Скачать 114.9 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств имени Милия Алексеевича Балакирева г. Тольятти Представление педагогического опыта Раскрытие и развитие одарённости учащихся в системе дополнительного образования детей Автор: Левкович Оксана Романовна преподаватель теории музыки и Мировой художественной культуры 2013 г. Мир ребенка — это великая загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. А кто, если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны, поможет в этом. Это ли не характеристики одаренных людей, одаренных детей? Тема «детской одарённости» сейчас звучит достаточно часто. И действительно, это одна из самых интересных и актуальных тем в современной педагогике. Уместно вспомнить, что каждый ребёнок по-своему одарён от природы. В современной школе одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями, но чаще всего - имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. Раскрыть эти предпосылки, активизировать их – в этом и есть задача педагога XXI века. Причинами, задерживающими становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, могут быть самые разные трудности развития ребенка, например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Современные условия требуют от подрастающего поколения развития во многих сферах. XXI век привел к тому, что современные дети посещают сразу несколько образовательных учреждений. Их нагрузка, зачастую, превышает все мыслимые и немыслимые объёмы. Это всевозможные учреждения дополнительного образования – спортивные, лингвистические, культурно – досуговые и т.д. Но, разумеется, приоритетными в этом случае остаются основные образовательные учреждения – средние школы, лицеи, колледжи, техникумы и т.д. К сожалению, учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства занимают здесь далеко не ведущее место. Тем не менее, художественное воспитание и образование остаётся неотъемлемой частью образования в целом. Художественное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, развития у них художественно – творческих способностей в процессе их собственной творческой деятельности. Центральным звеном художественного воспитания является художественное образование, которое предоставляют учреждения дополнительного образования в сфере искусства и культуры, имеющие целью обогащение подрастающего поколения знаниями, умениями, навыками в области искусства, формирование мировоззрения средствами различных видов искусства. Именно в учреждениях дополнительного образования аккумулируются благоприятные возможности для художественного развития ребёнка. В эти учреждения часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Дополнительное образование гарантирует детям возможность непрерывного развития своих способностей. Согласно нормативам, система дополнительного образования ориентирована, в основном на детей в возрасте от 6 до 18 лет, таким образом, обеспечивая ребенку возможность пройти все этапы развития одаренности — от выявления через становление до успеха. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования. В связи с этим, преподавателю современной музыкальной школы или школы искусств необходимо так построить свою работу, чтобы сделать пребывание учащегося в образовательном учреждении максимально интересным и необременительным для него. Однако, преподаватель не должен забывать своего основного предназначения – обучение. Общие цели образовательной сферы, сформулированные ещё в первой половине XX века, и сегодня актуальны:
Задача преподавателя сделать так, чтобы достижение вышеназванных целей прошло для обучающихся легко, без давления. В результате своей деятельности мы получим искомый результат. То, что учащийся делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности может значительно превышать первоначальный замысел. В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения, способствующие раскрытию детской одарённости:
Учреждение дополнительного образования в сфере культуры и искусства XXI века как никакое другое учреждение способно восполнить у ребёнка недостаток необходимых знаний, умений и навыков в сфере художественного образования. Каким образом педагог стремиться к достижению этой цели, у каждого есть свои секреты, свои находки в педагогике. Исходя из специфики собственного образования – преподаватель теории музыки – могу с уверенностью утверждать, что обучение по программам творческого развития в определенной области, несомненно, способствует раскрытию и развитию одарённости учащихся. В настоящий момент на музыкальном отделении МБОУ ДОД ДШИ им. М. А. Балакирева г. Тольятти реализуется предмет «Мировая художественная культура». Необходимость ввести новый предмет была продиктована стремлением автора глубже и разностороннее познакомить учащихся с образцами мировой культуры - музыки, живописи, архитектуры, скульптуры, театра и др. Ведущие педагоги постоянно ведут разговор об интеграции в музыкальном