Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности





Скачать 50.25 Kb.
НазваниеИсследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности
Дата публикации21.06.2014
Размер50.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Л.А.Астафьева,

МАОУ-НОШ №5, г. Среднеуральск
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности
Современный обучающий процесс не отвечает на вопрос, как развить логическое мышление, потому что он не предполагает его развития. Ведь традиционно детей, начиная с детского сада, обучают мыслить в рамках заданной программы: малейшее отклонение от нее моментально наказывается и считается недопустимым, неправильным.

А ведь все учащиеся индивидуальны, значит, и мыслить они умеют по-разному. Тогда почему у одной задачи должно быть только одно правильное решение?

Внутренним психологическим условием индивидуального развития детской одаренности в рамках ФГОС НОО является высокая исследовательская (творческая) активность, которая обусловливает становление исследовательской позиции личности – фактора, обеспечивающего развитие одаренности, достижение человеком наиболее высоких форм творческой активности.

На протяжении школьного детства большое значение принадлежит проявлению исследовательской позиции в обучении. Она характеризуется:

1) высоким уровнем и широтой поисково-исследовательской активности ребенка, стремлением к самостоятельному «познанию истины»;

2) выраженной склонностью к продолжительным умственным усилиям;

3) позитивным отношением, предпочтением продуктивных способов познания.

Центральным звеном является создание таких занимательно-игровых ситуаций, в которых могла бы проявиться исследовательская активность ребенка, его познавательная потребность, склонность к творчеству.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которое позволило бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать выводы, и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

В своей работе я использую различные формы и методы обучения для развития логического мышления своих учеников: нетрадиционные уроки («Математический КВН», «Урок – сказка»), конкурсы («Урок – олимпиада», «В царстве смекалки», «Блиц – турнир по математике»), дидактические игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”, “Что здесь лишнее? Почему?” и др.

Логическое мышление развивают загадки, ситуационные задачи и логические игры: ребусы, шарады, головоломки. Все они тренируют логическое мышление младших школьников и помогают получать новые мыслительные навыки

Они развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Наибольший эффект на уроках при работе с текстовой задачей может быть достигнут в результате применения различных приёмов работы над задачей как мини-исследование, особенно на уроке математики: решение задач различными способами, разбиение текста задачи на смысловые части, моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка, изменение вопроса задачи, использование приема сравнения задач и их решений, составление аналогичной задачи с измененными данными, решение обратных задач. В кабинете создан банк разноуровневых текстовых задач «Лабиринт»

Систематическое использование на уроках математики данных приёмов работы над текстовой задачей, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
При решении занимательных нестандартных задач преследуются следующие цели:

- формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;

- развитие и тренинг мышления, в том числе творческого;

- поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);

- развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта

В кабинете создан банк нестандартных задач «Занимательная математика»
Также на уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные творческо-исследовательские задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

В кабинете имеется картотека различных творческо-исследовательских заданий «Развиваем логику»

Элективный курс «Логика», разработанный мною, направлен на развитие логического мышления школьников, формирование умения нестандартно мыслить, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблицы сложения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы.

Курс создать условия для развития познавательных универсальных учебных действий: умение логически рассуждать, выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поисково­го характера, осуществлять поиск и выделяет необходимую

Информацию.

Благодаря целенаправленной работе ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в конкурсах творческих и исследовательских проектов. Интерес к исследовательской деятельности учащихся возрастает, обусловливает становление их исследовательской позиции.

В 2012-2013 году все учащиеся представили мини-проекты на уровне класса, 3 учащихся участвовали в школьной защите исследовательских проектов «Мои первые открытия», Бабинова Виктория с исследовательским проектом «Миражи» заняла 1 место на городском конкурсе детских исследовательских проектов «Проектик».

Данная работа позволяет достичь метапредметных результатов: приобретение младшими школьниками опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера, формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику достичь личностных результатов: совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Высокая исследовательская (творческая) активность, которая обусловливает становление исследовательской позиции личности – фактор, обеспечивающий развитие одаренности.
Литература

  1. Слободчиков В.И. Эмпирическое исследование организации предметного содержания сознания // Опыт системного анализа психики ребенка. М., 1975, 84—118 с.

  2. Шумакова Н.Б. Роль вопроса в структуре мышления / Вопросы психологии, 1984, № 1, с. 91—95.

3. Штерн В. Монографии о душевном развитии ребенка. СПб., 1911, 147 с.

4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971, 351 с

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconРеферат По курсу: «Развитие одаренности подростков в системе дополнительного...
Целью является рассмотреть особенности инновационного подхода к созданию программы развития детской одаренности в системе дополнительного...
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности icon«детской одарённости»
Мир ребенка — это великая загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие...
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор...
Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества»
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconРабота классного руководителя по выявлению и развитию одаренности...
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – а 30) впишите номер выбранного...
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconАнализ учебно-воспитательной деятельности
В 2012 – 2013 учебном году коллектив школы продолжил работу над методической темой «Развивающее обучение как фактор гармоничного...
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconПедагогические методы развития фортепианной техники учащихся детской музыкальной школы
Известно, что самые первые шаги обучения ребенка — самый ответственный этап, во многом определяющий всю будущую жизнь. Фундамент...
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности icon«Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»
Степченко Т. С. «Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»// Дисс канд экон наук – Кр.,...
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconСопровождение детской одаренности в начальной школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9»
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconПрограмма «одаренные дети» для учащихся 5-11 классов мбоу сош на 2011-2015 годы
На первом этапе (2011 – 2012 годы) предусмотрены работы, связанные с разработкой моделей совершенствования системы развития и поддержки...
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование универсальных учебных действий учащихся и развитие детской одарённости
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconВопросы к переводному экзамену по детской хирургии для студентов
История развития детской хирургии. Организация хирургической помощи детям. Перспективы развития хирургии детского возраста
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconУмная игра в непостоянство
Позиция автора этой книги основана на убеждении, что сегодняшние исследования в области психологии человека вообще и психологии творчества...
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconВнедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной...
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого...
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconСамообразование как фактор стимулирования развития личности и повышения...

Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Повышение качества образования в школе как фактор подготовки ребенка к жизни в современных условиях
Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности iconБожко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность...
Сведения об авторе: Божко Светлана Викторовна, учитель информатики, Новоалександровская средняя школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск