Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель





Скачать 60.59 Kb.
НазваниеКуклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель
Дата публикации06.08.2014
Размер60.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Куклина М.Б., учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «СШ №3» г. Глазова, член УРОО «Ассоциация «Новое образование»,

Тимиргалеева М.Ю., учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «Гимназия № 14» г. Глазова, член УРОО «Ассоциация «Новое образование».
Мастер-класс «Без страха и упрека» (использование технологии РКМЧП на уроках истории и обществознания как инструмент реализации ФГОС НОО)

«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки».

Р. Олдингтон

Цели:

  1. Расширение представлений о технологии развития критического мышления как одной из базовых технологий внедрения ФГОС НОО.

  2. Проектирование полученных знаний и умений на свою профессиональную деятельность.

  3. Обобщение педагогического опыта.

Современному информационному обществу нужен человек не только много знающий, но прежде всего умеющий оперировать своими знаниями в различных ситуациях. Для этого у ребёнка должны быть сформированы универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В практике нами апробируются технология развития критического мышления и педагогических (французских) мастерских, которые повышают познавательный интерес учащихся и дают возможность создать на уроке ситуацию «без страха и упрека». На наш взгляд, мотивация через познавательный интерес – это и есть возможность сформировать необходимые универсальные учебные действия.

В данных технологиях урок состоит из трех фаз: вызов – вводный (или мотивационный) этап; осмысление содержания - этап приобретения новых знаний; рефлексия - это заключительный этап, который предполагает размышление ученика. Уже на этапе вызова возникает проблемная ситуация, которая приводит к рождению информационного запроса. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости и от выбранных учителем приемов предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении. Возможные приемы и методы: рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластер, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки, прогнозирование по названию и другие. На таких уроках решается вопрос мотивации и создается благоприятный психологический климат. На уроке ребенок имеет право на ошибку и на ее безболезненное исправление, выражать без страха свое мнение. На таком уроке ученик познает, что такое слава первооткрывателя и что урок – это ведущее к разгадке приключение.

Ход мастер-класса

Все участники мастер-класса делятся на группы по 4-5 человек.

Стадия Вызова

  1. Обратимся к афоризму нашего занятия. Согласны ли вы с этим высказыванием?

  2. Участники обмениваются мнениями по поводу высказывания и озвучивают точку зрения группы.

  3. Возможно ли, сформировать универсальные учебные действия через технологию критического мышления? Предлагается приложение 1. В рамках нашего мастер-класса мы продемонстрируем приёмы формирования универсальных учебных действий.

Стадия Содержания

  1. На каждом уроке мы встречаемся с новыми терминами. Для лучшего усвоения и запоминания их предлагаем стратегию «Понятийное колесо». Предлагается приложение 2. Как эффективно можно её использовать? Обсуждение в группах, затем озвучивание вариантов.

  2. Передача способов работы с данной стратегией. «Понятийное колесо» - это схема, имеющая вид колеса, в центре которого записывается название изучаемого объекта. В секторах, разделенных «спицами» колеса записываются сведения, с помощью которых можно составить характеристику объекта или сформулировать определение понятия. Количество секторов может варьироваться. Например, при изучении темы «Нации и межнациональные отношения» (8 класс, обществознание) можно отработать формы этнических общностей. Предлагается участникам заполнить «Понятийное колесо» под номером 1. Можно этот же прием использовать при перечислении свойств изучаемого объекта. Например, в секторах схемы можно написать качества рыцаря при изучении темы «Рыцарство: на войне и у себя дома», (история 6 класс). Работу можно организовать перед изучением нового материала или же на этапе рефлексии. В первом случае мы опираемся на социальный опыт детей и их ценностные ориентации, что в последствии может помочь нам сравнить имеющиеся знания с теми, которые мы получили на уроке. Это дает возможность расширить и углубить наши представления о ценностях средневекового общества. На этапе рефлексии использование данного приема учит детей составлять описательные характеристики объектов. «Понятийное колесо может пригодиться и для разносторонней характеристики объекта.

  3. На каком этапе урока можно использовать стратегию «Пирамидная история» (приложение 3)? Обсуждение в группах. Выслушиваем предложения от групп.

  4. Передача способов работы с данной стратегией. Мы эту стратегию использовали на этапе рефлексии круглого стола «Ценности современной молодёжи».

  5. Предлагаем обсудить в группах преимущества данной стратегии. Обсуждение в группах. Озвучивается результат.

Стадия Рефлексии

  1. Возвращаемся к приложению 1. Возможно ли, формировать универсальные учебные действия, используя технологию развития критического мышления? Применяя, прием ИНСЕРТ анализируем приложение 1 индивидуально, затем обсуждаем в группе, озвучиваем результат.

  2. Предлагаем написать сентенцию по мастер-классу. Раздаём приложение 4. Индивидуальная работа. Озвучивание в группе. Выбор лучших вариантов. Озвучивание.


Приложение 1.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные ууд

Регулятивные ууд

Познавательные ууд

Коммуникативные ууд

-оценивают собственную учебную деятельность

-определяют границы собственного знания и незнания

-сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

-мотивируют свои действия

-развивают способность к самооценке

-принимают учебную задачу

-учитывают выделенные учителем ориентиры действия

-прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

-осуществляют самостоятельный контроль, определяют свое отношение к уроку

-планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей


-осуществляют поиск существенной информации

-приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

-умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания; осуществляют поиск информации

-строят логическую цепь рассуждений

-используют дополнительные источники информации

-привлекают информацию, полученную ранее для решения учебной задачи



-применяют правила делового сотрудничества

-сравнивают разные точки зрения

-участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей

-вступают в коллективное учебное сотрудничество

-допускают существование различных точек зрения

-адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач


Приложение 2

Стратегия «Понятийное колесо».

1. В центре круга – родовое понятие, в секторах – видовое.



Приложение 3

Стратегия «пирамидная история»

1. Имя героя вашей истории (неодушевленный предмет, человек, животное, овощ).

  1. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера).

  2. Три слова, описывающих место действия (местность, страна, обстановка и т.д.).

  3. Четыре слова, описывающих проблему истории.

  4. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?).

  5. Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героями и его окружением по ходу сюжета?).

  6. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы)

  7. Восемь слов, описывающих решение проблемы.


Пример:

  1. Ценности молодёжи

  2. Практичные, аморфные.

  3. Проблема современной России.

  4. Подмена ценностей личными интересами.

  5. Духовно нравственный кризис современной молодежи.

  6. Рост преступности среди молодёжи, материализация ценностей.

  7. Выработка жизненной позиции сквозь призму всеобщих ценностей.

  8. Осознание своей значимости в формировании и трансляции ценностей России ХХI в.



Приложение 4

Сентенция – мнение, суждение нравоучительного характера; обычно в виде императива или констатации факта; она также может представлена в виде известной пословицы, крылатой фразы, лозунга или собственного высказывания.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconКонспект урока (фио) Вершинина Анна Владимировна учитель начальных классов мбоу «сош 76»
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель...
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconРабочая программа по учебному предмету «история» 10 11 классы (базовый уровень)
Рыбченко Надежда Николаевна, учитель истории и обществознания, высшей категории, мбоу сош №3 с. Гражданское
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconРеализация деятельностного подхода на уроках истории и обществознания
Комаровских Элла Евгеньевна, Почетный работник общего образования рф, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,...
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconШишко Юлия Владимировна учитель истории и обществознания первой квалификационной...
Обмен опытом по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в преподавании истории и обществознания»
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Гольдштейн Марина Михайловна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сош №1» г. Шумерля, Чувашия
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconКлассный час во 2 классе
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconТема Символы России. Флаг
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconТема: Роль государства в экономике
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconКонспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconКонспект занятия «Государственные символы России»
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconПрограмма элективного спецкурса «История дома Романовых»
Мурзагареева Гульнара Рамиловна учитель истории и обществознания высшей категории
Куклина М. Б., учитель истории и обществознания высшей категории мбоу «сш №3» г. Глазова, член уроо «Ассоциация «Новое образование», Тимиргалеева М. Ю., учитель iconЕ. П. Блаватская астральные тела и двойники
Автор программы: Рабе Юлия Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск