Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего





Скачать 107.43 Kb.
НазваниеЭто проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего
Дата публикации08.08.2014
Размер107.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
МЫСЛИ О ПЕДАГОГИКЕ

Учитель – это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего прогрессивного человечества, найти в нём самого себя, свой талант. Именно это даёт возможность ребятам обрести духовную опору в жизни и убедить их в том, что судьбу нужно строить всё-таки на фундаменте развития собственной личности.

Для всех учителей самая большая радость – знания своих учеников, их воспитанность, их человечность друг к другу, к окружающим. Каждый учитель хочет видеть в будущем своих учеников успешными, порядочными людьми.

Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят и от наших усилий. Учитель преподает самую трудную на свете науку – быть ЧЕЛОВЕКОМ: на основе развития того ценного, что заложено природой реализоваться как самостоятельная здоровая нравственно, интеллектуально, психофизически полноценная личность общества.

Цель всех педагогических усилий - сама Личность Ученика. Наша задача (предназначение) в том, чтобы помочь маленькому человеку проявить её, осознать собственную значимость, неповторимость, уникальность и ценность каждого, научиться ладить с этим многоликим миром и людьми, не потеряться среди множества ложных маячков.

Убеждена: в педагогике нет и не может быть точных рецептов, нет абсолютно одинаковых взглядов и позиций. Не помогут никакие инновации, никакие технологи, если нам будут навязывать их сверху. Колоссальная ответственность учителя заключается в том, что он сам должен обладать высокими моральными и интеллектуальными качествами соответствовать духу времени, быть мыслителем и деятелем, а не покорным исполнителем.

Мой выдающийся коллега - великий русский историк В.О.Ключевский справедливо заметил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Моё педагогическое кредо: Любить свой предмет, своих учеников, свою профессию – дело моей жизни. Служить им Верой и Правдой. Видеть плоды своей деятельности в учениках.

Мои профессиональные и личностные ценности: порядочность, ответственность, честность, доброта и милосердие, понимание, уважение и любовь к ученику, учителю-коллеге, родной земле, делу, которому служу; профессионализм. Эти же качества, я стараюсь воспитать и в своих детях.

Мы живем в период кризисов: социальных, экономических, политических, экологических. однако самый страшный – нравственный. Поэтому, я в своей работе начинаю воспитание ребёнка с формирования духовности; благо, что мои предметы (история и обществознание) предоставляют мне для этого дополнительные возможности.

Мои педагогические размышления:

* Ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души. Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, если хочу привить и развить чувство сопричастности к исторической судьбе Отчизны – своей Родины и своего народа, неразделимой ответственности за будущность - сам должен верить, надеяться и любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.

*«Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы», как гласит древневосточная мудрость. "Плохой" ученик не есть плохой человек. Все дети-люди уникальны, самоценны и нет абсолютно никчемных и ни к чему неспособных учеников и поэтому, совершенно неприемлемо допускать проявления превосходства одного ученика над другим и тем более преступно даже ощущение превосходства учителя над школьником. Мнение любого ученика, надо уметь слышать и уважать.

– Нет тех, кто не стоит любви. Каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание и заботу. Учитель должен быть чуток и восприимчив к психологическому состоянию ребёнка, высказываниям и поступкам своих учеников-воспитанников, чтобы вовремя прийти им на помощь. И поэтому, оправдано неприятие в ребенке лишь того, что угрожает его физическому и духовному здоровью, равно как, и здоровью окружающих его людей. (Как здесь не вспомнить врачебный принцип «не навреди», особенно актуальный в нашей профессии – не ранить, не озлобить, не запугать трепетную и открытую душу ребёнка).

*На мой взгляд, - главная задача учителя гуманитарных наук - пробудить и возвысить человеческое в человеке. Стараюсь оценивать человека по его знаниям, идеям - стремлениям и реальным поступкам. Убеждена, что непременным требованием к педагогической деятельности и залогом психического здоровья ребенка (правильных посылов для формирования его «Я-концепции»), его самоутверждения и самореализации - является уважение Маленького Человека!

Отсюда следующая необходимость:

* Замечать каждого ученика; каждая, даже очень скромная удача того, кому учёба даётся нелегко, не менее важна, чем успехи тех, кто всё схватывает на лету.

Для меня: Успех ученика – это событие, - это и мой профессиональный и личностный успех, которому я радуюсь зачастую не меньше, чем своим удачам в личной жизни, так как это и есть моя жизнь, - смысл и назначение моей деятельности как Учителя! Молва гласит: «не ошибается тот, - кто ничего не делает». При этом, как многократно подтверждает накопленный опыт, - именно они и ошибаются, - «пустую парту не научишь». Осознание причин постигшей неудачи – это руководство к действию и залог будущих побед. Необходимо воспитывать и развивать волю к преодолению. Безволие может похоронить даже талант.

 

Необходим индивидуальный подход, терпение и труд, соучастие, хорошая дидактическая проработка учебных тем по уровням заложенных в ней сложностей, варьирование форм и вовлечение ученика в разнообразные активные виды учебной деятельности, в том числе и проектно-исследовательскую, мягкая коррекция её тематики с учётом личностно-значимой и социально-ориентированной проблематики и направленности на актуальное развитие мировоззрения и становление самостоятельной личности ученика. Чтобы ученик, влюбляясь в дело, дилетантствуя на первых порах, мог видеть пути перехода от «азов» базового уровня к эрудированности и творчеству.

 

*Если я хочу, чтобы ребенок желал и любил учиться, я должен работать с ним в содружестве. Необходимо обязательное и системное применение главного дидактического приёма – помощи - как со стороны самого учителя, так и организация системной взаимопомощи (в идеале) всех участников педагогического процесса: коллектива (со)учеников, учителей, администрации, родителей и т.д. Роль учителя – «стоять не над, а рядом» со своим учеником. На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Я убеждена, что настоящий учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. В работе, особенно с одарёнными детьми и учениками старших классов, я стараюсь работать в стиле педагогической поддержки, «проживая» роли: консультанта, руководителя, специалиста, координатора, эксперта, энтузиаста; поддерживая, поощряя и направляя их деятельность в сторону достижения педагогических целей. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности

*Если я хочу, чтобы ребёнок проявлял инициативу, я должен его увлечь. Основой должно стать активное творческое начало в любом виде деятельности. НЕОБХОДИМО дать каждому ребёнку возможность проявить себя. Необходимо поддерживать все его добрые начинания, поощрять, восхищаться его собственным креативным идеям, находить и ставить перед ним (и вместе с ним) интересные творческие, практически значимые проблемные продуктивные задачи. Надо самому творить и удивлять, импровизировать, а не действовать только по шаблону, содействовать здравой инициативе в том числе и личным примером - соучастием. (Предлагаешь провести поэтический вечер памяти «Прикоснись сердцем к подвигу» - начни с себя – личным участием. Хочешь привлечь ученика к участию в проектно-исследовательской деятельности, - обогати урок анализом разархивированных документов, меняющем устоявшееся заблуждение или навязанную идеологическую догму, или в корне пресекающем попытку политической провокации. Будь в курсе меняющихся событий и различных точек зрения, имея при этом свой обоснованный взгляд и умея донести и аргументировано отстоять свою позицию. И т. д. и только так!) Один из основоположников идеи развивающего обучения, выдающийся немецкий педагог Дистерверг, справедливо заметил, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Ну как тут не вспомнить и высказывание нашего корифея - К. Ушинского про «факел, который нужно зажечь»… Но для этого нужно самому гореть или, по крайней мере – быть запалом, имея при этом и огнетушитель на «запасном пути».

*Понимание (в самом широком смысле этого слова) — это тоже неотъемлемая часть моей профессии учителя истории и обществознания. И я обязан научить своих учеников понимать различные подходы и точки зрения, общественно-исторические процессы и явления в их причинно-следственной взаимосвязи; самостоятельно и продуктивно мыслить и на этой основе осознанно и ответственно (компетентно) взаимодействовать.

Учить мыслить - значит учить жизни.

