Скачать 107.43 Kb.
|
МЫСЛИ О ПЕДАГОГИКЕ Учитель – это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего прогрессивного человечества, найти в нём самого себя, свой талант. Именно это даёт возможность ребятам обрести духовную опору в жизни и убедить их в том, что судьбу нужно строить всё-таки на фундаменте развития собственной личности. Для всех учителей самая большая радость – знания своих учеников, их воспитанность, их человечность друг к другу, к окружающим. Каждый учитель хочет видеть в будущем своих учеников успешными, порядочными людьми. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят и от наших усилий. Учитель преподает самую трудную на свете науку – быть ЧЕЛОВЕКОМ: на основе развития того ценного, что заложено природой реализоваться как самостоятельная здоровая нравственно, интеллектуально, психофизически полноценная личность общества. Цель всех педагогических усилий - сама Личность Ученика. Наша задача (предназначение) в том, чтобы помочь маленькому человеку проявить её, осознать собственную значимость, неповторимость, уникальность и ценность каждого, научиться ладить с этим многоликим миром и людьми, не потеряться среди множества ложных маячков. Убеждена: в педагогике нет и не может быть точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не помогут никакие инновации, никакие технологи, если нам будут навязывать их сверху. Колоссальная ответственность учителя заключается в том, что он сам должен обладать высокими моральными и интеллектуальными качествами соответствовать духу времени, быть мыслителем и деятелем, а не покорным исполнителем. Мой выдающийся коллега - великий русский историк В.О.Ключевский справедливо заметил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Моё педагогическое кредо: Любить свой предмет, своих учеников, свою профессию – дело моей жизни. Служить им Верой и Правдой. Видеть плоды своей деятельности в учениках. Мои профессиональные и личностные ценности: порядочность, ответственность, честность, доброта и милосердие, понимание, уважение и любовь к ученику, учителю-коллеге, родной земле, делу, которому служу; профессионализм. Эти же качества, я стараюсь воспитать и в своих детях. Мы живем в период кризисов: социальных, экономических, политических, экологических. однако самый страшный – нравственный. Поэтому, я в своей работе начинаю воспитание ребёнка с формирования духовности; благо, что мои предметы (история и обществознание) предоставляют мне для этого дополнительные возможности. Мои педагогические размышления: * Ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души. Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, если хочу привить и развить чувство сопричастности к исторической судьбе Отчизны – своей Родины и своего народа, неразделимой ответственности за будущность - сам должен верить, надеяться и любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю. *«Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы», как гласит древневосточная мудрость. "Плохой" ученик не есть плохой человек. Все дети-люди уникальны, самоценны и нет абсолютно никчемных и ни к чему неспособных учеников и поэтому, совершенно неприемлемо допускать проявления превосходства одного ученика над другим и тем более преступно даже ощущение превосходства учителя над школьником. Мнение любого ученика, надо уметь слышать и уважать. – Нет тех, кто не стоит любви. Каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание и заботу. Учитель должен быть чуток и восприимчив к психологическому состоянию ребёнка, высказываниям и поступкам своих учеников-воспитанников, чтобы вовремя прийти им на помощь. И поэтому, оправдано неприятие в ребенке лишь того, что угрожает его физическому и духовному здоровью, равно как, и здоровью окружающих его людей. (Как здесь не вспомнить врачебный принцип «не навреди», особенно актуальный в нашей профессии – не ранить, не озлобить, не запугать трепетную и открытую душу ребёнка). *На мой взгляд, - главная задача учителя гуманитарных наук - пробудить и возвысить человеческое в человеке. Стараюсь оценивать человека по его знаниям, идеям - стремлениям и реальным поступкам. Убеждена, что непременным требованием к педагогической деятельности и залогом психического здоровья ребенка (правильных посылов для формирования его «Я-концепции»), его самоутверждения и самореализации - является уважение Маленького Человека! Отсюда следующая необходимость: * Замечать каждого ученика; каждая, даже очень скромная удача того, кому учёба даётся нелегко, не менее важна, чем успехи тех, кто всё схватывает на лету. Для меня: Успех ученика – это событие, - это и мой профессиональный и личностный успех, которому я радуюсь зачастую не меньше, чем своим удачам в личной жизни, так как это и есть моя жизнь, - смысл и назначение моей деятельности как Учителя! Молва гласит: «не ошибается тот, - кто ничего не делает». При этом, как многократно подтверждает накопленный опыт, - именно они и ошибаются, - «пустую парту не научишь». Осознание причин постигшей неудачи – это руководство к действию и залог будущих побед. Необходимо воспитывать и развивать волю к преодолению. Безволие может похоронить даже талант. Необходим индивидуальный подход, терпение и труд, соучастие, хорошая дидактическая проработка учебных тем по уровням заложенных в ней сложностей, варьирование форм и вовлечение ученика в разнообразные активные виды учебной деятельности, в том числе и проектно-исследовательскую, мягкая коррекция её тематики с учётом личностно-значимой и социально-ориентированной проблематики и направленности на актуальное развитие мировоззрения и становление самостоятельной личности ученика. Чтобы ученик, влюбляясь в дело, дилетантствуя на первых порах, мог видеть пути перехода от «азов» базового уровня к эрудированности и творчеству. *Если я хочу, чтобы ребенок желал и любил учиться, я должен работать с ним в содружестве. Необходимо обязательное и системное применение главного дидактического приёма – помощи - как со стороны самого учителя, так и организация системной взаимопомощи (в идеале) всех участников педагогического процесса: коллектива (со)учеников, учителей, администрации, родителей и т.д. Роль учителя – «стоять не над, а рядом» со своим учеником. На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Я убеждена, что настоящий учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. В работе, особенно с одарёнными детьми и учениками старших классов, я стараюсь работать в стиле педагогической поддержки, «проживая» роли: консультанта, руководителя, специалиста, координатора, эксперта, энтузиаста; поддерживая, поощряя и направляя их деятельность в сторону достижения педагогических целей. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности *Если я хочу, чтобы ребёнок проявлял инициативу, я должен его увлечь. Основой должно стать активное творческое начало в любом виде деятельности. НЕОБХОДИМО дать каждому ребёнку возможность проявить себя. Необходимо поддерживать все его добрые начинания, поощрять, восхищаться его собственным креативным идеям, находить и ставить перед ним (и вместе с ним) интересные творческие, практически значимые проблемные продуктивные задачи. Надо самому творить и удивлять, импровизировать, а не действовать только по шаблону, содействовать здравой инициативе в том числе и личным примером - соучастием. (Предлагаешь провести поэтический вечер памяти «Прикоснись сердцем к подвигу» - начни с себя – личным участием. Хочешь привлечь ученика к участию в проектно-исследовательской деятельности, - обогати урок анализом разархивированных документов, меняющем устоявшееся заблуждение или навязанную идеологическую догму, или в корне пресекающем попытку политической провокации. Будь в курсе меняющихся событий и различных точек зрения, имея при этом свой обоснованный взгляд и умея донести и аргументировано отстоять свою позицию. И т. д. и только так!) Один из основоположников идеи развивающего обучения, выдающийся немецкий педагог Дистерверг, справедливо заметил, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Ну как тут не вспомнить и высказывание нашего корифея - К. Ушинского про «факел, который нужно зажечь»… Но для этого нужно самому гореть или, по крайней мере – быть запалом, имея при этом и огнетушитель на «запасном пути». *Понимание (в самом широком смысле этого слова) — это тоже неотъемлемая часть моей профессии учителя истории и обществознания. И я обязан научить своих учеников понимать различные подходы и точки зрения, общественно-исторические процессы и явления в их причинно-следственной взаимосвязи; самостоятельно и продуктивно мыслить и на этой основе осознанно и ответственно (компетентно) взаимодействовать. Учить мыслить - значит учить жизни. Очевидно, что для полноценного образования (особенно историко-обществоведческого) абсолютно недостаточно передачи определенного массива знаний – запоминание учениками фактов, мыслей, выводов, оценок, которые заботливо преподносят им большинство авторов учебников и учителей. Считаю жизненно необходимым и стремлюсь (по мере становления личности ученика) научить его самостоятельно анализировать факты, оценивать события, принимать собственные решения. На современном этапе развития информационного общества ученик должен уметь работать с любым источником; анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям, понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего; анализировать причины текущих событий, видеть развитие общественных процессов и прогнозировать следствия; высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества; использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. *Мне хотелось бы видеть всех своих учеников пытливыми, стремящимися к глубине знаний, творческими людьми. Не помню кто, но очень верно подметил, что путь к любой науке лежит через вопросительный знак. (Проблема, затруднение, вопрос устанавливает цель мысли, а мысль контролирует процесс мышления.) Идеальный ученик для меня - ученик, задающий интересные, нетривиальные вопросы, творчески подходящий к любому заданию, осознающий и ценящий практическую значимость результатов учебной деятельности, не пасующий перед трудностями, способный правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда. *Надо свыкнуться с мыслью, что в условиях информационного общества современный ученик, безусловно, может и поспорить с учителем на любую тему, и нельзя ограничивать это общение рамками уроков, почасовой работой. Сейчас – в эпоху перемен: когда нет устоявшихся, сложившихся концепций, нет единого учебника истории, но есть глобальная паутина и признаки легальной информационной войны (политического заказа на сознательную фальсификацию истории1[1] и нивелирование ценности исторических знаний) нужна нисколько «Комиссия…», сколько кропотливая работа, чтобы противостоять «демонизации» нашей истории, начиная со школьного уровня. И нельзя осуждать, судить ученика за ту или иную точку зрения, ни только неудобную, но с нашей «колокольни» чуждую, и где-то даже обидную. Неправильное знание хуже, чем незнание, - оно действительно опасно. Более того, и достоверным знанием, надо научить сознательно и умело пользоваться. …Надо учить, - ибо мы Учителя; и не судить, - ибо мы не судьи. Это служение, и я, вопреки усталости, искренне рад, что находятся ученики, которые остаются и после уроков, что они хотят высказать то, что «наболело», разобрать и понять то, - что не успели на уроке и не ради оценки. И, что им важно моё мнение, совет…, а мне их умные вопросы, позиции и взгляды, искреннее проявление сопереживания к социальным недугам общества, соучастия в исторической судьбе своего народа, своей страны. Это придаёт мне силы. Но необходимо в рамках урочной системы и на ранней стадии становления мировоззрения формировать у учеников толерантное и одновременно критическое мышление и научный подход в оценке информации и её источника. Это позволит научить, понимая явные и скрытые интересы других, рационально последовательно, обоснованно и открыто отстоять свое мнение в любой жизненной ситуации. Уметь рационально и ответственно взаимодействовать с любым, признавать свои ошибки и исправлять их. В гуманитарных науках, и тем более истории, всегда хватало дискуссионных, спорных моментов и «белых пятен». Ни один профессор, доктор исторических наук не знает и не может знать всего, специализируясь лишь на определенных периодах и вопросах. И мы – учителя, уж точно не «истина в последней инстанции». И не надо бояться стесняться своей недостаточной осведомлённости в том или ином проблемном вопросе, своей слабости и невозможности компетентно ответить на интересующий ученика вопрос. Парадокс прогресса и заключается в том, что мы неминуемо будем сталкиваться с непознанным. Важно совместно с заинтересованными учениками осознать актуальность изучения существующей социально-исторической проблемы, определить цели, задачи и методы исследования и вместе с ними … «бороться, искать, найти и не сдаваться!» И ваша слабость неминуемо обратится в силу ваших общих открытий и свершений! А в конечном итоге это даст возможность добиться важнейшей стратегической задачи – научить детей самостоятельно находить истину. «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас» (К.О. Конради). * Очевидно, что развитие функциональной грамотности личности ученика необходимой в современном конкурентном информатизированном поликультурном обществе, возможно только через поддержку и развитие его познавательного интереса к предмету, через глубоко осознанную потребность преодолеть возникающие (особенно в процессе гуманитарного образования) у ребенка личностно-мировоззренческие затруднения и вопросы. Только в этом залог успеха обучения и готовности к непрерывному самообразованию, сохранению, развитию и совершенствованию себя и общества в целом * Современный учитель не только должен учить детей, быть готовым к совместному поиску истины, но и сам способен и должен учиться у своих учеников. Стараюсь и советую всем быть ближе и человечнее. Не бойтесь признавать свои ошибки, не бойтесь учиться у детей. Учитель – специалист, но не во всех областях, к тому же (что уже очевидно всем), современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории ситуацией. Темпы происходящих вокруг изменений необычайно высоки и неоднозначны, а в самой системе образования вызывают опасения и недоумения. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в мире, о котором сами педагоги не имеют достаточно ясного представления... Совершенно понятно, что современные педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий. Современные дети (индиго) во многом опережают нас в своём марше «в ногу со временем» (особенно в освоении ИКТ). Необходимо быть готовым к активным формам работы, меняться и совершенствоваться, отвечать на запросы меняющегося вокруг нас мира и менять его своим трудом. В противном случае, мы сильно рискуем остановиться в развитии и можем стать неинтересными своим ученикам. Покуда совершенствуемся и развиваемся мы - развиваются наши дети. Надо дорожить и не терять веру в высокое предназначение звания - «УЧИТЕЛЬ». Мой долг как учителя - помочь своим ученикам понять и полюбить историю - науку о жизни и развитии человеческого общества; чтобы на основе сформированной системы нравственных ценностей, активной и ответственной гражданской позиции, чувства сопричастности к судьбе своей страны, помочь им найти в этой жизни и занять своё достойное место, толерантно и продуктивно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или иной выбор. Хочется верить, что каждый из моих учеников найдет своё место в жизни. 1 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тренинг – это система упражнений, которая ведёт от познания себя к познанию мира и помогает наладить системы взаимоотношений с миром.... | Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» Человек – это целый мир. И если он не продолжает познавать себя, а через себя и все бытие, значит он завершился, остановился в своем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель не открывает истины, он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель лишь катализатор.... | Требования к современному уроку (фгос) В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Невозможно представить жизнь человеческую без книги. Она сопутствует человеку с младенчества и до глубокой старости. Она помогает... | Космос музыка чудеса Поскольку причиной такого положения явился технократический путь развития цивилизации, созданный руками самих людей, то это могло... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Первый учитель, для каждого это понятие различно. Я – первый учитель, который входит в мир ребенка и его семьи. Со мной ребятишки... | Степень с целым показателем На предыдущих уроках вы уже открыли для себя удивительный мир степеней. Многие ученые во все времена занимались их изучением. Это... | ||
… Когда вы пишите свое произведение, вы выстраиваете целый мир Конечно, и он может видеть себя "неправильно" необъективно, но, может быть, из всех этих "неправильностей" и необъективностей мы... | «детской одарённости» Мир ребенка — это великая загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие... | ||
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | Помогает нам вновь обрести себя. Альберт камю ООО «Русское Бюро Путешествий Новый век» Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга | ||
Не искажай окружающий мир и себя – это не модно!!! Тебе, поверь, тоже будет приятно! Теперь сделаем вывод. Существует мода не только на различную технику и одежду, но и на поведение!... | История античной эстетики аристотель и поздняя классика история античной эстетики, том IV При переходе от Платона к Аристотелю мы чувствуем себя как бы покинувшими один мир и перешедшими в совершенно другой мир. Это касается... | ||
Пояснительная записка Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка.... Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб | Решение и мотивация поступают от взрослого. А от ребенка требуется... Ответственность и послушание – это два различных типа поведения. Различие состоит прежде всего в том, кто решает, что нужно сделать... |