образовании. Это весьма ценно, поскольку межпредметная связь даёт возможность всестороннего, комплексного образования учащихся. Нельзя говорить о музыке Моцарта, не познакомив учащегося с понятиями «Венский классицизм», «Цикл», «Соната». А к изучению этих понятий в свою очередь подводят темы «Барокко», «Ренессанс» и другие. Предмет же «Музыкальная литература» не позволял решить эти вопросы из-за малого количества часов - 1 час в неделю. Новая учебная дисциплина благодаря большему количеству часов (2 часа в неделю позволила решить эту задачу). Структура программы «Мировая художественная культура» логична и понятна. Первый год посвящён знакомству с видами искусства в целом. Так подробно изучаются живопись и её жанры (портрет, пейзаж, натюрморт и др.), графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Подробно учащиеся знакомятся с искусством театра и его разновидностями (музыкальный, драматический, кукольный). Изучается тема «Хореография». Включены темы “Искусство кинематографа”, “Мультипликация”. Поскольку программа разработана для учащихся музыкального отделения, второе полугодие полностью посвящено изучению музыкального искусства. Так, подробно разбирается тема «Средства музыкальной выразительности», поскольку именно она позволяет научить правильно анализировать музыкальные произведения. В дальнейшем учащиеся изучают темы «Музыкальные формы», «Музыкальные жанры». Второй год обучения полностью посвящён изучению Зарубежной культуры и искусства, начиная с Древнего Египта и, заканчивая творчеством музыкантов и художников XX и XXI веков. Аналогично распределение тем на 3 этапе обучения, который посвящён Русской культуре. Помимо знакомства с музыкой, учащиеся имеют возможность узнать о творчестве русских иконописцев, художников, архитекторов, скульпторов. Включены такие темы, как «Колокольные звоны», «Русский театр». Четвертый год - продолжает знакомить учащихся с русским искусством вплоть до начала XXI века. Изучаются темы “Современная культура и искусство”, “Творчество современных композиторов”, “Современный кинематограф”. Введение нового предмета достаточно быстро показало целесообразность его преподавания. Учащимися гораздо полнее и прочнее усваиваются многие термины, понятия. Они достаточно активно занимаются самообразованием, задавая интересующие их вопросы и сами же на них отвечая. При этом им необходимо пользоваться справочной литературой, энциклопедиями, словарями. Стремление найти более полную информацию по конкретному вопросу учащиеся всё больше пользуются современными информационными технологиями, в том числе и Интернетом, что также хорошо их развивает. Цели новой дисциплины, в целом, соответствуют целям художественного образования:
В результате освоения учебной дисциплины «Мировая художественная культура» устраняется недостаток необходимых знаний, умений и навыков в области художественного воспитания и образования, которые в свою очередь, активизируют проявления того или иного вида одаренности учащихся. Предмет «Мировая художественная культура» не является ведущей и профилирующей дисциплиной учебного плана школы, но именно он позволяет многогранно раскрыть творческий потенциал учащихся. К окончанию усвоения учебной программы предмета «Мировая художественная культура» учащийся в той или иной степени овладевает следующими навыками:
На уроках Мировой художественной культуры возможно использование различных форм и видов контроля:
Возможно использование других форм опроса - письменных тестов, семинарных занятий, контрольных уроков в конце учебного периода и предполагаемого экзамена в конце курса. Цель семинаров и контрольных мероприятий – представить полный творческий портрет учащихся. Именно итоговый (контрольный) урок даёт возможность использовать разнообразные виды и формы проверочных заданий. В моей практике наиболее полно и ярко учащиеся проявляли себя в итоговых контрольных уроках, поскольку именно на этих занятиях преподаватель имеет возможность использовать весь спектр вариантов контроля – музыкальные и зрительные викторины, тесты с вариантами ответов, кроссворды, устные ответы, письменные задания, беседа – диалог и т.д. Приведу пример некоторых итоговых уроков, которые были использованы мной в практике: 1 год обучения: «Искусство живописи» «Искусство театра» «Инструменты симфонического оркестра» 2 год обучения «Искусство эпохи Возрождения» «Искусство импрессионизма» Итоговый урок по зарубежному искусству 3 год обучения «Влияние реформ Петра Первого на искусство России первой половины XVIII века» «М. А. Балакирев и музыкальное просвещение России второй половины XIX века» «Тема патриотизма в искусстве России 1 половины XIX века» 4 год обучения «Живопись «передвижников» и «мирискуссников» «Новые жанры музыкального искусства XX века» Неоднократно уроки были представлены на конкурсах педагогического мастерства различных уровней – городского, областного, всероссийского, где стабильно получали высокие отзывы и результаты. Возможно, именно обучение по программе «Мировая художественная культура» раскрыло и развило одарённость некоторых учащихся, а также мотивировало отдельных выпускников продолжить образование в средних специальных учебных заведениях города и страны. Работая по программе «Мировая художественная культура» на протяжении уже 15 лет, могу отметить, что в процессе обучения проявлялась одарённость многих учащихся, не раскрытая до этого времени. Учащиеся, знакомые с предметом Мировая художественная культура, весьма активно проявляют себя в конкурсных мероприятиях в общеобразовательных учреждениях. Это олимпиады по культуре и искусству, конкурсы рефератов и творческих работ, конкурсы вступительного слова и т.д. Некоторые стали достаточно успешно пробовать себя в поэзии. У других совершенно неожиданно раскрылись лекторские способности. Третьи, предстали оформителями и декораторами школьных мероприятий. На мой взгляд, Мировая художественная культура – это единственный предмет учебного плана образовательного учреждения, который требует не узконаправленных умений и навыков, а комплексного подхода к учебному процессу. Именно на этих занятиях формируется индивидуальная картина мира и определяется место человека в этом мире. Поэтому именно здесь возможно раскрытие одарённости в самых различных областях, востребованных на уроках Мировой художественной культуры и невостребованных на других предметах. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы», которые подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие (пункт 1 части 4 статьи 12 и пункт 1 части 2 статьи 83). Общеразвивающие программы в области искусств должны способствовать эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83). Предмет Мировая художественная культура вполне соответствует вышеназванным требованиям и может быть включён в учебный план для дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального, хореографического, изобразительного, декоративно-прикладного и театрального искусства. Для обучения по предпрофессиональным программам, возможно, использовать предмет «Мировая художественная культура» в качестве вариативной части, что также будет выполнять функцию проявления и раскрытия одарённости обучающихся. |
Реферат По курсу: «Развитие одаренности подростков в системе дополнительного... Целью является рассмотреть особенности инновационного подхода к созданию программы развития детской одаренности в системе дополнительного... | Работа классного руководителя по выявлению и развитию одаренности... При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного... | ||
Сопровождение детской одаренности в начальной школе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одарённости | ||
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности Ведь традиционно детей, начиная с детского сада, обучают мыслить в рамках заданной программы: малейшее отклонение от нее моментально... | Анализ работы с одаренными детьми за 2013 2014 учебный год В течение учебного года осуществлялась реализация инновационного проекта «Учение с увлечением». Одно из направлений этого проекта... | ||
Программа «одаренные дети» для учащихся 5-11 классов мбоу сош на 2011-2015 годы На первом этапе (2011 – 2012 годы) предусмотрены работы, связанные с разработкой моделей совершенствования системы развития и поддержки... | Общий отчёт за 2009-2010 уч год по реализации Программы работы Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательной модели моу «Лицей». При разработке данной программы... | ||
Неделя детской книги Поздравляем вас с долгожданной весной, а весна уже давно связана с Неделей детской и юношеской книги | Августовская конференция педагогических работников Томского района... Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко… Если у тебя... | ||
Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «Читательская... Методическое пособие предназначено для педагогов, уделяющих огромное внимание внеклассной деятельности, посвящено читательской конференции... | Лекция №11. Тема: преждевременные роды Преждевременные роды являются очень важной проблемой. Дети рождаются незрелыми и следовательно дают высокий процент детской заболеваемости... | ||
Методист нмцво ку «зоиппо» зос С 1967 г во всем мире по инициативе и решению Международного совета по детской книге (ibby) 2 апреля, в день рождения Ганса Христиана... | Неделя детской книги 2012 г. Афиша мероприятий Традиционно в дни школьных каникул в Петербурге пройдет «Неделя детской книги». В большинстве детских библиотек увлекательный книжный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При логопункте – одна из наиболее наглядных форм художественного отображения детской жизни. Увлекательная сила детской художественной... | Вопросы к переводному экзамену по детской хирургии для студентов История развития детской хирургии. Организация хирургической помощи детям. Перспективы развития хирургии детского возраста |