Очевидно, что для полноценного образования (особенно историко-обществоведческого) абсолютно недостаточно передачи определенного массива знаний – запоминание учениками фактов, мыслей, выводов, оценок, которые заботливо преподносят им большинство авторов учебников и учителей. Считаю жизненно необходимым и стремлюсь (по мере становления личности ученика) научить его самостоятельно анализировать факты, оценивать события, принимать собственные решения. На современном этапе развития информационного общества ученик должен уметь работать с любым источником; анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям, понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего; анализировать причины текущих событий, видеть развитие общественных процессов и прогнозировать следствия; высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества; использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

*Мне хотелось бы видеть всех своих учеников пытливыми, стремящимися к глубине знаний, творческими людьми. Не помню кто, но очень верно подметил, что путь к любой науке лежит через вопросительный знак. (Проблема, затруднение, вопрос устанавливает цель мысли, а мысль контролирует процесс мышления.)

Идеальный ученик для меня - ученик, задающий интересные, нетривиальные вопросы, творчески подходящий к любому заданию, осознающий и ценящий практическую значимость результатов учебной деятельности, не пасующий перед трудностями, способный правильно оценивать свои поступки и результаты своего труда.

*Надо свыкнуться с мыслью, что в условиях информационного общества современный ученик, безусловно, может и поспорить с учителем на любую тему, и нельзя ограничивать это общение рамками уроков, почасовой работой. Сейчас – в эпоху перемен: когда нет устоявшихся, сложившихся концепций, нет единого учебника истории, но есть глобальная паутина и признаки легальной информационной войны (политического заказа на сознательную фальсификацию истории1[1] и нивелирование ценности исторических знаний) нужна нисколько «Комиссия…», сколько кропотливая работа, чтобы противостоять «демонизации» нашей истории, начиная со школьного уровня. И нельзя осуждать, судить ученика за ту или иную точку зрения, ни только неудобную, но с нашей «колокольни» чуждую, и где-то даже обидную. Неправильное знание хуже, чем незнание, - оно действительно опасно. Более того, и достоверным знанием, надо научить сознательно и умело пользоваться. …Надо учить, - ибо мы Учителя; и не судить, - ибо мы не судьи.

Это служение, и я, вопреки усталости, искренне рад, что находятся ученики, которые остаются и после уроков, что они хотят высказать то, что «наболело», разобрать и понять то, - что не успели на уроке и не ради оценки. И, что им важно моё мнение, совет…, а мне их умные вопросы, позиции и взгляды, искреннее проявление сопереживания к социальным недугам общества, соучастия в исторической судьбе своего народа, своей страны. Это придаёт мне силы. Но необходимо в рамках урочной системы и на ранней стадии становления мировоззрения формировать у учеников толерантное и одновременно критическое мышление и научный подход в оценке информации и её источника. Это позволит научить, понимая явные и скрытые интересы других, рационально последовательно, обоснованно и открыто отстоять свое мнение в любой жизненной ситуации. Уметь рационально и ответственно взаимодействовать с любым, признавать свои ошибки и исправлять их.

В гуманитарных науках, и тем более истории, всегда хватало дискуссионных, спорных моментов и «белых пятен». Ни один профессор, доктор исторических наук не знает и не может знать всего, специализируясь лишь на определенных периодах и вопросах. И мы – учителя, уж точно не «истина в последней инстанции». И не надо бояться стесняться своей недостаточной осведомлённости в том или ином проблемном вопросе, своей слабости и невозможности компетентно ответить на интересующий ученика вопрос. Парадокс прогресса и заключается в том, что мы неминуемо будем сталкиваться с непознанным. Важно совместно с заинтересованными учениками осознать актуальность изучения существующей социально-исторической проблемы, определить цели, задачи и методы исследования и вместе с ними … «бороться, искать, найти и не сдаваться!» И ваша слабость неминуемо обратится в силу ваших общих открытий и свершений! А в конечном итоге это даст возможность добиться важнейшей стратегической задачи – научить детей самостоятельно находить истину. «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас» (К.О. Конради).

* Очевидно, что развитие функциональной грамотности личности ученика необходимой в современном конкурентном информатизированном поликультурном обществе, возможно только через поддержку и развитие его познавательного интереса к предмету, через глубоко осознанную потребность преодолеть возникающие (особенно в процессе гуманитарного образования) у ребенка личностно-мировоззренческие затруднения и вопросы. Только в этом залог успеха обучения и готовности к непрерывному самообразованию, сохранению, развитию и совершенствованию себя и общества в целом

* Современный учитель не только должен учить детей, быть готовым к совместному поиску истины, но и сам способен и должен учиться у своих учеников. Стараюсь и советую всем быть ближе и человечнее. Не бойтесь признавать свои ошибки, не бойтесь учиться у детей. Учитель – специалист, но не во всех областях, к тому же (что уже очевидно всем), современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории ситуацией. Темпы происходящих вокруг изменений необычайно высоки и неоднозначны, а в самой системе образования вызывают опасения и недоумения. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в мире, о котором сами педагоги не имеют достаточно ясного представления...

Совершенно понятно, что современные педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий. Современные дети (индиго) во многом опережают нас в своём марше «в ногу со временем» (особенно в освоении ИКТ). Необходимо быть готовым к активным формам работы, меняться и совершенствоваться, отвечать на запросы меняющегося вокруг нас мира и менять его своим трудом. В противном случае, мы сильно рискуем остановиться в развитии и можем стать неинтересными своим ученикам. Покуда совершенствуемся и развиваемся мы - развиваются наши дети. Надо дорожить и не терять веру в высокое предназначение звания - «УЧИТЕЛЬ».

Мой долг как учителя - помочь своим ученикам понять и полюбить историю - науку о жизни и развитии человеческого общества; чтобы на основе сформированной системы нравственных ценностей, активной и ответственной гражданской позиции, чувства сопричастности к судьбе своей страны, помочь им найти в этой жизни и занять своё достойное место, толерантно и продуктивно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или иной выбор. Хочется верить, что каждый из моих учеников найдет своё место в жизни.

1



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тренинг – это система упражнений, которая ведёт от познания себя к познанию мира и помогает наладить системы взаимоотношений с миром....
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconД. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова»
Человек – это целый мир. И если он не продолжает познавать себя, а через себя и все бытие, значит он завершился, остановился в своем...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель не открывает истины, он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель лишь катализатор....
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconТребования к современному уроку (фгос)
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Невозможно представить жизнь человеческую без книги. Она сопутствует человеку с младенчества и до глубокой старости. Она помогает...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconКосмос музыка чудеса
Поскольку причиной такого положения явился технократический путь развития цивилизации, созданный руками самих людей, то это могло...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первый учитель, для каждого это понятие различно. Я – первый учитель, который входит в мир ребенка и его семьи. Со мной ребятишки...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconСтепень с целым показателем
На предыдущих уроках вы уже открыли для себя удивительный мир степеней. Многие ученые во все времена занимались их изучением. Это...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего icon… Когда вы пишите свое произведение, вы выстраиваете целый мир
Конечно, и он может видеть себя "неправильно" необъективно, но, может быть, из всех этих "неправильностей" и необъективностей мы...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего icon«детской одарённости»
Мир ребенка — это великая загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconТема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconПомогает нам вновь обрести себя. Альберт камю ООО «Русское Бюро Путешествий Новый век»
Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconНе искажай окружающий мир и себя – это не модно!!!
Тебе, поверь, тоже будет приятно! Теперь сделаем вывод. Существует мода не только на различную технику и одежду, но и на поведение!...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconИстория античной эстетики аристотель и поздняя классика история античной эстетики, том IV
При переходе от Платона к Аристотелю мы чувствуем себя как бы покинувшими один мир и перешедшими в совершенно другой мир. Это касается...
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconПояснительная записка Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка....
Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб
Это проводник, который ведёт ребёнка в кладовую человеческих знаний и помогает ему открыть для себя целый мир, созданный усилиями предыдущих поколений всего iconРешение и мотивация поступают от взрослого. А от ребенка требуется...
Ответственность и послушание – это два различных типа поведения. Различие состоит прежде всего в том, кто решает, что нужно сделать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск