Я художника. М.: Памятники исторической мысли, 2005- с. 190-220.

Лиманская Л.Ю.. Некоторые особенности образа художника у античных и средневековых авторов// Метаморфозы творческого Я художника. М.: Памятники исторической мысли, 2005- с. 124-142.

Нуркова В.В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. М.:РГГУ, 2006. - 288 с.

Попова Т.В. Античная биография и византийская агиография. /Античность и Византия. - М.:Наука, 1975, с. 218-266.

Пушкарева Н. У истоков женской автобиографии в России — (http://www.a-z.ru/women_cd1/html/cult.htm)

Рыбников Н. А. Биографический метод. М., 1918. 18 с.

Рыбников Н. А. Психология и изучение биографий // Психология. 1929. Т. 11. Вып. 2.

Соловьев Э. Ю. Биографический анализ как вид историко-философского исследования // Вопросы философии. 1981. № 7, 9.

Устная история и биография. Женский взгляд / ред.-составитель Мещеркина Е.М. - М.: Невский простор, 2004.

Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. 653 с.

Gombrich E. Vasari's Lives and Cicero's Brutus // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, Vol. 23, 1960.(http://www.gombrich.co.uk/papers.php)

Gombrich E. Reflections on teaching art history in art schools paper given, 4th January, 1966. ( http://www.gombrich.co.uk/papers.php)

Справочные и информационные издания:

Справочные и информационные издания:

Библиотека Гумер – ( http://www.gumer.info/)

Биографии мастеров искусств – ( biography.artyx.ru)

Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. Харьков.2001 (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/151334.html)

История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), А. С. Бушмин, Ю. Б. Виппер (зам. гл. ред.), Д. С. Лихачев, Г. И. Ломидзе, Д. Ф. Марков, А. Д. Михайлов, С. В. Никольский, Б. Б. Пиотровский, Г. М. Фридлендер, М. Б. Храпченко, Е. П. Челышев. — М.: Наука, 1983—1995 .

(http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp)

Фундаметальная электронная библиотека.

(http://feb-(web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-6281.htm)
Тема 3. Исторические типы понятия стиль и пути развития метода стилистического анализа истории искусства

Рекомендации к изучению: При изучении темы следует обратить внимание на понятие стиля как совокупности идейно-эстетических и формально-стилистических методов оценки, описания, анализа и систематизации истории искусства. Следует учитывать влияние античной эстетики мимесиса на формирование западноевропейской теории стилей, трудов Платона и Аристотеля, оказавших влияние на особенности понимания художественной формы, в развитии стилевого анализа искусства. Следует обратить внимание на роль художественных академий в развитии стилистических критериев оценки, описания и анализа памятников искусства, влияние археологии и музееведения на развитие методов формально-стилистического изучения искусства. Важно отметить характер дискуссии по вопросам стиля, который нашел отражение в трудах И. Винкельмана, Г. Вельфлина, А. Ригля, Г. Зедльмайра, А. Фоссийона, М. Шапиро, Э. Гомбриха.

Следует уделить внимание роли философского языкознания В. Гумбольдта, Ч.Гримма, Э. Кассирера, Н.Гудмена в формировании иконографического метода Ф.Буслаева, Н. Кондакова, в равзитии иконологии Э. Панофского, Э. Гомбриха, М.Баксандалла (Баксендолла)..

При изучении темы следует провести различие между понятиями стиля в период сложения основных центров развития истории искусства XVII в.-XIX в., обосновать причины возникновения стилевых течений и связанных с этим эстетических систем барокко, классицизма, Просвещения, обратить внимание на дискуссии по вопросам стиля Б.Варки, Ф.Цуккаро, Беллори, Р.де Пиля, Д.Дидро и др.Следует отметить роль полемики между И. Винкельманом и Г. Лессингом в создании истории искусств как научной системы. Важно уяснить связь философских идей К. Фидлера с конкретной художественной практикой А. Гильдебранда и историей искусств Г.Вельфлина. Важно обратить внимание на влияние философии жизни В.Дильтея на теорию стиля А.Ригля. При рассмотрении «основных понятий» истории искусства Г. Вёльфлина важно сравнить их проблемой стиля у А. Ригля с концепцией абстракции и вчувствования В.Воррингера. Важно разобраться в системе построения аргументации Э.Гомбрихом, используемом им методе критического рационализма К.Поппера. Следует обратить внимание на критику Гомбрихом пяти пар понятий Г.Вельфлина. Необходимо обратить внимание на связь понятия стиля с методами структурного анализа истории искусства. Важно обратить внимание на работы М. Шапиро, в которых стиль рассматривается как язык, опирающийся на синтаксическую (структурную) модель, поддающуюся точному математическому описанию. При этом стиль является постулатом, отражающим непрерывность культур, наличие в них общих элементов.

Задание № 3.

  1. Каким образом изменение эстетических критериев стиля влияло на оценку творческих достижений художников у

Дж. Вазари, Б. Варки, Ф. Цуккаро, Беллори, Р.де Пиля, Д. Дидро.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какую роль играл античный принцип техне в развитии представлений о роли прогресса в истории искусства. Сравните с этой точки зрения концепции стиля в Г. Вельфлина , А. Ригля Г. Зедльмайра, А. Фоссийона, М. Шапиро, Э. Гомбриха.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Выявите основные аспекты философии языка Э. Кассирера , К. Поппера, Н. Гудмена оказавшие влияние на особенности метода иконологической интерпретации истории искусства у Э.Панофского, Э. Гомбриха, М. Баксандалла (Баксендолла).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Отзыв преподавателя______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список обязательных источников:

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-и т. М.: Искусство, 1962-1968- т. II – cc. 174-184, 227,234, 265,307, 465-484, 497, 620-630, 745, 749, 770; т.III –сс.512-520, 549, 668 –682, 761, 853-869.

Мастера искусства об искусстве: В 7 т. / Под общ. ред. А.А.Грубера.- М: Искусство, 1965-1970.: т.III- 81-139, 261-272, 285-295; т.IV – сс.403-411, 443-444, 487; т.V- сс. 15-18, 21-26.

Список дополнительных источников :

Баксендолл М. Узоры интенции. Об историческом толковании картин.М.:ЮниПринт, 2003-182 с.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. - М., 1973.

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Опыт: Пер. с нем.. [2-е изд., испр.]. М.: Интрада,2001. 543 с., ил.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. СПб.: Мифрил, 1994. 427 с.

Вельфлин Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб.: Алетейя, 1997. - 318 с.
Винкельман И. Об искусстве древних. – СПб., 2000.

Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М., 1914.

Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии. //Советское искусствознание -25 - М., 1989, с. 275-278.

Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. -М.-Л.. 1934.

Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. В 2-х томах. - М., 1978.

Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. в 2-х томах. – М:Азбука-Класика, 2003.

Зедльмайр Х. . Проблемы интерпретации. Приложение: Два примера интерпретации. Ян Вермеер «Аллегория живописи».// Искусство и истина. М., 1999. С. 109 - 118, 129 - 145.

Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 1. М.: Школа "Языки русской культуры", 1998. С. 143 - 183, 38 - 504.

Панофский Э. «Et in Arcadia ego»: Пуссен и элегическая традиция // Новое литературное обозрение. М.,1998. № 33

Панофский Э. Ренессанс и «Ренессансы» в искусстве Запада. М.,1998. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. - М., 1986.

Семиотика и искусствометрия / Под ред. Ю.М. Лотмана и В.М. Петрова.: Сб. переводов. М.: Мир, 1972-345 с.

Шапиро М.. Стиль. //Советское искусствознание -24. - М., 1988, с. 385-425

Dittmann L. Stil, Symbol, Structur. Studien zu Kategorien der Kunstges-chichte. Munchen,1967.

Gombrich E. Ideals and Idols.Essays on Values in History and in Art. - Oxford, 1979.

Gombrich E. Norm and form.// Studies in the art of Renaissanse. - L., 1969.

Gombrich E. Idea in the Theory of Art: Philosophy or Rhetoric?, Idea: VI Colloquia internazionale, Roma, 5-7 gennaio 1989: Lessico intellettuale europeo, Rome, 1990, pp.411-20

The Gombrich’s Archeve (. http://www.gombrich.co.uk/papers.php)

Gombrich E. Art History and Psychology in Vienna Fifty Years Ago, Art Journal, Vol. 44, 1984, pp.162-4http://www.gombrich.co.uk/papers.php

Gombrich E. What I learned from Karl Popper, In Pursuit of Truth ed. Paul Levinson, Atlantic Highlands NJ, Humanities Press, and Brighton, Harvester Press, 1982, pp.203-20 http://www.gombrich.co.uk/papers.php

Hauser A. The Philosophy of Art History. - New York, 1959.

Klein R. Consideration sur les fondements de l’iconographie.// Arch. filos. 1963. N1/2.
Список обязательной литературы:

Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. М.: Прогресс-Культура, 1995.-526 с., сс.133-155

История европейского искусствознания первой половины XIX века. - М., 1965- сс.7-42, 190-224.

История европейского искусствознания второй половины XIX – начала ХХ века. В 2 –х ч. - М., 1969. ч.I –сс.7-89; ч.II- сс.6-48.

Эстетика и теория искусства ХХ в. М.: Прогресс-Традиция, 2005.- сс.60-83
Список дополнительной литературы:
Арсланов В.Г. Западное искусствознание ХХ века. М.: Академический проект, 2005.- 862с.

Аронов В.Р. Конкретная эстетика А.Гильдебранда в художественной культуре рубежа XIX-XX веков.// Современное искусствознание за рубежом. - М.:Искусство, 1964, с. 40-61.

Рубцов Н.Н. Иконология. История, теория, практика. - М., 1990.

Современное искусствознание за рубежом. - М., 1964.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту примерные программы...
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Охватывает все основное содержание программного материала
Федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Федеральное государственное учреждение государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций...
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное
Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Методические рекомендации по усвоению учебного материала и организации самостоятельной работы 18
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию РФ федеральное государственное...
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию федеральное государственное...
...
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Федеральное государственное...
Темы рефератов к разделу Проблемы теории и практики применения уголовного наказания в России и Германии
Федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск